Главная > Общество > МОЯ СУДЬБА В ТОМ, ЧТОБЫ РАБОТАТЬ С ДЕТЬМИ

МОЯ СУДЬБА В ТОМ, ЧТОБЫ РАБОТАТЬ С ДЕТЬМИ


5-06-2014, 11:49. Разместил: redaktor
Недавно в рамках непосредственной организационной деятельности в МБДОУ «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД № 63» воспитатель Елена Николаевна Кушнарёва провела мероприятие «Слушание стихотворения Сергея Есенина «Пасхальный благовест»».
Сначала детям в доступной для их восприятия форме рассказали о том, что происходит в церкви, кто такие православные христиане и что за праздник Пасха.
Музыкальный руководитель детского сада Виктория Валентиновна Слепоченко помогала иллюстрировать это стихотворение звуковым сопровождением: дети услышали колокольный звон, узнали для чего у колоколов уши и что такое «благовест».
Читая детям стихотворение Есенина, Елена Николаевна постаралась разобрать с детьми каждую строчку, объяснить о чём оно и с каким настроением написано.
Это было не занятие, как принято в школе, а свободный познавательный процесс с игровыми элементами, ярко и умело выстроенный воспитателями.
Дети легко шли на контакт с педагогами, потому что чувствовали себя соавторами этого действия, которое помогает им открыть для себя мир новых впечатлений.
У меня появилось желание задать несколько вопросов организатору этого мероприятия воспитателю первой категории Елене Николаевне Кушнарёвой.
– Как называется Ваше мероприятие?
– НОД. Непосредственная организационная деятельность. Раньше это называлось занятие. Сейчас мы говорим… занятие слишком похоже на учёбу, а дети в дошкольном учреждении не должны делать всё как в школе. Дети должны развиваться свободно. Мы стараемся делать так, чтобы это не было похоже на что-то обязательное. Мы предлагаем детям: давайте послушаем; давайте ребята вот это сделаем; пойдёмте в зал я вам что-то интересное расскажу. Тема сегодняшнего НОД чтение или слушание стихотворения Сергея Есенина «Пасхальный благовест».
– Какую цель Вы ставили при подготовке этого мероприятия?
– Дело в том, что современная дошкольная педагогика сейчас требует от нас интеграции сразу нескольких образовательных областей, а это значит ставится сразу несколько целей.
В чем заключается интеграция, для чего она нужна? Для того чтобы дети могли одно и то же явление понять с разных сторон. Чтобы как можно больше включалось анализаторов: слуховой, речевой, двигательный. Это помогает разнообразить впечатление от услышанного.
В данном случае у нас, конечно, главное – это образовательная область, т.е. программное направление – художественная литература. Здесь решаются и другие задачи – мы знакомим детей со стихо­творением, пополняем их словарный запас, развиваем их речь. Вы видели, что дети работали со словом, вспоминали, припоминали, искали аналогичные слова, подбирали синонимы. Кроме того, конечно, нельзя при этом забывать и о духовности. Мы должны пробуждать чувства у детей. Я как могла пыталась это совместить, надеюсь, что получилось.
В этом направлении участвует и музыкальный руководитель Виктория Валентиновна Слепоченко, потому что где литература, там и музыка. И здесь решались также и задачи музыкальной образовательной области, т.е. у детей развивалось слуховое восприятие, давалось понятие, что такое колокольный звон, объяснялось как устроен колокол.
В данном случае идет интеграция двух образовательных областей.
Мы затронули темы: что такое Пасха, как вести себя в церкви, это уже идет познавательная сфера, образовательная область – познание. Думаю, что на занятии эти цели и задачи достигнуты.
– Как давно Вы проводите такие мероприятия?
– Вы, наверное, заметили, что это православная тема. Надо быть в данном случае очень чуткими, потому что наше учреждение светское.

