Главная

Редакция

Реклама в газете

Подписка

» » ДРАГОЦЕННЫЙ КАМЕНЬ В ЗЕЛЕНОМ БАРХАТЕ
Тема номера

 
ДУХОВНУЮ СИЛУ СВЯТИТЕЛЯ УНАСЛЕДОВАЛИ ПОКОЛЕНИЯ СЕВЕРЯН...
 
19 сентября в Магадан были принесены честные мощи святителя Иннокентия Московского, Апостола Дальнего Востока и Сибири и Америки. Мощи в Колымскую столицу доставил епископ Якутский и Ленский Роман. В аэропорту владыку Романа и сопровождаемую им святыню встретил епископ Магаданский и Синегорский Иоанн.
 
Рубрикатор
 

   Наш город

   Политика. Власть

   Городское хозяйство

   Культура. Искусство

   Образование. Наука

   История. Память

   Правопорядок

   Однако. Резонанс

   Актуально

   Лица города

   Событие недели

   Общество

   Новости города

   Духовное поле

 
 
Газетный архив
 
 
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 
 
 
Сентябрь 2015 (101)
Август 2015 (86)
Июль 2015 (94)
Июнь 2015 (62)
Май 2015 (96)
Апрель 2015 (141)
 
Читаемые
материалы
 
 
 
 
Ваше мнение
 
 
Как вы считаете, какова главная задача школьного образования?



 
 
 
 
 
 

Паспорт РФ - как и где получить, какие документы собирать на паспорт РФ
10-02-2015, 15:34
Многие граждане СНГ мечтают получить паспорт гражданина Российской Федерации.

Не пытайтесь купить паспорт гражданина РФ - лучше получить его легально!
15-01-2015, 01:44
Получить гражданство Российской Федерации быстро, легально, по упрощённой схеме — это мечта сотен и даже десятков тысяч граждан постсоветского пространства, проживающих теперь в странах Содружества Независимых Государств

Интересная информация о паспорте
10-01-2015, 07:24
Мы оказываем услуги по содействию в оформлении документов ( в частности следующих документов: паспорт гражданина РФ, загранпаспорт, СНИЛС, водительское и др. документов) в кротчайшие сроки

читать все материалы
 
 
 
 

Культура. Искусство

 

ДРАГОЦЕННЫЙ КАМЕНЬ В ЗЕЛЕНОМ БАРХАТЕ

 
 
Дата публикации: 22-09-2011, 18:29

Материалы по теме

  • «ЗДЕСЬ НЕВОЛЬНО ЧЕЛОВЕК ЗАГЛЯДЫВАЕТ В СЕБЯ…»
  • ХРАМУ СВЯТОГО ДУХА – 20
  • В МАГАДАН ПРИБЫВАЕТ НОВЫЙ АРХИЕРЕЙ
  • Остров веры на Селигере
  • «Выбегала-вытекала мать Волга-река...»
  •    

    Один из самых читаемых нами в детстве писателей француз Александр Дюма, глядя с горы Фавор на Валаамский Спасо-Преображенский православный монастырь сказал: «Это драгоценный камень в зеленом бархате. Взять бы его и увезти». И это истинно так:

    «О, дивный остров Валаам!
    Рука божественной судьбы
    Воздвигла здесь обитель рая,
    Обитель высшей чистоты…»

