 |
|
|
|
ВОСПИТАТЬ ВАНЕЧКУ Помню, как лектор университета марксизма-ленинизма при Магаданском обкоме КПСС, касаясь триединой задачи идейно-политического, нравственного и трудового воспитания всегда не забывал подчеркнуть, что поздно воспитывать Ивана Ивановича. Надо воспитать Ванечку. Прав был лектор, в общем-то не изобревший велосипеда. Но идут годы, десятилетия, а проблемы воспитания Ванечки как были, так и остаются. Они, эти проблемы, тревожными сигналами сверкают даже в кажущихся на первый взгляд анекдотических случаях. «Как-то мы с Василием Николаевичем Шиповским были на встрече в одной из магаданских школ, – рассказал председатель областного совета ветеранов Владимир Георгиевич Ефремов. После окончания подходит подросток, гладит ордена на груди у Василия Николаевича. Я думаю: вот какой малыш, заинтересовался орденами. Наверное, спросит, за что дедушка получил эти награды. Как бы не так! Вопрос прозвучал наивный, но тревожный: «А сколько в ваших орденах золота?» Ветеран войны Владимир Ефремович Захаров: «Рассказываю ребятам о делах военных, об оружии Советской армии, о его боевых качествах. Школьников заинтересовало это, посыпались вопросы… И что вы думаете? На следующий день меня встретила девочка из той школы и говорит: «Дедушка, тебе все мы хлопали, а учительница сказала: «Зачем я этого коммуняку пригласила». В своем докладе на пленуме облсовета ветеранов, посвященном нравственному и патриотическому воспитанию молодежи В.Г. Ефремов особо отметил, что в этой работе имеют место упущения, свидетельствующие о недостаточном взаимодействии всех звеньев воспитательного процесса. А без него и результаты мизерны. Если с управлениями образования, культуры, по делам молодежи, РОСТО, школами есть такое взаимодействие, то с общественными организациями оно напрочь отсутствует. А их у нас только по городу более 300. Как же его в таком случае расширить? Ответ: только путем эффективной совместной работы гос- структур и общественных формирований. Докладчик признал, что не сложилась еще система единого планирования, а мероприятия нередко носят эпизодический характер. Да и охватывают они наиболее активную часть молодежи, обходя стороной все того же Ванечку из неблагополучной семьи. Который в результате всего не становится от такого невмешательства в его беспорядочную жизнь ни законопослушным, ни профессионально подготовленным, ни грамотно подкованным в общественно-политических вопросах. В прямой зависимости отсюда и нежелательная статистика. За 11 месяцев только несовершеннолетние совершили 265 преступлений, в том числе 103 – групповых. В состоянии опьянения подростками совершено 20 преступлений, 72 преступления – тяжкие и особо тяжкие, а это убийства, разбои и грабежи. Но, позвольте, а где же родители, какова их роль в воспитании? Из 835 административных нарушений, 485 совершено нерадивыми родителями, 35 фактов жестокого обращения их к своим детям. Вот вам и роль мам и пап… Но самое-то страшное, что бумеранг обязательно возвращается. Вот только один пример из, увы, многих: живет по Пролетарской, 90, корп. 2, кв. 23 Елена Даниловна Рыкова, вдова. Муж-фронтовик умер. При живых дочери и сыне эта преклонных лет женщина, больная и почти слепая, влачит свое существование в ужасной обстановке. Нет еды, нет мыла, нет белья, в квартире властвуют тараканы. Когда обессиленная женщина падает на пол, по звуку соседи приходят на помощь… Стоит ли задавать риторический вопрос о происхождении жестокости? Более 50 несовершеннолетних относятся к группе риска, в милицию доставлено более 700 безнадзорных несовершеннолетних – это брошенные дети. 37 юных магаданцев находятся в обстановке, представляющей опасность для жизни. И знаете, приводя такие факты, более чем странно думать о патриотическом, а тем более нравственном воспитании, когда Ванечка просто и элементарно не подготовлен хотя бы существовать в согласии с окружающим его обществом. КАК И КОМУ УЧИТЬ? О государстве судят по старикам и детям. В нашем случае – пока не в пользу государства. Ветеранская организация, говорил в докладе председатель областного совета ветеранов, не всесильна, но авторитет себе добрыми делами наработала и способна влиять на решение задач по воспитанию граждан России. А главными недостатками в этой сверхтрудной работе считаются (и по-праву) глобальный к ней подход, массовость, стремление собрать большую аудиторию и… одним махом всех перевоспитать. Массовые мероприятия, конечно, нужны в соответствующих тому обстоятельствах, но главное сейчас – кропотливая индивидуальная работа и особенно – с трудной категорией молодежи. В.