|
|
|
|
По преданию Церкви, это были ученые мудрецы из Персии, звездочеты. Со времени пророка Даниила, долгое время жившего в Персии, там из поколения в поколение передавалось пророчество о том, что должен родиться миру Спаситель. Когда срок, предсказанный Даниилом, подходил к концу, персидские звездочеты обнаружили в небе необыкновенную звезду и поняли, что обетование исполнилось. Трое волхвов направились в далекий Иерусалим поклониться Спасителю и принести Ему свои дары. Гордые иудейские книжники знали о сроках и месте рождения Мессии, но не захотели принять Младенца, родившегося у бедной и незначительной по виду четы, – они ждали явления могущественного царя, в блеске и славе, чтобы вместе с ним господствовать над миром. А мудрые и смиренные язычники не погнушались убогой пещеры – и Господь за их смирение и великий труд души (да и телесный тоже) отверз им очи, и узрели они в Младенце, лежавшем в кормушке для скота, Творца мира, пришедшего вернуть заблудшее человечество в Отчее Царство. И положили они перед Ним свои дары – ладан, золото и смирну: ладан – как Богу, золото – как Царю веков, смирну – как Богочеловеку, пришедшему пострадать на Кресте за спасение рода человеческого. Священное предание говорит, что впоследствии они были крещены апостолом Фомой, просветителем Персии. ЛЮБОВЬ «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Мф. 22, 37-40). О НЕОБХОДИМОСТИ ПОСЕЩАТЬ ХРАМ БОЖИЙ Господь наш Иисус Христос, пришедший на землю спасения нашего ради, основал Церковь, где невидимо присутствует и поныне, подавая нам все необходимое для жизни вечной, где «невидимо Силы Небесные служат», как сказано в православном песнопении. «Где двое и трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Евангелие от Матфея, глава 18, стих 20), – сказал Он Своим ученикам апостолам и всем нам, верующим в Него. Поэтому много теряют те, кто редко посещает храм Божий. Еще больше согрешают родители, которые не заботятся о том, чтобы дети их посещали церковь. Помните слова Спасителя: «Пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное» (Евангелие от Матфея, глава 19, стих 14). ТРОПАРЬ ПРАЗДНИКА Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума, в нем бо звездам служащие звездою учахуся Тебе кланятися, Солнцу правды, и Тебе ведети с высоты Востока. Господи, слава Тебе! ПЕРЕВОД: Твое Рождество, Христе Боже наш, просветило мир светом познания (Истинного Бога): через него (Рождество) поклонявшиеся звездам звездою были научены поклоняться Тебе, Солнцу правды, и познать Тебя, Восток свыше. Господи, слава Тебе! ОЖИДАНИЕ МЕССИИ в Древнем Иерусалиме Перед Рождеством Господа нашего Иисуса Христа было всеобщее ожидание Мессии. О его Пришествии молились в храме и дома, об исполнении сроков рассуждали не только ученые книжники и фарисеи, но и простолюдины, знавшие пророчества со слов своих учителей. Много толковали о Его происхождении, о Его Личности, боялись пропустить это событие или принять за Мессию другого – словом, вся Иудея жила ожиданием грядущего исполнения пророчеств. Еще патриарх Иаков предсказал, что Спаситель явится, когда скипетр отойдет от Иуды. Это сбылось: в Иудее правил Ирод Идумеянин (т.е. уроженец Идумеи – страны к югу от Палестины). Исполнились и Данииловы седьмины: пророк Даниил за 600 лет до Рождества Христова предсказал срок его через семьдесят седьмин после повеления о восстановлении Храма Иерусалимского, а признак того времени – явление царства крепкого, как железо. Все знали древние книжники – не знали только того, что явилась уже в мир Дева и тихо шествует с названным Своим супругом в древний город Давидов – Вифлеем... ПОЧЕМУ СЫН БОЖИЙ СТАЛ СЫНОМ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ? Вот как писал об этом подвижник древности – преподобный Макарий Великий: Душу, вначале уязвленную неисцельною язвою вредоносных страстей, никто не мог исцелить ни из праведных, ни из отцов, ни из пророков, ни из патриархов. Приходил Моисей, но не мог подать совершенного исцеления. Были священники, дары, субботствования, новомесячия, омовения, жертвы, всесожжения, и всякая прочая правда совершалась по закону – а душа не могла исцелиться и очиститься от нечистого течения помыслов, и вся правда ее не могла уврачевать человека, пока не пришел Спаситель, Истинный Врач, туне (т.е. даром) врачующий и Себя дающий в искупительную цену за род человеческий. Он Один совершил великое и спасительное искупление и уврачевание души, Он освободил ее от рабства и извел ее из тьмы. Собственные, от земли взятые врачества, то есть свои только дела правды, не могли уврачевать и исцелить душу от такой невидимой язвы, только силою Небесного и Божеского Естества, даром Духа Святого – сим одним врачеством мог человек получить исцеление и достигнуть жизни, по очищению Духом Святым. 8 января – Собор Пресвятой Богородицы Великая и беспредельная честь и слава быть Матерью Бога – Христа Спасителя. Но… вспоминаются и скорби Матери: не было места для Святого Семейства и Христос рождается в пещере для скота! И почти сразу гонение – Ирод хочет убить Младенца, и Святое Семейство бежит в Египет… Затем возвращение, обычные заботы и тревоги матери. Вот Сын Ее потерялся в Иерусалиме – сколько было тревоги! Наконец Сын выходит на проповедь… Он окружен всегда людьми, как будто для Матери уже нет места. Она слышит клевету на Сына – Его хотят схватить, убить. Один из ближайших учеников Его предает, другие разбежались. Мать идет за Сыном на Голгофу, Она присутствует при Его крестных страданиях и смерти. Сколько муки, сколько горя, сколько материнской любви к Сыну! В день Собора Пресвятой Богородицы вспоминаем и прославляем Пречистую. Но вместе с Нею, Матерью всех матерей, вспоминаем и каждую мать, ее любовь к детям, ее тревоги, заботы, горести от детей. Да будет Пречистая для каждой матери поддержкой, помощью и ободрением. Епископ Кампанский МЕФОДИЙ. ЦЕРКОВЬ – НЕБО НА ЗЕМЛЕ Церковь – Небо на земле; совершающееся в ней богослужение – дело ангельское. По учению Церкви, при посещении храма Божия христиане получают благословение, способствующее успеху во всех их добрых начинаниях. «Когда услышишь звон церковного колокола, призывающего всех на молитву, и совесть подскажет тебе: в дом господень пойдем, отложи тогда, если можешь, всякое дело в сторону и спеши в церковь Божию, – советует святитель Феофан Затворник. – Знай, что Ангел хранитель твой зовет под кров дома Божия; это он, небожитель, напоминает тебе о Небе земном, чтобы там освятить твою душу благодатию Христовою, чтоб усладить твое сердце небесным утешением, а – кто знает? – может быть, он зовет туда и для того еще, чтобы отвести тебя от искушения, которого не избежать тебе, если дома останешься, или укрыть тебя под сению храма Божия от великой опасности…» |