|
|
|
|
Недавно в рамках непосредственной организационной деятельности в МБДОУ «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД № 63» воспитатель Елена Николаевна Кушнарёва провела мероприятие «Слушание стихотворения Сергея Есенина «Пасхальный благовест»». Сначала детям в доступной для их восприятия форме рассказали о том, что происходит в церкви, кто такие православные христиане и что за праздник Пасха. Музыкальный руководитель детского сада Виктория Валентиновна Слепоченко помогала иллюстрировать это стихотворение звуковым сопровождением: дети услышали колокольный звон, узнали для чего у колоколов уши и что такое «благовест». Читая детям стихотворение Есенина, Елена Николаевна постаралась разобрать с детьми каждую строчку, объяснить о чём оно и с каким настроением написано. Это было не занятие, как принято в школе, а свободный познавательный процесс с игровыми элементами, ярко и умело выстроенный воспитателями. Дети легко шли на контакт с педагогами, потому что чувствовали себя соавторами этого действия, которое помогает им открыть для себя мир новых впечатлений. У меня появилось желание задать несколько вопросов организатору этого мероприятия воспитателю первой категории Елене Николаевне Кушнарёвой. – Как называется Ваше мероприятие? – НОД. Непосредственная организационная деятельность. Раньше это называлось занятие. Сейчас мы говорим… занятие слишком похоже на учёбу, а дети в дошкольном учреждении не должны делать всё как в школе. Дети должны развиваться свободно. Мы стараемся делать так, чтобы это не было похоже на что-то обязательное. Мы предлагаем детям: давайте послушаем; давайте ребята вот это сделаем; пойдёмте в зал я вам что-то интересное расскажу. Тема сегодняшнего НОД чтение или слушание стихотворения Сергея Есенина «Пасхальный благовест». – Какую цель Вы ставили при подготовке этого мероприятия? – Дело в том, что современная дошкольная педагогика сейчас требует от нас интеграции сразу нескольких образовательных областей, а это значит ставится сразу несколько целей. В чем заключается интеграция, для чего она нужна? Для того чтобы дети могли одно и то же явление понять с разных сторон. Чтобы как можно больше включалось анализаторов: слуховой, речевой, двигательный. Это помогает разнообразить впечатление от услышанного. В данном случае у нас, конечно, главное – это образовательная область, т.е. программное направление – художественная литература. Здесь решаются и другие задачи – мы знакомим детей со стихотворением, пополняем их словарный запас, развиваем их речь. Вы видели, что дети работали со словом, вспоминали, припоминали, искали аналогичные слова, подбирали синонимы. Кроме того, конечно, нельзя при этом забывать и о духовности. Мы должны пробуждать чувства у детей. Я как могла пыталась это совместить, надеюсь, что получилось. В этом направлении участвует и музыкальный руководитель Виктория Валентиновна Слепоченко, потому что где литература, там и музыка. И здесь решались также и задачи музыкальной образовательной области, т.е. у детей развивалось слуховое восприятие, давалось понятие, что такое колокольный звон, объяснялось как устроен колокол. В данном случае идет интеграция двух образовательных областей. Мы затронули темы: что такое Пасха, как вести себя в церкви, это уже идет познавательная сфера, образовательная область – познание. Думаю, что на занятии эти цели и задачи достигнуты. – Как давно Вы проводите такие мероприятия? – Вы, наверное, заметили, что это православная тема. Надо быть в данном случае очень чуткими, потому что наше учреждение светское.
