Главная

Редакция

Реклама в газете

Подписка

» » Волшебные снега Омолона
Тема номера

 
ДУХОВНУЮ СИЛУ СВЯТИТЕЛЯ УНАСЛЕДОВАЛИ ПОКОЛЕНИЯ СЕВЕРЯН...
 
19 сентября в Магадан были принесены честные мощи святителя Иннокентия Московского, Апостола Дальнего Востока и Сибири и Америки. Мощи в Колымскую столицу доставил епископ Якутский и Ленский Роман. В аэропорту владыку Романа и сопровождаемую им святыню встретил епископ Магаданский и Синегорский Иоанн.
 
Рубрикатор
 

   Наш город

   Политика. Власть

   Городское хозяйство

   Культура. Искусство

   Образование. Наука

   История. Память

   Правопорядок

   Однако. Резонанс

   Актуально

   Лица города

   Событие недели

   Общество

   Новости города

   Духовное поле

 
 
Газетный архив
 
 
«    Март 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
 
 
Сентябрь 2015 (101)
Август 2015 (86)
Июль 2015 (94)
Июнь 2015 (62)
Май 2015 (96)
Апрель 2015 (141)
 
Читаемые
материалы
 
 
 
 
Ваше мнение
 
 
Как вы считаете, какова главная задача школьного образования?



 
 
 
 
 
 

Паспорт РФ - как и где получить, какие документы собирать на паспорт РФ
10-02-2015, 15:34
Многие граждане СНГ мечтают получить паспорт гражданина Российской Федерации.

Не пытайтесь купить паспорт гражданина РФ - лучше получить его легально!
15-01-2015, 01:44
Получить гражданство Российской Федерации быстро, легально, по упрощённой схеме — это мечта сотен и даже десятков тысяч граждан постсоветского пространства, проживающих теперь в странах Содружества Независимых Государств

Интересная информация о паспорте
10-01-2015, 07:24
Мы оказываем услуги по содействию в оформлении документов ( в частности следующих документов: паспорт гражданина РФ, загранпаспорт, СНИЛС, водительское и др. документов) в кротчайшие сроки

читать все материалы
 
 
 
 

Общество

 

Волшебные снега Омолона

 
 
Дата публикации: 26-04-2007, 07:32

Материалы по теме

  • Колымский синдром на грузинской земле Записки Магаданского летчика
  • Было дело над морями, над волнами, за китами
  • Было дело над морями, над волнами, за китами
  • Волшебные снега Омолона
  • Волшебные снега Омолона
  •    

    Записки магаданского летчика
    (Продолжение, начало в № 16).
    И нырнув между гор в одно из ответвлений реки, к всеобщей радости геолог провозгласил:
    - Это она. Осталось сесть. Давайте посмотрим, куда можно приткнуться.

    Кружим в замкнутом пространстве меж высоких гор, почти облизывая их крутые заснеженные склоны, высматривая наиболее подходящую площадку, приемлемую для нас и для геолога, ему же летом устраивать здесь базу. Наконец почти голосованием решаем садиться на берегу реки с солидной проплешиной, свободной от леса. Прошли над ней на малой высоте, едва не касаясь лыжами за снежное покрытие и, выполнив стандартный разворот, с выпущенными закрылками на 45 градусов, коснулись этой снежной полосы. Самолет словно провалился в пуховую перину, и этот пух летел из-под винта на кабину, лишая видимости. Куда мы неслись на практически неуправляемом самолете, понять было невозможно. Но закончилась сила инерции, и мы остановились посреди заснеженной площадки.

