|
|
|
|
Cчитает учитель Александр Петрович Павлов «Трудовое беспорочно, хоть мало, да прочно». Русская пословица.
«ОТ РЕБЯТ НЕ ХОЧЕТСЯ УХОДИТЬ»
Когда царь Петр инкогнито отправился за границу, то там, в Голландии, он первым делом принялся учиться корабельному делу, что требовало от него умения работать плотницким инструментом: пилой, топором, молотком. Вернувшись в Россию, Петр создал свой флот. Были знаменитые победы. Россия стала мировой державой. Главное здесь не то, что царь многое умел делать своими руками. Руками управляла голова. Но, все же, думается, и то, что у царя руки оказались умелые, сыграло не последнюю роль в его начинаниях.
Умение что-то делать своими руками ценилось у всех народов во все времена. Недаром в наших школах есть такой предмет как труд, где учащиеся обучаются владеть различными рабочими инструментами, приучаются к труду. Предмет этот выделяется из остальных школьных дисциплин. Чем? Тем, что учащийся видит материализованный результат своей учебы. Это может быть выточенная из металла или дерева какая-либо деталь, починенная парта, сделанная модель судна, поставленная розетка. Здесь на уроке школьник учится быть созидателем. В магаданской школе № 14 труд преподает Александр Петрович Павлов. В школе он работает почти тридцать лет. Является отличником просвещения. Во время открытия года семьи в городе Магадане семья Павловых в качестве почетных гостей была приглашена мэрией в муниципальный Центр культуры. «Никогда не думал, не гадал, что придется трудиться в школе. А сейчас от ребят никуда не хочется уходить», – говорил Павлов. В мастерской, где ведет занятия Александр Петрович, светло, чисто, во всем виден порядок. На стенах к небольшим стендикам прикреплены рабочие инструменты: кусачки, пассатижи и проч. Под ними надписи – названия инструментов. Это наглядные пособия.
За деревянными верстаками школьники – пилят, строгают. Лица сосредоточены. Токарный, фрезерный, сверлильный станки в ходу. В этот день Александр Петрович вел занятия в одиннадцатых классах. Ученики ставили розетки для подключения станков сверления, работали на токарном станке по дереву. В мастерских трудились Николай Бархатов, Егор Петришин, Евгений Ферсанов, Олег Дюкарев, Александр Доценко, другие ребята. Из разговора со школьниками ясно, что трудовые навыки, умение пользоваться рабочими инструментами помогают им в делах домашних, допустим – привести в порядок стиральную машину, закрепить карниз или еще что. Ребята открыты, приветливы, общительны, чувствуют себя в мастерских уверенно, без оглядки. Ни единого раза не пришлось услышать, чтоб повысился голос педагога или кого-нибудь из учащихся, чтоб кого-нибудь одернули, сделали замечание. Во всем виделось уважительное отношение к учителю. После урока, попрощавшись, вышли из мастерских.
«ИДИ В УЧИТЕЛЯ»
Родом Павлов из Татарстана. Рос в селе Карадули Лаишевского района. Отсюда в 1942 году в 18 лет ушел на фронт его будущий отец Петр Павлович Павлов. В дороге немецкая авиация разбомбила состав с новобранцами. Дрались с фашистами жестоко. Был случай, и он хорошо запомнился фронтовику, когда пьяный эсэсовец, заняв удобную позицию с пулеметом, положил много красноармейцев. К нему все же подобрались, стрелять не стали, а бились по-русски на кулаках. Где бились, там и остался эсэсовец навсегда. В Брянских лесах воинская часть, в которой служил Петр Павлов, выручала попавших в окружение партизан. Там же, во время боевых действий, когда Петр Павлов устанавливал связь, его поразила пуля «кукушки», немецкого снайпера. Пуля разрывная, попала в ногу. В госпитале ногу полностью ампутировали, пробыл там пехотинец долго. За сыном приехали родные и увезли Петра домой. В селе без ноги Петр Павлович плотничал, занимался столярным делом, была и другая работа. Фронтовик пользовался уважением. Женился, растил сыновей Николая и Александра. Многому хорошему научились у отца дети, а главное – уважению к труду и справедливости. В селе у Павловых свой дом, подсобное хозяйство: огород, скотина, колодец. Раньше всех вставала мама, в 4 утра, шла на ферму, где работала дояркой. Дети на ногах уже были в 6 утра и прежде чем отправиться в школу, успевали потрудиться. Школа-восьмилетка стояла от дома в 2-х километрах. Туда по морозу с портфелем и обратно. В селе был свой небольшой, 10 на 7 метров киноклуб – рубленая изба. Во время сеансов народу там собиралось – битком. Особенно нравились индийские фильмы. Старший брат Николай, а он был взрослее Александра на восемь лет, вернувшись из армии, сделал в селе турник. Подростки стали соревноваться в подтягивании, много играли в футбол.
