|
|
|
|
7 января (25 декабря по стар. ст.) «В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле. Эта перепись была первая в правление Квириния Сириею. И пошли все записываться, каждый в свой город. Пошел также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова, записаться с Мариею, обрученною ему женою, которая была беременна. Когда же они были там, наступило время родить Ей; и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице. В той стране были на поле пастухи, которые содержали ночную стражу у стада своего. Вдруг предстал им Ангел Господень, и слава Господня осияла их; и убоялись страхом великим. И сказал им Ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь; и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях. И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение! Когда Ангелы отошли от них на небо, пастухи сказали друг другу: пойдем в Вифлеем и посмотрим, что там случилось, о чем возвестил нам Господь. И, поспешив, пришли и нашли Марию и Иосифа, и Младенца, лежащего в яслях. Увидев же, рассказали о том, что было возвещено им о Младенце Сем. И все слышавшие дивились тому, что рассказывали им пастухи. А Мария сохраняла все слова сии, слагая в сердце Своем. И возвратились пастухи, славя и хваля Бога за все то, что слышали и видели, как им сказано было». (Евангелие от Луки, гл. 2, 1-20). СОВЕСТЬ – ГЛАС БОЖИЙ Сколько знаем мы подобных сказаний, что совесть преследует грешника и живописует ему предмет и дело греха так, что он видит их даже вне! Стало быть, есть в нас голос, который мы должны признать не нашим голосом. Чьим же? Божиим. От кого должно его слушать, ибо тварь не смеет поперечить Творцу. Голос этот говорит, что есть Бог, что мы от Него состоим в полной зависимости и потому не можем питать в себе благоговейного страха Божия; имея же его, мы должны исполнять волю Божию, которую совесть и указывает. Все это составляет слово Божие, написанное в естестве нашем, читаемое и предлагаемое нам, и мы видим, что люди всех времен и всех стран слышат это слово и внимают ему. Повсюду веруют в Бога, повсюду слушают совесть и чают будущей жизни. Это только ныне как-то в моду вошло не признавать этих истин. Так поступают натуралисты, по-русски – естественники; значит, естественники проповедуют противоестественное учение. СОБОР БОЖИЕЙ МАТЕРИ Великая и беспредельная честь и слава быть Матерью Бога – Христа Спасителя. Но… вспоминаются и скорби Матери: не было места для Святого Семейства и Христос рождается в пещере для скота! И почти сразу гонение – Ирод хочет убить Младенца, и Святое Семейство бежит в Египет… Затем возвращение, обычные заботы и тревоги матери. Вот Сын Ее потерялся в Иерусалиме – сколько было тревоги! Наконец Сын выходит на проповедь… Он окружен всегда людьми, как будто для Матери уже нет места. Она слышит клевету на Сына – Его хотят схватить, убить. Один из ближайших учеников Его предает, другие разбежались. Мать идет за Сыном на Голгофу, Она присутствует при Его крестных страданиях и смерти. Сколько муки, сколько горя, сколько материнской любви к Сыну! В День Собора Пресвятой Богородицы (8 января) вспоминаем и прославляем Пречистую. Но вместе с Нею, Матерью всех матерей, вспоминаем и каждую мать, ее любовь к детям, ее тревоги, заботы, горести от детей. Да будет Пречистая для каждой матери поддержкой, помощью и ободрением. Епископ Кампанский МЕФОДИЙ (Кульман). О ЧЕЛОВЕКЕ В человеке две противоположности, а сознание одно – личность человеческая. Характер этой личности определяется тем, на какую сторону она склоняется. Если на стороне духа, то будет человек духовен; если на стороне плоти, то будет человек плотян. Дух и в плотяном не исчезает, но бывает порабощен и голоса не имеет. Он тут становится подъяремным и служит плоти, как раб госпоже своей, изобретая всевозможные для нее услаждения. И в духовном плоть не исчезает, но подчиняется духу и ему работает, теряя свои естественные права на пищу через пост, на сон через бдение, на покой через непрерывный труд и утомление, на услаждение чувств через уединение и молчание. Бог не пребывает там, где царит плоть, ибо орган общения Его с человеком есть дух, который здесь не в своем чине. В первый раз чувствуется Божие приближение, когда дух начинает предъявлять свои права в движениях страха Божия и совести. Когда же и сознание со свободою