Главная

Редакция

Реклама в газете

Подписка

» » «ЗОРКО ЛИШЬ СЕРДЦЕ» ЛЕТАЮЩИЙ ПРОРОК
Тема номера

 
ДУХОВНУЮ СИЛУ СВЯТИТЕЛЯ УНАСЛЕДОВАЛИ ПОКОЛЕНИЯ СЕВЕРЯН...
 
19 сентября в Магадан были принесены честные мощи святителя Иннокентия Московского, Апостола Дальнего Востока и Сибири и Америки. Мощи в Колымскую столицу доставил епископ Якутский и Ленский Роман. В аэропорту владыку Романа и сопровождаемую им святыню встретил епископ Магаданский и Синегорский Иоанн.
 
Рубрикатор
 

   Наш город

   Политика. Власть

   Городское хозяйство

   Культура. Искусство

   Образование. Наука

   История. Память

   Правопорядок

   Однако. Резонанс

   Актуально

   Лица города

   Событие недели

   Общество

   Новости города

   Духовное поле

 
 
Газетный архив
 
 
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 
 
 
Сентябрь 2015 (101)
Август 2015 (86)
Июль 2015 (94)
Июнь 2015 (62)
Май 2015 (96)
Апрель 2015 (141)
 
Читаемые
материалы
 
 
 
 
Ваше мнение
 
 
Как вы считаете, какова главная задача школьного образования?



 
 
 
 
 
 

Паспорт РФ - как и где получить, какие документы собирать на паспорт РФ
10-02-2015, 15:34
Многие граждане СНГ мечтают получить паспорт гражданина Российской Федерации.

Не пытайтесь купить паспорт гражданина РФ - лучше получить его легально!
15-01-2015, 01:44
Получить гражданство Российской Федерации быстро, легально, по упрощённой схеме — это мечта сотен и даже десятков тысяч граждан постсоветского пространства, проживающих теперь в странах Содружества Независимых Государств

Интересная информация о паспорте
10-01-2015, 07:24
Мы оказываем услуги по содействию в оформлении документов ( в частности следующих документов: паспорт гражданина РФ, загранпаспорт, СНИЛС, водительское и др. документов) в кротчайшие сроки

читать все материалы
 
 
 
 

Духовное поле

 

«ЗОРКО ЛИШЬ СЕРДЦЕ» ЛЕТАЮЩИЙ ПРОРОК

 
 
Дата публикации: 15-04-2010, 08:25

Материалы по теме

  • УЧИМ ЛЮБИТЬ НАШУ ЗЕМЛЮ, ЛЮБИТЬ РОДНОЙ ЯЗЫК...
  • «ПЛАНЕТА ЛЮДЕЙ» – ПЛАНЕТА ДЕТЕЙ
  • «ОБУЧАТЬ ЧЕСТНОЙ ЖИЗНИ» САМОЕ ВАЖНОЕ В ЖИЗНИ – ВРЕМЯ ВОСПИТАНИЯ МЫ В ОТВЕТЕ
  • Сердце на ладони
  • Моя малая родина
  •    

    Имя отважного французского летчика и писателя Антуана де Сент-Экзюпери известно всему миру. В своих произведениях он рассказывал о пилотах, осваивавших воздушные трассы в Африке, в Южной Америке в 30-х годах прошлого века. Летчики – его товарищи, друзья, с которыми он летал.
    Книги Экзюпери проникнуты редкой теплотой к людям, пожалуй, не встречающейся в таком охвате ни у кого из тех, кто брался за перо.
    Антуан де Сент-Экзюпери, сражаясь с фашизмом, погиб 31 июля 1944 года. Где-то в водах Средиземного моря лежит его самолет…

    Среди созданных писателем произведений есть одно, более похожее на философскую притчу, а вернее на кодекс человечности. Написано оно было в 1942 году в Нью-Йорке, опубликовано там же в 1943 г. под названием «Маленький принц».