Школа-десятилетка располагалась уже от дома в 12 километрах, в другом селе. «По совету брата решил, что лучше продолжать учебу в техникуме связи, что находился в Казани, – вспоминает Павлов. – Уехал в Казань. В техникуме большое внимание уделялось подготовке к службе в армии. Ребята занимались спортом».
В соревнованиях по юношескому пятиборью в Советском районе Казани Павлов занял второе место. По окончании техникума был призван в армию. Сразу же попал в учебную часть, что находилась в городе Актюбинске (Казахстан). «Учебку закончил на отлично, в звании сержанта и получил направление в Магадан, – рассказывает Павлов. – Были и другие точки, но эта считалась образцово-показательной. Здесь и проходил службу как техник дальней связи первого класса». Место службы Павлова располагалось на той самой сопке, что возвышается с правой стороны бухты Нагаева, если стоять лицом к морскому горизонту. На сопке, и это отчетливо видно из города, возвышаются крупные металлические «щиты», окрашенные в бело-красные полосы. Антенны эти осуществляют тропосферную связь. Такие «щиты» в свое время поясом с интервалом друг от друга в 400 километров тянулись вдоль всех морских границ СССР от Владивостока до Мурманска. Они сыграли свою роль в обеспечении безопасности страны. Между собой военные называли эти антенны «лаптями». Павлов вспоминает: «С товарищем после службы в армии готовились продолжить учебу в МГУ. Поделились с командиром части, мол, так и так. А он мне говорит: «Зачем тебе эта физика, математика. Иди в учителя». Он прописал мне это, как предрек. После армии поехал домой. Уже был женат. Но в Казани с семьей пробыли недолго, вернулись обратно в Магадан».
Здесь, в Магадане, Александр Петрович устроился на работу по специальности в управление связи на телеграф. На тот период государство уделяло большое внимание профессиональной подготовке учащихся. Управление связи командирует Павлова в гороно, в школу № 14. Стране требовались рабочие разных специальностей и школы города их готовили. Павлов рассказывает: «На втором этаже школы были установлены телеграфные аппараты. В то время нужны были электромонтеры телеграфной связи и телеграфисты. Ребят обучали, принимали экзамены. На занятия приходили школьники из других школ. По окончании курса принимали экзамены и выдавали удостоверения. Обучение продолжалось с 1979 года по 1987 год. Выпустили более 260 специалистов. Школы на предмет профессиональной подготовки были закольцованы. Желающие приобрести специальность автослесаря, шофера изучали автодело в другой школе». Павлов тепло вспоминает руководителей школы, с которыми ему пришлось работать: Евгению Петровну Гринину, Виктора Петровича Саранчука, Федора Федоровича Чайкина, Тамару Михайловну Коровкину, с которой вместе работали длительное время. «Твердая была женщина. С ней можно было и по душам поговорить, и заостриться на «крепких темах».
