Главная

Редакция

Реклама в газете

Подписка

» » Главное – научить детей труду
Тема номера

 
ДУХОВНУЮ СИЛУ СВЯТИТЕЛЯ УНАСЛЕДОВАЛИ ПОКОЛЕНИЯ СЕВЕРЯН...
 
19 сентября в Магадан были принесены честные мощи святителя Иннокентия Московского, Апостола Дальнего Востока и Сибири и Америки. Мощи в Колымскую столицу доставил епископ Якутский и Ленский Роман. В аэропорту владыку Романа и сопровождаемую им святыню встретил епископ Магаданский и Синегорский Иоанн.
 
Рубрикатор
 

   Наш город

   Политика. Власть

   Городское хозяйство

   Культура. Искусство

   Образование. Наука

   История. Память

   Правопорядок

   Однако. Резонанс

   Актуально

   Лица города

   Событие недели

   Общество

   Новости города

   Духовное поле

 
 
Газетный архив
 
 
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 
 
 
Сентябрь 2015 (101)
Август 2015 (86)
Июль 2015 (94)
Июнь 2015 (62)
Май 2015 (96)
Апрель 2015 (141)
 
Читаемые
материалы
 
 
 
 
Ваше мнение
 
 
Как вы считаете, какова главная задача школьного образования?



 
 
 
 
 
 

Паспорт РФ - как и где получить, какие документы собирать на паспорт РФ
10-02-2015, 15:34
Многие граждане СНГ мечтают получить паспорт гражданина Российской Федерации.

Не пытайтесь купить паспорт гражданина РФ - лучше получить его легально!
15-01-2015, 01:44
Получить гражданство Российской Федерации быстро, легально, по упрощённой схеме — это мечта сотен и даже десятков тысяч граждан постсоветского пространства, проживающих теперь в странах Содружества Независимых Государств

Интересная информация о паспорте
10-01-2015, 07:24
Мы оказываем услуги по содействию в оформлении документов ( в частности следующих документов: паспорт гражданина РФ, загранпаспорт, СНИЛС, водительское и др. документов) в кротчайшие сроки

читать все материалы
 
 
 
 

Лица города

 

Главное – научить детей труду

 
 
Дата публикации: 20-03-2008, 09:09

Материалы по теме

  • УЧИТЕЛЬ С ТОБОЙ НА ВСЮ ЖИЗНЬ
  • ЛЮБИТЬ ДЕТЕЙ, ЛЮБИТЬ СВОЕ ДЕЛО
  • УРОКИ ДОБРОТЫ
  • Первый раз в первый класс
  • Школа для ребенка – это новый мир
  •    

    Cчитает учитель Александр Петрович Павлов
    «Трудовое беспорочно, хоть мало, да прочно».
    Русская пословица.

    «ОТ РЕБЯТ НЕ ХОЧЕТСЯ УХОДИТЬ»

    Когда царь Петр инкогнито отправился за границу, то там, в Голландии, он первым делом принялся учиться корабельному делу, что требовало от него умения работать плотницким инструментом: пилой, топором, молотком.
    Вернувшись в Россию, Петр создал свой флот. Были знаменитые победы. Россия стала мировой державой.
    Главное здесь не то, что царь многое умел делать своими руками. Руками управляла голова. Но, все же, думается, и то, что у царя руки оказались умелые, сыграло не последнюю роль в его начинаниях.

    Умение что-то делать своими руками ценилось у всех народов во все времена. Недаром в наших школах есть такой предмет как труд, где учащиеся обучаются владеть различными рабочими инструментами, приучаются к труду.
    Предмет этот выделяется из остальных школьных дисциплин. Чем? Тем, что учащийся видит материализованный результат своей учебы. Это может быть выточенная из металла или дерева какая-либо деталь, починенная парта, сделанная модель судна, поставленная розетка. Здесь на уроке школьник учится быть созидателем.
    В магаданской школе № 14 труд преподает Александр Петрович Павлов. В школе он работает почти тридцать лет. Является отличником просвещения. Во время открытия года семьи в городе Магадане семья Павловых в качестве почетных гостей была приглашена мэрией в муниципальный Центр культуры.
    «Никогда не думал, не гадал, что придется трудиться в школе. А сейчас от ребят никуда не хочется уходить», – говорил Павлов.
    В мастерской, где ведет занятия Александр Петрович, светло, чисто, во всем виден порядок.
    На стенах к небольшим стендикам прикреплены рабочие инструменты: кусачки, пассатижи и проч. Под ними надписи – названия инструментов. Это наглядные пособия.