Мы не заставляем детей верить в Бога, федеральные и государственные требования предоставляют нам право от объёма типовой программы 20% использовать для дополнительного образования детей, в разных образовательных областях. В данном случае я составила несколько конспектов по православию. Здесь идёт речь о знакомстве с библейскими сюжетами. Всё это происходит с согласия родителей. Родители за, потому что православие – это основа нашей культуры и сокровищница мировой. И без этого не обойтись. Апробировать мои занятия я решила сейчас, тем более идет Год культуры. Началось все ещё в декабре. Декабрьские два занятия, потом январь, тоже было открытое занятие для родителей. Мы приглашали телевидение. И вот сейчас завершающее занятие, с пасхальной темой. Дети должны знать, что такое – наши православные традиции, почему вот эти праздники с радостью отмечают и верующие, и неверующие люди. Такая терпимость должна создаваться между теми и другими. – Что побудило Вас проводить такие мероприятия? – Что побудило? Наверное, я пришла к этому интуитивно. Где-то лет пять назад я начала активно участвовать в Рождественских чтениях. Наверное, ещё это как-то меня подтолкнуло... Участвовали во всероссийском конкурсе «Уроки нравственности». Здесь мне очень захотелось коснуться темы жития. Дать понятие жанра «Житие». А смогут ли дети, доступно ли? И потом от занятия к занятию я вижу интерес детей. А ведь там много незнакомых слов библейских, старославянских, трудных для произношения. Но дети их запоминают. Для детей это, наверно, похоже на сказку, с другой стороны, они верят в это. И это меня, наверное, тоже подстёгивает к дальнейшим действиям и к дальнейшему творческому процессу в этом направлении. – Как Вы думаете, что такие занятия дают детям? – Ну, конечно, они обогащают их духовно. Потому что я всегда говорю детям: вы можете верить, вы можете не верить в Бога, но нам есть чему поучиться в Библии, у православных христиан. И когда мы говорили о заповедях и некоторые из них читали на скрижалях, мы делали такие дощечки, и среди них были такие как: не укради, почитай отца и мать свою, не завидуй. Ребята говорили: «Да, так должно быть, ведь это правильно! Надо говорить правду, нельзя обманывать, надо любить маму и папу, слушаться». Мы пришли к выводу, что это самое главное: научить детей любить ближнего своего, прощать друг друга, несмотря ни на что, по доброму относиться к своим товарищам, к окружающим, к близким людям. Вот это, мне кажется, самое главное, мы должны подтолкнуть к этому детей. Я думаю, что такие занятия помогают им по-другому посмотреть на окружающих, на себя, и лишний раз прикоснуться к любви. – Что побудило вас стать педагогом и заниматься именно этой возрастной группой – дошкольниками? – Просто мне как-то близка эта сфера, часто бывают праздники. Я очень люблю проводить праздники с дошкольниками. Мне кажется, что, несмотря на все проблемы в нашем государстве, маленькие дети отвлекают тебя от проблем, они заставляют забыть обо всём плохом. В каждом взрослом есть ребёнок, чем больше ты общаешься с детьми, тем дольше ты остаёшься молодой. Наверное, ещё поэтому. – А особенность воспитания детей в Вашем детском саду есть какая-нибудь? – Каждый воспитатель в своей сфере – дока. Для кого-то – это художественное творчество, для кого-то – это природа, экология. Мне больше нравится художественная литература, потому что по образованию я – учитель русского языка и литературы, но в то же время я ещё и воспитатель дошкольных учреждений. И каждый в чём-то себя проявляет. Физкультурное развитие у нас очень хорошо проходит. У нас бассейн свой, неслучайно наш детский сад называется «Дельфинёнок». Группы компенсирующей направленности у нас работают активно по восстановлению речи детей. Это направление разрабатывается учителями-логопедами. Они имеют свою авторскую программу. – А есть ли какие-нибудь сложности в Вашей работе? – Конечно, есть. Во-первых, сложности с родителями, которые иногда не понимают простых вещей, бывает, возмущаются по каждому поводу. Наверное, выход здесь в том, чтобы сделать родителей активными участниками нашего образовательного процесса, нашей жизни. К сожалению, на просьбы и приглашения сделать что либо совместно откликаются не часто. Тем не менее в этом году активно родители поучаствовали в выставке «Дом Деда Мороза». Это меня просто порадовало, потому что дома построили такие красивые, с подсветкой, с включающимся светом в окошечках. Радует, что родители уделили время детям, несмотря на свою вечную занятость. – Какой Вы видите свою работу в перспективе? – Хочется просто работать с детьми. Наверное, в этом моя судьба. Елена КУХТИНА |