Г. Ефремов упомянул в этой связи о такой форме (когда-то бравшейся на во-оружение) как наставничество. Но как учить, какими средствами? Хорошо, что и этот важный аспект не был забыт на пленарном заседании магаданских ветеранов. Ведь серьезную тревогу в обществе вызывают «самодеятельность» с трактовкой исторических событий, например в годы Великой Отечественной, принижением роли СССР в социально-экономическом развитии, в унижении национальных героев. Хуже всего, когда эта чехарда специальной и избранной направленности присутствует в школьных учебниках и пособиях. Надо же, дети страны – победителя узнают «новые истины» о том, что Польша сыграла ключевую роль во Второй мировой, что хребет фашизму переломили, в основном, США с Великобританией, что гениями победы были Рузвельт, Черчилль, Эйзенхауэр, а Сталин с Жуковым да Рокоссовским так, сбоку-припеку. Учились наши ребятки до недавних пор по дюжине учебников, постигая нередко материалы, составленные людьми, не жалующими, мягко говоря, Россию. А что, чем для нас хуже, тем для них лучше. Не потому ли тот же ветеран В.Е. Захаров, побывавший в семи школах города и читавший там наизусть «Полтаву», не услышал от большинства ребят фамилию автора бессмертных строк. Некачественная пища для ума, фальсификация действительности, науки – мина замедленного действия для будущего строителя новой России. Школа должна воспитывать нравственно чистых людей, патриотов. Но есть в ней серьезный пробел, появившийся в результате так называемой перестройки. Часть нашего учительства формировалась, к сожалению, в период этого хаоса и развала, а это все не могло не наложить на педагогов негативного отпечатка. Поэтому им самим, особенно молодым, нужно разобраться в первую очередь, где правда, а где ложь. Даже печальная статистика к этому призывает: о настоящем человеке, Герое Советского Союза Алексее Петровиче Маресьеве, например, из 100 опрошенных школьников знали двое. Наша ошибка, что мы стали язвительно оценивать бывшие молодежные организации Союза. А они, как бы там ни говорили, объединяли и консолидировали подрастающее поколение в октябрятах, пионерах, комсомоле. Польза была неоценимая. А сегодня? Только в нашей области зарегистрировано более 11 молодежных объединений, от РСМ, Молодой гвардии до пионерской организации. С ними у совета ветеранов практически никаких контактов. А у каждой из них – свои политические пристрастия, в этой ситуации они как в басне Крылова: лебедь, рак да щука. Вывод: нужна такая политика, которая бы имела стержень для всех, общие нравственные ориентиры. Нельзя вводить в заблуждение молодежь, направлять ее по ложному пути. Наша сила – в единстве. ГАРМОНИЯ ПО ТАРИФУ Хорошо, что у нас в Магадане у молодежи есть возможность где утолить свои интересы и проявить способности, а не «воспитываться» круглосуточно у телеящика с отечественными и зарубежными дешевками в виде фильмов, секс-шоу, попсы, глумливого юмора и прочей дряни. В Магадане есть много учреждений в различных сферах, было бы желание… … И, к сожалению, были бы деньги. А если их нет, то это самое гармоничное развитие далеко не всем по карману и далеко не всем доступно. Из доклада В.Г. Ефремова: «Посещение бассейна на один час – 6 тысяч на всех купающихся. Ледовый дворец – 50 рублей за полтора часа. Крытый спорткомплекс – только для команд. Горнолыжка – один подъем на трассу – 50 рублей. Ребенку, чтобы покататься целый день на попе – 250 рублей. Театральный спектакль – 120-150 рублей. Студия бального танца – 800 рублей в месяц. Кинотеатр – 150-170 рублей». Конечно, есть и бесплатные заведения, например, Дворец детского и юношеского творчества. Но бесплатные – это на первый взгляд. Ответственно могу сказать, что большинство студий и кружков работают за счет спонсорской помощи, за счет родительских взносов. Как такое осилить не только, допустим, матери-одиночке, но и семье со средним скромным достатком? Да никак. А между тем в стране исчезло более 30 тысяч подобных учреждений, которые работали под крылом профсоюзов. И именно в них миллионам юных закладывалась основа гармоничного развития. Теперь такой доступности к культуре почти не