Главная

Редакция

Реклама в газете

Подписка

» » ПАСТЫРИ ДОБРЫЕ
Тема номера

 
ДУХОВНУЮ СИЛУ СВЯТИТЕЛЯ УНАСЛЕДОВАЛИ ПОКОЛЕНИЯ СЕВЕРЯН...
 
19 сентября в Магадан были принесены честные мощи святителя Иннокентия Московского, Апостола Дальнего Востока и Сибири и Америки. Мощи в Колымскую столицу доставил епископ Якутский и Ленский Роман. В аэропорту владыку Романа и сопровождаемую им святыню встретил епископ Магаданский и Синегорский Иоанн.
 
Рубрикатор
 

   Наш город

   Политика. Власть

   Городское хозяйство

   Культура. Искусство

   Образование. Наука

   История. Память

   Правопорядок

   Однако. Резонанс

   Актуально

   Лица города

   Событие недели

   Общество

   Новости города

   Духовное поле

 
 
Газетный архив
 
 
«    Июль 2025    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031 
 
 
Сентябрь 2015 (101)
Август 2015 (86)
Июль 2015 (94)
Июнь 2015 (62)
Май 2015 (96)
Апрель 2015 (141)
 
Читаемые
материалы
 
 
 
 
Ваше мнение
 
 
Как вы считаете, какова главная задача школьного образования?



 
 
 
 
 
 

Паспорт РФ - как и где получить, какие документы собирать на паспорт РФ
10-02-2015, 15:34
Многие граждане СНГ мечтают получить паспорт гражданина Российской Федерации.

Не пытайтесь купить паспорт гражданина РФ - лучше получить его легально!
15-01-2015, 01:44
Получить гражданство Российской Федерации быстро, легально, по упрощённой схеме — это мечта сотен и даже десятков тысяч граждан постсоветского пространства, проживающих теперь в странах Содружества Независимых Государств

Интересная информация о паспорте
10-01-2015, 07:24
Мы оказываем услуги по содействию в оформлении документов ( в частности следующих документов: паспорт гражданина РФ, загранпаспорт, СНИЛС, водительское и др. документов) в кротчайшие сроки

читать все материалы
 
 
 
 

Духовное поле

 

ПАСТЫРИ ДОБРЫЕ

 
 
Дата публикации: 21-05-2009, 10:00

Материалы по теме

  • «ЖИЗНЬ МОЯ ОТНЫНЕ – ЭТО ВАША ЖИЗНЬ, И ВАША ЖИЗНЬ – МОЯ...»
  • ПАТРИАРХ КИРИЛЛ: «ПРИЕЗЖАЙТЕ НА КОЛЫМУ И УВИДИТЕ, ЧТО ЗНАЧИТ СТРОИТЬ ЖИЗНЬ БЕЗ БОГА!»
  • ПАСТЫРИ ДОБРЫЕ
  • СВЯТЕЙШИЙ ПАТРИАРХ КИРИЛЛ ПРИНЯЛ ГУБЕРНАТОРА НИКОЛАЯ ДУДОВА
  • В служеньи том есть смысл великий...
  •    

    Отец Патриарха отбывал заключение на Колыме
    На формирование личности каждого человека влияет множество факторов. И одним из определяющих является, конечно же, та обстановка, в которой прошли детские годы. Если обратиться к детству любого человека, можно многое понять в его последующей судьбе. Ведь именно детство закладывает фундамент, на котором в дальнейшем строится здание жизни.