станут на эту сторону, тогда Бог начинает пребывать в нем. С той минуты пойдет одухотворение души и плоти… пока Бог не станет всяческая во всех в человеке. И человек, одухотворившись, обожится. *** Что главное у человека – душа или тело? Душа – главное. Когда душа жива, и человек жив. Когда умирают, что умирает – душа или тело? Тело, а душа остается жива. О чем ни станешь рассуждать, всегда придешь к тому, что человек обладает духом, которого истинная жизнь есть в Боге. У нас две гири – дух и плоть, одна другую перетягивает. Плоть – на пагубу, дух – на спасение… Касается же сие и пищи, и сна, и других льгот. Сделайте так, чтобы плоть чувствовала, что на ней – тяжелая рука. Как только ослабнет плоть, чувство духовное оживет. Очень много в этом отношении значит не девать развалиться, держать в струнке все члены через внутреннее напряжение мускулов. Это сильно поддерживает бодрость духа и помогает душе стоять в трезвенном настроении. Дух наш восстанавливается благодатью Божией в силе противостоять влечениям к земле со стороны души и тела. Он восстановлен уже в христианах. Но невнимание к нему и к делу его делает то, что земное успевает увлекать нас и как туманом заслонять Небо. Святитель ФЕОФАН Затворник (XIX в.) ЧТОБЫ УВИДЕТЬ СВЕТ … Мы привыкли в храме слышать: «Христе, Свете истинный, просвещаяй и освящаяй всякого человека, грядущего в мир, да знаменается на нас свет лица Твоего, да в нем узрим свет неприступный». Что же за свет? Не думая о нем, мы вроде бы и не чувствуем его, а когда его нет, все это чувствуют, все говорят, все знают – жизнь серая, скучная, мрачная и пустая. Это ясно самому простому, неискушенному человеку. Как же ощутить его, этот свет? Нет рецептов внешних, хотя, скорее всего, говорят: ходи в церковь, молись, постись. Да и в храм ходи, и молись, и постись, но при всем этом учись помнить, что Бог смотрит на тебя и видит все, что в уме и в сердце твоем. Знаешь за собой грехи – кайся в них. Знаешь бессилие – проси силы, знаешь свое неразумие – проси мудрости, знаешь нетерпение – готовься ждать ответа столько, сколько Господь найдет нужным. Всеми делами жизни, всеми своими мыслями, всей силой воли надо учиться помнить о Боге и делать только то, что Он велит. Архимандрит ИОАНН (Крестьянкин). РЕШАЮЩИЙ ЧАС Наша постоянная ошибка в том, что мы не принимаем всерьез данный, протекающий час нашей жизни, что мы живем прошлым или будущим, что мы все ждем какого-то особенного часа, когда наша жизнь развернется во всей своей значительности, и не замечаем, что она утекает, как вода между пальцами, как драгоценное зерно из плохо завязанного мешка. Постоянно, ежедневно, ежечасно, Бог посылает нам людей, обстоятельства, дела, с которых должно начаться наше возрождение, а мы оставляем их без внимания и этим ежечасно противимся воле Божией о себе. И действительно, как Господь может помочь нам? – Только посылая нам в нашей ежедневной жизни определенных людей и определенные стечения обстоятельств. Если бы мы каждый час нашей жизни принимали бы как час воли Божией о нас, как решающий, важнейший час нашей жизни – какие дотоле скрытые источники радости, любви, силы открылись бы на дне нашей души! Священник АЛЕКСАНДР Ельчанинов. «Совершенство христианина – в совершенной любви к ближнему. И слепому, и прокаженному, и поврежденному рассудком, и грудному младенцу, и уголовному преступнику, и язычнику окажи почтение, как образу Божию, – что тебе до их немощей и недостатков! Наблюдай за собою, чтобы тебе не иметь недостатков любви. Не ищите и не ожидайте любви от людей; всеми силами ищите и требуйте от себя любви и сострадания к людям». Святитель Игнатий Брянчанинов. ТРОПАРЬ ПРАЗДНИКА Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума, в нем бо звездам служащие звездою учахуся Тебе кланятися, Солнцу правды, и Тебе ведети с высоты Востока. Господи, слава Тебе! ПЕРЕВОД: Твое Рождество, Христе Боже наш, просветило мир светом познания (Истинного Бога): через него (Рождество) поклонявшиеся звездам звездою были научены поклоняться Тебе, Солнцу правды, и познать Тебя, Восток свыше. Господи, слава Тебе! Александр СОКОЛОВСКИЙ *** Белых берез хороводы, Синих небес глубина, Рек неуемные воды, Сопок родных тишина.
Мир опьяненный и пьяный, Где знают радость и грусть. Частица земли православной – Моя необъятная Русь! *** г. Магадан. |