    За деревянными верстаками школьники – пилят, строгают. Лица сосредоточены.
    Токарный, фрезерный, сверлильный станки в ходу.
    В этот день Александр Петрович вел занятия в одиннадцатых классах. Ученики ставили розетки для подключения станков сверления, работали на токарном станке по дереву. В мастерских трудились Николай Бархатов, Егор Петришин, Евгений Ферсанов, Олег Дюкарев, Александр Доценко, другие ребята.
    Из разговора со школьниками ясно, что трудовые навыки, умение пользоваться рабочими инструментами помогают им в делах домашних, допустим – привести в порядок стиральную машину, закрепить карниз или еще что.
    Ребята открыты, приветливы, общительны, чувствуют себя в мастерских уверенно, без оглядки. Ни единого раза не пришлось услышать, чтоб повысился голос педагога или кого-нибудь из учащихся, чтоб кого-нибудь одернули, сделали замечание. Во всем виделось уважительное отношение к учителю. После урока, попрощавшись, вышли из мастерских.

    «ИДИ В УЧИТЕЛЯ»

    Родом Павлов из Татарстана. Рос в селе Карадули Лаишевского района. Отсюда в 1942 году в 18 лет ушел на фронт его будущий отец Петр Павлович Павлов. В дороге немецкая авиация разбомбила состав с новобранцами.
    Дрались с фашистами жестоко. Был случай, и он хорошо запомнился фронтовику, когда пьяный эсэсовец, заняв удобную позицию с пулеметом, положил много красноармейцев. К нему все же подобрались, стрелять не стали, а бились по-русски на кулаках. Где бились, там и остался эсэсовец навсегда.
    В Брянских лесах воинская часть, в которой служил Петр Павлов, выручала попавших в окружение партизан. Там же, во время боевых действий, когда Петр Павлов устанавливал связь, его поразила пуля «кукушки», немецкого снайпера. Пуля разрывная, попала в ногу.
    В госпитале ногу полностью ампутировали, пробыл там пехотинец долго. За сыном приехали родные и увезли Петра домой.
    В селе без ноги Петр Павлович плотничал, занимался столярным делом, была и другая работа. Фронтовик пользовался уважением. Женился, растил сыновей Николая и Александра. Многому хорошему научились у отца дети, а главное – уважению к труду и справедливости.
    В селе у Павловых свой дом, подсобное хозяйство: огород, скотина, колодец. Раньше всех вставала мама, в 4 утра, шла на ферму, где работала дояркой. Дети на ногах уже были в 6 утра и прежде чем отправиться в школу, успевали потрудиться.
    Школа-восьмилетка стояла от дома в 2-х километрах. Туда по морозу с портфелем и обратно.
    В селе был свой небольшой, 10 на 7 метров киноклуб – рубленая изба. Во время сеансов народу там собиралось – битком. Особенно нравились индийские фильмы.
    Старший брат Николай, а он был взрослее Александра на восемь лет, вернувшись из армии, сделал в селе турник. Подростки стали соревноваться в подтягивании, много играли в футбол.

    Школа-десятилетка располагалась уже от дома в 12 километрах, в другом селе.
    «По совету брата решил, что лучше продолжать учебу в техникуме связи, что находился в Казани, – вспоминает Павлов. – Уехал в Казань. В техникуме большое внимание уделялось подготовке к службе в армии. Ребята занимались спортом».

    В соревнованиях по юношескому пятиборью в Советском районе Казани Павлов занял второе место.
    По окончании техникума был призван в армию. Сразу же попал в учебную часть, что находилась в городе Актюбинске (Казахстан).
    «Учебку закончил на отлично, в звании сержанта и получил направление в Магадан, – рассказывает Павлов. – Были и другие точки, но эта считалась образцово-показательной. Здесь и проходил службу как техник дальней связи первого класса».
    Место службы Павлова располагалось на той самой сопке, что возвышается с правой стороны бухты Нагаева, если стоять лицом к морскому горизонту. На сопке, и это отчетливо видно из города, возвышаются крупные металлические «щиты», окрашенные в бело-красные полосы. Антенны эти осуществляют тропосферную связь. Такие «щиты» в свое время поясом с интервалом друг от друга в 400 километров тянулись вдоль всех морских границ СССР от Владивостока до Мурманска. Они сыграли свою роль в обеспечении безопасности страны. Между собой военные называли эти антенны «лаптями».
    Павлов вспоминает: «С товарищем после службы в армии готовились продолжить учебу в МГУ. Поделились с командиром части, мол, так и так. А он мне говорит: «Зачем тебе эта физика, математика. Иди в учителя». Он прописал мне это, как предрек. После армии поехал домой. Уже был женат. Но в Казани с семьей пробыли недолго, вернулись обратно в Магадан».