    Открыв грузовую дверь, осмотрелись, нижняя плоскость лежала на снегу так, что верхняя перкалевая обшивка ее собралась волнами. Это говорило о том, что скорее всего лыжи просто висят и не достают до твердого грунта, а весь вес самолета покоится на нижней плоскости. Решили утрамбовать снег, гоняя самолет взад-вперед, что обычно и делается в таких случах. Желая облегчить вес, выгрузили бочки и они утонули в этом необычно глубоком снегу. Но самолет, не касаясь тормозными гребенками до грунта, шел только вперед и никак не желал разворачиваться ни влево ни вправо, и чтобы не столкнуться с лиственницей, стоящей в конце импровизированной полосы, выключили двигатель и ... слегка взгрустнули.
    Я, как самый молодой, решил обойти самолет и убедиться, что ничего не отломили и ничего не повредили, плавая по снегу. Иначе, никак не назовешь такое руление по снегу. Я знал, что снег глубок, но не предполагал, что до такой степени. Выпрыгнув из самолета, по грудь провалился и завизжал от проникающего холода в самом низу живота - одет я, прямо скажем, был довольно легкомысленно: зимние ботинки, легкие брюки без нижнего белья и синяя демисезонная куртка-радикулитка, по прозванию среди летного состава, да кожаная шапка на голове. И прыгая, не мог предположить, что снег через штанины, как по трубам набьется до самого верха. С интересом зачерпнул двумя руками этот снег, но это был не снег, в обычном понимании, а сплошная масса кристалликов льда, величиной чуть больше зерен риса и, не имея сцепления между собой, снег представлял сыпучую массу. Идти по нему было невозможно. Сделав несколько шагов и поняв невозможность этого, улегся на его поверхность и поплыл. Но через пару метров окончательно выбился из сил, развернулся и с помощью геолога забрался в самолет. В ботинках хлюпает вода. Разуваюсь, отжимаю хлопчатобумажные носки и обуваюсь, пока в самолете тепло и даже жарко.
    Ситуация и впрямь складывается трагически комичная.
    После долгих разговоров решили свалить лиственницу, стоящую у нас на пути, ведь топор и пила, как и ящик с неприкосновенным запасом, лежат за пятнадцатым шпангоутом. И, вооружившись этими инструментами, уже с геологом нырнули в этот снег. Сколько мы шли или плыли по нему, сказать трудно, но пришли. Это было толстое дерево и, судя по всему, не одно столетие стоявшее на этом месте. Мы ходили вокруг него, выбившиеся из сил, мокрые от пота и растаявшего снега, утаптывая его, чтобы срубить это вставшее на пути препятствие, как можно ниже. Но этот снег, как песок, сейчас же заполнял пустоту, стекая со склона, сводя на нет наши усилия. Отдышавшись, решили пилить и, взявшись за ручки, сделали несколько движений. Разрезав кору, пила просто скользила по замерзшему стволу. И только сейчас с удивленным вниманием принялись рассматривать ее полотно - оно было сплошь покрыто заводским солидолом и не наточено... Геолог взял топор, пытаясь рубить лесину и, ударив пару раз, оставил столько же вмятин на коре, а взглянув на топор, разразился тирадой вполне воспитанного человека, но судя по всему, частенько общавшегося с зэками.
    Проделав тот же путь, но в обратном порядке, отдыхая в фюзеляже на металлических сиденьях и поглядывая на быстро исчезающий диск солнца за горой, словно за экраном, решили сообщить о происшедшем на базу. Дичайшая ситуация, самолет исправен, двигатель работает, полосы хватает, нет возможности только развернуться. И, запустив двигатель, по дальнейшей связи взываем ко всем, кто слышит. Но, как правило, в эфире помехи, шумы, неразборчивость. Поняли на базе только то, что вылететь мы не сможем, а место наше никак не могут принять.
    Перешли на командную связь и, чудо, нас услышал какой-то пролетающий Ан-12. И чисто так, говорим и понимаем друг друга, но он уже на границе слышимости. Он все понял и по дальней связи передает Магадану, а я слушаю его. Все правильно, вот только реку, на которой мы сидим, он называет не Закоронной, а Законной... И я по командной ору в эфир об этой ошибке, а он в ответ:
    - Плохо слышу. Не беспокойся, я все передал. Удачи вам. Конец связи.
    Все мы чертыхаемся, поминая недобрым словом и самолет, и радиста. Но что-то надо делать, а точнее устраиваться на ночлег: в самолете или у возможного костра, который еще придется сооружать. Решено - у костра. И геолог, прихватив на всякий случай топор, поплыл по ледово-снежной каше в сторону леса, отдыхая через каждые пять метров пути. После долгих поисков нашел-таки высохший пень и стал отаптывать его и освобождать от снега. А вскоре из-под пня повалил сизый дымок - ура, костер, а это – тепло и жизнь.
