Главная

Редакция

Реклама в газете

Подписка

» » Было дело над морями, над волнами, за китами
Тема номера

 
ДУХОВНУЮ СИЛУ СВЯТИТЕЛЯ УНАСЛЕДОВАЛИ ПОКОЛЕНИЯ СЕВЕРЯН...
 
19 сентября в Магадан были принесены честные мощи святителя Иннокентия Московского, Апостола Дальнего Востока и Сибири и Америки. Мощи в Колымскую столицу доставил епископ Якутский и Ленский Роман. В аэропорту владыку Романа и сопровождаемую им святыню встретил епископ Магаданский и Синегорский Иоанн.
 
Рубрикатор
 

   Наш город

   Политика. Власть

   Городское хозяйство

   Культура. Искусство

   Образование. Наука

   История. Память

   Правопорядок

   Однако. Резонанс

   Актуально

   Лица города

   Событие недели

   Общество

   Новости города

   Духовное поле

 
 
Газетный архив
 
 
«    Март 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
 
 
Сентябрь 2015 (101)
Август 2015 (86)
Июль 2015 (94)
Июнь 2015 (62)
Май 2015 (96)
Апрель 2015 (141)
 
Читаемые
материалы
 
 
 
 
Ваше мнение
 
 
Как вы считаете, какова главная задача школьного образования?



 
 
 
 
 
 

Паспорт РФ - как и где получить, какие документы собирать на паспорт РФ
10-02-2015, 15:34
Многие граждане СНГ мечтают получить паспорт гражданина Российской Федерации.

Не пытайтесь купить паспорт гражданина РФ - лучше получить его легально!
15-01-2015, 01:44
Получить гражданство Российской Федерации быстро, легально, по упрощённой схеме — это мечта сотен и даже десятков тысяч граждан постсоветского пространства, проживающих теперь в странах Содружества Независимых Государств

Интересная информация о паспорте
10-01-2015, 07:24
Мы оказываем услуги по содействию в оформлении документов ( в частности следующих документов: паспорт гражданина РФ, загранпаспорт, СНИЛС, водительское и др. документов) в кротчайшие сроки

читать все материалы
 
 
 
 

Культура. Искусство

 

Было дело над морями, над волнами, за китами

 
 
Дата публикации: 14-06-2007, 06:37

Материалы по теме

  • Было дело над морями, над волнами, за китами
  • Было дело над морями, над волнами, за китами
  • Было дело над морями, над волнами, за китами
  • Было дело над морями, над волнами, за китами
  • Над морями, над волнами, за китами
  •    

    Записки магаданского летчика
    (Продолжение, нач в № 20, 21, 22,23).
    Пилот автоматически выполняет команду, строго выдерживая курс, от которого зависит точность выхода в расчетную точку через какое-то время, исчисляемое иногда несколькими часами. Вздох облегчения и даже радости пронизывает твое существо: нет, еще рано и ты с удивленным вниманием прислушиваешься к себе, совершенно новому и как бы ниоткуда появившемуся на своем пилотском месте. А солнце – оно под 90 градусов слева или справа от курса самолета и, задраенное темной непроницаемой шторкой, уже не грозит тебе всяческими неприятностями…

    Опять Камчатка, Олюторский залив, со своей знаменитой когда-то селедкой. Голос Альфреда с сожалением ведает нам, сидящим впереди за штурвалами, трагическую историю сельди водившейся в этом заливе. Она была только здесь, крупная и вкуса необыкновенного. Но не прошло и десятка лет, как выгребли ее подчистую. И когда ее не стало – наложили запрет. Даст ли результат запрет на несколько лет?
    Он пожимал плечами, словно выражая сомнение в столь несвоевременном запрете.