    Здесь, в Магадане, Александр Петрович устроился на работу по специальности в управление связи на телеграф.
    На тот период государство уделяло большое внимание профессиональной подготовке учащихся. Управление связи командирует Павлова в гороно, в школу № 14. Стране требовались рабочие разных специальностей и школы города их готовили.
    Павлов рассказывает: «На втором этаже школы были установлены телеграфные аппараты. В то время нужны были электромонтеры телеграфной связи и телеграфисты. Ребят обучали, принимали экзамены. На занятия приходили школьники из других школ. По окончании курса принимали экзамены и выдавали удостоверения. Обучение продолжалось с 1979 года по 1987 год. Выпустили более 260 специалистов.
    Школы на предмет профессиональной подготовки были закольцованы. Желающие приобрести специальность автослесаря, шофера изучали автодело в другой школе».
    Павлов тепло вспоминает руководителей школы, с которыми ему пришлось работать: Евгению Петровну Гринину, Виктора Петровича Саранчука, Федора Федоровича Чайкина, Тамару Михайловну Коровкину, с которой вместе работали длительное время.
    «Твердая была женщина. С ней можно было и по душам поговорить, и заостриться на «крепких темах».

    НАДО УМЕТЬ ПРОЩАТЬ

    «Главное в моем предмете, – говорит Павлов, – научить школьника труду, чтобы он прочувствовал работу. Чтобы даже если что-то не получается – не отступал, не отказывался от труда. Чтоб ребенок чувствовал – без труда нельзя. Чтобы любовь была к работе. Пусть ребенок делает медленно, но качественно. Когда ребята видят что получается – у них нарастает интерес к работе, стремление дальше делать… А если не получается – то дисциплина падает, интерес угасает».
    Но ведь дети есть дети, бывает, что поступки их не вписываются в рамки дисциплины.
    «Бывает такое, – говорит Павлов, – ходит ученик, учится, все нормально. А потом вдруг этот ученик начинает «докапываться» до другого. Тот другой нервничает. Кругом рабочие инструменты. В таких случаях поступаешь, исходя из сложившейся ситуации. Иногда весьма твердо. Забияке нужно в глаза смотреть. Это действует. Возникают эти сложности у ребят в переломном возрасте – 6-7-8 классы.
    Я никогда не веду такого ученика к директору, к завучу. Не допускаю этого. Почему? Потому что, отведи я его к директору, то между ребенком и мной будет какой-то разрыв. Такого отношения допускать нельзя. Нужно стремиться самим уладить. Даже родителей в этом случае не всегда надо приглашать. Зато проходит время и доверие будет полное. Получается, что я ему вроде не навредил. Он начинает чувствовать себя по-другому, и работа идет. А вот привлекать директора это уже конфликт, значит, ты взрослый с учеником не нашел языка.

    Порой ученики бывают резкие в поступках, словах. Это очень редкие случаи. Тяжело. Но надо уметь прощать. Унижать детей ни в коем случае не допустимо. Можно в шутливой форме дать ему понять, что он не прав. Но ни в коем случае не унижать.
    Время сейчас иное, а дети не изменились. Чистые, нормальные. Их можно воспитывать, из каждого делать человека. И нужно!
    Отчасти поменялась их жизненная психология. Все, что негативное, не устраивает нас в жизни, они тащат в школу. Бывают у них нервные срывы. Мы в свое время были устроены, у нас в жизни все было стабильно. А у них родители много работают, днем и ночами…
    Для меня недопустимо, когда я вижу, что сильный обижает слабого, проявляется неуважение друг к другу. Неприятно, когда отсутствует помощь одного одноклассника другому. Недопустимо, когда ученик, у которого что-то не получилось, из-за зависти может испортить ту вещь, что сделал на уроке его одноклассник. Бывает и такое…