    Напев Валаамского гимна и торжественный, и печальный, и радостный созвучен великому духу православия, созвучен великолепию девственной природы. Поверьте, впервые оказавшись этим летом на Валааме я испытал особое, ни с чем не сравнимое чувство соприкосновения с удивительной, загадочной земной тайной. Представьте себе отдельно взятый уголок нашей России, омываемый со всех сторон ладожской водицей, где на древних и мощных габбро-доломитных скалах обильно растут рядком размашистые ели, толстенные дубы, стройные кедры, наши колымские лиственницы. Только я их сначала не узнал, до того они могучи и высоки. Наш гид Иван, слушатель Санкт-Петербургской академии сказал, что на этом чудо-острове растут и цветут такие растения, которые можно встретить лишь в Сочи да Ялте.
    Нашим магаданским паломникам и путешественникам хочу напомнить, что Валаам – это собственно не один-единственный остров, а целый архипелаг из 53 островов, общая площадь которых 36 квадратных километров. Извилистая береговая линия более 150 километров. А главный остров, на котором главный собор монастыря – Спасо-Преображенский – почти 28 квадратных километров, в длину он около 10, в ширину 6 километров. Когда мы из Приозерска (связанного с Магаданом нашим писателем Стасом Олефиром) вышли в плавание на тихоходном монастырском теплоходике «Валаамъ», то после трех часов пути по безбрежной глади Ладоги (190 км длины и 130 км ширины) вдруг узрели по курсу целый хоровод больших и малых островов. «А который из них Валаам?» – спросили мы у нашего тверского гида Оксаны. – «А все Валаам, – смеясь ответила она. – Хотя они тоже имеют свои названия. Знайте, что на более-менее крупных островах имеются свои внутренние озера. Их 11, а общая площадь 100 гектаров».
    Красота – пером не описать! Идем по проливам или каналам между островами, из ладожской воды выперли огромные столбы габбро, а на них – густые массивы леса. Вот уж действительно: и на камнях растут деревья. Поворот судна направо, входим в створ узкой и живописной Монастырской бухты. В малахите деревьев засверкал купол Никольского скита. Здесь наш причал…
    ВОТ ОН, СЕВЕРНЫЙ АФОН
    Т ак называют Валаамский Спасо-Преображенский православный мужской монастырь. И неспроста, не из-за красоты здешних мест, а за великое подвижничество монахов. С самого начала своего зарождения обитель по праву считалась оплотом православия в Северной Руси. А с древнейших времен здесь жили карелы: рыбаки, охотники, землепашцы. Поклонялись они в дохристианскую эру языческому богу Велесу, отсюда по одной из версий и название архипелага – земля Велеса. Другие утверждают, что Валаам в переводе – это светлая земля.
    Потом, как повествует предание, святой апостол Андрей Первозванный, просвещая наших предков, дошел до Валаама, разрушил здесь языческие капища и установил Каменный крест. Основали же монастырь святые преподобные Сергий и Герман, Валаамские и всей России чудотворцы. О них известно немного, сказал паломникам из Твери гид Иван, возможно они были греческими миссионерами. Некоторые церковные историки относят время основания монастыря к Х веку. В 1182 году нетленные мощи св. Сергия и Германа были привезены из Новгорода, где иноки укрывали их во время одного из многочисленных нападений шведов, и похоронены в скале, над которой впоследствии был построен Спасо-Преображенский собор.
    Выходцы с Валаама стали основателями многих северных обителей. Это преподобный Савватий Соловецкий, Арсений Коневский, Александр Свирский и другие. Цари Василий III и Иван Грозный жаловали монастырь драгоценными окладами для икон, церковной утварью, облачениями и книгами. Но процветанию обители мешали постоянные набеги шведов, разорявших и грабивших монастырь, убивавших иноков, которые никогда не оказывали им сопротивления. Так было в 1578, 1581 годах.
    После успешной для России войны 1590-1595 годов некоторое время монастырь вновь отстраивался и благоденствовал. Но в 1611 году шведы вновь напали на северные российские земли и согласно Столбовскому договору, заключенному в 1617 году, весь Карельский уезд, в том числе и остров Валаам, отошел к Швеции.
    Возвратил России эти земли Петр I в ходе Северной войны, закончившейся Ништадским мирным договором в 1721 году. Но еще в 1715 году царь издал Указ вновь строить на Валаамском острове монастырь.
    Наша группа медленно поднимается по крутой (в 100 ступеней) лестнице на гору Фавор. (Не надо удивляться на Валааме обилию библейских названий: гора Фавор, Кедронский поток, Елеонская гора, Предтеченский скит, Гефсиманский сад… Это сделано для того, говорят здесь монахи, чтобы ум и сердце постоянно возносились к Палестине, к имени Христову). Делаем на лестнице остановки и Иван продолжает рассказывать нам историю обители. В 1719 году завершилось строительство деревянного Спасо-Преображенского собора. Через два года была возведена Успенская церковь.
    В середине XVIII века настоящим бедствием стали частые пожары, уничтожающие постройки. Императрица Елизавета Петровна помогала обители крупными денежными суммами, но этого стало недостаточно. А тут еще в 1764 году Екатерина II издала Указ о секуляризации (конфискации) монастырских земель. И содержащийся только за счет подаяния богомольцев «заштатный» Валаамский монастырь стал приходить в упадок. Академик Н.Я. Озерецковский, посетивший в конце XVIII века Валаам, отмечал несоответсвие обветшавшего монастырского строения «величественному местоположению» обители. Вот так. А ведь в течение более чем двух веков монастырь был крупнейшим на севере Руси. Валаамские иноки жили по строгому общежительному уставу, занимались книгописанием, вели хозяйственную деятельность. Валааму принадлежало немало земель в северо-западном Приладожье, рыбные ловли в Ладожском озере, соляная варница на Белом море. Действовало около 30 производств: смоляное, свечное, кожевенное, скудельное, кирпичное, были своя конюшня и молочная ферма. Сельское хозяйство и рыболовство полностью обеспечивали потребности братии.
    ИМЕНА, СТАВШИЕ ЛЕГЕНДАРНЫМИ
    «Расшифровываю» свои каракули из путевого блокнота и думаю об одном: только великая православная вера и подвиг монахов Валаама спасли монастырь от всех лишений, внутренних и внешних. Имена многих из них стали легендарными.
    Возродителем и реформатором монастыря считают здесь иеромонаха Назария из Саровской пустыни. Именно его в 80-х годах XVIII века митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский Гавриил назначил на поправку дел.

