|
|
|
|
Он поменял зеленые склоны Северной Осетии на заснеженные сопки Колымы. Он сохранил автотранспортное предприятие, которое было просто обречено на разорение. 40 лет он за рулем. Заслуги этого человека признали и в министерстве транспорта. Звание почетный автотранспортник России Георгию Борисовичу Ходову присвоили в 1997 г.
Сейчас Г. Б. Ходов руководитель успешного автотранспортного предприятия. Но это в последние 13 лет. Прежде пришлось ему поработать и шофером, и бригадиром, и главным инженером, и даже депутатом магаданского Горсовета. – Я родился во Владикавказе, - говорит Георгий Борисович. В Северной Осетии прошло детство и юность. Мой отец Борис работал инструктором в Президиуме Верховного Совета Северо-Осетинской АССР. Мать Дгорхан работала медсестрой в амбулатории. Потом отца перевели, и наша семья переехала в Беслан. Там я закончил школу. Ту самую школу, которую три года назад захватили террористы. После одиннадцати классов пытался поступить в институт. Не повезло – баллов не хватило. Вот только потом понял я, что дело здесь не в невезении, это судьба такая. Я пошел в армию, меня отправили в город Мончегорск, что в Мурманской области. Вот там то и понял я, что дальше жить без Севера просто не смогу. Два года службы промелькнули как один день, и пришла пора возвращаться на родину в Северную Осетию. Все это время меня не покидали мечты о заснеженных краях и далеких рейсах. Мне казалось, что именно в этой стихии я смогу себя проявить. И вдруг еще одна удача. Из Магадана в Беслан приехал мой двоюродный брат. Тогда то все и решилось. Мне прислали вызов, и прощай, Осетия. Так я полюбил север. Появились мечты о далеких рейсах. Было это 36 лет назад, в ноябре 1971 года… Решение сына повергло в недоумение родителей и троих братьев Георгия Борисовича. Покинуть теплую Осетию, где о снегопадах и пурге только в народных песнях поют, ради студеной Колымы. Края с плохой репутацией, суровой зимой и незаметным летом. Отец Георгия Борис Захарович развел руками: «Сынок, куда ты едешь? Туда людей ссылали, а ты направляешься добровольно. Подумай!». Мать провожала со слезами. Каждый раз ждала от Георгия весточку. А он в свою очередь старался писать как можно чаще и как можно позитивней. И пусть не все складывалось так, как хотелось, мать Георгий расстраивать не хотел и часто писал, что у него все просто отлично. «Тогда как, – говорит Георгий Борисович, – я очень сильно мерз. Ни шуба, ни унты, ни меховая шапка меня не спасали. К пятидесятиградусным морозам я привык гораздо позже. Только сейчас в Магадане чувствую себя комфортнее, чем на материке. А тогда, 36 лет назад, когда я начал свою карьеру на Колыме в свиноводческом совхозе «Снежный», холодно было даже летом. Обратите внимание, как тепло я одет на фотографиях тех времен. Иногда ездил в Беслан погостить и погреться. В одной из таких поездок в 1977 году встретил свою будущую жену Эльму. Вернулся в Магадан, долго с ней переписывался, а потом, спустя год забрал к себе в Магадан». А в совхозе поработать долго не удалось. Всего через два месяца автотранспортное предприятие при совхозе обрело самостоятельность и магаданскую прописку. Задачи перед транспортниками поставили колоссальные – обеспечивать доставку топлива, продуктов и кормов во все совхозы Магаданской области. Через год Г. Б. Ходов стал бригадиром, в его подчинении оказались 20 водителей, а в АТП пришли новые Уралы. Начались регулярные поездки на трассу – в дождь, в снег, в погоду и непогоду. Задачи у молодого руководителя изменились. Приходилось инструктировать своих работников перед рейсом, объяснять, как управлять автомобилем в гололед и снегопад, как выходить из сложных ситуаций. А порой, и самому показывать коллегам личный пример. Был такой случай, вспоминает Г. Б. Ходов, плохая погода, замело Арманский перевал. Совхоз «Рассвет», что на Талоне, остался без комбикорма. Возглавить колонну из десяти до отказа набитых комбикормом грузовиков пришлось мне самому. Это был один из самых сложных рейсов в моей жизни. Белая пелена впереди, практически нулевая видимость и снежная каша под колесами. Несколько моих машин даже не смогли подняться на перевал. Я повел вперед остальные. Я ездил по этой трассе сотни раз, знал каждую кочку и ямку, каждый поворот и ручей, но в той ситуации и этого было мало. Все же мы добрались до Талона. Нас там уже ждали. Разгрузились. Тогда мы здорово выручили совхоз «Рассвет». Привезенных запасов хватило на некоторое время. – На самом деле работа шофера одна из самых опасных. Нештатные ситуации, которые могут закончиться трагедией, возникают регулярно. Однажды при переправе через реку Армань, мы едва не утопили Урал. Водитель не справился с управлением и машина застряла посередине реки. Форсировать водоем нужно не напрямую, а под углом, чтобы машину не перевернуло потоком. Вода залила двигатель, он заглох. Еще минута-другая и машину бы просто перевернуло. Вытягивать ее из водяного плена пришлось мне. Я до сих пор помню все подобные случаи. Сейчас я никогда не отправляю в рейс своих водителей поодиночке. На трассе всякое может случиться. Вдвоем можно справиться с любыми проблемами. – Георгий