    Детство Святейшего Патриарха Кирилла прошло в благочестивой се¬мье. Отцом будущего Первосвятителя был протоиерей Михаил Гундяев. Его дедушка, Василий Степанович Гундя¬ев, тоже был священнослужителем. В их жизни отразились перипетии труд¬ного XX века, в том числе и трагичес¬кие события в жизни Русской Право¬славной Церкви.
    Родился Михаил Васильевич Гун¬дяев в городе Лукоянове Арзамасско¬го уезда Нижегородской губернии в благочестивой православной семье.
    С ранних лет будущий отец Миха¬ил связал свою жизнь с Церковью. Еще школьником он в трудные послерево¬люционные годы нес послушание ипо¬диакона у епископа Лукояновского, викария Нижегородской епархии.
    По окончании средней школы по¬ступил на Высшие богословские кур¬сы в Ленинграде.
    После разгона курсов М. В. Гундя¬ев, отслужив в армии и получив свет¬ское техническое образование, трудил¬ся на одном из ленинградских оборон¬ных предприятий. В1934 году будущий пастырь был репрессирован за свои религиозные убеждения и отправлен на Колыму.
    Арест произошел за несколько дней до свадьбы Михаила Гундяева. Он познакомился со своей будущей суп¬ругой Раисой Владимировной Кучиной в храме Киевского подворья, где де¬вушка, в то время студентка Института иностранных языков, тоже пела в цер¬ковном хоре. Молодые люди полюби¬ли друг друга и решили вступить в брак. Однажды, возвращаясь со своей из¬бранницей после концерта в филармо¬нии, где исполнялись «Страсти» Баха, Михаил Гундяев сказал: «Знаешь, ког¬да я слушал музыку, мне вдруг явствен¬но представилось, что меня идут арес¬товывать». Эти слова очень удивили его спутницу: «Какой может быть арест, когда мы с тобой собираемся венчать¬ся и свадьба уже назначена?» Прово¬див невесту, Михаил Гундяев пошел к дому, где снимал комнату, и увидел здесь черную «эмку», стоявшую у во¬рот. Это был дурной знак, смысл кото¬рого в эпоху массовых арестов и ре-прессий все хорошо понимали. И вне¬запно он осознал: это пришли за ним, Михаил Гундяев не ошибся. Подняв¬шись на свой этаж, увидел распахну¬тую дверь, а в глубине квартиры - со¬трудников НКВД и понятых. После по¬явления хозяина дома приступили к обыску. Вот тогда и были найдены кон¬спекты лекций по богословским дис¬циплинам.
    Будучи человеком одаренным и энергичным, Михаил Гундяев органи¬зовал в местах заключения учебный комбинат, где сам преподавал ряд тех¬нических дисциплин. Лагерное началь¬ство настолько ценило его, что ему даже было предложено после осво-бождения и женитьбы продолжить на¬чатую работу уже в качестве вольно¬наемного. Поразмыслив, Михаил так и собирался сделать: возвратиться в эти края с молодой женой и пожить здесь еще некоторое время, чтобы хоть не¬много поправить свое бедственное материальное положение.
    Е
    го освободили в канун 1937 года. После новогодних праздников Михаил явился в лагерную администрацию подписать договор, предусматривав¬ший его возвращение на Колыму. И здесь произошло чудо, спасшее жизнь ему и его будущей семье. Женщина, которая сидела в конторе гулаговского «Дальстроя», выслушав его, повела себя совершенно непонятным обра¬зом. Лицо ее сделалось сердитым, и она полушепотом приказала посетите¬лю немедленно отсюда уходить и боль¬ше никогда здесь не появляться. Вче¬рашний зэк вышел из конторы совер¬шенно обескураженный, а буквально через неделю по всему ГУЛАГу прокатились массовые репрессии. И если бы он подписал договор, как намеревал¬ся, то наверняка поехал бы в Магадан не в качестве вольнонаемного работ¬ника, а как заключенный. Потому что именно в это время вольнонаемные ГУЛАГа были переведены в разряд за¬ключенных, а среди заключенных про¬изведены массовые расстрелы.