    (Продолжение на стр.23)
    А тем, кто был не согласен с его кандидатурой, мол, недостаточно умен, заявил: «Умников у нас хватает, а надо работать».
    За двадцать лет правления игумен Назарий заново отстроил монастырь. При нем были точно определены монастырские владения, составлена географическая карта принадлежащих Валаамскому монастырю остро¬вов Ладожского озера. Отец Назарий составил план ка¬менного строительства, пригласил мастеров из Ярос¬лавля. Кирпич для строительства изготавливался на Валааме, из мраморного щебня пережигалась известь. Вокруг собора в 1785-1801 годах был сооружен четы¬рехугольник келейных корпусов, связанный с церко¬вью Успения Пресвятой Богородицы на северной сто¬роне и с церковью Святителя Николая Чудотворца на южной. Началась постройка внешнего каре. Появились две каменные часовни. Но главное, по собственному проекту отец Назарий возвел первый каменный Спасо-Преображенский собор.
    Павел I в 1796 году отменил Указ о секуляризации монастырских земель, подарив Валааму покосы, рыбные ловли и мельницу. В обитель пришло возрождение.
    Преемником отца Назария на Валааме стал отец Иннокентий, продолживший строительство. Было достроено внешнее каре с церковью святых апостолов Петра и Павла над Святыми вратами на южной стороне. На северной стороне построена больница с церковью иконы Божией Матери «Живоносный источник», освященной в 1814 году. На Крестовом острове (ныне Никольском) у входа в Монастырскую бухту возведена каменная часовня. Число братии достигло сотни. Игумен Иннокентий взялся также за благоустройство Ондрусовской и Сяндемской пустынь, укрепив авторитет Валаамского монастыря в Приладожье. В 1819 году император Александр I совершил паломничество на Валаам, беседовал со старцем Николаем в его пустыньке. Император пожаловал монастырь ризами и драгоценным наперсным настоятельским крестом. В 1822 году он возвел Валаамский монастырь в I класс «по уважению древнего существования и благоустройства».
    Следующий этап возрождения Валаамского монастыря (1839-1881 годы) связан с именем игумена Дамаскина.
    Игумен Дамаскин (в миру Дамиан Кононов) родился в 1795 году в крестьянской семье в Старицком уезде Тверской губернии. В 1819 году после трех лет скитания по монастырям Дамиан пришел на Валаам и решил остаться здесь навсегда. Духовным наставником его стал опытный старец Евфимий. Отец Дамаскин еще послушником работал в конюшне, пекарне, сапожной мастерской, позже был поставлен в рабочие нарядчики, после пострига (1825 год) удалился в скит Всех Святых, семь лет провел в отшельничестве в пустыньке. В конце 1838 года император Николай I приказал назначить настоятелем Валаамского монастыря пустынника отца Дамаскина. За два месяца простого монаха в Санкт-Петербурге посвятили в игумена.
    Игумен Дамаскин пригласил на Валаам академика архитектуры Алексея Максимовича Горностаева. Горностаев восстанавливал традиции древнерусского зодчества, используя в своих произведениях элементы народных вышивок и резных украшений деревенских изб. Им был создан «русский стиль», в котором и построены красивейшие храмы Валаама. В первую очередь в 1840 году началась перестройка любимого настоятелем скита Всех Святых. Были сооружены новые удобные келейные корпуса вокруг прекрасного двухэтажного храма. В 1852 году была построена гостиница для паломников, поток которых возрос с открытием в 1843 году регулярного пароходного сообщения с Санкт-Петербургом. В 1853 году на острове у входа в Монастырскую бухту также по проекту архитектора А. М. Горностаева была возведена «жемчужина Валаама» великолепная Никольская церковь. В 1858 году при ней был построен келейный корпус для скитян, в котором через 7 лет была устроена церковь во имя преподобного Иоанна