    А я вспоминал, как в Охотском море на рыборазведке заводили сейнеры с помощью самолета на громадные косяки сельди, хорошо видимые с высот от 600 до 800 метров большими фиолетовыми пятнами на черной, словно маслянистой поверхности моря. А капитаны надрывались на связи с самолетом, с просьбой завести именно их, указывая приметные особенности посудин, типа: в бочке на мачте сидит наблюдатель и машет красными рыбацкими штанами. И заводили сейнеры на косяки, и брали они непомерную дань, не в силах загрузить ее в трюмы, и выпускали излишки ее, помятую неводами, разорванную и уничтоженную.

    А на другой день, рано поутру они снова в воздухе и полный летнаб из Владивостока, осуществляющий связь с судами и их наводку, просит переключиться на его волну и послушать капитанский час. Сразу крики и ругань врываются в наушники, и капитан писклявым голосом оправдываясь, почти кричит:

    – Не моя вина, что нет соли. Обещали, что подвезут, ведь привезли же бочкотару! Ну кто знал, что соль не захватят.
    – Ты скажи, ловить нам или не ловить рыбу? Ведь не можем мы простаивать и в то же время наловим, а соли не будет. Мы что, опять за борт выбрасывать будем, как и вчерашнюю? – вбивали в его голову капитаны сейнеров.
    – Я не знаю, ловить или не ловить? А вдруг соль подвезут, а рыбы не будет? Что подумает про нас начальство? – передача прервалась, словно капитан мучительно принимал непростое решение и, нажав на кнопку передатчика, выдохнул: «Ловите. Рыбы много. А так день впустую пройдет. Удачного лова, капитаны! Конец связи».

    Плавбаза стояла возле острова Спафарьева и хорошо была видна уже от траверса третьего ДРП, которое оставалось справа по курсу на береговой черте. Самолет чертил над морем заданный штурманом маршрут на малой высоте в триста метров. Перед большой плавбазой, на некотором удалении от нее, дрейфовало около десятка сейнеров, капитаны которых еще находились под шоковым указанием главы флотилии и, судя по всему, горячо обсуждали бесполезную вчерашнюю ударную работу и не менее плодотворную сегодняшнюю.
    Пока экипаж делился впечатлениями об усышанном, летнаб протиснулся в кабину и показал рукой на странно блестевшее, словно покрытое серебром море, примерно километрах в тридцати от кучки сейнеров.
    – Наверняка выбросили рыбу, – возбужденно сказал летнаб.
    – Да не может быть. Это сколько же надо рыбы вывалить, чтобы устлать море до самого горизонта? – возразил штурман.
    – А вот всю вчерашнюю рыбу и вывалили. Только зря мы целый день их наводили, с сожалением продолжал летнаб.
    Самолет вышел на разделительную линию чистой воды и сплошным ковром плавающую кверху серебристым брюхом селедку. Ее было так безобразно много, что отяжелевшие чайки и не делали попыток взлететь и ускользнуть в сторону от надвигающегося на них самолета. Пройдя над обшарпанной, зияющей ржавыми бортами, заваленной бочкотарой плавбазой и традиционно поприветствовав ее покачиванием крыльев, описали окружность над островом Спафарьева. Вся прилегающая к острову акватория была сплошь покрыта селедкой, длинным шлейфом уходящим в сторону Охотска, уносимым морским течением вдоль материкового берега.
    Крамольные мысли рождались в голове и создавалось впечатление видя все это, словно нерадивый и вечно пьяный хозяин в своей кладовой побил все склянки с припасами и соленьями, заботливо приготовленными рачительной хозяйкой, и оставил своих детей и себя на голодную, долгую зиму. А он только радуется и не хочет замечать содеянного, словно откроет однажды дверь кладовой и все появится вновь на полках. В гнетущем молчании продолжается полет, будто их незаслуженно повозили лицом в этом гнусном дерьме и они никак не могут отмыться…

    В эфире среди тресков и электрических разрядов идет капитанский час и, не стесняясь ни рангов, ни положения, ни должностей, летит отборный русский мат, потому как обычные слова уже не могут вместить в себя ярость и отчаяние человека. Но главное было понятно – опять нет соли, по каким-то особым соображениям там, на берегу в Магадане. На траверзе Охотска курс в самый центр Охотского моря и через тридцать минут увидели громадное судно курсом на север, возвышающе-еся, словно айсберг над водой, и сияющее яркостью и свежестью красок, с ватерлинией, прочерченной на самом верху борта.

