|
|
|
|
Звучит команда, загорается световое табло, - и... ученики 8б класса оказываются в условиях экстрима: надо пробежать по кочкам на импровизированном болоте, надеть спасательный жилет и, вцепившись в канат, перелететь через пропасть, разверзшуюся под ногами, сбить тропические плоды, попав в кольцо щита, преодолеть полосу препятствий.
И это далеко не полный перечень испытаний для современных «робинзонов».
Мы с вами на интегрированном уроке в школе №14 города Магадана.
Интеграция – это взаимопроникновение, а в рамках школы – это разностороннее рассмотрение проблемы с целью ее решения. И для того чтобы решить поставленную задачу, требуется знание не одного - двух предметов, а сразу нескольких в их связи, взаимопроникновении, переплетении.
Итак, класс разделен на три группы, перед каждой своя задача: попав в сложную ситуацию, найти выход и спасти своих товарищей и себя. Но прежде чем «попасть» в экстремальную ситуацию, надо было ее увидеть. И на экране телевизора три видеофрагмента: раскачивающиеся фонари, падающие предметы, внезапно погасший свет – землетрясение; непроходимый лес, рев медведя, попытка спастись от свирепого зверя - люди заблудились в лесу; «вода – вода, кругом вода» - необитаемый остров для потерпевших кораблекрушение.
Каждая группа получает конверт с заданиями и подручные материалы, на первый взгляд, не нужные: какие-то палки, фольгу, кусок бечевки, согнутый гвоздь… И закипела работа! Ребята не просто доказывали, что знания делают человека сильным, отвечая на вопросы по физике, ОБЖ, биологии, географии, литературе, но и показывали, как оказать первую помощь сломавшему руку при землетрясении с помощью тех самых «ненужных» палок, или как из веточки, куска бечевки и гвоздя сделать удочку на необитаемом острове. А скомканная фольга, оказывается, прекрасное средство для сигналов поисковому самолету, как продемонстрировал всем один из учеников 8б класса Саша Шаракаев Учащиеся 8-го б показали хорошие знания растительного мира родного края: из предложенного гербария уверенно отобрали наши колымские растения, которые и накормят, и подлечат. На вопрос же по литературе: «Если вы всю жизнь ничего не делали, а только читали книги в теплой уютной комнате, сможете ли вы в экстремальной ситуации помочь другим и себе самому?» - учащиеся отвечали весьма интересно.
Кто-то, конечно же, вспомнил Д. Дефо и его «Робинзона Крузо», кто-то Ж. Верна, кто-то энциклопедические статьи о мореплаваниях и путешествиях.
Несколько учеников, к радости своих учителей, ответили, что необходимую информацию можно почерпнуть из школьных учебников, особенно из учебника по ОБЖ.
Самым же оригинальным оказался ответ Даши Бычковой: - Если просто читать книги о смелых людях, верности и дружбе, стойкости и честности, недопустимости предательства и подлости, то ты научишься быть смелым и ответственным человеком, а такие люди нужны везде. После урока я поговорила с учителями, подготовившими это замечательное занятие. Первым на мои вопросы ответил С. В. Сафронов, учитель ОБЖ. - Сергей Владимирович, как вы считаете, что дают интегрированные уроки вашим учащимся? - Мне, как и ребятам, интересны интегрированные уроки. Они показывают значение каждого школьного предмета, что особенно важно в наше время, когда пошло деление на предметы нужные и не очень, профильные и непрофильные. Наше образование всегда славилось тем, что ненужных предметов в школьной программе не было, надо было учить все, потому что главный интегрированный урок – это жизнь, и в конечном итоге она будет проверять твои знания. - Довольны ли вы знаниями учащихся по вашему предмету? - Да, ребята отвечали уверенно, хорошо использовали подручные материалы, и, как мне кажется, доказали присутствующим, что знания по ОБЖ не менее значимы, чем по другим предметам, а в экстремальных ситуациях они вообще первостепенны. Учитель географии, А.С. Романина на мой вопрос об интегрированном уроке ответила так: - Эти уроки стали традиционными для нашей школы, творческая группа по их разработке и внедрению работает уже 15 лет. Я вижу ценность этих уроков в том, что каждый учащийся может реализовать себя, найти применение своим знаниям. Кроме того, подобные занятия способствуют развитию логического мышления и творческого потенциала каждого ребенка. А вот мнение учителя физической культуры Н.К. Трубицыной: - Подобные уроки – праздники и для учеников, и для учителей. Интересна сама разработка интегрированного урока, постановка проблемы, определение целей и задач. Мне кажется, что наша творческая группа удачно соединила теорию и практику, показав учащимся, что гармонически развитый человек имеет больше шансов для спасения, чем знающий мало и не развитый физически. З. В. Погонец, учитель физики и заместитель директора по научно-методической работе, привела интересные данные – результаты наблюдений за классами, в которых велись интегрированные уроки: учащиеся этих классов лучше успевают, у них выше уровень нравственной воспитанности, они более успешны во взрослой жизни (по материалам мониторингов с 1994 по 2007 гг.). Вот как сами ученики отзываются об интегрированных уроках: - Эти уроки развивают мышление. Они учат выражать свое мнение и применять знания в жизни. Таких уроков должно быть больше. - Интегрированные уроки заставляют думать и говорить. Они не бывают неинтересными. Мне кажется, что за такими уроками будущее. Закончился еще один учебный день в 14-й школе. Я думаю, что и этот интегрированный урок надолго запомнится его участникам как результат совместной творческой работы и учеников, и учителей на этой трудной дороге знаний.
Анна АНТИПОВА, психолог школы №14. |