Дамаскина. В 1855 году на Святом острове была построена деревянная церковь св. Александра Свирского с тремя домиками для скитской братии. В 1858 году на острове Сирничан был основан скит св. Иоанна Предтечи для пустынников и молчальников. Туда была перевезена из Старой Ладоги старинная деревянная церковь, построенная в 1611 году бежавшими от шведов Валаамскими монахами. Также были построены скиты: Ильинский (1868 год), Коневский (1870 год), преп. Авраамия Ростовского (1873 год). Повсюду на Валааме и на других островах возводились часовни и поклонные кресты. Для будущего нового собора был отлит колокол весом 1000 пудов.
    В 1858 году Валаамский монастырь посетил император Александр II с семейством. Валаам всегда привлекал многих деятелей культуры. Во времена игумена Дамаскина здесь творили художники П. И. Балашов, Ф. М. Иордан, М. К. Клодт, И. И. Шишкин, А. В. Гине, П. П. Джогин, Ф. А. Васильев, А. И. Куинджи. Отразился Валаам и в творчестве П. И. Чайковского, А. Н. Апухтина, Н. С. Лескова, гостивших в монастыре.
    К 1864 году братия Валаамского монастыря насчитывала уже 140 человек. Отец Дамаскин заботился об иноках своей обители: трапеза была сытной «для поддержания сил телесных». На Валааме с 1840 года действовала больница с аптекой. Радел настоятель и о просвещении братии, приобретая для монастырской библиотеки наряду с духовной литературой, учебники, научные издания, брошюры по сельскому хозяйству и различным ремеслам. Валаамская библиотека насчитывала более 12000 томов и была одной из самых крупных в дореволюционной России. Игумен Дамаскин, самоучка, вел обширную переписку с церковными иерархами, благотворителями, архитекторами, художниками. Была введена строгая система учета во всех областях монастырской жизни, велись метеорологические наблюдения, фиксировались колебания уровня воды в Ладоге. На Валааме действовали две пекарни, различные мастерские: сапожная, портняжная, ткацкая, часовая, столярная, слесарная, бочарная, кожевенная, литейная, иконописная, позже появилась и фотомастерская. Работали заводы: свечной, кирпичный, пильный, камнерубный, гончарный, кузница. В 1863 году на Валааме был построен один из первых в России водопровод. По всему архипелагу для удобства сообщения были проложены дороги, прорыты каналы. Леса и поля пересекла дренажная система канав. В 1866 году были приобретены три острова с лесом, сенными покосами, каменоломнями, рыбными ловлями, где впоследствии возникли отдаленные скиты Валаамского монастыря. Монастырь вел торговлю лесом, лошадьми, саженцами из своего питомника. Валаамский камень (сердобольский гранит), добываемый на принадлежащих монастырю островах, покупали в Санкт-Петербурге и Москве для памятников и облицовки зданий. Например, знаменитые атланты Эрмитажа сделаны из серого сердобольского гранита. Количество наемных рабочих (каменщиков, плотников, штукатуров, стекольщиков, печников и других) иногда достигало нескольких тысяч человек. Для них в 1871 году был построен работный дом.
    В конце своей жизни отец Дамаскин тяжело болел, но стойко переносил страдания и был спокоен за настоящее и будущее Валаамской обители. Последним творением игумена Дамаскина стала каменная церковь во имя Преподобных Отцов, в посте и подвиге просиявших, на новом кладбище, где он и был похоронен в 1881 году.
    При игумене Ионафане II вокруг монастыря были сооружены новые хозяйственные постройки с различными механическими приспособлениями, каменный хлебный амбар, ферма, второй кирпичный, кожевенный и смоляной заводы, подъемные краны на пристанях. Был построен большой парусный галиот для перевозки грузов.