    Эта солнечная и в то же время немного грустная сказка явилась темой интегрированного урока факультатива основ православной культуры в городской гимназии № 24.
    «Каждый человек сам властитель своих родников» – так назывался урок, который вела в восьмом классе завуч, учитель русского языка и литературы Елена Николаевна Сапецкая.
    Начало урока. На экране перед учащимися изображение фотографии Сент-Экзюпери.
    Учитель говорит:
    – Это бесконечно добрый человек, так искренне хотел помочь нам увидеть мир и самих себя с высоты, не глазами, но сердцем. Он мягко и настойчиво напоминал землянам о том, что есть небо высокое, бесконечное, бескрайнее, открытое любому человеку, чья душа свободна. Экзюпери называли летающим пророком, первым романтиком ХХ века… Его принимают и понимают люди разных национальностей, люди, живущие в разных вероисповеданиях. Мы на своих уроках обращали внимание и на эти моменты, на христианские мотивы сказки. А теперь ответьте, в какой семье родился Антуан?
    Сразу поднимается несколько рук.
    – Антуан-Мари-Роже де Сент-Экзюпери родился в семье страхового инспектора графа де Сент-Экзюпери. Отец его рано ушел из жизни и Антуана воспитывала мама. Под ее влиянием он увлеченно знакомится с литературой, музыкой, живописью, – говорит один из учеников.
    Ребята рассказывают о том, как рос Сент-Экзюпери, о том, что он всю жизнь с огромным уважением относился к матери, будучи взрослым писал, обращаясь к ней, «Мамочка», «дорогая мама», подписывался «Ваш почтительный сын», и «целую нежно, любящий вас сын».
    К ДРУГИМ ПЛАНЕТАМ
    Е. Сапецкая:
    – А сейчас, ребята, давайте обратимся непосредственно к произведению. Сколько планет посетил Маленький принц? С кем он там встречался?
    Слышен ответ:
    – Маленький принц посетил семь планет. Встретился он с королем, честолюбцем, пьяницей, деловым человеком, фонарщиком, географом. На земле с Лисом и другими ее обитателями.
    Затем школьники переходят к обсуждению произведения. Ребята рассказывают о том, что Маленький принц жил на планете чуть больше его самого, что у него там была роза, которую он очень любил и ухаживал за ней. На планете было три вулкана, и Маленький принц, проснувшись, приводил в порядок себя, а затем свою планету. И что однажды он покинул свою планету, улетел с птицами на соседнюю планету. Обо всем этом принц рассказывал летчику, потерпевшему аварию в какой-то пустыне, где встретился с ним.
    Летчик чинил свой самолет и слушал рассказы Маленького принца.
    На первой планете, куда прилетел принц, жил один Король, который тут же попытался повелевать гостем. «Принц не знал, что короли смотрят на мир очень упрощенно: для них все люди – поданные».
    И далее Король рассуждает: «С каждого надо спрашивать то, что он может дать. Власть должна быть разумной. Если ты повелишь своему народу броситься в море, он устроит революцию».
    Учащиеся обратили внимание на такую фразу Короля как «Себя судить куда труднее, чем других. Если ты сумеешь правильно судить себя, значит, ты поистине мудр».
    На второй планете, где очутился Маленький принц, обитал Честолюбец. При виде гостя, он сразу воскликнул:
    – А вот и почитатель явился!
    Принц обратил внимание на его «забавную» шляпу. «Это чтобы раскланиваться», – отвечал Честолюбец.
    Преподаватель:
    – Кто такой честолюбец? Что это за человек?
    Учащийся:
    – Человек, которому нравится, что его хвалят и восхищаются им.
    Преподаватель:
    – Что здесь плохого?
    Учащийся:
    – Честолюбие может перерасти в гордыню.
    Учащийся:
    – Честолюбец начинает думать только о себе.
    Преподаватель:
    – Здесь мы можем выстроить логическую цепочку. Гордыня – один из грехов, которым страдают люди.
    На третьей планете жил Пьяница.
    – К сожалению, эта планета была, есть и наверное, будет, – горько звучит голос педагога.
    – Пьянство это уход человека от действительности, – говорит один из учеников.
    – Пагубное пристрастие слабого человека, – звучит дополнение.
    Педагог заключает:
    – Человек живет не один. Он живет в мире. У него есть родные. Каково им? Это очень серьезная проблема. Беда и нашего времени, в том числе.
    ПОКУПАТЕЛЬ ЗВЕЗД
    На четвертой планете, куда прилетел Маленький принц, обитал Деловой человек, называвший себя серьезным. О звездах, что на небе, он говорил, что это такие маленькие, блестящие. И тут же заявил Принцу, что «Короли ничем не владеют. Они правят». И что звездами владеет он, Деловой человек. «Звезды мои. Я первый до этого додумался».
    Для чего они вам? – поинтересовался принц. «Чтобы быть богатым, чтобы покупать новые звезды. Я могу положить их в банк», – отвечает Деловой человек.
    Учитель спрашивает, каков, на ваш взгляд, этот человек? Звучат ответы о бездуховности Делового человека.
    Е. Сапецкая дополняет ответы учащихся о Деловом человеке:
    – Это самый страшный в нравственном отношении… Он звезды не называет звездами. А звезды – это символ вечности, возвышенного. Мы помним замечательное выражение «а если звезды зажигают, – это кому-то нужно».
    ЧЕЛОВЕК ДОЛГА И ГЕОГРАФ
    На пятой планете жил Фонарщик. Е. Сапецкая обращается к ученикам:
    – Этот герой занимает особое место. Вы со мной согласны?
    Класс отвечает согласием.
    – Докажите, – говорит учитель.
    Ребята отвечают:
    – Фонарщик, зажигает фонари, думая о других.
    – Когда он зажигает свой фонарь, то словно появляется новая звезда.