    В предвоенные годы Михаил Гун¬дяев трудился на ленинградских пред¬приятиях, пройдя путь от токаря до тех¬ника-технолога, конструктора и началь¬ника цеха. Начало войны застало его в должности главного механика на во¬енном заводе в Ленинграде. В дни бло¬кады он участвовал в сооружении обо¬ронных укреплений вокруг города. В 1943 году он был призван в действую¬щую армию, в рядах которой находил¬ся до конца Великой Отечественной войны. После демобилизации Михаил Васильевич продолжил работу по гражданской специальности.
    В1947 году митрополитом Ленин¬градским и Новгородским Григорием он был рукоположен во иерея и назна¬чен штатным священником в церковь в честь Смоленской иконы Божией Матери, что на Смоленском кладбище в Санкт-Петербурге.
    Чета Гундяевых была счастлива в своих чадах. Первенец, Николай, по¬явился на свет в 1940 году. Шестью годами позже родился второй сын - Володя, впоследствии принявший в монашестве имя Кирилл. Наконец, в 1949 году Бог благословил семейство третьим чадом - Еленой, сегодня воз¬главляющей Санкт-Петербургскую епархиальную церковно-богословскую детскую школу.
    Отца Михаила хорошо знали и любили верующие жители Северной столицы. Его служение на приходах Ленинградской епархии неизменно со¬бирало большую паству. Скончался протоиерей Михаил Гундяев 13 октября 1974 года, будучи настоятелем Ни-кольского храма на Большой Охте.
    В
    одном из своих ранних интервью председатель Отдела внешних церков¬ных связей Московского Патриархата митрополит Смоленский и Калинин¬градский Кирилл, нынешний Первоиерарх Русской Православной Церкви, рассказал о своем дедушке, Василии Степановиче Гундяеве.
    - Отец Василий был человеком незаурядным. Обладал от природы большими способностями, был физи¬чески очень сильным. Когда у него спрашивали, откуда эта физическая сила - роста он был небольшого, су¬хонький такой, но, что называется, жилистый, - то он всегда с улыбкой отвечал: «Сила не своя, а чисто роди¬тельская».
    До революции дедушка трудился машинистом и механиком на Казанской железной дороге; по всей веро¬ятности, немало преуспел в профес¬сии, потому что водил литерные по¬езда. А литерными поездами тогда пользовались августейшая фамилия, министры и высшие чиновники госу¬дарства, всероссийски известные люди. Естественно, что вождение та¬ких поездов поручалось только очень ответственным машинистам с хоро¬шей трудовой биографией и хороши¬ми показателями. Василий Степано¬вич относился к числу именно таких. До революции его труд очень высоко вознаграждался - дед получал до 300 рублей в месяц. Если учесть, что ко¬рова стоила 25 целковых, то в пере¬счете выходило целое стадо. Он был богатым человеком, но семья жила скромно, в небольшом ведомствен¬ном доме при депо в городе Лукояно¬ве Нижегородской губернии. Летом выезжали в село Оброчное с детьми, там до сих пор сохранился небольшой деревянный домик, где проводили каникулы. Такой скромный образ жиз¬ни никак не соответствовал матери¬альным возможностям деда. Однаж¬ды я спросил его: «А где же все твои деньги-то? Как же это получилось, что ни до революции, ни после нее ты ничего не накопил?» Он ответил ко¬ротко и просто: «Все деньги я посы¬лал на Афон».
    У него была семья - семь чело¬век детей, да потом взяли еще на вос¬питание девочку-сироту. И вот, имея такую большую семью, дед все-таки считал абсолютно необходимым боль¬шую часть своего жалования отправ¬лять в монастыри Святой горы. Со¬всем недавно, будучи в паломниче¬стве на Афоне и посещая монастырь Симона-Петра, я спросил у игумена, есть ли в обители записи на вечное поминовение начала XX века. Он ска¬зал, что есть. Я мысленно прикинул, в какие примерно годы дед мог посылать деньги - конечно, до войны 1914 года. И попросил: «Посмотрите в кни¬гах под 1913 годом русские имена». Буквально через несколько минут мне принесли этот синодик, нашли 1913 год, и я увидел записанной всю нашу семью. И когда совсем недавно на-стоятель монастыря Симона-Петра приезжал в Москву на чествование Святейшего Патриарха Алексия, то он об этом факте сказал в своем офи¬циальном выступлении на торже¬ственном приеме. Думаю, подобные записи есть и во всех других святогорских обителях. Когда я в следующий раз поеду на Афон, то обязательно поинтересуюсь - надеюсь, эти запи¬си хранятся по сию пору.