НАДО УМЕТЬ ПРОЩАТЬ
«Главное в моем предмете, – говорит Павлов, – научить школьника труду, чтобы он прочувствовал работу. Чтобы даже если что-то не получается – не отступал, не отказывался от труда. Чтоб ребенок чувствовал – без труда нельзя. Чтобы любовь была к работе. Пусть ребенок делает медленно, но качественно. Когда ребята видят что получается – у них нарастает интерес к работе, стремление дальше делать… А если не получается – то дисциплина падает, интерес угасает». Но ведь дети есть дети, бывает, что поступки их не вписываются в рамки дисциплины. «Бывает такое, – говорит Павлов, – ходит ученик, учится, все нормально. А потом вдруг этот ученик начинает «докапываться» до другого. Тот другой нервничает. Кругом рабочие инструменты. В таких случаях поступаешь, исходя из сложившейся ситуации. Иногда весьма твердо. Забияке нужно в глаза смотреть. Это действует. Возникают эти сложности у ребят в переломном возрасте – 6-7-8 классы. Я никогда не веду такого ученика к директору, к завучу. Не допускаю этого. Почему? Потому что, отведи я его к директору, то между ребенком и мной будет какой-то разрыв. Такого отношения допускать нельзя. Нужно стремиться самим уладить. Даже родителей в этом случае не всегда надо приглашать. Зато проходит время и доверие будет полное. Получается, что я ему вроде не навредил. Он начинает чувствовать себя по-другому, и работа идет. А вот привлекать директора это уже конфликт, значит, ты взрослый с учеником не нашел языка.
Порой ученики бывают резкие в поступках, словах. Это очень редкие случаи. Тяжело. Но надо уметь прощать. Унижать детей ни в коем случае не допустимо. Можно в шутливой форме дать ему понять, что он не прав. Но ни в коем случае не унижать. Время сейчас иное, а дети не изменились. Чистые, нормальные. Их можно воспитывать, из каждого делать человека. И нужно! Отчасти поменялась их жизненная психология. Все, что негативное, не устраивает нас в жизни, они тащат в школу. Бывают у них нервные срывы. Мы в свое время были устроены, у нас в жизни все было стабильно. А у них родители много работают, днем и ночами… Для меня недопустимо, когда я вижу, что сильный обижает слабого, проявляется неуважение друг к другу. Неприятно, когда отсутствует помощь одного одноклассника другому. Недопустимо, когда ученик, у которого что-то не получилось, из-за зависти может испортить ту вещь, что сделал на уроке его одноклассник. Бывает и такое…
Вот появились у ребят мобильные телефоны. Смотрят они там записи, СМСки, бывает там и порнография. 6-8 классы – это им доступно. Очень сильно оттягивают телефоны ребят от учебы, очень много времени у них отнимают. Пользуются они этими телефонами, думаю, не только на уроках труда. 10-е и 11-е классы, у них с телефонами более-менее нормально. Они повзрослели, состоялись уже, а вот 6-8 классы… Здесь требуется повышенное внимание». Лицо учителя озаботилось. Он думал и дальше продолжить разговор о телефонах, но … Дверь мастерской открылась, на пороге стояла учительница средних лет. В руках ее листы ватмана с изображением диаграмм. – Александр Петрович, пожалуйста. Нужны реечки к листам, – обратилась она к Павлову. – Когда? – спросил он. – К трем часам, – ответила женщина, прошла в комнату и аккуратно положила листы на стол, что находился рядом с дверью. Ватман с диаграммами предназначался для уроков как пособие. В школе без мастеровых рук никак не обойтись. То дверь надо в каком-нибудь классе по-править, замок поставить, в порядок оконную раму привести. Вот таких дел в школе всегда хватает. СЛОВО И ДЕЛО Есть вещи, которые идут вразрез с определенными нормами. Думаю, никто не видел офицера армии или милиции с прической панка, или депутата с разноцветными волосами. А в школе такое случается. Нормальный ученик вдруг приходит на занятие – а у него стрижка с полосочкой. Александр Петрович рассказывает: «Неприятно мне это видеть. Спрашиваю ученика, зачем ты это сделал? Он