    В 1887 году началось строительство задуманного еще игуменом Дамаскиным нового Спасо-Преображенского собора. Были приглашены архитекторы А. Н. Силин и Г. И. Карпов (завершал строительство Н. Д. Прокофьев). К концу 1890 года собор стоял уже почти готовый, но освятить нижний храм во имя преподобных Сергия и Германа выпало на долю преемнику игумена Ионафана о. Гавриилу в 1892 году. Верхний храм Преображения Господня был освящен в 1894 году.
    НОВЫЕ ИСПЫТАНИЯ
    В
    1914 году большая часть братии была отозвана на Первую мировую войну. В 1917 году в память обо всех воинах, погибших в этой войне, был построен последний скит Валаама во имя Смоленской иконы Божией Матери.
    С 1811 года Валаам находился на территории Великого княжества Финляндского, входившего в состав Российской империи. В 1917 году Финляндия стала независимым государством и Валаамский монастырь оказался за пределами России. «Господь сохранил обитель, – и сейчас говорят монахи. – Постигла бы при большевиках судьба тысяч разрушенных, разоренных и оскверненных». Но и за границей трудно пришлось православным в лютеранском государстве. На архипелаге рядом с монастырем разместился военный гарнизон.
    В результате Советско-Финской войны 1939-40 гг. архипелаг Валаам отошел к СССР. Но побыть советской территорией ему пришлось лишь полтора года. На острове была размещена школа боцманов ВМФ СССР и рота юнг, о чем и сейчас напоминает мемориальная доска на стене здания так называемой зимней гостиницы. В ней и я жил в келье на 2-м этаже с соседом священником из Твери о. Романом. Потом Валаам захватили финны, расположив здесь около 2 тысяч своих солдат. Наша авиация стала наносить по ним авиаудары. И до сегодняшнего дня иноки рассказывают паломникам о случившемся чуде, когда наша зажигательная бомба огромной силы врезалась в землю буквально рядом с главным входом Спасо-Преображенского собора. И не взорвалась.
    После Великой Отечественной войны на Валааме был создан совхоз, с 1953 по 1984 год здесь находился дом-интернат для инвалидов войны. Сюда, в такую даль и глушь специально свезли людей-калек, без рук, без ног, чтобы не «портили» видов центральных районов страны.
    ВОЗРОЖДЕНИЕ ТРАДИЦИЙ
    В
    1979 году с целью сохранения уникальной природы и архитектуры был создан Валаамский музей-заповедник. Здесь не слышно выстрелов и на виду у всех бесстрашно бегают зайцы и лакомятся деликатесной кедровой порослью лоси.
    В конце 1989 года на Валааме возобновилась монашеская жизнь. Валаамский Спасо-Преображенский монастырь является ставропигиальным, то есть непосредственно подчиняющимся Патриарху Московскому и всея Руси. С 1990 года священноигуменом его был Патриарх Алексий II, а с 2009 года – Патриарх Кирилл. Игуменом монастыря с 1993 года является епископ Троицкий Панкратий.
    В 1996 году был торжественно привезен из Санкт-Петербурга на остров образ Валаамской иконы Божией Матери и помещен в нижнем храме Спасо-Преображенского собора.
    В нынешнем монастыре возрождены прежние традиции богослужений, Валаамских знаменных распевов. На одном таком концерте и нам удалось побывать в надвратной церкви в честь Петра и Павла. Свое высокое искусство песнопения показали профессиональные артисты из Питера.
    В Валаамском монастыре вместе с подворьями в Москве, Санкт-Петербурге, Приозерске и Сортавале насчитывается около 200 насельников. Восстановлены 11 скитов, реставрируются храмы. Вот и 19 августа 2005 года Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II был торжественно освящен после долгих лет реставрации верхний храм Спасо-Преображенского собора.
    ЗЕМНЫЕ РАДОСТИ
    С
    горы Фавор открываются живописнейшие картины, все в зеленом убранстве и разноцветье. Но, оказывается, вся эта краса не только для вожделения глаза, но и хозяйского применения. Слева, показывает рукой Иван, так называемый верхний сад – аптечный, где монахи разводят целебные растения.
