|
|
|
|
1. КАК ЭТО ЕСТЬ ПО-РУССКИ В студенческой стенгазете педфака СВГУ я наткнулся на слова: «Этот возраст самый благодарный и… самый трудный». Сказано, конечно, о детях. И самое поразительное, что фраза являла собой лейтмотив открывавшейся в те дни в университетских стенах международной научно-практической конференции на тему «Дошкольное и начальное образование в России и США: история и современность». Вот уж действительно, разговор о самом благодарном и самом трудном возрасте, через который проходим все мы.
Пока почтенные доктора и кандидаты наук в последний раз просматривают и корректируют перед выступлениями свои сообщения на русском и английском языках, хотелось бы вкратце ознакомить нашего читателя с тезисами о магаданской действительности по курсу конференции. Их озвучил заместитель мэра Юрий ГРИШАН, который «по протоколу» должен был сказать приветствие участникам и гостям форума от руководства столицы колымского края. Но он несколько раздвинул границы пафосной части, вглубившись и в историю, и в современность стартового образования юных северян. На него, отметил заместитель мэра, на его становление и развитие оказали влияние специфические условия и факторы: удаленность края от центральных районов страны, недостаточные экономические возможности, многонациональный состав и низкая плотность населения, климатические особенности и другое. Двадцать лет назад в Магаданской области функционировало 284 детских сада, где воспитывалось 90,7% детей дошкольного возраста. В 2007 году на территории функционировало 51 дошкольное образовательное учреждение, из них в Магадане – 30.
Успешность обучения детей в школе строится на том, что заложено в дошкольном детстве. Эти факты многократно доказаны в науке, и с их учетом строится политика муниципального образования Магадана. Гибкая многофункциональная система включает все виды дошкольных образовательных учреждений. Сегодня она выполняет социальный заказ муниципалитета.
Первое дошкольное образовательное учреждение в Магадане было открыто по распоряжению начальника Дальстроя НКВД СССР в 1946 году. С этого периода сеть муниципальных детских садов развивалась и стабильно функционировала. Происшедшие в 1980-90-х годах изменения в государственно-экономическом устройстве России отразились на демографии города и, как следствие, на системе дошкольного образования. Спад рождаемости и массовый отток населения привел к сокращению количества детей в детских садах. Изменение форм собственности, закрытие предприятий привели к передаче ведомственных дошкольных образовательных учреждений в ведение муниципалитета. Сейчас в городе нет ведомственных детских садов. Как нет и ни одного частного, что на взгляд Юрия Федоровича не совсем правильно.
На сегодняшний период сеть муниципальных детских садов представлена 31 дошкольным образовательным учреждением, в которых воспитываются более пяти тысяч детей от 1 года до 7 лет. В Магадане удалось не только сохранить детские сады в статусе муниципальных образовательных учреждений, но и развить систему дошкольного образования. Она характеризуется видовым разнообразием учреждений и использованием в них разных программ и технологий, как общеразвивающих, так и специализированных.
Особое внимание в настоящее время муниципальные органы власти, подчеркнул Ю.Ф. Гришан, направляют на решение задачи переуплотнения дошкольных образовательных учреждений. В целях ликвидации в них дефицита мест продолжается возврат в государственную сеть закрытых перепрофилированных ранее ведомственных детских садов. Эту задачу планируется частично решить за счет введения в действие дошкольного образовательного учреждения, принадлежащего ранее управлению внутренних дел, здания, переданного военной кафедре СВГУ и других. Важным является решение вопроса об окончании строительства в третьем микрорайоне муниципального образовательного учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Предложение в федеральную программу сделано.
Стало уже очевидным, что в последние годы возросли запросы родителей по предоставлению доступных, разнообразных, качественных образовательных услуг в дошкольных образовательных учреждениях. В связи с этим, как позитивное следует отметить разнообразие их видов в Магадане, которое позволяет каждой семье реализовывать свои потребности в образовательных услугах, в том числе и дополнительных.
Нельзя не отметить в деятельности дошкольных образовательных учреждений положительное решение проблем сохранения и укрепления физического и психического здоровья детей, в детских садах в системе ведется профилактическая и коррекционная работа, медицинские кабинеты оснащаются необходимым оборудованием. Все это обеспечивает эффективную, качественную подготовку воспитанников к обучению в школе: формирует знания об окружающем мире, развитие речи, математические навыки, коммуникативные умения.
Отсюда главными задачами муниципалитета становятся: оснащение дошкольных образовательных учреждений современным игровым и развивающим оборудованием, дидактическим материалом, программно-методическим обеспечением нового поколения, строительство новых детских садов по улучшенным проектам с бассейнами, компьютерными классами, физкультурными залами и другими дополнительными помещениями для занятий с детьми. Доклад профессора Владимира БЕЛЯЕВА из Московского областного государственного университета был на самую что ни на есть супермодную тему – об инновационных процессах в образовании. В связи с этим вспоминалась недавняя передача «От первого лица» по радио России, где ведущая Наталья БЕХТИНА все спрашивала одного ученого, что такое инновации и с чем их едят. Но кроме умных (или заумных) рассуждений, конкретного ответа так и не дождалась. Но Владимир Иванович сразу дал понятное разъяснение, заключающееся в том, что инновационные процессы – это локомотив в развитии образовательных систем. И что они применялись еще в первобытнообщинном строе, когда наши пре-пре-предки с каменными тесалами в руках направляли этот процесс в целях подготовки детишек в шкурах к самостоятельной жизни. Я согласен с профессором, ведь, как известно, новое – это хорошо забытое старое и нет ничего (опять же) нового под солнцем. Так вот возрождение инновационного образования обусловлено системой подготовки педагогов нового мышления. То есть все направлено во благо образования, в его будущее. И главная триединая задача, во всяком случае так я понял из слов Владимира Ивановича, в инновационных процессах: гражданин – специалист – нравственность. Иначе не получается. Хрущев вон заменил инновацию волюнтаризмом, а в результате получили сплошную «кузькину мать». Хотя мне самому не совсем понятно, почему профессор Беляев нравственность поставил на третье место. Ведь гражданина можно воспитать нравственным прежде и это не помешает ему (наоборот поможет) стать первоклассным мастером.
