Главная

Редакция

Реклама в газете

Подписка

» » В служеньи том есть смысл великий...
Тема номера

 
ДУХОВНУЮ СИЛУ СВЯТИТЕЛЯ УНАСЛЕДОВАЛИ ПОКОЛЕНИЯ СЕВЕРЯН...
 
19 сентября в Магадан были принесены честные мощи святителя Иннокентия Московского, Апостола Дальнего Востока и Сибири и Америки. Мощи в Колымскую столицу доставил епископ Якутский и Ленский Роман. В аэропорту владыку Романа и сопровождаемую им святыню встретил епископ Магаданский и Синегорский Иоанн.
 
Рубрикатор
 

   Наш город

   Политика. Власть

   Городское хозяйство

   Культура. Искусство

   Образование. Наука

   История. Память

   Правопорядок

   Однако. Резонанс

   Актуально

   Лица города

   Событие недели

   Общество

   Новости города

   Духовное поле

 
 
Газетный архив
 
 
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 
 
 
Сентябрь 2015 (101)
Август 2015 (86)
Июль 2015 (94)
Июнь 2015 (62)
Май 2015 (96)
Апрель 2015 (141)
 
Читаемые
материалы
 
 
 
 
Ваше мнение
 
 
Как вы считаете, какова главная задача школьного образования?



 
 
 
 
 
 

Паспорт РФ - как и где получить, какие документы собирать на паспорт РФ
10-02-2015, 15:34
Многие граждане СНГ мечтают получить паспорт гражданина Российской Федерации.

Не пытайтесь купить паспорт гражданина РФ - лучше получить его легально!
15-01-2015, 01:44
Получить гражданство Российской Федерации быстро, легально, по упрощённой схеме — это мечта сотен и даже десятков тысяч граждан постсоветского пространства, проживающих теперь в странах Содружества Независимых Государств

Интересная информация о паспорте
10-01-2015, 07:24
Мы оказываем услуги по содействию в оформлении документов ( в частности следующих документов: паспорт гражданина РФ, загранпаспорт, СНИЛС, водительское и др. документов) в кротчайшие сроки

читать все материалы
 
 
 
 

Духовное поле

 

В служеньи том есть смысл великий...

 
 
Дата публикации: 25-10-2007, 14:21

Материалы по теме

  • ПАСТЫРИ ДОБРЫЕ
  • ВОПРОС ОТЦУ
  • КО МНЕ В БАРАК СПУСТИЛИСЬ АНГЕЛЫ...
  • ПАСТЫРИ ДОБРЫЕ
  • О родительских субботах
  •    

    Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл:
    «В служеньи том есть смысл великий...» «Дед прошел 46 тюрем и 7 ссылок...»
    «Василий Степанович Гундяев был рукоположен во диакона и назначен в храм города Бирска. Через год был рукоположен во пресвитера и до 1964 года, когда у него началась тяжелая болезнь, проходил служение в одном из отдаленных приходов Уфимской епархии – в селе Уса-Степановка на Урале. Отец Василий с радостью совершал то служение, к которому стремился всю жизнь. Когда он скончался, отпевание на его родине совершали наряду со священником прихода сын покойного – протоиерей Ленинградской епархии Михаил Гундяев и два внука – священник Николай Гундяев, преподаватель Ленинградской духовной академии, и иеромонах Кирилл, студент той же академии...»

