|
|
|
|
«Самое важное в жизни человека есть время воспитания. Ибо этим временем часто решается судьба человека, не только на всю жизнь, но и на всю вечность. Потому всякий здравомыслящий и понимающий важность своей обязанности воспитатель должен подумать, как поступить при воспитании вверенных ему детей, если не хочет и их сделать несчастными на всю жизнь, и себя виновным перед Богом». (Практическое воспитание детей по учению святых отцов церкви). Этот эпиграф, проецируемый видеоаппаратурой на экран, встречал приглашенных в православную гостиную гимназии № 24. Встреча была посвящена открытию методического кабинета «Православная культура и образования». На встрече присутствовал епископ Магаданский и Синегорский Гурий, а также иерей отец Евгений, руководитель отдела религиозного образования Магаданской и Синегорской епархии. К собравшимся обратилась директор гимназии Татьяна Ильяшенко: – Ваше высокопреосвященство, Владыка Гурий, гости, учителя! Сегодня мы собрались в православной гостиной в очередной раз, чтобы утвердиться в выборе пути, по которому под мудрым руководством отца Евгения и духовным окормлением нашего Владыки мы идем многие годы. Сегодня мы все понимаем, что факультативный курс «Основы православной культуры» не только имеет право на жизнь в нашей гимназии, но и живет полноценной, обновленной новым содержанием жизнью. Сегодня мы реализуем школьную целевую программу «Истоки», городскую экспериментальную площадку «Интеграция основ православной культуры в образовательный процесс», проводим факультативный курс преподавания в 1-7 классах, силами наших учителей. И сегодня у нас еще одно радостное событие – мы открываем методический кабинет «Православная культура и образование». Кабинет, в котором собраны уже накопленные методические материалы, кабинет, где каждый из нас в любое свободное время сможет прикоснуться к святости. Мы очень хотели, чтобы такой кабинет у нас был, и милостью Божьей он появился. Очень хотим, чтобы вам было в нем тепло и уютно, а, главное, – благостно. Итак, мы начинаем наш важный разговор. Затем к гостям обратилась завуч гимназии Елена Сапецкая. Ее трудами и заботами совместно с единомышленниками было сделано очень многое, чтобы заработала гостиная, факультативный курс «Основы православной культуры» и теперь вот методический кабинет. Она сказала: – Один из героев философской сказки Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц» Лис произносит такие слова: «Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил…». Эти слова давно вышли за рамки литературного произведения, потому что имеют глубокий философский смысл. Думаю, что мы, учителя 21 века, можем услышать в них некое духовное завещание, ведь мы в ответе за наше будущее, а оно видится нам и прекрасным, и в то же время очень тревожным. Каждый день вместе со своими учениками мы учимся «искусству жизни», потому что «все человечество живет как бы в едином, сплошном духовном эфире, которых всех нас включает в себя и связует нас друг с другом. Мы как бы вдыхаем и выдыхаем этот общий духовный воздух бытия; каждая лукавая мысль, каждое ненавистное чувство, каждое злое дыхание – незримо отравляет этот общий духовный воздух мира… И каждая искра чистой любви, каждое благое движение воли… несут с собой свет, теплоту и очищение… Жить – значит различать, ценить и выбирать, кто этому не научится, тот будет засыпан пылью жизни». С этими словами Ивана Александровича Ильина трудно не согласиться. «Мы в ответе…» Именно так мы решили назвать нашу сегодняшнюю встречу и посвятить ее нашим ученикам. Хорошим и не очень, приветливым и угловатым, одаренным и заурядным, словом, всем нашим детям, кто должен научиться «дышать» тем воздухом, который и есть жизнь. Очень хотелось бы, чтобы была она для них одухотворенная, светлая, радостная. Затем Елена Николаевна напомнила высказывание Св. Великой княгини Елисаветы, произнесенное ею в 1917 году. Вот эти слова: «Я испытываю глубокую жалость к России и ее детям, которые не знают, что творят.