Мы не заставляем детей верить в Бога, федеральные и государственные требования предоставляют нам право от объёма типовой программы 20% использовать для дополнительного образования детей, в разных образовательных областях. В данном случае я составила несколько конспектов по православию. Здесь идёт речь о знакомстве с библейскими сюжетами. Всё это происходит с согласия родителей. Родители за, потому что православие – это основа нашей культуры и сокровищница мировой. И без этого не обойтись. Апробировать мои занятия я решила сейчас, тем более идет Год культуры. Началось все ещё в декабре. Декабрьские два занятия, потом январь, тоже было открытое занятие для родителей. Мы приглашали телевидение. И вот сейчас завершающее занятие, с пасхальной темой. Дети должны знать, что такое – наши православные традиции, почему вот эти праздники с радостью отмечают и верующие, и неверующие люди. Такая терпимость должна создаваться между теми и другими.
– Что побудило Вас проводить такие мероприятия?
– Что побудило? Наверное, я пришла к этому интуитивно. Где-то лет пять назад я начала активно участвовать в Рождественских чтениях. Наверное, ещё это как-то меня подтолкнуло... Участвовали во всероссийском конкурсе «Уроки нравственности». Здесь мне очень захотелось коснуться темы жития. Дать понятие жанра «Житие». А смогут ли дети, доступно ли? И потом от занятия к занятию я вижу интерес детей. А ведь там много незнакомых слов библейских, старославянских, трудных для произношения. Но дети их запоминают. Для детей это, наверно, похоже на сказку, с другой стороны, они верят в это. И это меня, наверное, тоже подстёгивает к дальнейшим действиям и к дальнейшему творческому процессу в этом направлении.
– Как Вы думаете, что такие занятия дают детям?
– Ну, конечно, они обогащают их духовно. Потому что я всегда говорю детям: вы можете верить, вы можете не верить в Бога, но нам есть чему поучиться в Библии, у православных христиан. И когда мы говорили о заповедях и некоторые из них читали на скрижалях, мы делали такие дощечки, и среди них были такие как: не укради, почитай отца и мать свою, не завидуй. Ребята говорили: «Да, так должно быть, ведь это правильно! Надо говорить правду, нельзя обманывать, надо любить маму и папу, слушаться». Мы пришли к выводу, что это самое главное: научить детей любить ближнего своего, прощать друг друга, несмотря ни на что, по доброму относиться к своим товарищам, к окружающим, к близким людям. Вот это, мне кажется, самое главное, мы должны подтолкнуть к этому детей. Я думаю, что такие занятия помогают им по-другому посмотреть на окружающих, на себя, и лишний раз прикоснуться к любви.
– Что побудило вас стать педагогом и заниматься именно этой возрастной группой – дошкольниками?
– Просто мне как-то близка эта сфера, часто бывают праздники. Я очень люблю проводить праздники с дошкольниками. Мне кажется, что, несмотря на все проблемы в нашем государстве, маленькие дети отвлекают тебя от проблем, они заставляют забыть обо всём плохом. В каждом взрослом есть ребёнок, чем больше ты общаешься с детьми, тем дольше ты остаёшься молодой. Наверное, ещё поэтому.
– А особенность воспитания детей в Вашем детском саду есть какая-нибудь?
– Каждый воспитатель в своей сфере – дока. Для кого-то – это художественное творчество, для кого-то – это природа, экология. Мне больше нравится художественная литература, потому что по образованию я – учитель русского языка и литературы, но в то же время я ещё и воспитатель дошкольных учреждений. И каждый в чём-то себя проявляет. Физкультурное развитие у нас очень хорошо проходит. У нас бассейн свой, неслучайно наш детский сад называется «Дельфинёнок». Группы компенсирующей направленности у нас работают активно по восстановлению речи детей. Это направление разрабатывается учителями-логопедами. Они имеют свою авторскую программу.
– А есть ли какие-нибудь сложности в Вашей работе?
– Конечно, есть. Во-первых, сложности с родителями, которые иногда не понимают простых вещей, бывает, возмущаются по каждому поводу. Наверное, выход здесь в том, чтобы сделать родителей активными участниками нашего образовательного процесса, нашей жизни. К сожалению, на просьбы и приглашения сделать что либо совместно откликаются не часто. Тем не менее в этом году активно родители поучаствовали в выставке «Дом Деда Мороза». Это меня просто порадовало, потому что дома построили такие красивые, с подсветкой, с включающимся светом в окошечках. Радует, что родители уделили время детям, несмотря на свою вечную занятость.
– Какой Вы видите свою работу в перспективе?
– Хочется просто работать с детьми. Наверное, в этом моя судьба.
Елена КУХТИНА

Вернуться назад