Главная

Редакция

Реклама в газете

Подписка

» » Заметки с международной конференции От инноваций до «Приплюснутого Стенли»
Тема номера

 
ДУХОВНУЮ СИЛУ СВЯТИТЕЛЯ УНАСЛЕДОВАЛИ ПОКОЛЕНИЯ СЕВЕРЯН...
 
19 сентября в Магадан были принесены честные мощи святителя Иннокентия Московского, Апостола Дальнего Востока и Сибири и Америки. Мощи в Колымскую столицу доставил епископ Якутский и Ленский Роман. В аэропорту владыку Романа и сопровождаемую им святыню встретил епископ Магаданский и Синегорский Иоанн.
 
Рубрикатор
 

   Наш город

   Политика. Власть

   Городское хозяйство

   Культура. Искусство

   Образование. Наука

   История. Память

   Правопорядок

   Однако. Резонанс

   Актуально

   Лица города

   Событие недели

   Общество

   Новости города

   Духовное поле

 
 
Газетный архив
 
 
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 
 
 
Сентябрь 2015 (101)
Август 2015 (86)
Июль 2015 (94)
Июнь 2015 (62)
Май 2015 (96)
Апрель 2015 (141)
 
Читаемые
материалы
 
 
 
 
Ваше мнение
 
 
Как вы считаете, какова главная задача школьного образования?



 
 
 
 
 
 

Паспорт РФ - как и где получить, какие документы собирать на паспорт РФ
10-02-2015, 15:34
Многие граждане СНГ мечтают получить паспорт гражданина Российской Федерации.

Не пытайтесь купить паспорт гражданина РФ - лучше получить его легально!
15-01-2015, 01:44
Получить гражданство Российской Федерации быстро, легально, по упрощённой схеме — это мечта сотен и даже десятков тысяч граждан постсоветского пространства, проживающих теперь в странах Содружества Независимых Государств

Интересная информация о паспорте
10-01-2015, 07:24
Мы оказываем услуги по содействию в оформлении документов ( в частности следующих документов: паспорт гражданина РФ, загранпаспорт, СНИЛС, водительское и др. документов) в кротчайшие сроки

читать все материалы
 
 
 
 

Образование. Наука

 

Заметки с международной конференции От инноваций до «Приплюснутого Стенли»

 
 
Дата публикации: 3-07-2008, 09:07

Материалы по теме

  • «ОБРАЗОВАНИЕ Г.МАГАДАНА: ПРОШЛОЕ, НАСТОЯЩЕЕ, БУДУЩЕЕ»
  • «УНИВЕРСИТЕТЫ РОССИИ В ДИАЛОГЕ СО ВРЕМЕНЕМ»
  • ЧТОБЫ ДВИГАЛСЯ ШКОЛЬНЫЙ ЛОКОМОТИВ
  • От инноваций до «Приплюснутого Стенли»
  • Магадан – Миннесота: диалог о детстве
  •    

    (Окончание, нач. в № 26)

    КАК ЭТО ЕСТЬ ПО-РУССКИ

    Слово «инновации» на международной научно-практической конференции в СВГУ было, на мой взгляд, ключевым. Оно выносилось в заголовки сообщений, в название секции, пестрело в выступлениях почтенных ученых и педагогов. Совсем-совсем недавно таким же ходовым словцом было «плюрализм», сейчас о нем с успехом забыли. Но я не об этом, а о том, что пока «точил перо» для второй части заметок с конференции, Радио России сообщило мне интересную информацию, что называется, точно в тему. Как раз об инновации, которая называется ЕГЭ. На днях в одном из городов Татарстана, прямо в подвале школы, милиция накрыла «шайку-лейку», которая бойко торговала «индульгенциями», то есть правильными ответами очередного ЕГЭ в этой школе. Цена одного ответа – 5 тысяч рублей. Продавцами ходового товара выступали работники образования, покупателями были родители выпускников.
    По сему «инновационному поводу» уже сделал заявление Председатель Совета Федерации Сергей Миронов, который, во-первых, предложил подумать, прежде чем окончательно и бесповоротно узаконить ЕГЭ. А, во-вторых, он заметил, что России нужны творчески думающие люди, а не лица, поднаторевшие в разгадывании тестов-ребусов.