    Разговаривая с Фонарщиком, Маленький принц думает о том, что вот этого человека стали бы презирать те, с кем он уже встречался, «а между тем среди них один только он и не смешон», и с ним бы он мог подружиться. Фонарщик – человек долга.
    На шестой планете живет Географ. У него важное лицо, ему некогда разгуливать, то-есть изучать планету, он пишет о том, что ему расскажут другие. Взглянув на Принца, он говорит, что не знает, есть ли на его планете океаны или горы и что ему «не хватает путешественников».
    Географ советует Принцу посетить Землю: «У нее неплохая репутация», – говорит он.
    Учитель спрашивает, почему Принц отправился в путешествие?
    Ответ учащегося:
    – Путешествие всегда занятно, интересно, обогащает человека знаниями. Во время путешествия происходят открытия, из них можно что-то извлечь.
    НЕТ МАГАЗИНОВ, ТОРГУЮЩИХ ДРУЗЬЯМИ
    По сюжету сказки Маленький принц попадает на Землю. Учитель спрашивает, с кем он здесь встречается, в каких местах бывает?
    Ребята рассказывают о Змее – символе бессмертия и мудрости, о стрелочнике, о встрече с Лисом.
    Учитель говорит:
    – Остановимся на Лисе. Именно Лис преподносит Маленькому принцу мудрые уроки. Эта встреча является кульминацией произведения.
    Учащиеся по ролям читают ХХI главу сказки, где Лис объясняет Принцу, что значит приручить живое существо, и что в жизни «зорко лишь одно сердце».
    По окончании чтения учащиеся подробно рассматривают диалоги героев, выясняя заложенный в них смысл, обращаются к диалогу Лиса и Маленького принца. Принц спрашивает Лиса:
    – Что значит приручить?
    Лис объясняет, что это означает создать узы и быть привязанным чувствами друг к другу, и что после этого шаги Маленького принца он станет различать среди тысячи других. Лис просит Маленького принца:
    – Пожалуйста. Приручи меня!
    В этом диалоге видна потребность сердца человека иметь на свете того, кто понимает тебя, любит душой, близок тебе.
    Лис:
    – Нет таких магазинов, где торговали бы друзьями.
    Елена Николаевна задает учащимся вопрос:
    – Кому адресована эта сказка?
    Следуют ответы, что она предназначена и взрослым, и детям. Идут уточнения, что Маленький принц близок школьникам, потому что он ребенок, приятен своими замечательными мыслями и характером. Тем, что он олицетворяет нравственную чистоту.
    Учитель:
    – Какое настроение остается после прочтения сказки?
    Ученик:
    – Радостное и в какие-то моменты грустное.
    Учащиеся замечают, что мир взрослых заставляет думать о его несовершенстве и сложностях во взаимоотношениях с ним.
    – Верно, – замечает учитель, – в этой сказке мы встречаем много взрослых, которые заставляют нас задуматься и посмотреть на себя со стороны.
    Каждый из учащихся поочередно рассказывал о том, с кем на планетах встречался Маленький принц. В это же самое время на экран проецировались изображения персонажей произведения, выполненные Экзюпери.
    ДОСТУЧАТЬСЯ ДО ТЕХ, КТО ВНИЗУ
    Е. Сапецкая говорит:
    – Кроме того, что это сказка, что мы еще можем сказать о ней?
    Раздается ответ:
    – Это притча!
    Учитель просит дать определение притче. Звучат ответы:
    – Притча – это рассказ с поучительным смыслом.