Разве это не больной ребенок? Хотелось бы понести его страдания, помочь ему. Святая Россия не может погибнуть. Бог в Библии показывает, как он прощал свой раскаявшийся народ и снова даровал ему благословенную силу». ЖЕМЧУЖИНА ПРАВОСЛАВНОЙ ПЕДАГОГИКИ Отец Евгений поделился с аудиторией тем, как он понимает мысль Св. Великой княгини Елисаветы. Вот что он сказал: – Мне приходится общаться с молодыми людьми, которые только-только закончили университет и поступили работать в школу, проработали там полгода, год. Иногда это очень доверительные беседы, порой почти исповедальные. Часто приходится сталкиваться вот с чем: молодой человек с болью в сердце приходит, с глубокой проблемой, которую осознает как проблему. Он говорит: «Я уже не знаю, что делать с самим собой. Я не знаю, что делать с ними. Прихожу в класс и часто не могу себя сдержать, раздражаюсь, ругаюсь, выхожу из себя. Не нахожу в себе силы, чтобы спокойно отреагировать на какую-то сложную ситуацию. Порой может быть хамство открытое, а может и скрытое». И вот молодые люди часто говорят: «Отец Евгений, хочу искать другую работу. Хочу уйти из школы. Я пропадаю. Чувствую, как придя в школу, не помогаю детям, а сам (или сама) погибаю в моей душе. Я не могу с этим справиться». Произнеся это, отец Евгений обращается к только что прозвучавшим словам княгини Елисаветы и говорит: «Меня они поражают вот чем. Она не просто переживает за этих детей. Она прямо говорит, что как хотелось бы понести их (детей) страдания. Мне кажется, что это и есть та жемчужина православной педагогики, которой часто не хватает педагогике светской. А именно, способность увидеть в хамстве, жестокости, порою в наглости молодого оболтуса 12-13 лет не свою проблему, а его проблему, его страдания и взять это в себя, в свое сердце. То есть, расширить свое сердце до той глубины, которая могла бы принять в себя этого человека, его страдания и искать возможность дать ему что-то то, что не дали ему его родители, раз он так себя ведет. Это тот уровень, на котором православная педагогика, традиционная для России, становится подвигом, самым настоящим христианским подвигом. Мне кажется, что княгиня Елисавета именно это имела в виду». НАУЧИТЬ ЧЕСТНОЙ ЖИЗНИ По окончании речи о. Евгения Елена Николаевна обратила внимание присутствующих на советы святых отцов о воспитании. Она обратилась к мыслям святителя Тихона Задонского, который в свое время говорил: «Учителям учеников надо обучать не только грамоте, но и честной жизни, страху Божьему, потому что грамота без страха Божьего – не что иное как меч у безумного». Обучать честной жизни – увы, нет такого предмета в школе, предмета столь необходимого. Епископ Гурий так пояснил мысль Тихона Задонского: – Знания сам человек потом наберет. Школа должна учить учиться. Самообразование – самый лучший метод познания. А вот именно научить честной жизни, научить жить по совести, по страху Божьему – это такое богатство, которое никогда не истлеет, не пропадет и не подведет. Вот я думаю, эта мысль святителя Тихона должна остаться в сердце, уме каждого православного педагога. Заместитель председателя областной Думы, президент областного фонда «Мама» Иван Субботин в своей речи обратил внимание на то, что «как только в семье появляется ребенок-инвалид, то часто из такой семьи уходит отец. Есть примеры, когда семья делает все, чтобы лечить этого ребенка, максимально облегчить его страдания, несет этот крест до конца жизни. Но очень многие мужчины уходят из семьи». И. Субботин поставил вопрос в том плане, что и в школе, давая грамоту мальчишкам, надо прививать им чувство ответственности за будущую семью. Затронул он и тему детей-сирот при живых родителях. Преподаватель СВГУ кандидат педагогических наук Элеонора Чурсина остановилась на таком аспекте православной педагогики как «воспитание христианской любви… Наша задача – научить детей любить…» При этом Элеонора Александровна привела в пример желание ребят помогать одиноким пожилым людям, детям-сиротам. Когда она спросила об этом на занятиях у студентов биологического отделения СВГУ – «… вся группа подняла руки… Нужна деятельность. Вера без дела мертва», – заключила педагог. Продолжила тему воспитания ответственности у мужчин завуч гимназии Зоя Соляникова. Она сравнила российскую школу с матерью-одиночкой, потому что в школе, за редким исключением, работают в основном женщины. Она сказала: – Как у мальчика воспитается чувство ответственности, если с ним рядом только одни женщины – дома, в школе? Им нужен мужчина, который своим примером показывает, каким должен быть мужчина… Необходимо, при поддержке правительства, чтобы мужчины пришли к нам в школу. Выводы Зои Ивановны верные. Напомним, что до 1917 года в гимназиях преподавали в основном мужчины. Мужчина-учитель в обществе имел, помимо престижа и уважения, еще и весьма приличный заработок, высокий. Сейчас и дети сложные, и заработок учителя весьма низок (имеется в виду рядовой педагог). Далее Елена Сапецкая обратилась к одному из видных священнослужителей ХХ столетия православному американцу Серафиму Роузу, к его мыслям о воспитании человека историей своего Отечества. Вот его суждения: «… Одна из проблем, стоящих ныне перед школьным образованием, состоит в том, что детям не прививают больше чувства истории. Это опасная и роковая вещь – лишить ребенка исторической памяти. Это означает, что его лишают возможности брать пример с людей, живших в прошлом. А история, в сущности, постоянно повторяется. Чувство истории очень важно, и его надо прививать