    И началось наше великое переселение из самолета, уже совсем остывшего, без тепла ушедшего за гору солнца. Жаль только ноги, слегка подсохшие и нагревшиеся, опять придется мочить, да где наша не пропадала и, прыгнув в снег, потащил за край самолетный, ватой стеганый, чехол. Снежный наст уже подмерз и почти держал человека на поверхности, но, ступив два-три шага, и уже радуясь образовавшемуся от мороза покрытию, ухаешь на всю глубину со всеми последствиями. Мой командир решил перехитрить наст, увеличив точку опоры, подкладывая под каждую ногу ватные подушки с пассажирских сидений, но после пятого приседания уже не выпрямился - застарелый радикулит не позволил долго издеваться над собой. И, постояв в согнутом положении некоторое время, неуклюже свалился на бок, дернувшись всем телом. Мы смотрели на его медленное распрямление, он даже сделал попытку приподняться, но, ойкнув, остался лежать в прежнем положении. Бросив все, мы устремились к нему и, как бочку, закатив тело на ватный чехол, с неимоверными усилиями, поволокли к костру. А пламя уже лизало пень до самого верха, разгоняя быстро наступившую мглу.
    - Ящик с НЗ несите, - уже давал указания слегка отошедший от боли командир. И я, мокрый, продрогший, бросился уже по проторенной дороге к самолету за НЗ в запаянной коробке, схватив его руками, толкая впереди себя, привез к костру.
    - Давайте топор и вскрывайте, пора ужинать, - говорил уже оживленно шеф. - Наверняка там спирт есть. Ну не может же быть эта коробка без столь ценного продукта. Ведь все же может быть с потерпевшими крушение, ну там ранение или обморожение...
    - Да, неплохо бы согреться изнутри, - поддержал его геолог и принялся тупым топором громить оцинкованный верх неприкосновенной коробки. Сопротивляться настойчивости страждущего крышка долго не могла. Мы увидели внутри почти том стандартных листов, прошитых и скрепленных печатью. Геолог достал его и при свете костра театрально прочел на первом листе: «Инструкция попавших в аварийное положение. - Перевернул лист и тем же голосом продолжил: - Вы находитесь в Советском Союзе и не успели вы совершить вынужденную посадку, как аварийные службы приступили к вашему поиску...»
    - Ну, это явная белиберда. Ты отставь ее в сторону и приступай к поиску главного продукта, - сказал шеф, уставший за свою летную карьеру от разного рода инструкций, недовольным голосом. И геолог, послушно отложив в сторону чей-то долгий труд, занимавший почти треть ящика, принялся выкладывать на чехол мясные консервы, галеты, печенье, сахар, чай, кастрюлю, ложки, нож, кружки и прочие мелочи, не забывая комментировать:
    - Да, сталинские соколы, не жирно они вас питают.
    - Ты скажи спасибо, что хоть это положив. Они-то знают, что после вынужденной, как правило, уже и кормить-то некого, - говорил командир вполне серьезным голосом. Но самое главное, не было спирта и это не на шутку расстроило моих попутчиков, но как опытные и бывалые люди, мы быстро справились с огорчением. А геолог уже набивал кастрюлю снегом и мостил ее рядом с пнем, где вскоре и забулькала вода, разбрызгивая влагу на недовольно шипящие угли.
    В
    озлежа на ватном чехле и вытянув ноги ближе к огню, я блаженно сушил мокрую одежду и она, дымя паром, приятно прижигала кожу. Орудуя немытыми алюминиевыми ложками, черпали из очередной банки свиную тушенку с галетами и пили до одури крепкий и сладкий чай. И вот только после чая геолог попросил прощения и представился нам:
    - Добрый...
    Имени и отчества, к сожалению, не помню.
    - Ну вот, наконец-то и познакомились, а то и причины не было, - перевернувшись с затекшего бока на другой, улыбнулся командир. И сразу, словно изменилось что-то, словно и теплей, и горы, невидимые в темноте, отодвинулись, и лес, стоящий рядом, стал не такой враждебный, и мириады звезд-светлячков замигали веселей, словно говоря нам, все будет хорошо. И начался вечер вопросов и ответов. И все вопросы к нему, самому старшему из нас, самому опытному и, волей служебного положения, главе маленького отряда, затерявшегося в безмолвии верховья Омолона.
    Мне очень хотелось знать ответы на те вопросы, задаваемые мной за долгое совместное проживание и полеты... По каким-то неведомым причинам, я так и не смог их получить, а скорее всего было нежелание командира отвечать. И вот сейчас ему просто не будет причины увиливать от них, у нас впереди целая ночь, и делать больше нечего, да и время летит за разговором незаметно и мысли не лезут в голову ненужные. И я спросил о самом начале его летной жизни и как он появился здесь?
