|
|
|
|
Тихо на Старой Веселой. Над ровным морем легкий туман, лодок не видно, будний день. У пирса идет разгрузка сейнера – улова камбалы. На причале, напротив ходовой рубки сейнера, стоит Виктор Арсаков, заместитель директора по добыче и безопасности флота «Магаданрыба». Он о чем-то переговаривается с капитаном сейнера Максимом Кулашко.
Узкая полоса воды отделяла сейнер от причала, настолько узкая, что, кажется, сделай шаг и ты очутишься на борту МРС. Но все же это расстояние было достаточно рискованным для шага. По борту судна чернеют несколько автомобильных покрышек. Такие же шины укреплены и по стенке причала. Покрышки действуют как амортизаторы в случае волнения моря, чтоб корпус судна не ударялся о сам причал. Сейнер устроен так, что капитанская рубка расположена ближе к носу судна. Сделано это для того, чтобы было больше свободной площади для складирования выловленной рыбы, для удобства работы с сетями.
Рыбы много. Лежит она от рубки до кормы.
Три человека специальными приспособлениями подают, толкают рыбу в урезы – отверстия на палубе, выходящие за борт. А там, за бортом, особый кошель из сети – каплёр прижат к урезу. Каплер удерживается лебедкой на весу. Вот в него-то и попадает камбала. На причале, боком к боку сейнера, стоит видавший виды грузовой автомобиль – длинномер. Кузов его заполнен емкими пластмассовыми контейнерами, предназначенными для перевозки рыбы. Автомобиль оснащен лебедкой. Она поднимает каплёр, он зависает над свободным контейнером. Разумеется, рыба, прежде чем попасть в кузов, взвешивается. Происходит это так. Между гаком на тросе лебедки и каплёром установлен динамометр. Этакий безмен. По мере заполнения каплёра стрелка динамометра начинает двигаться, указывая вес груза. Арсаков поясняет: «Согласно правилам рыболовства взвешивается весь привезенный улов. Вес его фиксируется. Выписывается квитанция». Каплёр берет от 450 до 500 килограммов рыбы, рассчитан на вес в 500 кг. По заполнении контейнеров автомобиль отправляется в Олу на рыбоперерабатывающий цех «Магаданрыба». Там рыбу строго сортируют по размерному ряду согласно ГОСТу, моют, чистят, морозят, складируют, готовят к реализации. А пока идет загрузка. За лебедкой, что подает рыбу с сейнера на сушу, водитель длинномера Василий Гашников. За погрузкой наблюдает капитан сейнера Максим Кулашко. Он молод, ему идет 26-й год. Лицо открытое, светлое. Капитан в ответе на сейнере за все, и, в первую очередь, за людей. Экипаж невелик – десять человек, здесь лишних рук нет. Труд на море не из легких. – Основные качества, которыми должен обладать капитан, – задумчиво говорит Арсаков, наблюдая за работой матросов, – это умение понимать свою команду. Должно быть уважительное взаимопонимание, ощущение общности. Компетентность. Капитан должен уметь расчетливо, оправданно рисковать. Риск должен быть выверен. – А риск обязателен? – На море возникают такие ситуации, что без него не обойтись. Если риск не рассчитан – это разгильдяйство. Если ты рассчитал – рискуй ради Бога. Штормовое море – это тоже риск. Карты сейнер получает через спутниковую систему, через компьютер. Сейнер начинен этой системой как большое судно. На этом деле не экономят. Капитан должен все проанализировать и принять правильное решение, на то он и капитан. Арсаков опытный моряк. Вся жизнь его связана с морем. Ходил на судах капитаном. – Где легче ходить – у нас на Севере или южнее, ближе к Владивостоку, – поинтересовался я у Арсакова. – Там, в южных широтах, погода может резко измениться. Смотришь – далеко на горизонте облачко. И вдруг тут же задует, заштормит. На Севере все меняется постепенно, не сразу. Успеешь подготовиться. Этот сейнер, и Арсаков взглядом указал на МРС, выдерживает до 6 баллов, но опять же разумно, по волне, против волны, под углом к волне. Если где-то задует – капитан не пойдет штормовать. На переходах обязательно пишется место, где можно укрыться. Маршрут прорабатывается. Удаление МРС от берега согласно правилам не более 50 миль. Заштормило - в любое время можно вернуться назад… Был случай, шли во Владивосток. Полторы мили до берега шли 4 часа. Сквозняк по низине, сквозняк между сопок, ветер холодный. Встали на якорь – нас сорвало. Пришлось два якоря завести, только тогда мы устояли. Полтора суток стояли-штормовали… Очередной каплёр завис над автомобилем. В кузове один человек, подталкивая его руками, направил к пустому контейнеру. Затем дал команду на «майна», и каплёр уткнулся в контейнер – рыба всей своей массой устремилась в него. Вмиг сеть оказалась пуста, и лебедка вновь по воздуху понесла ее к сейнеру… Иногда кто-нибудь из матросов наклоняется к рыбной горе, достает из нее морскую звезду и выбрасывает за борт. Звезда плюхается в темную с зеленоватым отливом воду и исчезает в ее глубине. Чайка, сидящая на блоке неработающей судовой лебедки, наблюдает за работой матросов. Птиц над морем немного. Слышны их редкие приглушенные туманом крики. У самого конца пирса, что далеко вдается в море, в широком выцветшем плаще сидит любитель рыбак. О. МИХАЙЛОВ. |