|
|
|
|
«Самое недопустимое в нашей профессии – равнодушие» Самыми яркими и запоминающимися уроками из моей школьной поры для меня были уроки литературы и истории. И если на уроках литературы мы погружались в особую атмосферу литературного произведения, то на уроках истории мы с головой окунались в атмосферу исторических событий, путешествовали по разным историческим эпохам, знакомясь с легендарными личностями того времени, проникая в глубь и в суть происходящего.
Сам кабинет истории всегда казался мне какой-то загадочной страной, и в то время я думала, что сейчас в класс распахнется дверь и войдет, например, Кутузов и скажет: «Если мы отдадим Москву, то мы сохраним армию, а значит, сохраним Россию». Сменяя одна другую, целые панорамы сражений мелькали в моем воображении, начиная от битвы на Куликовом поле войска Дмитрия Донского, заканчивая сражением на Курской дуге или Сталинградской битвой, которая коренным образом переломила ход Великой Отечественной войны. Конечно, то, насколько будет урок интересным, и какая атмосфера будет царить в нем, каким образом дети будут вовлечены в познавательный и увлекательный процесс изучения истории, зависит от главного участника, рассказчика, талантливого организатора и исполнителя, воскрешающего исторические события в современной действительности на своих уроках – Учителя!
Моим учителем истории в школе №14 была Дацко Людмила Евгеньевна. За высокое педагогическое мастерство, творческий подход к делу обучения и воспитания подрастающего поколения Дацко Л. Е. дважды награждалась грамотами Министерства Просвещения, а также удостоена высокого звания «Отличник Народного Просвещения». Именно благодаря ее урокам, ее интересной и яркой манере преподавания, я всегда уважительно относилась к славным страницам нашей истории и испытывала глубокое чувство патриотизма к легендарным полководцам: Суворову, Кутузову, Багратиону, которые своим мужеством, героизмом, находчивостью, умением находить выход из самых непростых и запутанных ситуаций, когда речь шла о судьбе всей нашей страны, всегда вызывали во мне чувство уважения и благодарности за то, что они смогли спасти Россию в самые трудные и тяжелые периоды ее истории. Мне запомнились уроки Людмилы Евгеньевны прежде всего тем, что она не только умела ярко и красочно преподнести материал, используя при этом наглядность: карты, иллюстрации с мест исторических событий, видеофильмы, но, что важнее, заинтересовывала учеников до такой степени, что мы полностью погружались в атмосферу урока, чувствовали себя не просто учащимися, а участниками событий того времени, переживали за их исход вместе с простыми русскими людьми, отважными и бесстрашными, готовыми всегда встать на защиту своей Родины, задумывались над решением непростых ситуаций. Ты уже не мог оставаться равнодушным, ты весь был в уроке. Хотелось отвечать, слушать, высказывать обоснованное мнение, снова и снова ощущать себя частицей огромной и вечно вращающейся машины времени и событий под названием «История».
Накануне Дня учителя я встретилась со своим учителем истории Дацко Людмилой Евгеньевной.
- Людмила Евгеньевна, хочу спросить, сколько лет вашей педагогической деятельности исполняется в этом году? - В этом году исполняется 34 года с того момента, как я начала работать учителем. - Возникала ли у вас за эти годы мысль о том, чтобы оставить школу, попробовать себя в другой профессии? - Нет. Никогда у меня не было такого желания. Я вообще считаю, что профессия учителя – лучшая профессия. Ведь именно она формирует человека как личность. - А почему вы отдали предпочтение именно преподаванию истории и обществознания? - История наряду с литературой воспитывает и развивает в человеке, прежде всего, нравственные качества, гуманную личность, воспитывает патриота. Обществознание же формирует человека как гражданина нашей страны, России, помогает узнать свои права и обязанности перед государством. - Знают ли современные дети историю?