    – Наверняка японец, – сказал летнаб.
    И заложив крен, скорее из любопытства описали окружность, вглядываясь в кусок металла чужой цивилизации, увидели белый флаг на мачте с красным кругом в центре и ни одного человека наверху, словно шел он сам по себе в одну ему известную точку.
    – Так и есть. Вот у него, пришедшего за тысячи миль, наверняка все есть на борту: и бочкотара, и соль, и топливо, и краски водостойкие, яркие и не смывающиеся. У них даже ракушки к днищу не пристают. А у нас до сего времени днище красят свинцовым суриком, отравляя все вокруг, – тоскливо продолжил летнаб, словно делясь с летчиками чем-то своим наболевшим и только тут, в воздухе, он может этим поделиться, считая, что его поймут или услышат. Ему было просто необходимо сочувствие или сопереживание таких близких для него людей.
    Все молчали, да и что можно было сказать в этом случае, никто не знал. Повисшая тишина, не считая гула моторов, требовала выхода и причина появилась каким-то судном на горизонте. Судно быстро приближалось, большое и низко сидящее в воде, почти по самые борта. Оно было ухожено, сверкало чистотой, яркостью красок, словно находилось не на рыбалке, а было только что спущено со стапелей. На его мачте развевалось белое полотнище с красным кругом в центре.

    – Ну я так и думал, японец. Надо же затарился так, что вода по палубе гуляет. А ведь нашей рыбой загрузился, – и начал изливать все накопившееся в нем за наши сейнеры, плавбазу, за бесхозяйственность и наплевательство во всем и ко всем. А этим капиталистическим и узкоглазым японцам, с его слов, он бы показал, где раки зимуют. Все рассмеялись над этими раками и он сам захохотал, понимая, что никто никому и ничего не покажет. И от этого стало легче на душе и, описав над судном круг, переложив самолет с крыла на крыло, над совершенно пустой палубой, легли на курс и отправились по своим делам дальше в море.
    Через год было запрещено заводить суда на косяки рыбы с помощью самолета, а через три года сельди, в изобилии водившейся в магаданских водах, не стало и ввели запрет на вылов ее на пять или семь лет, точно не помню. Чтобы могла восстановиться.
    Велика страна, а беда одна – нет хозяина и не предвидится. Все на пупа, на авось, а если есть возможность брать, то берем без всякой меры, до самого дна выгребаем, а потом создаем всевозможные программы для восстановления, тратя непомерно большие деньги, ресурсы, а иногда ломая и человеческие судьбы. И то верно…

    Чем больше летали, тем теснее завязывалось знакомство. Но разговор, в основном, шел на профессиональную тему. Науке было интересно услышать об авиации, а пилотам о китах, их образе жизни, питании, миграции и прочих мелочах, но таких интересных и незнакомых. Да и познать-то их не очень просто, а тут люди, с которыми сидишь за одним столом, спишь в одной комнате и положившие годы на изучение этого вида млекопитающих. Сам Бог велел задавать вопросы и слушать в прекрасном изложении материалы, которые еще и не опубликованы в печати. Но рано или поздно разговор переключается на жизнь, на личности и кто как понимает эту жизнь…
    Несмотря на то, что мы просматриваем морские просторы, Берзин стремится к Чукотскому полуострову, только там сейчас пасутся серые киты и только ради них построена программа облета, а другие виды могут попадаться только в единичном случае. Уж слишком непредсказуемы отдельные особи определенных видов китов.