    - Ну, опять ты за свое. Я уж подумал, ты и приставать с этим больше не будешь. Ну да ладно, видно не поймешь, что вспоминать-то мне не очень хочется...
    И почесав свой красный массивный нос, отодвинул слегка ноги в ботинках от жара костра и начал описывать жизнь, такую далекую и тоскливо голодную, что все мы стали шарить глазами по нашим продуктовым запасам. Лишь перейдя к летному училищу, где впервые наелся, голос повеселел, да и мы уже с юмором слушали о его небольших приключениях.
    «После окончания получил направление в Приморье, в воинскую часть и почти год простоял на боевом дежурстве. А в последний день войны с японцами получили приказ бомбить Японию. И полетели, загруженные бомбами. На подлете к Японии приняли сообщение об окончании войны. Развернулись, бомбы побросали в море, с ними посадка запрещена, и домой.
    Вот так я и повоевал. Да слава Богу, что так, а то глядишь, и не сидели бы здесь, и не грелись бы у костра.
    А потом начали разгонять авиацию, ведь сколько войск под ружьем-то было!
    Написал письма во все концы и только из Магадана ответ пришел. И в 47-м был уже здесь, приняли на По-2. Не буду расписывать - сами знаете этот морозильник, и начал осваивать, а точнее, прыгать по всем закуткам: летом на колесах, а зимой на лыжах. Потом переучился на
    Ан-2 и направили меня в Билибино, где и работал до позапрошлого года. Не случись одна история...
    Он замолчал, словно решая, продолжать ли разговор или опустить подробности происшествия, столь неприятные для него, что пришлось покинуть обжитой за столькие годы и ставший таким родным Билибино. Но нас уже заедало любопытство, и он не устоял...
    «Вы наверное знаете, что Билибино находится за полярным кругом и практически все зимние полеты проходят в ночное время - потому как ночь круглые сутки. Хотя, конечно, с непривычки даже не совсем приятно, поди узнай, что там внизу находится на случай отказа двигателя, а он же у нас один. Посадка только перед собой, так как знаешь, хотя приблизительно по карте, методом счисления, что там впереди. Но тренировки и полеты под наблюдением инструкторов дают уверенность, а потом появляется опыт, сын ошибок трудных. И уже летишь, и как будто так и надо.
    Возвращаемся как-то из одного поселка. Глухая ночь, лишь звезд столпотворение, да сполохи северного сияния, такого красочного накала и величины необыкновенной, словно исполины переговариваются с помощью необыкновенных фонариков. В кабине темно, не дай Боже, зажечь огонь, потом глаза долго привыкают к темноте, лишь стрелки приборов мерцают таинственным фосфорным светом под невидимым ультрафиолетовым облучением, а ты в напряжении ждешь, когда на горизонте, из темноты земной, появятся отблески электрических огней жилья человеческого. И вот они и по времени, и визуально световым пятном, небольшим, но таким желанным и сразу веселей на душе, да и снижаться пора...
    Летим и горя не знаем. Пригрелись в теплой одежде, и тепло снизу, из-под грибка отопления, пригревает ноги. Механик между нами даже посапывать стал, а летали в ту пору еще втроем, с механиком. Это сейчас решили экономить... Ну все как всегда. И вдруг как затрясет двигатель, приборов не видно, да и нижняя челюсть как-то непроизвольно стала стучать о верхние зубы, того и гляди язык откусит. Сбросили газ, тряска уменьшилась, но упала мощность двигателя и самолет идет со снижением. Добавляю газ, возрастает тряска, да такая, того и гляди движок оторвет. Убрали газ и опять - со снижением. Осталось нам только садиться. Хорошо, что летали по этому маршруту часто и примерно знали, что нас ждет на земле. Тундра. Хорошо бы тундра, а червь сомнения нашептывает тебе, а вдруг при полете уклонился, изменился ветер или самолет сдуло в какую-либо сторону и ты в самый раз планируешь в эти самые горы? Но тут думай не думай - выбор невелик, включаешь радиовысотомер и считываешь оставшиеся метры до земли.
    Радует то, что стрелка высотомера не пляшет, это говорит о том, что мы над ровным местом. Примерно на высоте 200 метров включаем посадочные фары, выпускаем закрылки и ждем ее, матушку-землю. О, как долго длятся эти мгновения... И наконец в пучках яркого света посадочной фары мелькнули мелкие кустики растительности на фоне снежного, невидимого покрова и руки сами, без команд мозга, выполнили привычную работу, чуть-чуть добрали штурвал и самолет, застучав лыжами по передувам, остановился...
    г. Магадан.