    Дед воспитывал детей в строгих правилах, прививал им с детства лю¬бовь к молитве, к богослужению, вся семья его была глубоко религиозной. У деда были замечательные способ¬ности к управлению коллективом лю¬дей, он был очень сильным нефор¬мальным лидером и пользовался большим авторитетом в депо. Когда произошла революция, то очень мно¬гие спрашивали: «Как, Василий Сте¬панович, нужно себя вести? Как по¬ступать?» Дед по убеждениям был монархистом и выступал против рево¬люции, чем снискал большое уваже¬ние со стороны многих православных людей. Но вызывал и ненависть у тех, кто выступал с противоположной по-зиции.
    Когда произошла революция. Ва¬силий Степанович встал на защиту Церкви. Он боролся против обновлен¬ческого раскола, который инспириро¬вала в церковной среде новая власть. Причем боролся замечательным об¬разом: вместе со своим братом Захарием они организовали свечное про¬изводство в Нижегородской области. А дед находился в близких отноше¬ниях с тогдашним Нижегородским митрополитом Сергием (Страгородским). будущим Патриархом, и очень ценил его. С ним координировал шаги, направленные на борьбу с об¬новленчеством. Хитроумный способ они тогда изобрели. Все старосты хра¬мов, которые приезжали за свечами на завод, неизбежно вступали в кон¬такт с моим дедом и его братом, ко¬торые пытались убедить представите¬лей общин прекратить раскол и при¬соединиться к истинной Церкви. И многих убеждали. А тем, кто оставал¬ся при своем мнении, свечей не да¬вали. В результате такого совмеще¬ния экономического и идеологическо¬го факторов за очень короткий срок абсолютное большинство приходов епархии вернулось в лоно каноничес¬кого Православия.Это стало известно в ГПУ. В местной газете была поме¬щена заказная статья «О фанатике-машинисте Гундяеве» - кстати, она у меня есть, ее мне привезли из Санкт-Петербургского государственного ар¬хива: кто-то случайно ее нашел, ра¬ботая с документами. После статьи дед был посажен в тюрьму. А затем отправлен на Соловки. Он был одним из первых соловецких узников. Любо¬пытно, что на Соловках пригодился его талант механика: там имелся по¬саженный на мель и совсем испорчен¬ный пароход, а регулярного собствен¬ного сообщения с материком не было. Дед отремонтировал технику, и паро¬ход стал использоваться для транс¬портных целей. Так Василий Степано¬вич нашел свое место на острове, к нему с большим уважением относи¬лись как к специалисту. Он поддер¬живал добрые отношения со всеми архиереями, которые в то время от¬бывали заключение на Соловках. И был членом знаменитого Соловецко¬го собора, который выработал пози¬цию Церкви по отношению к совет¬ской власти.
    В
    конце 20-х годов дед был отпу¬щен и примерно до 1931 года нахо¬дился на свободе. Эти годы он посвя¬тил борьбе за спасение женского мо¬настыря в городе Лукоянове. Ему уда¬валось отстоять его даже тогда, когда вообще все монастыри были либо за¬крыты, либо уничтожены. Чтобы защи¬тить храмы, он неоднократно ездил в Москву, даже встречался с Калини¬ным. Пораженный встречей с таким необычным ходоком, Калинин (хоро¬шее свидетельство о нравах, которые в то время имели место) пригласил деда к себе на ужин, с тем чтобы по¬говорить с заинтересовавшим его че¬ловеком. Особое впечатление на Ка¬линина произвела жизненная позиция Василия Степановича, который откро¬венно говорил о том, что происходит в стране. За столом присутствовали и другие люди, дед их не знал, но они, видимо, составляли круг единомыш¬ленников хозяина дома. В заключе¬ние беседы Калинин, обращаясь к своим товарищам, спросил: «Вам не напоминает позиция Василия Степа¬новича нашу позицию, когда мы бо¬ролись за свержение монархии? Вам не напоминает все это революцион¬ный порыв и подвиг революционера?» Те головами немножко покивали: мол, да, напоминает. А дед сказал: «Нет-нет, погодите, это все не так. Когда вы боролись и делали революцию, вы досыта кушали, а я голодаю. У вас были одежда и обувь, а у меня их нет. У вас был дом, а мне негде главу при¬клонить» . То есть он говорил о том, что защита интересов Церкви в то время была сопряжена не только с потерей социального статуса, но и с нищетой.