- Все учащиеся разные. Кто-то знает историю и интересуется ею, а кому-то она совершенно неинтересна. Но в целом надо отметить, что в последнее время интерес, а, следовательно, и стремление к знанию исторических фактов и событий у учащихся значительно уменьшились. Сейчас облик современного школьника очень изменился, дети стали намного эгоцентричнее. Они разучились слушать друг друга, не уважают чужого мнения, они не всегда хотят вступать в диалог с учителем, предпочитая быть в основной своей массе молчаливыми слушателями. Ученики стали намного практичнее, поэтому их больше интересует не история, а скорее право и обществознание, так как из этих предметов они могут почерпнуть необходимую и полезную для себя информацию, которая пригодится им в жизни. Отношение к историческим событиям тоже во многом изменилось. Дети не способны воспринимать адекватно некоторые исторические понятия, события и людей определенных исторических эпох. Они живут совершенно в другое время, в другую эпоху, да и уже в другой стране. И бывает, что очень сложно объяснить ребенку определенные термины, те или иные исторические периоды. Здесь больше всего затруднений возникает со старшеклассниками, особенно во время изучения периода существования Советского Союза. Многие учащиеся просто «рубят с плеча», высказываясь довольно негативно об исторических деятелях и руководителях Советского Союза, при этом, не вникая и не имея желания вникать в суть происходивших событий. В этом смысле, конечно, проще и интереснее преподносить и рассказывать материал пяти - и шестиклассникам, например, об Истории древнего мира. Но в том то и дело, обидно, что учащиеся не очень хорошо знают и не хотят знать историю именно своей страны, а охотнее интересуются другими странами. - Людмила Евгеньевна, устраивают ли вас современные программы по истории и обществознанию? - Нет. Современные программы по истории и обществознанию меня не устраивают. Сейчас выпущено очень много учебников различных авторов по истории и обществознанию, но многие из них не соответствуют школьной программе или же в них недостаточно грамотно и достоверно изложен материал. - Как вы относитесь к сокращению часов по гуманитарным предметам? - Я отношусь к этому резко отрицательно, повторюсь, что именно литература и история формируют человека не как личность, а прежде всего, как патриота своей страны. Именно эти предметы вырабатывают у ученика нравственные понятия и представления об окружающей действительности и, что самое важное, формируют целостное мировоззрение, без которого невозможен и немыслим настоящий человек и гражданин. А сокращение часов по гуманитарным предметам приводит к тому, что и без того размытая и не базирующаяся ни на каких принципах идеология детей превращается в идеологию «рабов». Такими людьми с рабским сознанием и психологией очень легко манипулировать. Но мы с учителями литераторами все равно стараемся разъяснить подрастающему поколению молодежи незыблемые ценности и понятия о незыблемых ценностях, которые актуальны во все времена, и очень хочется надеяться, что до наших учащихся данные знания дойдут и будут востребованы в жизни. - Мне известно, что ваши ученики побеждали и побеждают в олимпиадах по обществознанию. Не могли бы вы уточнить их успехи за последние годы? - Да, действительно. Мои учащиеся Юлия Новопольцева и Анатолий Рабович стали в прошлом году победителями областных и городских олимпиад. - Что вы считаете недопустимым в профессии учителя? - Самое недопустимое для профессии учителя – равнодушие. Ведь школа – это место, где постоянно кипит жизнь, происходят какие-то изменения, приходят новые ученики, сменяются школьные поколения. У меня в этой школе пять выпусков. И с каждым из них было трудно прощаться, ведь за эти семь лет ученики становятся для нас родными, и всегда при выходе их в большую, взрослую, самостоятельную жизнь хочется пожелать им всего самого доброго. И в душе каждого учителя не должно быть места безразличию. Ведь школьные годы – это самые светлые и самые лучшие годы ребенка, это – частичка детства, тепла и заботы, которую каждый, уходя из школы, уносит с собой. - Что бы вы хотели пожелать своим коллегам учителям в канун предстоящего праздника Дня учителя? - Прежде всего, мне бы хотелось пожелать всем учителям здоровья, душевного равновесия, семейного благополучия, желания и стремления находить в своей профессии светлые, позитивные моменты. Не оставайтесь никогда безучастными, и, конечно же, желаю вам терпения, понимания, потому что это, наверно, одни из самых важных качеств, которые должны быть присущи современным педагогам.
Я поговорила с учениками 11б класса, в котором Людмила Евгеньевна ведет историю и обществознание, а также является классным руководителем. И вот какие отзывы я услышала: - Людмила Евгеньевна – прекрасный учитель. Ее уроки для меня самые интересные, на них мы не просто слушатели, а активные участники: спорим, доказываем свою точку зрения, учимся вести полемику. - Наш классный руководитель – надежный старший товарищ, к ней всегда можно прийти за советом и реальной помощью. Не всегда обратишься к родителям, а Людмила Евгеньевна поможет, поддержит, отругает, если надо. - Уроки обществознания, которые ведет Людмила Евгеньевна, – для меня уроки жизни. На них мы учимся поведению в социуме, пониманию себя как личности и умению давать оценку себе и окружающим. - Наш учитель – очень терпеливый и добрый человек, она никогда не позволяет себе оскорбить ученика. И этим дает нам пример отношения к окружающим тебя людям. Вот такую высокую оценку Дацко Людмиле Евгеньевне дают ее подопечные. Я как бывшая ученица Людмилы Евгеньевны, присоединяюсь к мнению ее учеников и от всей души желаю своему любимому учителю здоровья и дальнейших творческих успехов.
Анна АНТИПОВА. |