Борисович, а чем сейчас занимается ваше предприятие? – ООО «Агротранс» мы создали в 1994 году. Наши машины традиционно обслуживали сельхозпредприятия. Но кризис девяностых свое дело сделал. Объемы сельхозпроизводства упали. Многие совхозы обзавелись собственным автотранспортом. От наших услуг отказались. Хотя еще в 1995 году мы сотрудничали с совхозами «Пригородным», «Арманским» и «Снежным». Сейчас у нас другое направление работы. Мы взаимодействуем с Колымской угольной компанией. Наши машины возят уголь в Снежную Долину с разреза Тал-Юрях. Бывает, что мы возим уголь и в Среднеканский, и Тенькинский районы. Часто наши машины можно увидеть и в Омсукчанском районе. Договорные отношения связывают нас с компанией «Полиметалл». Возим для них солярку на «Дукат» и «Лунное». Для того, чтобы получить эти заказы нам пришлось выигрывать конкурсы. Дело это непростое, но так, наверное, лучше. Вообще жизнь в последние годы сильно изменилась. И мне приятно, что эти изменения в лучшую сторону. Я с ужасом вспоминаю середину и конец девяностых. Иначе, как нервотрепкой это не назовешь. Бардак и невыплата зарплаты, кризис неплатежей, замерзающие поселки, школы и больницы. Такое ощущение, что страна просто умирала. Мне приходилось платить зарплату своим водителям сахаром, крупами, а один раз даже… аккумуляторами. Мы выполняли рейсы, но у наших заказчиков не было денег, им тоже кто-то за что-то не заплатил. Свои долги перед нами они закрывали натурой. Что мы перевозили, тем и платили людям зарплату. Было очень обидно и стыдно, когда жены наших водителей стояли на улице и пытались продать эту крупу или сахар. С маленькими детьми ко мне приходили в надежде получить хоть какие-то деньги на хлеб, но это было время, когда денег не было ни у кого. Наступивший период стабильности лично я связываю только с одним человеком - нашим Президентом Владимиром Путиным. За эти восемь лет, которые лидер нации стоит у руля, он действительно очень много сделал для страны. Быть россиянином сейчас не стыдно, жить в нашей стране стало комфортней и спокойней. Ведь тогда, вспомните, люди с Севера просто бежали. Сейчас наоборот стали возвращаться. ...У нас в компании есть такая традиция. Водителей в дальние рейсы провожают семьями. Приходят жены и, что самое приятное, с малышами, которых становится все больше и больше. У людей появилось желание иметь детей. И так сердце радуется, когда потреплешь по пухлой щечке малыша. В том, что люди перестали бояться рожать, тоже немалая заслуга того, кто сейчас руководит страной. Я говорю это без всякого пафоса, ведь эти вещи просто очевидны. Мы со своей стороны стараемся регулярно платить водителям зарплату, отправляем людей в отпуск, как это и положено по закону. Надеемся, что государство в скором времени обратит внимание на малый бизнес. Президент Владимир Путин об этом недавно говорил. Мне кажется, он такой человек, у которого слова с делами не расходятся. Раз пообещал, значит, обязательно все сделает, а мы его в свою очередь поддержим. – Георгий Борисович, я обратил внимание, что у вас в коллективе довольно много молодежи. В чем смысл такой политики, ведь ребят еще учить надо? – Я всегда любил работать с молодежью. Много лет назад, когда я работал главным инженером в Агропромтрансе, мы курировали 29 магаданскую школу. Безвозмездно помогали парням получить первую в жизни профессию. Мальчишки осваивали у нас специальности токарей и механиков. У меня самого двое сыновей. Ребята молодые Аслану 26, Борису 24. Мне кажется, относиться к людям нужно, как к своим собственным детям. Поэтому мы делаем ставку на молодежь. Берем на работу ребят, которым 25-27 лет. Да, порой им не хватает опыта. Да, их нужно учить. Но для этого есть мы, ветераны. Наш долг передать молодым ребятам весь опыт, который мы накопили за долгие годы. У нас в Агротрансе все ребята надежные. Такие, которые товарища в беде не бросят. Сказать, что коллектив дружный, значит, ничего не сказать. Я верю, что за ними будущее нашей страны. Верю, что когда-нибудь кто-нибудь из молодых сможет объединить нас, автотранспортников Колымы, чтобы решать свои проблемы мы могли сообща. Сейчас на этом рынке очень жесткая конкуренция. Топливо постоянно дорожает, а расценки на наши услуги остаются прежними. Получается так, что некоторые рейсы оказываются просто невыгодными. В результате не всегда удается премировать водителя за хорошую работу, возникают трудности с отправкой людей в отпуска. Но экономика в нашей стране на подъеме, и с этим мы справимся. Но автотранспортникам все-таки хотелось бы большего к себе внимания. Ведь это не просто проблема отдельно взятой отрасли, это проблема людей, которые в ней трудятся, проблема их жен и детей. Это серьезный вопрос, который нужно решать. На этой неделе на предприятии ждут возвращения трех КАМАЗов. Они должны прийти с очередного рейса из Сусуманского района. Работы сейчас здесь хватает. Заказами автотранспортники обеспечены надолго вперед. Перерыв в работе все же сделать придется. В это воскресенье руководитель «Агротранса», заслуженный автотранспортник России Г.Б.Ходов отметит свой 60-летний юбилей. Поздравляем!.. Петр КОСТИН. |