|
|
|
|
«Сегодня мы проводим с вами очередную встречу в нашей Православной гостиной и тема ее – «Сердце на ладони», - с такими словами обратилась преподаватель гимназии №24 Елена Николаевна Сапецкая к учащимся. В аудитории тихо, ученики, сидя за столиками, внимательно смотрят на педагога. Лучи весеннего солнца сквозь окно ложатся на белоснежные скатерти, на учителей из других учебных заведений, что пришли ознакомиться с занятием, на Епископа Магаданского и Синегорского Гурия и отца Евгения Белякова, который вел здесь уроки, еще будучи семинаристом. Елена Николаевна продолжает: - Все мы с вами понимаем, что сердце – это главный орган человеческого организма: останавливается сердце – завершается жизнь земная. Всем нам известны выражения «золотое сердце», «каменное сердце», и мы понимаем, о каком человеке идет речь, когда произносим эти словосочетания. Итак, сердце – это что-то большее, чем просто орган человеческого организма. Что такое сердце? Каким оно должно быть? – об этом наш сегодняшний разговор. Мы поговорим о сердце врача, сердце учителя и сердце матери. Почему о них? Потому что врач, учитель – это всеми востребованные профессии, которые принимают человека в мир, сохраняют, оберегают, развивают. А материнския любовь, тепло одаривают человека всем тем, что творит его как личность, как человека. Затем к аудитории обратился отец Евгений. - Понятие о сердце в нашей жизни значит очень много. Мы говорим «сердце подсказывает» или «сердцем чую» - пытаясь этим выразить именно то, что мы чувствуем, приближение какой-то опасности. Это какое-то тревожное чувство. Вот другое понятие. Мы говорим, поздравляя друг друга, с каким-нибудь праздником: «Сердечно поздравляем», опять-таки вкладывая в слова нечто отличающееся от простых слов поздравления. Апостол Павел в одном из своих посланий употребляет такое выражение: «Потаенное сердце человека», опять-таки придавая этим словам совершенно особое значение. И когда нам, например, что-то не хочется делать, мы говорим: «Сердце не лежит». Если обращаться к Евангелию, то в очень тревожные скорбные минуты Иисус Христос, обращаясь к своим ученикам, говорит: «Да не смущается сердце ваше». То есть, он не говорит «не бойтесь», а обращается к сердцу учеников. – Или, - продолжает отец Евгений, - мы говорим «сердечный разговор». И опять же подчеркиваем разницу между обычным разговором с разными людьм, стараемся подчеркнуть что-то особое. Пример другой. На перемене в школе вы вспомнили, что вчера по телевизору что-то показывали, и вы говорите об этом товарищу. Это не будет сердечный разговор, не будет сердечное общение. … Если мы будем обращаться к опыту святоотеческому, то святитель Феофан Затворник называет сердце – центром жизни, иногда называет его корнем жизни. А преподобный Серафим Саровский, о котором мы говорили на наших факультативных занятиях, имя, которое является лицом русской святости, обращаясь к своему ученику, наставляет его таким образом: «Господь ищет сердце, исполненное любви к Богу и к ближнему. Вот престол, на котором он любит восседать и на котором он является в полноте Своей славы. Сыне, даждь мне сердце твое, а все прочие я сам приложу тебе, ибо сердце человеческое – царство Божие». Апостол Павел говорит о сердце, что оно бывает омраченным, несвойственным, нераскаянным. Когда мы обращаемся к этим откровениям библейским, мы видим, что сердце понимается не как орган физический, один из органов нашего тела, не только как орган чувств, но и как орган познания Бога. Это значит, высшее познание. Высшее общение. ВИДЕТЬ МИР «ВНУТРЕННИМИ ГЛАЗАМИ» На классной доске, на зеленом ее поле, как в тетради по чистописанию – аккуратная надпись мелом. Любовью сердце в нас живет Хоть и не ведает само, Какое злато в нем хранится И чье на золоте клеймо. Это четверостишие принадлежит поэту конца прошлого века Вячеславу Иванову. Рядом наставление Паисия Святогорца: «Используйте свое сердце правильно, не тратьте его понапрасну». Елена Николаевна предложила ребятам прослушать отрывок из автобиографической повести известного хирурга, блестящего экспериментатора, лауреата многочисленных премий Федора Углова. Чтение сопровождалось приглушенным музыкальным фоном. Хирург рассказывал о своей работе, об операции на сердце мальчика Гены Жиганова, о том, как он, хирург, ложась спать дома, думал о прошедшем дне, проведенной им операции и о том, как сложится жизнь у этого мальчика, и пожелал ему: «Светлых тебе дней, Гена Жиганов». Эта операция далась хирургу трудно. Жизнь ребенка прошла через его жизнь. По окончании чтения Елена Николаевна обратилась к аудитории с вопросом: «Почему рассказ называется «Сердце хирурга»? Отвечает ученица Вероника Задорожная: «Автор пишет не только, как проходила операция, а как он к этому относится, что испытывает при этом, какие у него возникают чувства, мысли». За этим ответом следуют другие. - Чтобы возвратить человека к жизни, нужно эту ситуацию пропустить через свое сердце. Невозможно без сердца совершать такие подвиги. Занятия продолжаются. Елена Николаевна читает ученикам небольшой отрывок из произведения Альберта Лиханова, где он с большой душевной теплотой рассказывает о своей учительнице. Ребята внимательно слушают. - Как вы думаете, какое должно быть сердце у учителя?