    Не отстает от нас и Германия. Две недели назад в Бонне разразился общегородской скандал по поводу успешной сдачи выпускниками математики. Раскрылось, что успех этот «ковался» по тому же принципу, что и в родной Татарии. Приказ боннских властей был как удар хлыстом: математику пересдать всем без исключения.

    … В редакцию пришла заявка на опубликование объявления от одной из молодежных организаций Магадана. По-русски – только просьба дать в номер, остальной текст – сплошные «аглицкие» слова. Для кого писали бывшие выпускники магаданских вузов, для россиян, или решили показать свою продвинутость в Европу? Что, тоже инновация или заурядная глупость?

    … Тем временем профессор Л.М. ВОЛОБУЕВА из Московского государственного педагогического университета с трибуны конференции делала сообщение о традициях и инновациях в подготовке кадров для дошкольного образования. В инновационный процесс, сообщила она, активно включились три вуза страны: МГПУ, Московский психолого-педагогический университет и петербургский. Намереваются с 1 сентября будущего года ввести обучение на бакалавров и магистров. Сейчас же идет дискуссия о реформировании педагогического образования, о необходимости его надстройки над фундаментальным университетским образованием.

    Что ж, перестройка – дело нужное. Тем более, что наблюдается большое сокращение педагогических кадров. Остается лишь пожелать, чтобы перестройка эта не оказалась сродни той, какую пережила (пережила ли?) страна в 90-х. Как сообщила Л.М. Волобуева, их в этой модернизации активно поддерживает государство, выделило 400 млн. рублей. Совсем будет хорошо, если хоть часть этих средств пойдет на поддержку истинно-российских традиций в образовании, а не одних только инноваций, которые зачастую как подопытная мышь: то ли умрет, то ли жива останется.

    Пришла пора и хозяевам нашего регионального образования. Заместитель руководителя департамента образования Магаданской области Е.Н. АЛЕКСЕЕВА рассказала участникам научно-практической конференции о том, что насущные вопросы дошкольного и начального образования включены в соответствующий проект областной целевой программы до 2010 года. В чем ее суть? В достойном и доступном образовании, которое предполагает и высокое качество учебно-воспитательного процесса, и воспитание самого педагогического общества, и повышение квалификации педкадров, и улучшение, совершенствование образовательных программ.
    Сейчас в области реализуется 13 программ по различным направлениям образования, не забыто и дошкольное. Конечно, результаты могли быть куда весомее, если бы не проблемы. Хоть и улучшилось финансирование, но не в полной мере удается в школах выполнить капитальный ремонт. Если можно смело говорить о высоком уровне профессионализма магаданского учительства, то не совсем хороша ситуация в начальном образовании, в дошкольном по причине старения кадров. Новые же кадры не привлекают условия труда, зарплата «дошкольников» на 34 процента ниже, чем в системе общего образования. Поэтому думают в департаменте о целевой контрактной подготовке кадров, об использовании для этой цели возможностей средне-специальных образований области. В целях распространения опыта проводятся конкурсы педагогов.

    Педагогические проблемы города – практически зеркальное отражение проблем областных. Как отмечала в своем выступлении начальник управления образования мэрии Магадана С.Л. КОЛМОГОРОВА, здесь тоже все заботы о повышении доступности образования, о семейной подготовке малышей к школе, о целом комплексе мер по охране здоровья воспитанников садов, о защите прав детей и родителей, вынужденных переселенцев.