    (Продолжение следует).

     
    версия для печати 

     

     
     
    Статью читали: 3595 раз
     
    Последние материалы  
       

    Общество

    БОЛЕЕ СЕМИДЕСЯТИ ЛЕТ ОТДАЛА МАГАДАНУ...
    Мэр Магадана Сергей Абрамов поздравил с 90-летним юбилеем ветерана Великой Отечественной войны, труженицу тыла Александру Петровну Курьянову.ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ
    24-09-2015, 10:45

    Образование. Наука

    ОПЕРАЦИЯ «ШКОЛА»
    В Магадане комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав в сентябре рассмотрела 11 административных дел в отношении родителей, уклоняющихся от обеспечения детей образованием.ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ
    24-09-2015, 10:45

    Культура. Искусство

    «ЛАДУШКИ» – В «ОКЕАН», МОДЭМ – В СЕВАСТОПОЛЬ
    Два творческих коллектива Магадана примут участие во всероссийских конкурсах. Фольклорный ансамбль лошкарей «Ладушки» вылетел во Всероссийский детский центр «Океан» в городе Владивосток, 31 учащийся «Детской музыкальной школы» столицы Колымы примет участие во Всероссийском фестивале-конкурсе «Моя федерация».ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ
    24-09-2015, 10:45
     

    Наш город

    Безопасный город
    Противопожарное состояние объектов образования, культуры, спорта, социальной поддержки в Магадане значительно улучшилось.ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ
    24-09-2015, 10:44
       
       
    Магаданское время  
       

    ДВА НОВЫХ СВЕТОФОРА
    24-09-2015, 10:45
    В рамках программы «Повышение безопасности дорожного движения» в Магадане в 2015 году установлены два светофора.

    В Магадане готовятся отметить День пожилого человека
    24-09-2015, 10:44
    Мероприятия проведут учреждения управления культуры, образования, социальной поддержки семьи и молодёжи мэрии Магадана.

    «ВЕЛОСИПЕД» ДОЕХАЛ ДО ФИНАЛА
    24-09-2015, 10:43
    Команда КВН «Велосипед», представляющая Магадан, прошла в финал Центральной Тихоокеанской лиги Международного Союза КВН.

    ФСБ БЫСТРЕЕ ВСЕХ
    24-09-2015, 10:42
    Сотрудники Управления ФСБ России по Магаданской области стали лучшими в соревнованиях по легкоатлетическому кроссу, посвященных 70-летию Победы в Великой Отечественной войне.

    КАК ВЫЛЕЧИТЬ ОТ БЕСПЕЧНОСТИ?
    24-09-2015, 10:39
    В магаданской поликлинике у беспечного пациента похищены документы и деньги.

    ПОМОЩЬ ПОДОСПЕЛА ВОВРЕМЯ
    24-09-2015, 10:39
    Очередную спасательную операцию провели 19 сентября 2015 года сотрудники Пожарно-спасательного центра Магаданской области в районе бухты Светлая.

     
     
     
     

     

     © © 1996-2007 "Вечерний Магадан"

     



    При перепечатке ссылка на газету обязательна.

    Разработка, поддержка
    Информационное агентство "Колыма-Информ"

    685000 г.Магадан, пр. Карла Маркса, 40
    Тел./факс: (4132) 620478
    e-mail: evenmag@citylink.ru

    Отдел рекламы:
    Тел./факс: (4132) 627456
    E-mail: paul_5@rambler.ru