- обращается Елена Николаевна к классу. Следуют ответы: -У учительницы должно быть открытое сердце, чувствующее каждого ученика. – У учителя сердце должно быть доброе, чтобы он помогал детям в разных ситуациях. А вот ответ еще одной из учениц: – Не было бы сердца – не было бы жизни, красок жизненных. Не воспринимались бы радости, страдания. Жизнь была бы просто пустой, бесцветной, неинтересной. Когда есть сердце - ты чувствуешь, переживаешь, видишь мир внутренними глазами. Отец Евгений обращается к классу: - О ком мы говорим: люди бессердечные, человек бессердечный? Что это означает? Отвечает ученик Салимов: - Бессердечные это те, кто захватил детей в школе в Беслане. ДУХОВНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ЧЕЛОВЕКА Отец Евгений привел эпизод из жизни человека, когда через сердце того прошла другая жизнь, чужая. «Человек этот был приглашен в детский дом. Когда он пришел туда, увидел то, чего не ожидал – его встретили дети, от которых отказались родители, дети, которых в нашем мире жестоко называют уродами». Человек испытал страх, и первое желание его было быстрее уйти из этого детского дома. «К счастью, я не смог этого сделать», -признался он. А потом уже не мог не приходить в этот детдом, не мог обходиться без теплого общения с этими детьми. «Их доверчивость, их радость при встрече со мной что-то изменили во мне. Сердце мое открылось». Одна из учительниц поведала о том, как душевными стараниями ребенок обрел уверенность в себе. Вот ее слова: «В памяти моей остается случай, когда надо было отдать ребенку сердце. У ребенка не раз случались суицидные попытки, и только словами через сознание ему помочь было нельзя. Здесь можно было помочь только сердцем… И вот что я хочу сказать. Сначала детям надо помочь, а потом они приносят радость. Делятся своими сердечными переживаниями. Сердце откликается на боли, но надо учить сердце правильно откликаться на радости». На занятии прозвучал рассказ о жизни очень больного мальчика, который, несмотря на свою болезнь, радуется жизни и этой радостью заражает окружающих его людей. А затем в аудитории были такие слова: «Как мало мы ценим свою жизнь, как мало делаем доброго, когда у нас есть все – руки, глаза, ноги». Сердце матери – самое любящее сердце. Сердце, идущее на самопожертвование ради своего ребенка. САМОЕ СВЕТЛОЕ СЕРДЦЕ - У каждого из нас есть мама, которая живет рядом с нами или живет в наших добрых, светлых воспоминаниях. Материнское сердце немыслимо без материнской любви, - говорит Елена Николаевна. – Сегодня к нам в гости пришли герои пьесы-сказки Мориса Матерлинка «Синяя птица» - Материнская любовь, Тильтиль и Митиль. Встречаем наших гостей. Здесь же в классе был показан фрагмент из пьесы «Синяя птица», который исполнили дети. После возникла беседа о материнском сердце… За дверью прозвучал звонок. Два школьных часа прошли как одно мгновение. Епископ Магаданский и Синегорский Гурий обратился к детям и к взрослым, что находились в аудитории: –…Это очередной вклад в сокровищницу педагогическую, прежде всего, своими находками в нашу духовность. А поскольку этот открытый урок проходит в дни Светлой седмицы, то это пасхальный подарок гимназии и всему нашему образованию. Мы уходим из гимназии не просто отдохнувшими, потому что встретились здесь с друзьями, но и потому что приобрели при общении нематериальное, невидимое, но реально – существующее… Мы поняли из прошедшего обмена мнениями, что сердце это не только орган анатомический, моторчик… Сердце – это духовное средоточие человека. Сердце настоящее тогда, когда оно умеет радоваться чужой радости. А главное – воспринимать чужую боль. Тогда это человеческое и христианское сердце. После слов епископа гости факультатива и гимназии тут же за столиками за чаепитием продолжили обмен мнениями, говорили об услышанном и увиденном… Разные дисциплины преподают в наших школах. Все они, безусловно, нужны. Нет только среди этих предметов уроков, воспитывающих духовный мир человека. А ведь именно это сказывается на формировании личности – станет ли ребенок человеком с душой отзывчивой или бездушным, половинчатым. Частично уроки литературы восполняют этот пробел, но их главная цель не в этом. А вот такие факультативные занятия как раз и направлены на формирование и развитие в ребенке нравственных качеств.
О. МИХАЙЛОВ. |