    Вот появились у ребят мобильные телефоны. Смотрят они там записи, СМСки, бывает там и порнография. 6-8 классы – это им доступно. Очень сильно оттягивают телефоны ребят от учебы, очень много времени у них отнимают. Пользуются они этими телефонами, думаю, не только на уроках труда.
    10-е и 11-е классы, у них с телефонами более-менее нормально. Они повзрослели, состоялись уже, а вот 6-8 классы… Здесь требуется повышенное внимание».
    Лицо учителя озаботилось. Он думал и дальше продолжить разговор о телефонах, но …
    Дверь мастерской открылась, на пороге стояла учительница средних лет. В руках ее листы ватмана с изображением диаграмм.
    – Александр Петрович, пожалуйста. Нужны реечки к листам, – обратилась она к Павлову.
    – Когда? – спросил он.
    – К трем часам, – ответила женщина, прошла в комнату и аккуратно положила листы на стол, что находился рядом с дверью.
    Ватман с диаграммами предназначался для уроков как пособие. В школе без мастеровых рук никак не обойтись. То дверь надо в каком-нибудь классе по-править, замок поставить, в порядок оконную раму привести. Вот таких дел в школе всегда хватает.
    СЛОВО И ДЕЛО
    Есть вещи, которые идут вразрез с определенными нормами. Думаю, никто не видел офицера армии или милиции с прической панка, или депутата с разноцветными волосами. А в школе такое случается. Нормальный ученик вдруг приходит на занятие – а у него стрижка с полосочкой.
    Александр Петрович рассказывает: «Неприятно мне это видеть. Спрашиваю ученика, зачем ты это сделал? Он молчит. Ладно, я пошутил. Но ты подумай. И второе. Я тебя пойму, но мне видеть это неприятно. Стоит ученик – обижается.
    Время проходит… Смотришь на него – уже не красится. Прическа опять мужская, без полосочек.
    Мужики откровенны друг с другом. Когда девчонок рядом нет, можно пошутить и не обидеть его. Ребята все поймут. А вот шутка в обществе, где есть девчонки, может зацепить, задеть мальчишку. В школе во всем нужен такт».
    Александр Петрович встает из-за стола и подходит к листам ватмана, что оставила учительница. Смотрит на них, очевидно определяя, какие нужны планки по ширине или длине. Одновременно он продолжает делиться своими мыслями.
    «Если говорить с ребенком сразу о сложном, он не поймет. Надо начинать с простого, даже если это одиннадцатиклассник. Для детей убедителен личный пример взрослого. А если школьник видит, что слова взрослого расходятся с его делами, то убедить его в правоте слов трудно.
    Допустим, педагог приходит в школу в джинсах, – говорит Павлов, – а ученикам запрещает являться на уроки в джинсах. Естественно, ребенок спрашивает, а почему учитель тогда в джинсах… Школьник смотрит, как учитель ведет себя… Возьмем другой пример. Кто-то из учителей курит. Если ты работаешь в школе, этого нельзя делать. Как требовать от ученика, чтобы он не курил? Однажды я об этом заговорил с курящим взрослым человеком и услышал от него такой довод: «Нужно быть таким, каков ты есть». Я ответил: «Может, это хорошо для вас, но как пример для ребенка не годится. Для ребенка нужен хороший моральный климат, необходимо быть ему хорошим примером. Вот тогда вокруг будет моральная чистота. Чистота в школе».
    Довод ясный, простой. Но ведь как часто встречаются примеры обратного характера. Взять хотя бы курящих учителей-женщин.
    Коснувшись негативных сторон действительности, Павлов затронул тему фильмов, культивирующих насилие, грязь. «Сильно это сказывается на школьниках, – говорит он. – Они же смотрят, как там бьют. В школе что-то изобразят из того, что увидели по телевизору. Мне отвечают: «Мы же шутим. Я говорю, понимаю, что шутите. Но шутка-то не хороша. Сильно влияет все это на детскую психику. Пока они осознают, что это грязь – пройдет время. А вот детям с неустойчивой психикой такие фильмы навредят.
    Если школьник, насмотревшись такой продукции попадает в среду хороших людей – все это пройдет мимо. А если среда отрицательная, да сам еще неуравновешен…».