    Проректор института повышения квалификации педагогических кадров В.В. КАРАНОВА тоже отметила, что их учреждение нацелено в духе времени на дополнительное развитие инновационных процессов, на модернизацию всех институтских технологий, учебно-методических разработок. Для того, чтобы яснее знать перспективы развития подготовки кадров, их востребованность в области, широту профессионализма, проводятся различные социологические исследования. Например, определенный интерес вызывает полученные в ходе их материалы о необходимости многогранной информированности слушателей, об опыте работы передовых учителей, об общении с людьми. Или то, как самими слушателями оценивается профессиональное развитие и саморазвитие.

    Как мы уже упоминали в информации об открытии конференции, одним из организаторов форума была О.В. КЛЫПА, декан педагогического факультета СВГУ. Естественно, что и выступление ее под занавес пленарного заседания было ориентировано на интернациональный аспект. Без учета международного опыта, говорила О.В. Клыпа, невозможно сотрудничество. А для чего оно нужно? Для того, чтобы быть полноправными членами мирового сообщества, для того, чтобы ими стали наши дети и будущие поколения. Необходимо учиться работать по мировым стандартам, важен диалог культур. Это помогает избежать стагнации образования…

    Что тут сказать? Диалог, конечно, нигде не помешает и вреда не принесет. Слушать друг друга и слышать друг друга полезно, только вот мировые стандарты надо выбирать с умом и иметь чувство меры. Я бы даже добавил: с известной долей осторожности нужно подходить к вещам и явлениям, где «пахнет» этими самыми мировыми стандартами. Только слепому не видно и глухому не слышно как назойливо Россию тянут к ним. Может, все бы ничего, да только стандарты эти определяются не диалогом культур, а диктатом сильного. Поэтому поменьше наивности, а побольше чувства гордости за свою великую Родину, даже если она и «прихварывает».
    Скажете, так ведь речь идет только об образовании, да к тому же о дошкольном и начальном, что тут автор заметок интригу плетет? Вот-вот, об образовании, которое у нас и сейчас является бесценным богатством, формирующим маленького человечка и духовно, и интеллектуально, и физически. Нигде нет такого образования, пусть даже в нем больше счетных палочек вместо компьютеров (хотя и в этом мы преуспели). Ну просто не хочется, чтобы наших сыновей, дочерей, внуков начали измерять чьими-то там стандартами. А брать полезное друг у друга – всегда пожалуйста.

    Поэтому когда на вопросы электронной прессы участники отлично сработанной в СВГУ конференции восторженно восклицали, что она прошла по-европейски круто, хотелось сказать в микрофон: «Да не по-европейски! А по-русски круто, по-магадански, если хотите!»

    КАК ЭТО ЕСТЬ ПО-АМЕРИКАНСКИ
    Доктор Элизабет Санделл, доцент МГУ (штатовского, из Миннесоты) уже в 9-й раз приезжает в Магадан, а конкретнее в СВГУ. Сюда она привозила и свою маму, которая всю жизнь отдала учительству в начальных классах. Мама ее побывала в университете, в школах города, неподдельно интересуясь опытом российских коллег. Да и сама она человек нестандартный и оригинальный, под стать нашим старым добрым «учительшам» из глубинки. Когда в ее родной американской сторонке началось в свое время инновационное поползновение на всех и вся, ей не повезло. Дело в том, что эта учительница из Миннесоты свято верила, что дети лучше всего учатся через игру. Вот и она их учила играючи, каждый день отводя этому час школьного времени. Даже лозунг в классе вывешивался: «Давайте поиграем».
    Но однажды в такой вот час нелегкая принесла чиновника. Тот затею доброй и полезной традиции не оценил и наложит вето: «Это вам школа, а не детсад, здесь учат, а не играют». Вы думаете учительница сдалась? Как бы не так. Она только переписала лозунг для таких вот чиновников: «Давайте поработаем», продолжая свою старую методу с играми детей.

    Элизабет Санделл заразила юмором весь актовый зал СВГУ когда рассказывала о том, как «букет» профессоров и доцентов с кандидатами из Миннесоты добирался до нашего города.