    – Притча в литературе – иносказательный рассказ с нравоучением.
    – Притча – это небольшой рассказ, аллегорический по форме и нравственно-дидактический по смыслу.
    – Притча – это философская сказка.
    – Что значит философская сказка? – спрашивает учитель.
    Ответ ученицы:
    – Сказка, поднимающая вечные вопросы о смысле жизни, о долге, об отношении друг к другу. Вопросы, волнующие людей во все времена.
    Е. Сапецкая:
    – Каким предстает в этой сказке мир детства?
    Ученица:
    – Открытым, чистым.
    Е. Сапецкая:
    – Каким предстает мир взрослых?
    Ответы учеников:
    – Черствым, сухим.
    – Взрослые все время бегут, не зная куда и зачем.
    – Жизнь проводят в суете.
    – Маленький принц видит взрослых как странный народ.
    О путешествии на землю следуют ответы, что на земле Принц познал нравственные законы.
    Учитель:
    – Мы сегодня не можем говорить о том, каким христианином был Экзюпери. Но то, что он был хорошим человеком, настоящим человеком – это очевидно. Он говорил: «Ищите меня в моем творчестве». Его произведения не являются христианскими. Но они пронизаны ярким светом добра и любви, являют собой образец литературы, которая способна воспитать человека, настоящего Человека с большой буквы.
    Учащиеся переходят к теме, близкой Экзюпери. Эта тема христианства. Когда Антуану было 18 лет, он писал матери, восторгаясь глубиной «Ветхого завета». «Какая простота и мощь стиля, какая поэзия! Текст заповедей – это потрясающее изложение нравственных законов, неподражаемое сочетание красоты и здравого смысла…»
    У Экзюпери была своя молитва. В ней было заключено то, что Антуан считал для себя важным в жизни. Учащиеся поочередно знакомят класс с этими небольшими молитвами.
    «Господи… научи меня искусству маленьких шагов… Научи меня правильно распоряжаться временем моей жизни. Подари мне тонкое чутье, чтобы отличить первостепенное от второстепенного».
    Встает другой ученик и продолжает чтение. За ним третий ученик: «… Убереги меня от наивной веры, что все в жизни должно быть гладко… Пошли мне в нужный момент кого-то, у кого хватит мужества сказать мне правду, но сказать ее любя».
    Этого ученика сменяет четвертый: «…Сделай меня человеком, умеющим достучаться до тех, кто внизу…»
    Молитва Экзюпери более объемна и касается основных качеств человеческой души.
    КОЛОДЕЦ
    В пустыне пилота начала мучить жажда.
    – Мне тоже хочется пить. Пойдем поищем колодец, – сказал Маленький принц.
    Они отправились искать колодец. И они нашли его. Пилот поднес ведро с водой к губам Маленького принца. «Он пил, закрыв глаза. Это было как самый прекрасный пир. Вода эта была не простая. Она родилась из долгого пути под звездами, из скрипа ворота, из усилий моих рук. Она была как подарок сердцу». Так думал пилот.
    Принц сказал пилоту, что люди на земле не находят того, что ищут. «А ведь то, чего они ищут, можно найти в одной единственной розе, в глотке воды…»
    В этом сюжете сказка-притча перекликается с библейской историей, когда Моисей выводил свой народ из Египта. В месте Рефидом народ начала мучить жажда.