    А прямо под нами огромная площадь, на которой плодоносят фрукты и овощи, 60 сортов яблонь и даже … персики. Но как такое возможно, практически на Севере, на острове, на холодных скалах, где и почвы на палец? В том-то и дело, что скалы Валаамские не холодные.
    (Окончание на стр. 24)
    Габбро-диабаз – чудодейственный камень, который аккумулирует тепло и дым. Я это утверждение гида проверял поздним вечером, приложил ладонь – как к русской печке. Монахи еще века назад это заметили и стали габбро-диабаз крошить на огородах. А землю привозили. Все, кто ехал на остров, обязаны были прихватить с собой хоть бы щепотку землицы. Вот и навезли на целые сады.
    Написал эти строчки и вспомнился эпизод прошлого года. Тогда я гулял возле Тверского речного вокзала на стрелке Волги и Тверцы, где когда-то высился величественный белоснежный ансамбль Отроч монастыря, разрушенного в 1935 году большевиками. И вот тогда возле входа в подземелье, где может быть содержался под стражей и был задушен Малютой Скуратовым опальный митрополит Филипп Колычев по указу Ивана Грозного, а теперь музей ужасов, в котором людей пугают, один его сотрудник заявил мне, что все монахи – бездельники. Был ли он в Валаамском, Дивеевском, или находящемся на другом берегу Тверцы Свято-Екатерининском монастыре? Точно не был…
    Да и кто бы заботился о хлебе насущном, если бы не валаамские братья? Всего-то на острове помимо монастырских проживает около 80 человек, которые все имеют жилье этажом выше в той же самой зимней гостинице. Там же и школа с 11-ю школьниками. И обо всем этом хозяйстве заботится монастырь. Есть тут маленький домик, табличка которого сообщает, что это администрация Валаама, Сортавальского района республики Карелия. Но все-то знают, «градообразующим предприятием» является монастырь во главе с епископом Панкратием. Так что приходится заниматься не только духовными, но и мирскими делами. Есть свой флот, транспорт, конюшня, работают пекарня, кузница, различные мастерские. Под опекой монастыря так называемый огромный работный дом красного кирпича, швейная мастерская, баня, библиотека и клуб. Ну, а о трапезной говорить – так слюнки текут. До чего же здесь вкусно готовят! Причем без мяса. Если что-то можно к мясу и присовокупить, так это удивительную с оранжевой корочкой жареную форель. Свою! Ее монахи разводят на форелевой ферме в Малой Никоновской бухте. Когда мы были там, Иван, показав рукой на ставки в протоке, спросил, что это за сооружения. Почти все приняли их за купальни. Но я, видев подобное на Севере, дал правильный ответ о рыборазведении. В связи с этим гид поведал, что его первым послушанием было отловить в озере сто мальков форели и опустить их в ставок для откорма. Дело оказалось трудным. А потом был случай, что приехал один начальник, достал удочку и стал ловить форель… из ставка. «Начальник регионального масштаба, или кремлевского», – не удержался я. – «Кремлевского», – улыбнулся Иван.
    «Все сами, все – своими руками», – девиз монастыря. И в этом мы убедились, когда побывали на молочно-товарной ферме. На горе Елеон она двухэтажная, на первом содержится 50 пестрых красавиц голландской породы, со второго этажа подается сено. Ухаживают за скотиной 20 монахов. Когда пасут, непременно играют на трубочках, во время дойки включают классическую музыку. Говорят, производительность повышается.
    Наверное, это и так. Потому что на зеленой лужайке Елеонской горы продавец из павильона Екатерина Васильевна угостила всех свежайшим молочком, творожком, хлебом и яйцами. А еще хлебосольная хозяюшка сказала нам, что монастырская ферма не примитивное хозяйство: действует паровая машина для подачи воды в кормушки коровкам, сепаратор, погреб. Даже маленькая железная дорога от фермы до пролива, а уж оттуда на суденышках (5 км) молочко попадает в монастырь.
