|
|
|
|
В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле. Эта перепись была первая в правление Квириния Сириею. И пошли все записываться, каждый в свой город. Пошел также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова, записаться с Мариею, обрученною ему женою, которая была беременна. Когда же они были там, наступило время родить Ей; и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице. В той стране были на поле пастухи, которые содержали ночную стражу у стада своего. Вдруг предстал им Ангел Господень, и слава Господня осияла их; и убоялись страхом великим. И сказал им Ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь; и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях. И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение! Когда Ангелы отошли от них на небо, пастухи сказали друг другу: пойдем в Вифлеем и посмотрим, что там случилось, о чем возвестил нам Господь. И, поспешив, пришли и нашли Марию и Иосифа, и Младенца, лежащего в яслях. Увидев же, рассказали о том, что было возвещено им о Младенце Сем. И все слышавшие дивились тому, что рассказывали им пастухи. А Мария сохраняла все слова сии, слагая в сердце Своем. И возвратились пастухи, славя и хваля Бога за все то, что слышали и видели, как им сказано было». (ЕВАНГЕЛИЕ ОТ ЛУКИ, ГЛ. 2, 1-20). ДАРЫ ВОЛХВОВ По преданию Церкви, это были ученые мудрецы из Персии, звездочеты. Со времени пророка Даниила, долгое время жившего в Персии, там из поколения в поколение передавалось пророчество о том, что должен родиться миру Спаситель. Когда срок, предсказанный Даниилом, подходил к концу, персидские звездочеты обнаружили в небе необыкновенную звезду и поняли, что обетование исполнилось. Трое волхвов направились в далекий Иерусалим поклониться Спасителю и принести Ему свои дары. Гордые иудейские книжники знали о сроках и месте рождения Мессии, но не захотели принять Младенца, родившегося у бедной и незначительной по виду четы, – они ждали явления могущественного царя, в блеске и славе, чтобы вместе с ним господствовать над миром. А мудрые и смиренные язычники не погнушались убогой пещеры – и Господь за их смирение и великий труд души (да и телесный тоже) отверз им очи, и узрели они в Младенце, лежавшем в кормушке для скота, Творца мира, пришедшего вернуть заблудшее человечество в Отчее Царство. И положили они перед Ним свои дары – ладан, золото и смирну: ладан – как Богу, золото – как Царю веков, смирну – как Богочеловеку, пришедшему пострадать на Кресте за спасение рода человеческого. Священное предание говорит, что впоследствии они были крещены апостолом Фомой, просветителем Персии. ЛЮБОВЬ «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Мф. 22, 37-40). ТРОПАРЬ ПРАЗДНИКА Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума, в нем бо звездам служащие звездою учахуся Тебе кланятися, Солнцу правды и Тебе ведети с высоты Востока. Господи, слава Тебе! ПЕРЕВОД: Твое Рождество, Христе Боже наш, просветило мир светом познания (Истинного Бога): через него (Рождество) поклонявшиеся звездам звездою были научены поклоняться Тебе, Солнцу правды и познать Тебя, Восток свыше. Господи, слава Тебе! ПРИГОТОВЛЕНИЕ КО ХРИСТУ Согрешившим прародителям обетование о спасении дано было очень скоро, во время произнесения суда над ними (Быт. 3 гл.). Однако, прошли тысячи лет, прежде чем это спасение явилось во Христе-Спасителе. Для чего потребовался длинный период, отделявший грехопадение от спасения? Спасение не могло быть навязано людям. Невозможно было спасти человека без сознания им нужды во спасении, без желания этого спасения, без деятельного участия в спасении его собственной воли. В течение всей ветхозаветной истории происходит приготовление человеческого рода ко Христу, в Иудействе приготовлялось спасение для Иудейства, а в язычестве – спасение для человечества… Ко времени пришествия Иисуса Христа языческие народы были объединены под крыльями римского орла… Идея могущественного и возвышенного, как ее показали восточные народы, – идея эстетически прекрасного, как выразили ее греки, идея общественной пользы, права и справедливости, как ее развили римляне, – все это положительные результаты приготовления язычников ко Христу, все это должно было найти свое освящение в истинно Святом, который мог освятить всех и возвысить все над земным. М.Э. ПОСНОВ. МОЛИТВЫ ДНЯ В День Собора Пресвятой Богородицы (8 января) вспоминаем и прославляем Пречистую. Но вместе с Нею, Матерью всех матерей, вспоминаем и каждую мать, ее любовь к детям, ее тревоги, заботы, горести от детей. Да будет Пречистая для каждой матери поддержкой, помощью и ободрением. БОГОРОДИЦЕ Дево, радуйся, благодатная Марие, Господь с Тобою, благословенна Ты в женах и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших. ДОСТОЙНО есть яко воистину блажити Тя Богородицу, присноблаженную и пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честнейшую херувим и славнейшую без сравнения серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем. ПОД ТВОЮ милость прибегаем, Богородице Дево, молений наших не презри в скорбех, но от бед избави нас, едина чистая и благословенная. ПРЕСЛАВНАЯ Приснодево, Мати Христа, Бога нашего, принеси нашу молитву Сыну Твоему и Богу нашему, да спасет Тобою души наша. |