    И не было источника, чтобы утолить ее. И стал требовать народ, чтобы Моисей напоил их. «Что вы возмущаетесь и укоряете меня? Что искушаете Господа?» – сказал народу Моисей. И стал молить, чтобы Бог помог ему. И повелел ему Господь ударить по скале своим посохом». И потекла из скалы вода. И утолил народ жажду свою.
    ПИСЬМА ДЛЯ ЭКЗЮПЕРИ
    Елена Николаевна обращается к классу:
    – Ребята, я просила, чтобы вы написали письма Маленькому принцу, где бы выразили свое отношение к нему. Кто прочтет свое письмо?
    Школьники поочередно читают свои письма. Вот одно из них, звучит голос Данила Чарова:
    – Если бы я встретил Маленького принца, я бы говорил с ним о проблемах нашей современной жизни. Например, об экологических проблемах нашей планеты. Маленький принц пользовался каким правилом? Проснувшись, умывшись – почисти свою планету. С него можно брать хороший пример нашим людям, живущим на земле. Мы должны ухаживать за нашей планетой и любить ее, потому что больше нет такой планеты во Вселенной. Потому что она одна такая – Земля. Маленького принца можно только похвалить за то, что он любит свою планету, свою Родину.
    Еще бы я похвалил его за то, что он сделал правильный выбор – вернулся на свою родную планету ради того, кого приручил, ради Розы.
    Ученик окончил чтение. В наступившей тишине в класс вошли… Маленький принц и его цветок Роза. (Их роли исполняли ученицы начальной школы Алиса Забелина – Принц и Юлия Тимощенко – Роза). Зазвучал детский голос Маленького принца:
    – Здравствуйте, дорогие дети и уважаемые взрослые, вот и опять я с вами. Сегодня я вместе со своей Розой на своей планете. Я часто думаю о вас и даже вижу, что у вас происходит. Но вы-то понимаете, что я очень хочу, чтобы планета Детства всегда оставалась внутри вас. Прислушайтесь к голосу своего детства. Будьте добрыми. Не будьте равнодушными. Будьте верными в любви и дружбе, и помните – каждый в ответе не только за свою судьбу, но и за судьбу другого человека.
    Урок идет к завершению. Учитель сообщает классу, что тоже написала письмо Маленькому принцу и сейчас ребята услышат его. Елена Николаевна читает:
    – Дорогой Маленький принц, мне хочется поблагодарить тебя за то, что ты есть, был и будешь. Потому что настоящие герои живут вечно, а ты настоящий герой.
    Еще я хочу сказать тебе – у меня очень хорошие и талантливые ученики. Правда, некоторые из них еще об этом не узнали, но познакомившись с тобой, они об этом узнают и увидят твои богатые родники, которыми наделил их Творец, и обязательно захотят стать лучше. И став лучше, они сделают лучше и нашу планету Земля.
    Прочитав письмо, Е. Сапецкая сказала, что одно из заданий к ученикам состояло в том, чтобы они в рисунке или в какой-либо другой изобразительной форме выразили свое отношение к этому произведению.
    Здесь требовалось и воображение, и теплота чувств, и определенное умение. Ребята справились с этим заданием. Ученик Богдан Сикач ознакомил класс со своей композицией «Зорко лишь одно сердце».
    Заканчивая урок, учитель сказал:
    – Думаю, что прочитав о Маленьком принце – нельзя оставаться равнодушным к его истории. Его мысли, чувства исподволь пересекаются в нас. Он как бы приручает нас, и поэтому мы с ним обязательно еще встретимся.
    О. МИХАЙЛОВ.

