|
|
|
|
В советское время для поднятия сельского хозяйства отправляли летный состав для заготовки сена в Сеймчан. В очередной раз перед партией «сельхозрабочих» выступал командир объединенного отряда с призывной речью, выполнять и перевыполнять план по заготовке сена. Прокопенко среди летного состава пользовался необыкновенным авторитетом. При нем магаданская авиация достигла максимального развития. Закончив речь, спросил: – Вопросы есть? – Есть, – резво сказал бортмеханик. – Что там у тебя? – Товарищ командир, а есть ли в колхозе косы для тех, кто левша? Минута молчания, и все увидели, как у Прокопа стала багроветь шея, а потом и лицо. – У кого в эскадрилье этот раздолбай? Быстро вскочил и вытянулся Мезинов: – Это мой. – Сгноить этого мерзавца на покосе!.. ПРО ФОРТОЧКУ Во времена Брежнева, когда одним из основных лозунгов стал «Экономика должна быть экономной» Прокопенко выступал как-то перед отрядом с различными предложениями в плане экономии мазута в котельной. И это зимой, в самые морозы за тридцать градусов. Ну и естественно, поступали вопросы к докладчику по этому поводу. Он же все больше мрачнел и приходил в плохое настроение, и уже не выдерживая, закричал: – Я каждое утро иду на работу и у всех в квартирах открыты форточки. Пар столбом валит… Хватил папкой по столу и проревел: – Я вас научу спать с закрытой форточкой! С тех пор фраза – «сплю с закрытой форточкой» частенько употреблялась в интимном смысле. АНТИФРИЗ В эпоху маленьких самолетов рейс по маршруту Магадан – Хабаровск выполнял двухмоторный самолет Ил-14. Движки его были по 1850 лошадиных сил, двурядная звезда по семь цилиндров в каждом. Полеты выполнялись, как правило на высотах 2400 метров над уровнем моря, редко на 3600, а еще реже на высоте 4200 метров. Т.е. на высотах, где формируется облачность Автопилот у него был почти никакой и кому-либо из экипажа приходилось подкручивать его по высоте, с помощью самодельной тяги из алюминиевой проволоки, закрепленной между секторами газа управления двигателями. В общем, постоянно требовал внимания и не давал дремать. Лишь механик, установив режим двигателям, прислонившись к косяку дверного проёма, дремал или травил какую-либо байку из жизни аэрофлота. Всё зависело от характера последнего. И в очередной вылет из Хабаровска, когда всё уже переговорено, механик вышел из кабины в салон и озабоченно стал осматривать через окно двигатели, с сомнением покачивая головой. Вернулся в кабину и вновь, минут через пять, вышел и снова бросил озабоченный взгляд на двигатели. Естественно, пассажиры забеспокоились и поинтересовались: – В чем дело? – Да вы же видите все время летим в облаках и началось обледенение. А весь антифриз уже израсходовали. Как бы назад не пришлось возвращаться. – А что такое антифриз? – интересуются пассажиры. – Да обыкновенный спирт… Самолет был оборудован антиобледенительной системой, которая начиналась дюралевым бачком под жидкость с названием спирт. Но с самого начала его сливали в бутылки, а при оформлении документов писали: самолет при прохождении облачности попал в обледенение. А на самом деле спирт употребляли по его прямому назначению и при решении производственных вопросов. В настоящее время только один самолет Ан-8 сохранил эту привилегию. Как правило в те времена в аэропортах из-за погоды, точнее из-за непогоды люди сидели по несколько суток с детьми и вещами. И возвращаться им ну никак не хотелось. Кто знает, сколько ещё сидеть придется. И люди были готовы на всё, лишь бы долететь в Магадан. А в то время в Магадане плохо было со спиртным и каждый набирал с собой, кто сколько мог, тратили до последнего рубля в буквальном смысле. И тут же нашлись желающие поделиться своими запасами, лишь уточнив: – А питьевой спирт пойдет? – Да, конечно, пойдет, – ответил механик. И люди отдавали прямо с сетками спирт – лишь бы в Магадан. Переносив все авоськи в кабину, механик исчез минут на сорок, а потом появился вновь. И снова взирает на двигатели. – Ну что там? – интересуются пассажиры. – Да все закончилось, а обледенение не прекращается. – А вино пойдет? – Не знаю, но попробовать можно, – молвил механик. И весь букет крымских и кавказских вин переместился в пилотскую кабину. И не появлялся