|
|
|
|
20 АПРЕЛЯ (7 апреля по стар. ст.). «В первый же день недели Мария Магдалина приходит ко гробу рано, когда было еще темно, и видит, что камень отвален от гроба. Итак, бежит и приходит к Симону Петру и к другому ученику, которого любил Иисус, и говорит им: унесли Господа из гроба, и не знаем, где положили Его. Тотчас вышел Петр и другой ученик, и пошли ко гробу. Они побежали оба вместе: но другой ученик бежал скорее Петра, и пришел ко гробу первый. И, наклонившись, увидел лежащие пелены; но не вошел во гроб. Вслед за ним приходит Симон Петр, и входит во гроб, и видит одни пелены лежащие, и плат, который был на главе Его, не с пеленами лежащий, но особо свитый на другом месте. Тогда вошел и другой ученик, прежде пришедший ко гробу, и увидел, и уверовал. Ибо они еще не знали из Писания, что Ему надлежало воскреснуть из мертвых. Итак, ученики опять возвратились к себе. А Мария стояла у гроба и плакала. И, когда плакала, наклонилась во гроб, и видит двух Ангелов, в белом одеянии сидящих, одного у главы и другого у ног, где лежало тело Иисуса. И они говорят ей: жена! что ты плачешь? Говорит им: унесли Господа моего, и не знаю, где положили Его. Сказав сие, обратилась назад и увидела Иисуса стоящего: но не узнала, что это Иисус. Иисус говорит ей: жена! что ты плачешь? кого ищешь? Она, думая, что это садовник, говорит Ему: господин! Если ты вынес Его, скажи мне, где ты положил Его, и я возьму Его. Иисус говорит ей: Мария! Она, обратившись, говорит Ему: «Раввуни!» – что значит: «Учитель!» Иисус говорит ей: не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему; а иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему, и Богу вашему. Мария Магдалина идет и возвещает ученикам, что видела Господа и что Он это сказал ей. В тот же первый день недели вечером, когда двери дома, где собирались ученики Его были заперты из опасения от Иудеев, пришел Иисус, и стал посреди, и говорит им: мир вам! Сказав это, он показал им руки и ноги, и ребра Свои. Ученики обрадовались, увидев Господа. Иисус же сказал им вторично: мир вам! Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас...». (Евангелие от ИОАННА, 20, 1-21). ПАСХАЛЬНЫЙ ТРОПАРЬ ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ ИЗ МЕРТВЫХ, СМЕРТИЮ СМЕРТЬ ПОПРАВ И СУЩИМ ВО ГРОБЕХ ЖИВОТ ДАРОВАВ! Вспомним значение основных слов тропаря (молитвенное песнопение в честь праздника) и не забудем о многозначности названия ПАСХА. Пасха (точный перевод: переход). Это слово имеет несколько значений. – Новозаветная Пасха, Воскресение Христово, праздников Праздник. – Иисус Христос, Агнец Божий, принесший спасительную жертву за грехи мира. – Ветхозаветный праздник избавления иудеев от египетского рабства и их перехода в землю обетованную. – Жертвенный пасхальный агнец (ягненок). – Попрати – одолеть, поправ - преодолев. – Сущим – находящимся. – Живот – жизнь. СТИХИРА ПАСХИ Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его. Пасха священная нам днесь показася: Пасха новая святая, Пасха таинственная, Пасха всечестная, Пасха Христос Избавитель, Пасха непорочная, Пасха великая, Пасха верных, Пасха двери райския нам отверзающая, Пасха всех освящающая верных. Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь. Воскресения день, и просветимся торжеством¸ и друг друга обымем. Рцем братие, и ненавидящих нас простим вся Воскресением и тако возопим: Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав. ПАСХАЛЬНОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ В самую полночь (по местному времени) собравшиеся верующие, вместе со священнослужителями, выходят из храма и с возжжеными свечами в руках совершают крестный ход вокруг храма, изображая тем хождение мироносиц и учеников Господа к Его гробу в утро воскресения. Утреня начинается вне храма, пред затворенными западными дверями, так как мироносицы и апостолы получили первую весть о воскресении Господа пред дверями Его гроба. Вся пасхальная утреня поется торжественным напевом, и чтений никаких не бывает, кроме произнесения возвышенного слова на Пасху св. Иоанна Златоуста: «Аще кто благочестив и благолюбив…». В конце утрени, после пения стихов с припевами «Да воскреснет Бог» и др., которые заканчиваются словами: «Друг друга обымем, рцем – братие» - бывает взаимное целование, что у нас называется христосованием. При этом есть обычай дарить друг другу красные яйца (или иные цветные) – обычай, происшедший, как говорит предание, от св. Марии Магдалины, которая, явившись к римскому императору Тиберию, поднесла ему красное яйцо и начала проповедовать о Христе, воскресшем из мертвых. О ДОБРОДЕТЕЛИ «Добродетель есть всякое слово, дело и помышление, согласно с законом Божиим. Истинная добродетель состоит в