    На Елеон стадо не пускают, здесь разбиты великолепные газоны. Но все равно случился конфуз, голландки воспротивились, взяли газон штурмом, съели траву-мураву и еще кое-чего понаделали. Но монахи на своих пеструшек не в обиде…
    СВЯТОЙ ОСТРОВ
    М
    ы наняли небольшой катерок и слева по озеру за 45 минут причалили к острову Святому. Поклонились сверкающему медному кресту и направились вверх в гору. Место это на Валааме достопримечательное. Здесь семь лет провел отшельником преподобный Александр Свирский. Рядом с его обновленным скитом – каменный крест и выложенная камнем открытая могила. Он хотел здесь почить, но ушел в нынешнюю Ленинградскую область на реку Свирь, где основал монастырь. Известен в православном мире еще и тем, что как и ветхозаветный Авраам удостоился видеть Бога нашего в трех ипостасях: Бога-Отца, Бога-Сына и Святого Духа!
    От этого памятного места вниз по деревянной лесенке спускаемся к берегу Ладожского озера. Здесь на гранитных плитах самый старый на острове деревянный православный крест. А внизу, в тесной каменной пещере – столик Александра Свирского. Говорят, он здесь денно нощно молился. Пробивался же одним сыроедением.
    Боже, сколько же после смутных времен воссоздано на Валааме! Везде маковки церквей, скитов. Нам очень хотелось побывать в Предтеченском скиту, но не «пустили». Там три отшельника в уединении друг от друга живут, питаются сырыми продуктами и видятся с братьями по монастырю только по двунадесятым праздникам. Зато осмотрели мы царскую часовню и ту, в которой выбиты фамилии всех великодержавных особ, посетивших Валаам. Побывали мы на живом Кедронском потоке, в Вознесенской часовне, 1911 года постройки, Гефсиманском саду с церковью Успения 1917 года, у часовни «Моление чаше», у Поклонного креста и Воскресенском ските, который построил меценат Иннокентий Михайлович Сибиряков. Нижний храм назван в честь Андрея Первозванного, верхний – Воскресения Христова. Потратив все свои деньги на богоугодное дело, он ушел на Афон и стал монахом. Жива на Валааме еще лиственница, посаженная игуменом Дамаскиным. Это его среди всех выбрал посетивший остров Игнатий Брянчанинов и сказавший: «Братья, я нашел вам настоятеля».
    Гостеприимно распахнул перед нами двери Коневского скита о. Василий. Скит расположен в живописном месте, на стыке двух озер. Жить бы да жить здесь… А известно это место тем, что именно здесь, в Коневском скиту, решил служить Богу нашему Иисусу Христу и Православной церкви недавно почивший бывший патриарх Московский и всея Руси Алексий II. И вот, как рассказал о. Василий, маленький Алеша расшалился здесь и мама сделала ему замечание. На что старец Николай тогда сказал, что пусть побалуется, ведь в будущем ждут его великие дела в православном мире.
    «Отец Василий, – спросил я, – а вам не скучно жить здесь, в скиту, одному. Вокруг одни озера и леса». – «Не скучно, – улыбнулся в ответ он. – Да и не один я здесь живу, а еще один монах, так мы называем бобра. Он тоже один, откуда приплыл неизвестно, но вот на этом озере построил уже четыре хатки. А сейчас, посмотрите, взялся за дуб. Куда ему домики, на продажу, что ли». Мы оглянулись. Буквально метрах в пяти-шести от скита стоял дуб, ствол которого со всех сторон был острижен острейшими зубами бобра. «А вдруг дерево рухнет на скит?» – «Не рухнет, это еще тот строитель». Дуба, конечно, жалко, но и бобра нельзя обидеть – живая тварь…
    Наша паломническая группа совершила на Валааме еще одно очень важное дело. В Спасо-Преображенском соборе мы исповедались и причастились в конце литургии.
    До свидания, Валаам.
    Валентин СИДОРОВ,