    Для американцев это подвиг! Из Анкориджа-то рейсов прямых нет, пришлось лететь сначала до Петербурга. Там (такой город, как его не посмотреть!) набрались положительных эмоций и отправились в Москву. В столице тоже подзарядились энергией (в Москву приехать, да на Красной площади не побывать!) и полетели в сторону Магадана, просидев в Новосибирске как и все российские люди (о, ужас!) аж целых 5 часов. Итого: 4 дня в пути.

    Передав многочисленные приветы (от своей мамы тоже) коллектива Миннесотского универа коллективу универа Северо-Восточного, доктор Санделл рассказала на презентации об американских моделях подготовки специалистов. Правда, перед этим она захотела узнать, кто же прибыл послушать об американских моделях? И приятно удивилась, что больше всех в зале оказалось школьных учителей, в том числе и не из одного Магадана. А вот студенческая рука поднялась только одна. Вывода из этого факта серьезного не сделаешь и все же… Может быть, малоинтересен сегодняшним педфаковцам профессиональный разговор, если основная их часть просто не видит себя в роли учителя. И вина тут не педфака СВГУ, а те же испортившие не только москвичей квартирно-зарплатные проблемы.

    В Миннесотском же университете существует несколько академических программ по подготовке преподавателей. Готовят бакалавров начального, общего звена для школьного образования, магистров для школ, для дошкольных учреждений. Даже специалистов для дошкольного чтения готовят. Кстати, в своем сообщении доктор обмолвилась, что у них дома стать преподавателем не так уж и просто. С желающими проводят собеседования, тесты, обращается серьезное внимание даже на почерк тех, кто вознамерился поступить на педфак.
    Сама же Элизабет Санделл занимается научной работой и преподает в колледже при университете, где и готовят учителей. Коллектив в нем 30 человек, из которых только 12 в штате, остальные работают по контракту. Кроме того, все учительствуют в 10 школах по 30 направлениям. Студенты тоже проходят практику в школах, для чего специально выделяется 500 мест, 300 мест – в дошкольных учреждениях. По статистике из 800 студентов колледжа – 750 выбирают себе начальное образование, 100 – дошкольное.
    Что в первую очередь прививается студентам, будущим педагогам? В первую очередь лидерские качества, широко знакомят с мировым образованием, для этого налажены деловые и дружественные связи с университетами Австралии, Таиланда и вот СВГУ. Мировая культура познается через обмены студентов, проведение международных дней, праздников.

    Небезынтересны для познания научно-исследовательские концепции, философские мировоззрения будущих преподавателей. Особенно конструктивистский подход к обучению, который, в свою очередь, делится на четыре подхода. Первый из них – социализация. Это когда детей надо учить тому, что им понадобится в обществе, то есть практическим навыкам, полезным вещам, таким как автомеханика, домашнее хозяйство. Второй подход характеризуется развитием интеллектуальности, что означает: важно обучать не полезным вещам, а только то, что развивает интеллект. Сюда относятся предметы древних цивилизаций, литература, математика, культура, искусство.
    Третий подход заключается в необходимости естественного развития ребенка. Основная функция – наблюдать, как ребенок развивается. То есть так называемый конструктивный принцип. Потом увлекают детей конструированием. И четвертый подход. Ребенка обучают механизмам познания, пользоваться ими, чтобы он быстрее стал самостоятельным, активно участвовал в познавательной деятельности.
    Эти четыре подхода – взаимоисключающиеся, но преподаватель должен их понимать, чтобы знать, чему учить. Элизабет Санделл под улыбки зала добавила, что основную часть этих концепций придумали мужчины. А ввели в действие – женщины. Мне кажется, что конструктивистский подход присутствует и в нашей педагогике, только он «растворен» в огромной массе знаний. Чтобы у ребенка не сужались мировоззрение, взгляд на вещи и явления, чтобы он не механически воспринимал мир и себя в нем, а объемно, во всем его многообразии, творчески. Впрочем, я не педагог.