детям…» Развивая эту тему, преподаватель СВГУ кандидат педагогических наук Ольга Кудина заметила, что в наше время перед нами открывается культурный пласт, неизведанный. Большинство, получив образование в прежней школе, советской системе высшего образования, не касалось этого пласта. Ольга Николаевна заметила, что все то новое, что узнают педагоги, надо передавать детям. И еще: «Если мы будем чаще внутрь себя заглядывать, тогда, может, по-другому посмотрим на детей… Пришло время, когда нам самим возрастать нужно. Педагог высказалась за объединение усилий единомышленников. СОЛНЕЧНЫЕ ЛУЧИКИ – Научить любить очень трудно. Научить любить можно только через практику семейного воспитания, когда ребенок видит солнышко, радость детства и то, что он любим, – так начала свое выступление психолог гимназии Ольга Тимофеева. Она рассказала о том, как это проявляется у школьников 10 класса, при соответствующей подготовке. «Дети не стесняясь говорили, какая у них будет семья, сколько будет детей». Затем, уже в другой тональности, педагог затронула тему детей, у которых «духовность несветлая». – Я считаю, что школа не воспитывает. Она уже перевоспитывает. Процесс перевоспитания – это более сложный процесс. Почему? Есть прекрасные семьи, дети. Но есть дети, которые приходят к нам в школу и у них духовность несветлая. И как хорошо, что у нас есть факультативный курс, где ребята получают то добро, те солнечные лучики, которые недополучают дома. И хотелось, чтобы вернулся в школу курс семейного воспитания. Это очень важно. …В этот день в гостиной была открыта новая рубрика «Осмысление веры». Она затрагивает вопрос о том, как к вере пришли знаменитые ученые, актеры, известные всему миру люди. Я откроюсь тебе в неожиданный миг, И никто не узнает об этом, Но в душе у тебя загорится родник, Озаренный негаснущим светом… Стихотворение Константина Бальмонта «Звезда пустыни» перед гостями прочитали две девочки семи лет в одеянии ангелов. После чего Елена Сапецкая назвала имена тех, кто внес свой вклад в открытие кабинета. Это и директор гимназии Татьяна Ильяшенко, главный бухгалтер гимназии Оксана Комина, заместитель директора гимназии по хозяйственной части Маргарита Репетий, рабочий гимназии Александр Сопин. «Он ни разу не отказал, бросал все и шел», – так отозвалась о Александре Николаевиче Елена Сапецкая. Она назвала и поблагодарила спонсоров: Владимира Наймана, Галину Агапитову, Александра Числова. Их благое дело, бескорыстная помощь послужат доброму воспитанию детей. На встрече присутствовали советник мэра Магадана Надежда Комарова, заместитель руководителя управления образования Борис Попинако, преподаватели школы, гости. Перед тем как кабинет «Православная культура и образование» открыл свои двери, отец Евгений сказал: – Чего мы можем ждать от этого кабинета? Это то, что он, может быть, станет чем-то большим, чем просто помещение. Тем местом, где мы будем искать пути не только к сердцу школьников, но и пути понимания друг к другу. И возможно, кто-то из педагогов свой рабочий день пожелает начать с этого кабинета. Войдя, сосредоточившись, побыв наедине, вступить уже в тот сложный воспитательный процесс, который мы называем обучением школьника и в котором мы обучаемся сами. В заключение работы гостиной епископ Гурий сказал: – Мне радостно осознавать и гордость появляется в сердце от того, что наш город, наша епархия и гимназия были среди тех, кто прокладывал нелегкую дорожку в нелегкие времена, и радостно, что сейчас Президент озвучил необходимость преподавания «Основ православной культуры»… Вероятно, в подготовке этого решения есть какая-то заслуга и ваша. Епископ поблагодарил директора гимназии Т. Ильяшенко и завуча Е. Сапецкую, отметив их большой вклад в дело осуществления факультативного преподавания «Основ православной культуры» и создания материальной базы для этого. Епископ в дар кабинету преподнес икону преподобного Серафима Саровского. При этом он сказал: – Специально выбрал икону этого святого, потому что он один из самых близких к нам каждому. Он один из самых любимых святых русских, самых любвеобильных святых. Он видел всякого человека с его чернотой, но старался ее не видеть. Он видел светлое в нем и святость. И каждого человека встречал замечательными словами: «Радость моя. Христос воскресе!» И вот эту икону я хочу подарить кабинету, чтобы она напоминала, что культура наша православная основана на православной религии. А эта религия не темноты и ужасов, а радости. П о окончании обсуждения темы «Мы в ответе» и приветственных слов присутствующие гостиной прошли к кабинету «Православная культура и образование». Епископ Гурий и директор школы Татьяна Ильяшенко разрезали красную ленточку. Так состоялось открытие кабинета. Помещение небольшое, но весьма уютное, теплое, с иконами, духовной литературой. Есть и Библия, изданная в синодальной типографии в Москве в 1896 году. По ознакомлению с кабинетом, гости гимназии вернулись в православную гостиную, где состоялось чаепитие. В заключение хочется поблагодарить весь коллектив гимназии № 24 и всех, кто причастен к этим благим делам, за последовательное укрепление среди школьных дисциплин такого предмета как «Основы православной культуры», предмета, являющегося стержневым, поскольку он адресован к душе человека, ее развитию, предмета, который несет в себе основы нравственности и позволяет понять историю Отечества с духовной стороны, ибо исторические события, о которых мы знаем, прежде всего формировались в душах людей, создававших наше государство. О. МИХАЙЛОВ. |