     
    версия для печати 

     

     
     
    Статью читали: 2741 раз
     
    Последние материалы  
       

    Общество

    БОЛЕЕ СЕМИДЕСЯТИ ЛЕТ ОТДАЛА МАГАДАНУ...
    Мэр Магадана Сергей Абрамов поздравил с 90-летним юбилеем ветерана Великой Отечественной войны, труженицу тыла Александру Петровну Курьянову.ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ
    24-09-2015, 10:45

    Образование. Наука

    ОПЕРАЦИЯ «ШКОЛА»
    В Магадане комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав в сентябре рассмотрела 11 административных дел в отношении родителей, уклоняющихся от обеспечения детей образованием.ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ
    24-09-2015, 10:45

    Культура. Искусство

    «ЛАДУШКИ» – В «ОКЕАН», МОДЭМ – В СЕВАСТОПОЛЬ
    Два творческих коллектива Магадана примут участие во всероссийских конкурсах. Фольклорный ансамбль лошкарей «Ладушки» вылетел во Всероссийский детский центр «Океан» в городе Владивосток, 31 учащийся «Детской музыкальной школы» столицы Колымы примет участие во Всероссийском фестивале-конкурсе «Моя федерация».ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ
    24-09-2015, 10:45
     

    Наш город

    Безопасный город
    Противопожарное состояние объектов образования, культуры, спорта, социальной поддержки в Магадане значительно улучшилось.ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ
    24-09-2015, 10:44
       
       
    Магаданское время  
       

    ДВА НОВЫХ СВЕТОФОРА
    24-09-2015, 10:45
    В рамках программы «Повышение безопасности дорожного движения» в Магадане в 2015 году установлены два светофора.

    В Магадане готовятся отметить День пожилого человека
    24-09-2015, 10:44
    Мероприятия проведут учреждения управления культуры, образования, социальной поддержки семьи и молодёжи мэрии Магадана.

    «ВЕЛОСИПЕД» ДОЕХАЛ ДО ФИНАЛА
    24-09-2015, 10:43
    Команда КВН «Велосипед», представляющая Магадан, прошла в финал Центральной Тихоокеанской лиги Международного Союза КВН.

    ФСБ БЫСТРЕЕ ВСЕХ
    24-09-2015, 10:42
    Сотрудники Управления ФСБ России по Магаданской области стали лучшими в соревнованиях по легкоатлетическому кроссу, посвященных 70-летию Победы в Великой Отечественной войне.

    КАК ВЫЛЕЧИТЬ ОТ БЕСПЕЧНОСТИ?
    24-09-2015, 10:39
    В магаданской поликлинике у беспечного пациента похищены документы и деньги.

    ПОМОЩЬ ПОДОСПЕЛА ВОВРЕМЯ
    24-09-2015, 10:39
    Очередную спасательную операцию провели 19 сентября 2015 года сотрудники Пожарно-спасательного центра Магаданской области в районе бухты Светлая.

     
     
     
     

     

     © © 1996-2007 "Вечерний Магадан"

     



    При перепечатке ссылка на газету обязательна.

    Разработка, поддержка
    Информационное агентство "Колыма-Информ"

    685000 г.Магадан, пр. Карла Маркса, 40
    Тел./факс: (4132) 620478
    e-mail: evenmag@citylink.ru

    Отдел рекламы:
    Тел./факс: (4132) 627456
    E-mail: paul_5@rambler.ru