|
|
|
|
Анализ информационных сводок 1954-1956 гг. показывает, что реальные проблемы управления в районах были сосредоточены в райиспокомах и территориальных управлениях Дальстроя. Именно эти органы испытывали на себе всю тя¬жесть по проведению в жизнь мероприятий, связанных с жилищным строительством, вопросами снабжения и торговли, благоустройства и т. д. Количественно преобладают «просьбы и предложения» касающиеся вопросов снабжения. Практически всюду ощущались недостатки в деятельности «Колымснаба». Большое значение придавалось развитию местной промышленности. В колымских условиях это было актуальной задачей. Несмотря на широкий дальстроевский опыт, мно¬гие вопросы приходилось решать, что называется, с нуля. Можно сказать, что местная промышленность попросту отсутствовала. И в Москве давали средства, в том числе предоставляли и льготы. Так, предприятия Магаданской обла сти – предприятия местной промышленности продовольственных товаров областного, окружного, городского и районного подчинения – распоряжением Совета Министров СССР от 21 января 1955 г. № 382 освобождались от уплаты налога с оборота и налога с нетоварных операций. Каждый год распоряжением Совета Министров эта льгота про¬длевалась на следующий период. Использование льгот для предприятий местной промышленности и значительные средства позволили местной промышленности Магаданской области за три года с момента ее существования увеличить выпуск продукции с 112,0 млн руб. до 152 млн руб., или на 43,5 %. Выпуск товаров народного потребления за этот период вырос с 36 млн руб. до 103 млн руб., т. е. увеличился в 3,5 раза. Значительная часть работы выполнялась в этот период облисполкомом и его председателем Павлом Яковлевичем Афанасьевым. Многие решения осуществлялись в условиях постоянных столкновений с Дальстроем и обкомом. Роль личности председателя облисполкома во многом определяла развитие области в этот период. Афанасьев – человек, который организовал в городе и области работу советских органов власти. Дело в том, что многие сферы деятельности исполкомов зачастую приходи¬лось создавать с нуля. В результате первых решений облисполкома происходила передача имущества административ¬но-гражданского отдела Дальстроя на баланс подразделений облисполкома. Местные исполкомы в начале своей работы встретились с трудностями во всех сферах хозяйственной деятельности, начиная с сельского хозяйства, торговли, связи, школ, больниц, жилого фонда, энергетического, топливного и железнодорожного хозяйства. Председатель облисполкома впол¬не искренне отмечал: «Должен сказать, что сельское хозяйство у нас находится на низком уровне... В колхозах у нас имеются и нарушения сельскохозяйственного Устава, и самочинство, и попирание прав колхозников... Если нашу стенограмму показать в Совете Министров – нас всех за такое хозяйство разгонят... Не понятно, как получается: мы руководим, был пленум ЦК КПСС, был пленум в Магадане, и до сих пор творятся все эти безобразия. Мы еще крадем у колхозников их же заработанное. За это нам пора отвечать». Местную промышленность и бытовое обслуживание фактически надо было создавать заново. Методы управ¬ления в этом случае напоминали управление дубинкой, поскольку самостоятельно исполкомы ничего решить не могли, во многих ситуациях и облисполком, и сам председатель облисполкома оказывались бессильными. Характерный случай в этой связи приводит П. Я. Афанасьев: «Руководители Дальстроя, подверженные местничеству, неохотно передавали отдельные отрасли хозяйства в ведение местных исполкомов. Помнится случай этого переходного периода. В исполком областного Совета поступила жалоба от больных и коллектива больницы пос. Дебин о выходе из строя в котельной больницы в феврале месяце двух котлов, в результате чего температура в палатах упала до 4-6 градусов. Хирургическое отделение вынуждено было прекратить операции. Это продолжалась несколько дней. Положение в больнице не терпело отлагательств, морозы доходили до 55-60 градусов. И когда обратился к руководству Дальстроя (здравоохранение было еще в его ведении), мне ответили: «Теперь вам надлежит решать подобные вопросы, поскольку это хозяйство переходит к облисполкому». Но у обл-исполкома еще не было никакой ремонтной базы, не было котлов, чтобы заменить вышедшие из строя. Не договорившись с главком по существу дела, я выехал на автомашине в Дебин. А это от Магадана 500 километров. И что же я увидел на месте? Больница накануне полного замерзания. Радиаторы холодные, мороз крепчает. К тому же отсутствовал свет, а световой день в это