    Дед собою, конечно, рисковал, но одновременно он рисковал и семьей. Когда его посадили в первый раз, то бабушка очень переживала момент ареста и сказала: «На кого же ты нас оставляешь? Мы же все тут погиб¬нем». А дед ответил: «Нет. Господь не даст вам умереть, потому что я иду в неволю за Него, буду страдать за Него». Бабушка была еще не раз в таком состоянии - мол, ты недавно из тюрьмы, и снова тебя отравляют туда же. Но он всегда говорил: «Бог вас не оставит». И действительно, однажды произошел совершенно поразитель¬ный случай - как раз во время голода в Поволжье. Об этом дед часто вспо¬минал и бабушка рассказывала. На¬ступил день, когда вся мука в доме закончилась. Испекли последние ка¬кие-то лепешечки, покушали напосле¬док, и бабушка сказала детям: «В доме нет больше ни единой крошки хлеба». Это означало голодную смерть. В то время умирали от голо¬да целыми семьями. С этими мысля¬ми легли спать. Вдруг ночью раздал¬ся сильный стук в окно. И крик: «Хо¬зяйка, принимай груз!» Бабушка вы¬скочила и видит: за дверью стоит ог¬ромный мешок; открыла его, а там - мука... И ни одного человека вокруг. Вот эта мука и спасла всю семью, а значит, дала возможность в дальней¬шем появиться на свет мне, моему брату, моей сестре. Такое было зна¬мение Божие в жизни нашего рода.
    Дед снова сидел, потом находился в ссылках. Он прошел 46 тюрем и 7 ссылок.
    О
    тец мой принял священный сан в 1947 году. А примерно лет через десять после этого сан принял де¬душка. Он у нас в Ленинграде жил долго, потом вернулся к бабушке, там находился. А затем встал вопрос о принятии сана. Он сначала стал диа¬коном, потом священником. И все его служение проходило в Башкирии, в селе Уса-Степановка. Конечно, трудно было даже представить, как человек в таком преклонном возрас¬те, а ему в ту пору было около 80 лет, служил в церкви. Рассказывал, что он за 14 километров ходил причащать больных. Во времена хрущевских го¬нений возникла опасная ситуация, связанная с закрытием храма в селе Уса-Степановка. Я помню переписку по этому поводу деда с отцом - дед насмерть стоял, защищая храм. Дер¬жал его своей силой до последнего, и церковь тогда не была закрыта.
    В конце 60-х годов дед стал слеп¬нуть и понял, что больше служить не сможет - просто опасно было совер¬шать литургию, ведь там священник имеет дело со Святыми Дарами. Тог¬да он собрался и поехал в Москву, к Патриарху Алексию I, который его очень ласково принял. Дед поведал ему о всей своей жизни. И сказал: «Ваше Святейшество, без Вашего личного согласия я не могу покинуть приход, потому что он будет закрыт. Никто там служить не станет». Дед получил благословение Патриарха, который напутствовал его словами: «Вы, отец Василий, и так всю свою жизнь посвятили Церкви Божией и сделали столько, сколько другому че¬ловеку не под силу. Живите спокой¬но, считайте, что вы совершили все, что могли. Можете возвратиться к себе домой, к своей семье». И дед уехал. Храм после этого закрыли.
    Дедушка скончался 31 октября 1969 года. Я в том же году, 1 июня, получил священный сан, стал иеро¬монахом и вместе с братом совер¬шал отпевание дедушки в селе Ичалки, недалеко от села Оброчное. Те¬перь это Мордовия. Бабушка Прас¬ковья - она была на пять лет моло¬же деда - будто догнала его во вре¬мени: умерла также 31 октября и в возрасте своего покойного мужа в 1974 году.
    (По материалам газеты
    «Православная Москва»).