    Что-то особенное и интересное на всем пути вдоль побережья Камчатки до мыса Наварин и в самом Беринговом море не попалось. Разве что многокилометровые шикарные песчаные пляжи с полого уходящим берегом далеко в море и волны, поднимающиеся с белыми воротниками водяной пыли и брызг. Волна за волной… И создавалась полная иллюзия, что мы видим какие-то сказочные пляжи южных морей в первозданном виде, чему способствовало ярко светящее солнце. И здесь не было китов, что было поразительно и как-то угнетающе действовало на психику. Такие водные просторы, а вот поди ж ты, все выбито и уничтожено человеком под корень, этим безумным царем природы.

    Анадырь. Аэродром расположен не в нем, а в поселке Шахтерский, где раньше добывали уголь, а потом обосновалась воинская часть, которая в середине пятидесятых и занималась строительством бетонной полосы для военных самолетов. Гражданские самолеты туда не принимались и базировались на грунтовом аэродроме под названием Горка, т.к. располагался действительно на горе, с рядами деревянных одноэтажных строений. Со временем, а точнее во времена хрущевской оттепели и сокращения некоторой части вооруженных сил и авиации, в частности, да и с появлением самолетов типа Ил-8 и Ан-2, Ил-62 и Ту-114 решено было сделать совместное базирование на военном аэродроме, правда, со множеством оговорок и ограничений.

    Все военные самолеты со складами, казармами для солдат находились на одной стороне, а гражданские – на другой.
    Разместили нас в гостинице, длинном деревянном бараке комнатной системы с теплым туалетом в конце его, запахи от которого разносились по всему длинному коридору. Но на эти мелочи никто не обращал внимания, если учесть, что на многие сотни километров ни у кого не было такого удобства. Ужин в столовой почти царский, с меню из рыбных, оленьих и даже куропачьих блюд, которых забивали в зимнее время в неимоверных количествах. Еда обильная и сытная.

    На улице светило солнце, опустившееся до половины за горизонт, оно никак не хочет опускаться ниже и скользит вдоль по горизонту словно заколдованное. Небо чисто и ничто не предвещает непогоды. Тишина! Хотя сама тишина уже говорит о многом: должно быть изменение и уж не в лучшую сторону. Но это завтра, а сейчас променад вдоль единственной улицы, мимо солдатских деревянных казарм, с тающими сугробами вдоль стен под слоем грязи, и пустых консервных банок, частью брошенных, а иных и действующих, с подпертыми бревнами стенами, с туалетами из досок во дворе, к которым от дверей казармы протянуты веревки, держась за них и ходят солдатики по нужде в сильные пурги. Поперек дороги небольшие ручьи, вытекающие из-под тающих сугробов. В прошлом году вышел так солдатик в туалет, а нашли его только в июне, когда растаял снег, у завалинки собственной казармы. Войти внутрь сил ему уже не хватило.
    Зашли в маленький магазинчик на два отдела: продуктовый и пром-товарный. В продуктовом – оленина, в изобилии консервы всех видов, крупы, сахар кусковой в мешках, да карамели всех видов и в засушенном виде картофель, лук, морковь и свекла в фанерных ящиках. В промтоварном отделе, как и везде по северу, на прилавке большими рулонами материя всех видов, летняя обувь фабрики «Скороход» и прекрасная чешская обувь в свободной продаже. Обязательным атрибутом таких отделов – литые длинные резиновые сапоги, наваленные ворохом прямо на полу, у вешалок с прекрасными детскими мутоновыми шубками, которые в Магадане днем с огнем не сыщешь.

    Удовлетворив любопытство и убив время, мы пошли той же дорогой, обходя лужи снеговой воды, зашли в гостиницу, в которой нас дожидался рослый человек в морской форме.
    – Кирилыч, капитан Анадырского морского порта, – представился он и, пожав нам руки, продолжил, – понимаете, такое дело. Во-первых вам большой привет из Владивостока от – и он назвал Берзину фамилию его непосредственного начальника. – Он просит вас выполнить одну небольшую просьбу.