Но опять же, может я не так что понял в этом самом инновационном процессе, который берет начало еще от каменного века. Во всяком случае из сообщения профессора Беляева твердо себе уяснил, что инновационное мышление в образовании – это высший уровень творчества, направленный на достойное воспитание гражданина России. Кто же с этим не согласится? А вот у президента консорциума «Социальное здоровье России», профессора С.А. БЕЛИЧЕВОЙ несколько иной, критический взгляд на новообразование, то есть на инновации. Обращаясь к своему московскому коллеге, профессору Владимиру Беляеву, она воскликнула: «Наломали вы дров с инновациями». И далее говорила о том, что современный ребенок лишен детства. Не успел он еще самостоятельно подняться с горшка, как мы ему начинаем вдалбливать в голову разные науки. Он еще мыслит образами, хочет играть с палочками, а мы ему впихиваем уравнения, где «а» больше «б» и наоборот. И это в то время, когда малыш наивно думает, что килограмм свинца тяжелее килограмма пуха. Родители в тревоге бегут к психологам (зачем?), не хотят, мол, дети учиться математике, помогите. Да поиграйте вы с ними лучше. А потом приходит время гламурных журналов, распоясавшегося телевидения, которые вносят свою бочку дегтя в «просвещение» ребенка. У доктора С.А. Беличевой вырвалась в выступлении фраза: «Дети холокоста». Точнее не скажешь. Жертвоприношение, только во имя чего? Вообще-то, сообщение профессора психологии посвящалось обеспечению психического здоровья ребенка в современных социокультурных условиях. Здесь проблем тоже хватает. А ведь с больными детьми нет будущего страны. Тем не менее 95 процентов маленьких россиян нуждаются в психологической помощи, 62 процента учащихся начальных школ не очень-то здоровы. Трудности со школьным питанием, если мизерные муниципальные бюджеты могут справиться с кормлением одного школьника, с трудом – двух, то трех – уже бессильны. Взвалить же эту задачу целиком на семьи тоже не получается, слишком много этих самых семей находится в зоне риска, то есть неблагополучные. Правда, на водку и другие пороки у них деньги находятся, но только не для своих чад. Все правильно говорила С.А. Беличева. И лишь с одним аспектом ее темы мне трудно согласиться. Справедливо отметив то, что во времена социалистические советская семья была более стабильной, более социально защищенной, она тем не менее, привела удручающую статистику. Оказывается, в это же самое время, а точнее в 1968 году, детская преступность скакнула аж на 200 процентов. С чего бы это и с какого времени брать отсчет? Если со времен жесткого порядка Сталина, когда особенно не баловали, то ясно, могла и на тысячу процентов вырасти. И это не весомый реальный показатель, а всего лишь статистика. Я помню, как деревенским мальчишкой бродил по вечерним Москве, Ленинграду, Калинину, Кишиневу… Побродите-ка сейчас, да попробуйте сказать хоть какое слово юнцам, потенциально уже настроенным на агрессию. Я маленькому мальчишке в своем дворе сделал замечание насчет выдирания им бревнышка из земли на детской площадке. Так он, не задумываясь, бросил мне вслед угрожающую фразу о том, что я уже труп. Ах, да, ведь этот школяр еще не преступник вовсе, а лишь один из тех 95 процентов, которые нуждаются в психологической помощи. Но вот что странно, начиная с 90-х годов, как говорила профессор, в результате президентских и правительственных мер, детская преступность не только стабилизировалась, но даже начала по данным МВД сокращаться ежегодно на 3-4 процента. Свежо предание… Откуда же, из какой-такой благополучной статистики, пополняются маловозрастными сидельцами наши специфические учреждения, где вместо школьных учителей с указками в роли воспитателей выступают крепкие дяди в униформе и с дубинками? Но это уже из другого выступления, которое принадлежало профессору М.В. ФИРСОВУ, вице-президенту Московской академии социального образования. Он сделал исторический экскурс, говоря о том, что страна наша от эпохи к эпохе «выплескивает» вместе с ненужным хламом хорошие добрые традиции, ценный опыт, проверенные и устойчивые практики. Так случилось с бесплатным образованием, системой соцзащиты, правопорядка. Михаил Васильевич сказал и замечательную фразу о том, что коррупции в стране не будет тогда, когда государство станет собственником. Но вернемся к нашему вопросу о подростковой преступности. Так вот, юнцов в наших колониях сейчас сидит около 700 тысяч человек. Для сравнения: в Германии – 100 человек. А в США, что самое удивительное, в закрытых воспитательных учреждениях применяют для воспитания малолетних преступников самую что ни на есть инновационную систему – по Макаренко. Мы щедрые, нам ничего не нужно, а вот американцы великого советского педагога-новатора «выплескивать» не собираются. В связи с этим мне вспомнилась одна брошюра, в которой рассказывалось, как еще «при царе» приезжали в Россию те же самые американцы в московское техническое училище (будущую бауманку) перенимать опыт образования. Только мы сейчас все на Запад зрим, мечтая о глобальном образовании. И в упор не видим своих корней, традиций, опыта, напрочь утрачивая чувство патриотизма. Валентин СИДОРОВ. |