     
    версия для печати 

     

     
     
    Статью читали: 9446 раз
     
    Последние материалы  
       

    Общество

    БОЛЕЕ СЕМИДЕСЯТИ ЛЕТ ОТДАЛА МАГАДАНУ...
    Мэр Магадана Сергей Абрамов поздравил с 90-летним юбилеем ветерана Великой Отечественной войны, труженицу тыла Александру Петровну Курьянову.ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ
    24-09-2015, 10:45

    Образование. Наука

    ОПЕРАЦИЯ «ШКОЛА»
    В Магадане комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав в сентябре рассмотрела 11 административных дел в отношении родителей, уклоняющихся от обеспечения детей образованием.ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ
    24-09-2015, 10:45

    Культура. Искусство

    «ЛАДУШКИ» – В «ОКЕАН», МОДЭМ – В СЕВАСТОПОЛЬ
    Два творческих коллектива Магадана примут участие во всероссийских конкурсах. Фольклорный ансамбль лошкарей «Ладушки» вылетел во Всероссийский детский центр «Океан» в городе Владивосток, 31 учащийся «Детской музыкальной школы» столицы Колымы примет участие во Всероссийском фестивале-конкурсе «Моя федерация».ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ
    24-09-2015, 10:45
     

    Наш город

    Безопасный город
    Противопожарное состояние объектов образования, культуры, спорта, социальной поддержки в Магадане значительно улучшилось.ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ
    24-09-2015, 10:44
       
       
    Магаданское время  
       

    ДВА НОВЫХ СВЕТОФОРА
    24-09-2015, 10:45
    В рамках программы «Повышение безопасности дорожного движения» в Магадане в 2015 году установлены два светофора.

    В Магадане готовятся отметить День пожилого человека
    24-09-2015, 10:44
    Мероприятия проведут учреждения управления культуры, образования, социальной поддержки семьи и молодёжи мэрии Магадана.

    «ВЕЛОСИПЕД» ДОЕХАЛ ДО ФИНАЛА
    24-09-2015, 10:43
    Команда КВН «Велосипед», представляющая Магадан, прошла в финал Центральной Тихоокеанской лиги Международного Союза КВН.

    ФСБ БЫСТРЕЕ ВСЕХ
    24-09-2015, 10:42
    Сотрудники Управления ФСБ России по Магаданской области стали лучшими в соревнованиях по легкоатлетическому кроссу, посвященных 70-летию Победы в Великой Отечественной войне.

    КАК ВЫЛЕЧИТЬ ОТ БЕСПЕЧНОСТИ?
    24-09-2015, 10:39
    В магаданской поликлинике у беспечного пациента похищены документы и деньги.

    ПОМОЩЬ ПОДОСПЕЛА ВОВРЕМЯ
    24-09-2015, 10:39
    Очередную спасательную операцию провели 19 сентября 2015 года сотрудники Пожарно-спасательного центра Магаданской области в районе бухты Светлая.

     
     
     
     

     

     © © 1996-2007 "Вечерний Магадан"

     



    При перепечатке ссылка на газету обязательна.

    Разработка, поддержка
    Информационное агентство "Колыма-Информ"

    685000 г.Магадан, пр. Карла Маркса, 40
    Тел./факс: (4132) 620478
    e-mail: evenmag@citylink.ru

    Отдел рекламы:
    Тел./факс: (4132) 627456
    E-mail: paul_5@rambler.ru