молчит. Ладно, я пошутил. Но ты подумай. И второе. Я тебя пойму, но мне видеть это неприятно. Стоит ученик – обижается. Время проходит… Смотришь на него – уже не красится. Прическа опять мужская, без полосочек. Мужики откровенны друг с другом. Когда девчонок рядом нет, можно пошутить и не обидеть его. Ребята все поймут. А вот шутка в обществе, где есть девчонки, может зацепить, задеть мальчишку. В школе во всем нужен такт». Александр Петрович встает из-за стола и подходит к листам ватмана, что оставила учительница. Смотрит на них, очевидно определяя, какие нужны планки по ширине или длине. Одновременно он продолжает делиться своими мыслями. «Если говорить с ребенком сразу о сложном, он не поймет. Надо начинать с простого, даже если это одиннадцатиклассник. Для детей убедителен личный пример взрослого. А если школьник видит, что слова взрослого расходятся с его делами, то убедить его в правоте слов трудно. Допустим, педагог приходит в школу в джинсах, – говорит Павлов, – а ученикам запрещает являться на уроки в джинсах. Естественно, ребенок спрашивает, а почему учитель тогда в джинсах… Школьник смотрит, как учитель ведет себя… Возьмем другой пример. Кто-то из учителей курит. Если ты работаешь в школе, этого нельзя делать. Как требовать от ученика, чтобы он не курил? Однажды я об этом заговорил с курящим взрослым человеком и услышал от него такой довод: «Нужно быть таким, каков ты есть». Я ответил: «Может, это хорошо для вас, но как пример для ребенка не годится. Для ребенка нужен хороший моральный климат, необходимо быть ему хорошим примером. Вот тогда вокруг будет моральная чистота. Чистота в школе». Довод ясный, простой. Но ведь как часто встречаются примеры обратного характера. Взять хотя бы курящих учителей-женщин. Коснувшись негативных сторон действительности, Павлов затронул тему фильмов, культивирующих насилие, грязь. «Сильно это сказывается на школьниках, – говорит он. – Они же смотрят, как там бьют. В школе что-то изобразят из того, что увидели по телевизору. Мне отвечают: «Мы же шутим. Я говорю, понимаю, что шутите. Но шутка-то не хороша. Сильно влияет все это на детскую психику. Пока они осознают, что это грязь – пройдет время. А вот детям с неустойчивой психикой такие фильмы навредят. Если школьник, насмотревшись такой продукции попадает в среду хороших людей – все это пройдет мимо. А если среда отрицательная, да сам еще неуравновешен…».
КОМПЬЮТЕР ЭТО РАБОЧИЙ ИНСТРУМЕНТ Обучая школьников работе на станках, что установлены в мастерской, умению владеть слесарным инструментом, Павлов в то же время занимается с ними и радиоэлектроникой. Только что один из его учеников по схеме собрал детекторный приемник. Говорит, что хорошо было бы мастерской иметь пару компьютеров для разработки конструкций моделей морских судов. Тут же у него лежит книга Германа Смирнова «Корабли и сражения», где есть полная информация о разных кораблях с их детальным изображением. Думается, что здесь, в мастерских, компьютер был бы хорошим подспорьем, а точнее – современным инструментом в плане более совершенного обучения труду школьников. Учитель посетовал на то, что в городе исчезли производства, куда можно было бы привести классы, чтобы школьники воочию увидели, как работают мощные станки. Такие цеха были когда-то на ММЗ. Взять хотя бы цех второй механический, или судоремонтный на Марчекане. Вспомнил Александр Петрович и то время, когда в сельской местности, откуда он родом, школьники обязательно обучались работе на сельхозтехнике. По окончании школы у них уже была специальность. У Александра Петровича трое взрослых детей, внуки. Свободное время он посвящает рыбалке. Любит подледный лов с выездом на бухту Гертнера. Занятие увлекательное, оздоровляющее. Без севера, без магаданской земли он себя и не мыслит. А это значит, что у ребят есть благородный, понимающий и любящий их учитель. Для детской души это очень много значит. О. МИХАЙЛОВ. |