осталось, а ее вымывание из народных пластов ведет к снижению демократических ценностей, нравственных стандартов бытового поведения. Растут агрессия, алкоголизм, насилие, нетерпимость. Пришло время задуматься над этим и госучреждениям, и организациям новых форм собственности, и бизнесменам. БЕСЕДОВАТЬ НАДО КАК С ВНУКОМ Посвящая раздел доклада военно-патриотическому воспитанию Владимир Георгиевич отметил что: «Не пользу, а часто вред приносят те ветераны, которые идут к молодежи неподготовленными и строят свои выступления на общих положениях или на своем «я». Кроме того затягивают выступления, читают нотации, проявляют несдержанность, раздражительность и высокомерие. Упрямо опираются только на свой жизненный опыт, порой очень скромный, который молодежь нередко не желает воспринимать, считая его устаревшим. Вы не представляете, как чувствуешь себя, мягко говоря, неудобно, когда на просьбу поучаствовать на встрече с молодежью в школе такого-то ветерана, наталкиваешься на встречную просьбу не направлять его. И вот тут невольно задумаешься о пользе такого общения. Молодые люди ждут от ветерана не только бесед, воспоминаний, выступлений, но и передачи накопленных навыков, культуры… словом, жизненных ориентиров, советов, как жить в наше непростое время. И если некоторые ветераны считают по-старинке, что достаточно надеть ордена и можно не утруждать себя подготовкой к встрече, то это мнение ошибочно. И в конце-концов такого «воспитателя» попросят больше к ребятам не посылать. Конечно, сказывается возраст, большинству фронтовиков за 80. В этом случае о нем лучше рассказать тому, кто помоложе…» Что добавить к этим острым, самокритичным словам руководителя ветеранской организации? Пожалуй, нечего. Разве что привести выдержки из выступлений. Они так или иначе перекликаются с вышесказанным. Нина Антониновна Новохатько: «Говорить о том, какое сегодня плохое молодое поколение, я бы не стала. Давайте будем мерить наших ребят другим аршином, по-другому подходить к их воспитанию, потому что простыми нравоучениями мы ничего не добьемся. Надо не только приходить и что-то им официально рассказывать, а так, как вы своим внукам рассказываете. Например, мой сын выбегал с балкона и восторженно: «Мама, ты знаешь, дедушка рассказал, как солдат Петров при минировании потерял звездочку. И как они все вместе ее искали, чтобы фашисты не догадались, что на поле ставили мины советские солдаты…» То-есть, надо просто проводить очень теплые мероприятия и они откликнутся. Когда я однажды объявила детям, социальным сиротам, с которыми работаю, что у нас будет на занятии тема «История семьи», то они пришли на него с маленькими фотографиями своих родителей. Странное явление: они и стыдятся их, и любят безумно…» Ульяна Васильевна Шитикова: «Понятие патриотизм – емкое. Не в обиду ветеранам будет сказано, но мы должны поменьше рассказывать о себе, а побольше – о тех исторических событиях, свидетелями которых были. Но с первоклассниками мы должны беседовать не так, как с десятиклассниками. Но особенно трудна работа с молодежью, студентами. Это люди уже во многом подготовленные, поэтому и мы, ветераны, должны идти к ним такими же. На все их вопросы мы должны ответить. Мое предложение: надо готовить тематические вечера, притом участвовать в этом деле всем комитетам. У нас много людей, которые осваивали, возводили Колыму и Чукотку, внесли в это дело огромный вклад. Они и должны стать героями наших тематических мероприятий. Но с ними надо активнее работами и целенаправленно, а не эпизодически». ВРЕМЯ НАВОДИТЬ МОСТЫ Ветеранский пленум проходил очень активно. Выступило 17 человек и были еще желающие. Но вот какое мнение сложилось по ходу его: наши уважаемые ветераны друг другу и в который уже раз рассказывают о нравственном и патриотическом воспитании молодежи. Друг другу! Но почему же в зале не видно самих представителей молодежных организаций, которых в области более 11 и с которыми, как заявил в докладе В.Г. Ефремов, пока контакты не налажены? На отсутствие их обратила внимание в своем выступлении и Татьяна Федоровна Лысова. Был лишь один начальник управления по делам молодежи обладминистрации Д.А. Павлик. Так вот, пленумы и другие подобные мероприятия совета ветеранов как нельзя лучше подходят к налаживанию этих самых контактов. Что же не пригласили? Вот и рассказывает, получается, о своем богатом опыте Т.