время был не более 3-4 часов. Не откладывая, минуя Главное управление, я обратился к руководству Спорнинского авторемонтного завода и Дебин-ской автобазы с предложением в аварийном порядке выделить ремонтные бригады и необходимые материалы для ремонта котлов и местной электростанции. Руководители автозавода и базы быстро откликнулись на мое предложение, и буквально через трое суток отопление и электростанция были восстановлены». Пример очень яркий. Основной причиной управленческих неудач после образования области стали именно противоречия с Дальстроем. Медленная передача служб в ведение советских органов, функциональная неразбериха – все это рождало проблемы. Кроме того, на протяжении многих лет важнейшие функции по управлению, даже несмотря на передачу в ведение других организаций, фактически остава¬лись подконтрольны Дальстрою. Осенью 1955 г., когда прошло уже почти два года с момента образования области, заместитель председателя Совета Министров РСФСР Д. М. Алехин высказывал руководя¬щим работникам облисполкома: «Мне кажется, было бы правильным, если бы вы смогли смелее брать хозяйство Дальстроя в свои руки. Я понимаю боязнь работников исполкома брать в свои руки хозяйство потому, что оно нахо¬дится в запущенном состоянии. Многие вопросы по строительству не решены, а эти вопросы нужно решать. Функции советской власти у вас никто не отбирает, у вас и фактическая и формальная власть. Правильно будет, если мы сейчас наряду с Дальстроем будем выполнять большую службу. По отношению управления торговли. У него сейчас контрольная функция, а мог бы обеспечить и решить важный вопрос. Я думаю, товарищи, что он сейчас практически не отвечает за торговлю, все это за Дальстроем считается. А в результате появляются элементы безответственности за снабжение населения предметами первой необходимости. А поэтому не можете предъявлять требования к министерству, ни к управлению по производству продукции сельского хозяйства. Все это находится в руках других организаций, других людей, не с такой остротой ощущается работниками исполкома и его торговыми отделами. Можно привести примеры по другим вопросам. Если вы будете смело решать вопросы по передаче целого ряда служб, то будут результаты». О характере взаимоотношений облисполкома и Дальстроя свидетельствует следующий факт. Афанасьев, обращаясь к одному из ведущих работников облисполкома, сказал: «Тов. Луцак, Вам нужно разобраться со своим хозяйством, иначе у Вас все деньги пойдут на коммунальные услуги и никакого бюджета Вам не хватит. Я думаю, что Вам нужно обзаводиться своим хозяйством, иначе Вас Дальстрой может в один прекрасный день оставить ни с чем и будет прав». Решить конкретный вопрос, даже рассмотренный на уровне ЦК или Совета Министров, было зачастую чрезвычайно сложно, особенно когда вопрос касался сферы деятельности нескольких министерств. Много проблем у магаданских руководителей вызвала история с колбасами. Практика ежегодных поставок колбас в районы Крайнего Севера приводила к миллионным убыткам от порчи, происходившей в результате нестойкости их к длительной транспортировке со многими перевалками и долгому хранению. Совет Министров обязал Министерство промышленности и молочных изделий вырабатывать и, начиная с 1955 г., поставлять Дальстрою все колбасы в этилцеллюлозном и полиамидном покрытии. Однако ни в 1955 г., ни даже в 1956 г. ничего не менялось: отгружали колбасы в ящиках без защит¬ного покрытия. Когда запросили министерство, министр ответил, что такое изготовление колбас не может быть осуществлено из-за непоставки Министерством химической промышленности специальных материалов. И только после того как П. Я. Афанасьев написал в Совет Министров СССР А. И. Микояну, вопрос сдвинулся с места. И это заняло почти два года! Такого рода примеры не редкость в работе с министерствами. Афанасьев отмечал в связи с этим: «Некоторые министерские посулы служат только тормозом в работе, а нам с вами нужно отвечать за дело». Первый заместитель председателя Совета Министров РСФСР Д. М. Алехин признавался: «Учитывая отдаленность ваших мест от министерств и ведомств, наши министерства и ведомства очень плохо знают конкретную работу, много допускают в связи с этим ошибок, невнимательное отношение в решение важных для вас дел и для жизни вопросов». С самого начала образования области Магадану оказывалась действительно серьезная финансовая поддержка со стороны правительства. Это прослеживается и по документам, связанным с образованием области, и с предоставлением льгот для предприятий местной промышленности. |