    «БОЯТЬСЯ НУЖНО ТОЛЬКО БОГА...»
    - Отец Василий был человеком незаурядным. Обладал от природы большими способностями, был физически очень сильным. Когда у него спрашивали, откуда эта физическая сила – роста он был небольшого, сухонький такой, но, что называется, жилистый, – то он всегда с улыбкой отвечал: «Сила не своя, а чисто родительская». Словно подчеркивая, что это не его какая-то личная заслуга или результат специальных усилий, а то, что ему досталось в наследство от предков. До революции дедушка трудился ма-шинистом и механиком на Казанской железной дороге, по всей вероятности, немало преуспел в профессии, потому что водил литерные поезда. А литерными поездами тогда пользовались августейшая фамилия, министры и высшие чиновники государства, всероссийски известные люди. Естественно, что вождение таких поездов поручалось только очень ответственным машинистам с хорошей трудовой биографией и хорошими показателями. Василий Степанович относился к числу именно таких. До революции его труд очень высоко вознаграждался – дед получал до 300 рублей в месяц. Если учесть, что корова стоила 25 целковых, то в пересчете выходило целое стадо. Он был богатым человеком, но семья жила скромно, в небольшом ведомственном доме при депо в городе Лукоянове Нижегородской губернии. Летом выезжали в село Оброчное с детьми, там до сих пор сохранился небольшой деревянный домик, где проводили каникулы. Такой скромный образ жизни никак не соответствовал материальным возможностям деда. Однажды я спросил его: а где же все твои деньги-то? Как же это получилось, что ни до революции, ни после нее ты ничего не накопил? Он ответил коротко и просто: все деньги я посылал на Афон.
    У него была семья – семь человек детей, да потом взяли еще на воспитание девочку-сироту. И вот, имея такую большую семью, дед все-таки считал абсолютно необходимым большую часть своего жалованья отправлять в монастыри Святой Горы. Совсем недавно, будучи в паломничестве на Афоне и посещая монастырь Симона-Петра, я спросил у игумена, есть ли в обители записи на вечное поминовение начала XX века? Он сказал, что есть. Я мысленно прикинул, в какие примерно годы дед мог посылать деньги – конечно, до войны 1914 года. И попросил: посмотрите в книгах под 1913 годом русские имена. Буквально через несколько минут мне принесли этот синодик, открыли 1913 год, и я увидел записанной всю нашу семью. И когда совсем недавно настоятель монастыря Симона-Петра приезжал в Москву на чествование Святейшего Патриарха Алексия, то он об этом факте сказал в своем официальном выступлении на торжественном приеме. Думаю, подобные записи есть и во всех других святогорских обителях. Когда я в следующий раз поеду на Афон, то обязательно поинтересуюсь – надеюсь, эти записи хранятся по сию пору.
    Дед воспитывал детей в строгих правилах, прививал им с детства любовь к молитве, к богослужению, вся семья его была глубоко религиозной. У деда были замечательные способности к управлению коллективом людей, он был очень сильным неформальным лидером и пользовался большим авторитетом в депо. Когда произошла революция, то очень многие спрашивали: «Как, Василий Степанович, нужно себя вести? Как поступать?». Дед по убеждениям был монархистом и выступал против революции, чем снискал большое уважение со стороны многих православных людей. Но вызывал и ненависть у тех, кто выступал с противоположной позиции.
    В какой-то момент его идейные противники решили убрать неудобного человека. Произошло следующее. Он возвращался откуда-то вечером, к нему подошло несколько молодцев, и дед понял: все закончится убийством. Тогда он сказал: «Я мирный человек, не люблю применять насилия, но если кто-то ко мне сейчас приблизится, то я вам обещаю – двое будут покойниками». Он не блефовал, поскольку обладал огромной физической силой, и нападавшие об этом были осведомлены. Был случай, когда, спасая человека, дед поднял за бампер грузовой автомобиль. Кого-то придавило, и он оторвал от земли грузовик! Люди хорошо знали об этом. И, представьте себе, не нашлось в компании налетчиков ни одного, кто первый полез бы в драку. Так дед остался жив.
    Ну, а потом произошла революция. Василий Степанович встал на защиту Церкви. Он боролся против обновленческого раскола, который инспирировала в церковной среде новая власть. Причем боролся замечательным образом: вместе со своим братом Захарием они организовали свечное производство в Нижегородской области. А дед находился в близких отношениях с тогдашним Нижегородским митрополитом Сергием (Старгородским), будущим Патриархом, и очень ценил его. С ним координировал шаги, направленные на борьбу с обновленчеством. Хитроумный способ они тогда изобрели. Все старосты храмов, которые приезжали за свечами на завод, неизбежно вступали в контакт с моим дедом и его братом, которые пытались убедить представителей общин прекратить раскол и присоединиться к истинной Церкви. И многих убеждали. А тем, кто оставался при своем мнении, свечей не давали. В результате такого совмещения экономического и идеологического факторов за очень короткий срок абсолютное большинство приходов епархии вернулось в лоно канонического Православия.
    Это стало известно в ГПУ. В местной газете была помещена заказная статья «О фанатике-машинисте Гундяеве» – кстати, она у меня есть, ее мне привезли из Санкт-Петербургского государственного архива, кто-то случайно наткнулся, работая с документами. После статьи дед был посажен в тюрьму. А затем отправлен на Соловки. Он был одним из первых соловецких узников. Любопытно, что на Соловках пригодился его талант механика – там имелся посаженный на мель и совсем испорченный пароход. А регулярного собственного сообщения с материком не было. Дед отремонтировал технику, и пароход стал использоваться для транспортных целей.