победе самого себя, в желании делать не то, что хочет тленное естество, но чего хочет святая воля Божия, покорять свою волю воле Божией и побеждать благим – злое, побеждать смирением – гордость, кротостью и терпением – гнев, любовью – ненависть. Это есть христианская победа, более славная, чем победа над народами. Этого требует от нас Бог: «Не будь побежден злом, но побеждай зло добром» (Рим. 12, 21)» (Свт. Тихон Задонский). Одна есть в мире красота. Не красота богов Эллады, И не влюбленная мечта, Не гор тяжелые громады, И не моря, не водопады, Не взоров женских чистота. Одна есть в мире красота – Любви, печали, отреченья И добровольного мученья За нас распятого Христа. Константин БАЛЬМОНТ. СВЕТЛОЕ ХРИСТОВО ВОСКРЕСЕНИЕ ПАСХА Праздник Воскресения Христова называется Пасхой по ветхозаветному празднику, установленному в память избавления евреев от египетского рабства. В Церкви христианской наименование Пасха получило особый смысл и стало обозначать прехождение от смерти к жизни, от земли к небу. «Слово Пасха, – говорил святой Амвросий Медиоланский, – означает прехождение. Назван же так этот праздник, торжественнейший из праздников, в ветхозаветной Церкви – в воспоминание исхода сынов Израилевых из Египта и вместе с тем избавления их от рабства, а в Церкви новозаветной – в знамение того, что Сам Сын Божий, чрез Воскресение из мертвых, пришел от мира сего к Отцу Небесному, от земли на небо, свободив и нас вечныя смерти и работы вражия и даровав нам «власть быть чадами Божиими» (Ин. 1, 12). МОЛИТВА К ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЕ Благаго Царя благая Мати. Пречистая и Благословенная Богородице Марие, милость Сына Твоего и Бога нашего излей на страстную мою душу и Твоими молитвами настави мя на деяния благая, да прочее время живота моего без порока прейду и Тобою рай да обряшу, Богородице Дево, едина Чистая и Благословенная. ЛЮБОВЬ «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Мф. 22, 37-40). ЗАЧЕМ НА ЗЕМЛЕ ВОЙНЫ Войны показывают, что народы еще далеки от духа евангельского и не усвоили его себе, не ввели его в отношения международные. Война, особенно наступательная, свидетельствует о языческом направлении народа, о его земных стремлениях. Таким образом, грехи и страсти подтачивают, как червь, корни самих царств. И вот источник их будущей слабости! Пусть же знают все цари и подданные, что нет на земле ни одного непоколебимого царства, – не было и не будет! Все они стоят и колеблются, ниспровергаются и исчезают, подобно многим древним государствам. И дотоле царство стоит твердо, доколе тверды в народе вера и благочестие, а коль скоро одолели его безверие и безнравственность, тогда неизбежно оно падет. Св. прав. ИОАНН Кронштадтский. НЕБЕСНЫЙ АДАМ – ХРИСТОС «Апогеем Божественного творения стал человек. Созданному по образу и подобию Божиему Адаму предназначалась великая миссия. В результате грехопадения человек оказался ниже своего призвания. Но Божественный план не изменился. Миссия Адама выполняется Небесным Адамом – Христом; Он возвращает человеку возможность совершить свое дело, снова открывает путь к обожению. Чтобы после грехопадения человек мог становиться Богом, надо было Богу стать человеком. Рождение Христа – это преодоление различия двух природ: Божественной и человеческой. Смерть Христова – устранение преграды, воздвигнутой грехом между человеком и Богом, а Его Воскресение – истребление смерти. Своим вознесением Христос соединяет мир небесный и мир земной, ангельские сонмы с человеческим родом. Наконец, воссев одесную Отца, вознеся человеческое естество превыше чинов ангельских, он вводит его как первый плод космического обожения в Самое Троицу». Из сочинений Вл. ЛОССКОГО. СВИДЕТЕЛИ ВОСКРЕСЕНИЯ Тринадцать свидетелей оставили описание Воскресения Христа, среди них грек Гормизий, занимавший пост биографа правителей Иудеи. Гормизий считал Христа обманщиком и по собственной инициативе отправился в ночь на Воскресение к гробу, надеясь убедиться, что Христос не воскреснет. «Приблизившись к гробу, находясь в шагах полутораста от него, мы видели в слабом свете ранней зари стражу у гроба. Вдруг стало очень светло. Мы не могли сразу понять, откуда этот свет, но вскоре увидели, что он исходит из движущегося сияющего облака: оно опустилось над гробом и там, над землею, показался человек, как бы весь состоящий из света. Затем раздался удар грома, но не с небес, а на земле. От этого страшного грома… стража в ужасе вскочила, а затем упала… Очень большой камень, лежавший на входе в гроб, как бы сам собою поднялся, открыв гроб. Мы очень испугались. Через некоторое время свет исчез… Когда мы приблизились к гробу, оказалось, что там уже нет тела погребенного в нем человека». |