    Итак, колледж при Миннесотском университете выпускает 200 специалистов в год, 150 из них – учителей начальных классов, 20 –дошкольного образования, 20 – специалистов для дошкольного чтения, 10 бакалавров и магистров. А учатся на преподавателей в колледже города Манкато 4 года.
    После этой информации я задал доктору Элизабет Санделл вопрос о том, а сколько из этих 200 выпускников «идут в профессию» и как достойна оплата преподавателя в США? Памятуя о том, что выпускника магаданского педфака быстрее встретишь на экране телевизора в роли ведущего, нежели в школе. Она ответила, что этот процесс отслеживается постоянно и что порядка 90 процентов выпускников идут преподавателями в начальное образование. Зарплата у них достойная: очень выгодные контракты, широкие социальные льготы. В дошкольное образование идут меньше, здесь не заинтересованы в исследовательских работах. И платят меньше. Чтобы компенсировать материальные потери, в США работает система, при которой часть оплаты воспитателям садиков берут на себя родители детишек.

    ЗНАКОМЬТЕСЬ, «ПРИПЛЮСНУТЫЙ СТЕНЛИ»
    Каюсь, я ввел в некоторое заблуждение читателей «ВМ». С легальными гостями СВГУ Элизабет Санделл, Мари Бэренс, Карен Линдсей и другими в Магадан прибыл инкогнито и «секретный нелегальный агент» по кличке «Приплюснутый Стенли». Его вывели на чистую воду сами же американки перед магаданцами. И оказалось, что никакой это не суперагент-007, а герой детских книжек «Приплюснутый Стенли». Он когда-то был обыкновенным мальчишкой, но потом во сне на него что-то свалилось и сплюснуло.

    Горевал Стенли недолго, понял свое превосходство, когда даже в простом почтовом конверте может поехать в гости к любому, в любую точку мира и никто не заметит, и на границе не задержат…
    Так в 90-х группа канадских учителей изобрела проект «Приплюснутый Стенли» и вдохновила учеников на игру. Они ведут дневники о его приключениях, знакомствах, отправляют его в другие страны, в другие школы. В тех странах тоже сообщают новым друзьям о Стенли, чего проще, был бы компьютер и электронный адрес…
    И вот он у нас. Миннесотские гости рассказали, что «приплюснутый» до Питера летел в кабине пилотов, в северной столице катался по каналам, в Москве гулял по Красной площади и залез на Спасскую башню. В Магадане уже побывал в Нагаевской бухте и на острове Недоразумения, ел красную икру и крабов. Он захотел подружиться с магаданской детворой, помочь им лучше осознать себя, узнать о других мальчишках и девчонках мира, о их схожести и уникальности.
    Наши американские гости снабдили всех желающих адресом «Приплюснутого Стенли», так что на сайте Интернета он точно в Магаданской области проявится. Только сомневаюсь, что такой герой нашей ребятне понравится, «приплюснутых» в России не уважают и наивных тоже. То ли дело всеобъемлющий Колобок, умненький Иванушка-дурачок, Мальчик-с-пальчик – азарт, энергия, действия. А этот Стенли – какой примитив, какая сплошная плоскость… Я к месту вспомнил, как года три назад подслушал разговор двух магаданских девчушек: «Ты по телеку американского Винни-Пуха видела?» – «Видела». – «Ну и как он тебе?» – «Фи, придурковатый какой-то, дебильный. То ли дело наш».
    А может, и поиграют с «Приплюснутым Стенли». Только после наших ребятишек он уж точно изменится. Ему даже имя новое дадут, Стенька, например.
    Американцам, конечно, в предприимчивости не откажешь. Там инноваций – как из рога изобилия. Несколько дней назад первый канал ТВ «подбросил» еще один факт по поводу, что называется. В одной из школ штата Массачусетс группа из 17 девчонок 13-14 лет организованно включилась в проект с русским названием «дочки-матери». Школьницы поставили себе цель – забеременеть, которую с успехом и выполнили. Теперь началась вторая фаза проекта, «дочки-матери» с помощью настоящих матерей, отцов, полиции и учителей разыскивают «папочек» еще не родившихся чад. В кандидатах – юнцы, безработные и даже один бомж. Так что, с такими «инновациями» в образовании, Америка за свою демографию может быть спокойна.
    Валентин СИДОРОВ.