    – Это что же за просьба? Хотя заранее говорю, готов выполнить его любую просьбу, – сказал, смеясь Берзин.
    Кирилыч взял его под руку, отвел в сторонку и долго ему что-то говорил. Получив согласие, показал на сверток, лежащий у стены.
    – Вот эту посылку. Я все сделал так, посоветовавшись со знающими людьми.
    Берзин взял ее, подержал на руке, словно взвешивая, и положил на место...
    г. Магадан.
    (Продолжение следует).

     
    версия для печати 

     

     
     
    Статью читали: 3819 раз
     
    Последние материалы  
       

    Общество

    БОЛЕЕ СЕМИДЕСЯТИ ЛЕТ ОТДАЛА МАГАДАНУ...
    Мэр Магадана Сергей Абрамов поздравил с 90-летним юбилеем ветерана Великой Отечественной войны, труженицу тыла Александру Петровну Курьянову.ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ
    24-09-2015, 10:45

    Образование. Наука

    ОПЕРАЦИЯ «ШКОЛА»
    В Магадане комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав в сентябре рассмотрела 11 административных дел в отношении родителей, уклоняющихся от обеспечения детей образованием.ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ
    24-09-2015, 10:45

    Культура. Искусство

    «ЛАДУШКИ» – В «ОКЕАН», МОДЭМ – В СЕВАСТОПОЛЬ
    Два творческих коллектива Магадана примут участие во всероссийских конкурсах. Фольклорный ансамбль лошкарей «Ладушки» вылетел во Всероссийский детский центр «Океан» в городе Владивосток, 31 учащийся «Детской музыкальной школы» столицы Колымы примет участие во Всероссийском фестивале-конкурсе «Моя федерация».ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ
    24-09-2015, 10:45
     

    Наш город

    Безопасный город
    Противопожарное состояние объектов образования, культуры, спорта, социальной поддержки в Магадане значительно улучшилось.ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ
    24-09-2015, 10:44
       
       
    Магаданское время  
       

    ДВА НОВЫХ СВЕТОФОРА
    24-09-2015, 10:45
    В рамках программы «Повышение безопасности дорожного движения» в Магадане в 2015 году установлены два светофора.

    В Магадане готовятся отметить День пожилого человека
    24-09-2015, 10:44
    Мероприятия проведут учреждения управления культуры, образования, социальной поддержки семьи и молодёжи мэрии Магадана.

    «ВЕЛОСИПЕД» ДОЕХАЛ ДО ФИНАЛА
    24-09-2015, 10:43
    Команда КВН «Велосипед», представляющая Магадан, прошла в финал Центральной Тихоокеанской лиги Международного Союза КВН.

    ФСБ БЫСТРЕЕ ВСЕХ
    24-09-2015, 10:42
    Сотрудники Управления ФСБ России по Магаданской области стали лучшими в соревнованиях по легкоатлетическому кроссу, посвященных 70-летию Победы в Великой Отечественной войне.

    КАК ВЫЛЕЧИТЬ ОТ БЕСПЕЧНОСТИ?
    24-09-2015, 10:39
    В магаданской поликлинике у беспечного пациента похищены документы и деньги.

    ПОМОЩЬ ПОДОСПЕЛА ВОВРЕМЯ
    24-09-2015, 10:39
    Очередную спасательную операцию провели 19 сентября 2015 года сотрудники Пожарно-спасательного центра Магаданской области в районе бухты Светлая.

     
     
     
     

     

     © © 1996-2007 "Вечерний Магадан"

     



    При перепечатке ссылка на газету обязательна.

    Разработка, поддержка
    Информационное агентство "Колыма-Информ"

    685000 г.Магадан, пр. Карла Маркса, 40
    Тел./факс: (4132) 620478
    e-mail: evenmag@citylink.ru

    Отдел рекламы:
    Тел./факс: (4132) 627456
    E-mail: paul_5@rambler.ru