    КОМПЬЮТЕР ЭТО РАБОЧИЙ ИНСТРУМЕНТ
    Обучая школьников работе на станках, что установлены в мастерской, умению владеть слесарным инструментом, Павлов в то же время занимается с ними и радиоэлектроникой. Только что один из его учеников по схеме собрал детекторный приемник.
    Говорит, что хорошо было бы мастерской иметь пару компьютеров для разработки конструкций моделей морских судов. Тут же у него лежит книга Германа Смирнова «Корабли и сражения», где есть полная информация о разных кораблях с их детальным изображением.
    Думается, что здесь, в мастерских, компьютер был бы хорошим подспорьем, а точнее – современным инструментом в плане более совершенного обучения труду школьников.
    Учитель посетовал на то, что в городе исчезли производства, куда можно было бы привести классы, чтобы школьники воочию увидели, как работают мощные станки. Такие цеха были когда-то на ММЗ. Взять хотя бы цех второй механический, или судоремонтный на Марчекане.
    Вспомнил Александр Петрович и то время, когда в сельской местности, откуда он родом, школьники обязательно обучались работе на сельхозтехнике. По окончании школы у них уже была специальность.
    У Александра Петровича трое взрослых детей, внуки. Свободное время он посвящает рыбалке. Любит подледный лов с выездом на бухту Гертнера. Занятие увлекательное, оздоровляющее. Без севера, без магаданской земли он себя и не мыслит. А это значит, что у ребят есть благородный, понимающий и любящий их учитель. Для детской души это очень много значит.
    О. МИХАЙЛОВ.

     
    версия для печати 

     

     
     
    Статью читали: 4094 раз
     
    Последние материалы  
       

    Общество

    БОЛЕЕ СЕМИДЕСЯТИ ЛЕТ ОТДАЛА МАГАДАНУ...
    Мэр Магадана Сергей Абрамов поздравил с 90-летним юбилеем ветерана Великой Отечественной войны, труженицу тыла Александру Петровну Курьянову.ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ
    24-09-2015, 10:45

    Образование. Наука

    ОПЕРАЦИЯ «ШКОЛА»
    В Магадане комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав в сентябре рассмотрела 11 административных дел в отношении родителей, уклоняющихся от обеспечения детей образованием.ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ
    24-09-2015, 10:45

    Культура. Искусство

    «ЛАДУШКИ» – В «ОКЕАН», МОДЭМ – В СЕВАСТОПОЛЬ
    Два творческих коллектива Магадана примут участие во всероссийских конкурсах. Фольклорный ансамбль лошкарей «Ладушки» вылетел во Всероссийский детский центр «Океан» в городе Владивосток, 31 учащийся «Детской музыкальной школы» столицы Колымы примет участие во Всероссийском фестивале-конкурсе «Моя федерация».ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ
    24-09-2015, 10:45
     

    Наш город

    Безопасный город
    Противопожарное состояние объектов образования, культуры, спорта, социальной поддержки в Магадане значительно улучшилось.ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ
    24-09-2015, 10:44
       
       
    Магаданское время  
       

    ДВА НОВЫХ СВЕТОФОРА
    24-09-2015, 10:45
    В рамках программы «Повышение безопасности дорожного движения» в Магадане в 2015 году установлены два светофора.

    В Магадане готовятся отметить День пожилого человека
    24-09-2015, 10:44
    Мероприятия проведут учреждения управления культуры, образования, социальной поддержки семьи и молодёжи мэрии Магадана.

    «ВЕЛОСИПЕД» ДОЕХАЛ ДО ФИНАЛА
    24-09-2015, 10:43
    Команда КВН «Велосипед», представляющая Магадан, прошла в финал Центральной Тихоокеанской лиги Международного Союза КВН.

    ФСБ БЫСТРЕЕ ВСЕХ
    24-09-2015, 10:42
    Сотрудники Управления ФСБ России по Магаданской области стали лучшими в соревнованиях по легкоатлетическому кроссу, посвященных 70-летию Победы в Великой Отечественной войне.

    КАК ВЫЛЕЧИТЬ ОТ БЕСПЕЧНОСТИ?
    24-09-2015, 10:39
    В магаданской поликлинике у беспечного пациента похищены документы и деньги.

    ПОМОЩЬ ПОДОСПЕЛА ВОВРЕМЯ
    24-09-2015, 10:39
    Очередную спасательную операцию провели 19 сентября 2015 года сотрудники Пожарно-спасательного центра Магаданской области в районе бухты Светлая.

     
     
     
     

     

     © © 1996-2007 "Вечерний Магадан"

     



    При перепечатке ссылка на газету обязательна.

    Разработка, поддержка
    Информационное агентство "Колыма-Информ"

    685000 г.Магадан, пр. Карла Маркса, 40
    Тел./факс: (4132) 620478
    e-mail: evenmag@citylink.ru

    Отдел рекламы:
    Тел./факс: (4132) 627456
    E-mail: paul_5@rambler.ru