     
    версия для печати 

     

     
     
    Статью читали: 3429 раз
     
    Последние материалы  
       

    Общество

    БОЛЕЕ СЕМИДЕСЯТИ ЛЕТ ОТДАЛА МАГАДАНУ...
    Мэр Магадана Сергей Абрамов поздравил с 90-летним юбилеем ветерана Великой Отечественной войны, труженицу тыла Александру Петровну Курьянову.ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ
    24-09-2015, 10:45

    Образование. Наука

    ОПЕРАЦИЯ «ШКОЛА»
    В Магадане комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав в сентябре рассмотрела 11 административных дел в отношении родителей, уклоняющихся от обеспечения детей образованием.ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ
    24-09-2015, 10:45

    Культура. Искусство

    «ЛАДУШКИ» – В «ОКЕАН», МОДЭМ – В СЕВАСТОПОЛЬ
    Два творческих коллектива Магадана примут участие во всероссийских конкурсах. Фольклорный ансамбль лошкарей «Ладушки» вылетел во Всероссийский детский центр «Океан» в городе Владивосток, 31 учащийся «Детской музыкальной школы» столицы Колымы примет участие во Всероссийском фестивале-конкурсе «Моя федерация».ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ
    24-09-2015, 10:45
     

    Наш город

    Безопасный город
    Противопожарное состояние объектов образования, культуры, спорта, социальной поддержки в Магадане значительно улучшилось.ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ
    24-09-2015, 10:44
       
       
    Магаданское время  
       

    ДВА НОВЫХ СВЕТОФОРА
    24-09-2015, 10:45
    В рамках программы «Повышение безопасности дорожного движения» в Магадане в 2015 году установлены два светофора.

    В Магадане готовятся отметить День пожилого человека
    24-09-2015, 10:44
    Мероприятия проведут учреждения управления культуры, образования, социальной поддержки семьи и молодёжи мэрии Магадана.

    «ВЕЛОСИПЕД» ДОЕХАЛ ДО ФИНАЛА
    24-09-2015, 10:43
    Команда КВН «Велосипед», представляющая Магадан, прошла в финал Центральной Тихоокеанской лиги Международного Союза КВН.

    ФСБ БЫСТРЕЕ ВСЕХ
    24-09-2015, 10:42
    Сотрудники Управления ФСБ России по Магаданской области стали лучшими в соревнованиях по легкоатлетическому кроссу, посвященных 70-летию Победы в Великой Отечественной войне.

    КАК ВЫЛЕЧИТЬ ОТ БЕСПЕЧНОСТИ?
    24-09-2015, 10:39
    В магаданской поликлинике у беспечного пациента похищены документы и деньги.

    ПОМОЩЬ ПОДОСПЕЛА ВОВРЕМЯ
    24-09-2015, 10:39
    Очередную спасательную операцию провели 19 сентября 2015 года сотрудники Пожарно-спасательного центра Магаданской области в районе бухты Светлая.

     
     
     
     

     

     © © 1996-2007 "Вечерний Магадан"

     



    При перепечатке ссылка на газету обязательна.

    Разработка, поддержка
    Информационное агентство "Колыма-Информ"

    685000 г.Магадан, пр. Карла Маркса, 40
    Тел./факс: (4132) 620478
    e-mail: evenmag@citylink.ru

    Отдел рекламы:
    Тел./факс: (4132) 627456
    E-mail: paul_5@rambler.ru