     
    версия для печати 

     

     
     
    Статью читали: 3199 раз
     
    Последние материалы  
       

    Общество

    БОЛЕЕ СЕМИДЕСЯТИ ЛЕТ ОТДАЛА МАГАДАНУ...
    Мэр Магадана Сергей Абрамов поздравил с 90-летним юбилеем ветерана Великой Отечественной войны, труженицу тыла Александру Петровну Курьянову.ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ
    24-09-2015, 10:45

    Образование. Наука

    ОПЕРАЦИЯ «ШКОЛА»
    В Магадане комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав в сентябре рассмотрела 11 административных дел в отношении родителей, уклоняющихся от обеспечения детей образованием.ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ
    24-09-2015, 10:45

    Культура. Искусство

    «ЛАДУШКИ» – В «ОКЕАН», МОДЭМ – В СЕВАСТОПОЛЬ
    Два творческих коллектива Магадана примут участие во всероссийских конкурсах. Фольклорный ансамбль лошкарей «Ладушки» вылетел во Всероссийский детский центр «Океан» в городе Владивосток, 31 учащийся «Детской музыкальной школы» столицы Колымы примет участие во Всероссийском фестивале-конкурсе «Моя федерация».ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ
    24-09-2015, 10:45
     

    Наш город

    Безопасный город
    Противопожарное состояние объектов образования, культуры, спорта, социальной поддержки в Магадане значительно улучшилось.ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ
    24-09-2015, 10:44
       
       
    Магаданское время  
       

    ДВА НОВЫХ СВЕТОФОРА
    24-09-2015, 10:45
    В рамках программы «Повышение безопасности дорожного движения» в Магадане в 2015 году установлены два светофора.

    В Магадане готовятся отметить День пожилого человека
    24-09-2015, 10:44
    Мероприятия проведут учреждения управления культуры, образования, социальной поддержки семьи и молодёжи мэрии Магадана.

    «ВЕЛОСИПЕД» ДОЕХАЛ ДО ФИНАЛА
    24-09-2015, 10:43
    Команда КВН «Велосипед», представляющая Магадан, прошла в финал Центральной Тихоокеанской лиги Международного Союза КВН.

    ФСБ БЫСТРЕЕ ВСЕХ
    24-09-2015, 10:42
    Сотрудники Управления ФСБ России по Магаданской области стали лучшими в соревнованиях по легкоатлетическому кроссу, посвященных 70-летию Победы в Великой Отечественной войне.

    КАК ВЫЛЕЧИТЬ ОТ БЕСПЕЧНОСТИ?
    24-09-2015, 10:39
    В магаданской поликлинике у беспечного пациента похищены документы и деньги.

    ПОМОЩЬ ПОДОСПЕЛА ВОВРЕМЯ
    24-09-2015, 10:39
    Очередную спасательную операцию провели 19 сентября 2015 года сотрудники Пожарно-спасательного центра Магаданской области в районе бухты Светлая.

     
     
     
     

     

     © © 1996-2007 "Вечерний Магадан"

     



    При перепечатке ссылка на газету обязательна.

    Разработка, поддержка
    Информационное агентство "Колыма-Информ"

    685000 г.Магадан, пр. Карла Маркса, 40
    Тел./факс: (4132) 620478
    e-mail: evenmag@citylink.ru

    Отдел рекламы:
    Тел./факс: (4132) 627456
    E-mail: paul_5@rambler.ru