механик минут тридцать и только перед подлетом к Магадану возник вновь и снова озабоченно приник к окнам и кинул взор на двигатели. – Эх, – произнес он тоскливо. – Осталось-то немного до Магадана. И тут же женщины, которые берегли шампанское, не выдержали, закричали: – А шампанское пойдет? – Можно понять чего им это стоило, если в Магадане его вообще не было. – Давайте. Надо пробовать. Магадан уже рядом. – И шампанское также ушло в кабину пилотов… Самолет зашел на посадку в аэропорту на 13 километре. Зарулил на перрон, подогнали трап… Люди выходили в солнечный мир и были счастливы. Не тем уже, что прилетели в Магадан, а той общностью и общим делом, что связывало их – отдали самое дорогое, что было при них. Они возбужденно смеялись, эмоции переполняли их. И когда навстречу им появился начальник аэропорта с многочисленными рядами золотых нашивок на рукавах, одна женщина не выдержала. – Вот вы сидите здесь и не знаете… А мы вам самолет спасли! – И гордо прошла мимо в здание аэровокзала. Ошеломленный начальник поднялся по трапу, прошел по салону, открыл дверь в кабину и в изумлении замер – весь пол кабины был уставлен бутылками со спиртным. А потом был разбор полетов и вручение наград в виде выговоров и лишения премиальных. ЛЕТАЮЩИЙ ИШАК Раньше, когда летали на Ли-2, стояла лишь одна задача – вылетать санитарную норму. Т.е. 120 часов. Поэтому если вылетал самолет из Магадана, то возвращался туда только тогда, когда при посадке и было ровно 120 часов. Поэтому и колесили по всему Союзу. И вот так, попав по случаю в Ташкент, экипаж перед вылетом обнаружил пасшегося возле самолета ишака. Недолго думая, они загрузили его в грузовую кабину и привезли в Магадан. Ведь для молодости ничего невозможного нет. Прилет был уже в сумерках. Зарулили на стоянку и выпустили ишака среди стоящих самолетов. А сами, сдав портфели, пошли по домам. Утром, как обычно очень рано, начальник аэропорта приехал из города и обходил свои владения. Глянул на летное поле и обомлел: на нем мирно пасся ишак. Можно представить, южное животное на Крайнем Севере. Он остановился, протер глаза – вроде и выпил-то вчера немного… Отвернулся, снова потер глаза и снова посмотрел. Ишак так же пасся на летном поле и колотил одной из конечностей по брюху, отгоняя многочисленное племя назойливых северных комаров. МУДРЫЙ ВНУК Дед Серега, употребляя нехорошие слова, что-то пытался закрепить во дворе на подворотне своего дома, приобретенного на «зеленые» в Анапе после нескольких лет полетов в Анголе. Серега – мой брат, который сам себя называл Серега Двенадцатый, по количеству детей у отца. А он был последний в этой дюжине, с молодости увлекался коллекционированием ненормативной лексики, кроме того, знал наизусть почти все стихи Высоцкого и рубаи Омара Хайяма. Роста его было недостаточно и он мостил под ноги сначала расшатанный табурет, а потом ящики из-под фруктов. Конструкция получилась явно неустойчивой. Крутившийся во дворе четырехлетний внук резонно заметил: – Дед, смотри – упадешь. На что дед ответил: – Да не должен. Внук критически оглядел сооружение, и от греха подальше отвернулся и пошел вглубь двора. Сказав при этом: – Ну, дед, навернешься, другой раз не полезешь. Только вместо «навернешься» другое слово употребил, из дедовского лексикона. И дед, балансируя на одной ноге с молотком в одной руке и гвоздем в другой, расхохотался и тут же – грохнулся на землю. ПАССАЖИРЫ НА ТРОСАХ Магадан. Аэропорт 13 километр. Дальстроевские времена, курс посадки 25 градусов На последней прямой полет проходит над Дукчой – а это сопка со склоном градусов сорок. Посадку производят всегда со встречным ветром. И он дует вдоль этого склона с различной скоростью. При особо сильных ветрах Ан-2 с выпущенной механизацией скользит по склону со скоростью 50-60 километров. Создается впечатление, что самолет зависает над землей. В те давние времена в кабине сидел и бортмеханик. И заскучав, повернулся к пассажирам, изрек: – Ну вы же видите, самолет не садится. Помогите ему. – А как ? – Видите троса вверху висят? Цепляйтесь за них и тяните вниз. И когда те повисли на тросах, поворачивается к командиру и говорит: – Командир, посмотри, у нас пассажиры с ума посходили. Глянул кэп, дар речи потерял. |