Ф. Лысова У.В. Шитиковой с не менее богатым опытом. Как на посиделках. (Окончание на стр. 16). (Окончание, нач. на стр. 5). Та же Татьяна Федоровна критиковала СМИ, мол, неплохо бы рубрику «Твой старший товарищ» в газетах ввести. Так в чем же дело, уважаемые ветераны? Заходите в редакцию, мы ждем ваших рассказов, звоните, зовите журналистов к себе. Иван Порфирьевич Смицкий заметил в своем выступлении, что в совете не определены задачи по воспитанию молодежи. А мне лично кажется (сделал вывод по итогам пленума), что этих задач довольно много, но они в каком-то аморфном состоянии, без направления главного удара, образно говоря. Между тем, 2 с небольшим года до нашего величайшего праздника – 65-летия Победы. Вот ориентир, на который нужно равняться во всей работе с молодежью! Но эта дата на пленуме прозвучала мимоходом, что очень жаль. ПРИМИТЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ Принявший участие в работе пленума руководитель департамента культуры и социального развития мэрии Ю.М. Казетов предложил ветеранам и молодежному движению объединить усилия в ходе начавшегося в январе этого года месячника по патриотическому воспитанию. Второе, необходимо обновить (время того требует) списки закрепленных за школами ветеранов. В-третьих, совместными усилиями привести в надлежащий порядок к маю мемориальное кладбище. И, наконец, использовать в добрых целях мероприятия и материалы Всероссийского слета юных патриотов, который пройдет в Магадане 10-17 мая, а также и в честь 30-летия ВСТК «Подвиг». Начальник управления по делам молодежи областной администрации Д.А. Павлик предложил организовать спецкурс по истории Магаданской области. А встречи в школах – готовить совместно: ветеранам и молодежи. Быстрее уходить от практики, когда из учащихся делают просто слушателей, когда им только и внушают: живете не так, слушаете не то, поете не то. Надо учиться понимать друг друга, находить общие ценности, несмотря на разницу в возрастах. Священник Андрей Шеломенцев считает полезным книгу о ветеранах области, материалы о героях войны, фильмы на патриотические темы ввести в компьютерную сеть. Тогда они станут более доступными для молодежи. Ветеран Т.Ф. Лысова просит власти области и города решить вопрос с выделением автотранспорта для подвоза их на встречи с молодежью. А также ввести в практику приглашение ветеранов на совещания, где речь идет о воспитании. Ветеран В.М. Беспалова предлагает компетентным организациям решить вопрос о снижении стоимости проездного билета детям, которые из пригородов хотели бы поехать в Магадан на различные мероприятия. И.М. Субботин, заместитель председателя Магаданской областной Думы, посоветовал ветеранам лишний раз не заниматься брюзжанием на всех и вся, а учить молодых, как действовать в новых жизненных условиях. Давать им больше рекомендаций, не забывать о критике, рассказывать о своем жизненном опыте. Он обратил внимание на то, что патриотическое воспитание молодежи – не одни только лекции на тему и прочие подобные мероприятия, хотя и они важны. А это ли не патриотизм, когда приходят в дом к инвалиду, приносят ему продукты, лекарства, помогают ему с хозяйством. Когда посещают сирот в интернатах, детских домах. Там сейчас материального недостатка не ощущают, но детям так не хватает внимания, личного участия, ласки и тепла. Так что любовь к Родине должна начинаться с любви к своему двору, подъезду, дому, соседу-ветерану по лестничной площадке… Н.К. Батова, начальник управления по связям с общественностью администрации области обратила внимание совета ветеранов, что в области действует целевая программа патриотического воспитания жителей региона. В прошлом году на ее реализацию было выделено 3 млн. рублей. 1,5 млн. из них – на материальную базу военно-патриотических клубов, 100 тысяч – на спорттренажеры, моделирование. В этом году планируется на эти цели израсходовать 3,5 млн. рублей. И что важно, 183 тысячи пойдут на повышение квалификации кадров, выделяются деньги на фестивали, конкурс «Мой дом, мой город, моя страна». 330 тыс. рублей будет реализовано на «Золотое кольцо Колымы» в честь Дня Победы и «Я – гражданин России». На спорт планируется 133 тыс. рублей. Информационное сопровождение составит 250 тыс. рублей. Главный здесь проект – книга о ветеранах, о людях, внесших весомый вклад в расцвет Колымы.
Валентин СИДОРОВ. |