    В конце 20-х годов дед был отпущен и примерно до 1931 года находился на свободе. Эти годы он посвятил борьбе за спасение женского монастыря в городе Лукоянове. Ему удавалось отстоять его даже тогда, когда вообще все монастыри были либо закрыты, либо просто уничтожены. Чтобы защитить храмы, он неоднократно ездил в Москву, даже встречался с Калининым. Пораженный встречей с таким необычным ходоком, Калинин – хорошее свидетельство о нравах, которые в то время имели место, – пригласил деда к себе на ужин, с тем чтобы поговорить с заинтересовавшим его человеком.
    Дед собою, конечно, рисковал, но одновременно он рисковал и семьей. Когда его посадили в первый раз, то бабушка очень переживала момент ареста и сказала: «На кого же ты нас оставляешь? Мы же все тут погибнем». А дед ответил: «Нет. Господь не даст вам умереть, потому что я иду в неволю за Него, буду страдать за Него». Бабушка была еще не раз в таком состоянии – мол, ты недавно из тюрьмы, и снова тебя отправляют туда же. Но он всегда говорил: «Бог вас не оставит». И действительно, однажды произошел совершенно поразительный случай – как раз во время голода в Поволжье. Об этом дед часто вспоминал и бабушка рассказывала. Наступил день, когда вся мука в доме закончилась.
    Испекли последние какие-то лепешечки, покушали напоследок, и бабушка сказала детям: в доме нет больше ни единой крошки хлеба. Это означало голодную смерть. В то время умирали от голода целыми семьями. С этими мыслями легли спать. Вдруг ночью раздался сильный стук в окно. И крик: «Хозяйка, принимай груз!». Бабушка выскочила и видит: за дверью стоит огромный мешок, открыла его, а там – мука... И ни одного человека вокруг. Вот эта мука и спасла всю семью, а значит, дала возможность в дальнейшем появиться на свет мне, моему брату, моей сестре. Такое было знамение Божие в жизни нашего рода.
    Дед снова сидел, потом находился в ссылках. Он прошел 46 тюрем и 7 ссылок. В последние, уже послевоенные годы, не был в заключении, но скрывался от властей, потому что ему запрещено было проживание в целом ряде мест. Он, как сказали бы сегодня, фактически бомжевал. Иногда находился в Москве, в других городах, спал в каких-то подвалах, в кочегарках – вот так жил. И только уже в конце 40-х годов его положение было легализовано, и он впервые смог приехать к нам в Ленин-град. Мы с мамой встречали его на Московском вокзале. Я хорошо помню эту сцену: вышел из вагона сухощавый пожилой человек, мне даже показалось, старичок, с огромным черным фанерным чемоданом, и мама подбежала к нему: «Папа, папа! Мы сейчас возьмем носильщика». А он возмутился: «Какого еще носильщика?» – «Ну как, чтобы помочь чемодан нести...» Дед улыбнулся, снял ремень, перевязал им чемодан, взвалил на плечи, и мы пошли. Эту встречу я хорошо запомнил.
    Отец мой принял священный сан в 1947 году. А примерно лет через десять после этого сан принял дедушка. Он у нас в Ленинграде жил долго, потом вернулся к бабушке, там находился. А затем встал вопрос о принятии сана. Он сначала стал диаконом, потом священником. И все его служение проходило в Башкирии, в селе Уса-Степановка. Дед нам рассказывал о ваших краях, он приезжал в это время. Конечно, трудно было даже представить, как человек в таком преклонном возрасте, а ему в ту пору было около 80 лет, служил в церкви. Рассказывал, что он за 14 километров ходил причащать больных. Во времена хрущевских гонений возникла опасная ситуация, связанная с закрытием храма в селе Уса-Степановка. Я помню переписку по этому поводу деда с отцом – дед насмерть стоял, защищая храм. Держал его своей силой до последнего, и церковь тогда не была закрыта.
    Но в конце 60-х годов дед стал слепнуть и понял, что больше служить не сможет – просто опасно было совершать литургию, ведь там священник имеет дело со Святыми Дарами. Тогда он собрался и поехал в Москву, к Патриарху Алексию I, который его очень ласково принял. Дед поведал ему о всей своей жизни. И сказал: «Ваше Святейшество, без Вашего личного согласия я не могу покинуть приход, потому что он будет закрыт. Никто там служить не станет». Дед получил благословение Патриарха, который напутствовал его словами: «Вы, отец Василий, и так всю свою жизнь посвятили Церкви Божией и сделали столько, сколько другому человеку не под силу. Живите спокойно, считайте, чтовы совершили все, что могли. Можете возвратиться к себе домой, к своей семье». И дед уехал. Храм после этого закрыли.
    Дедушка скончался 31 октября 1969 года. Я в том же году, 1 июня, получил священный сан, стал иеромонахом и вместе с братом совершал отпевание дедушки в селе Ичалки недалеко от села Оброчного. Теперь это Мордовия. Бабушка Прасковья – она была на пять лет моложе деда – будто догнала его во времени: умерла также 31 октября и в возрасте своего покойного мужа – в 1974 году.
    Корни у нас по линии деда из Астрахани. Отец дедушки Василия – Степан переехал в Нижний Новгород и перевез семью. Такова история нашей семьи.
    Дед, конечно, оказал огромное влияние на формирование моего отца и на мое становление тоже, потому что передо мной был образ человека несгибаемой воли, абсолютно преданного Богу. Дед никогда ничего не боялся, и я часто цитирую его. Незадолго до смерти он, обращаясь к нам, детям, говорил: «Никогда ничего не бойтесь, в этом мире нет ничего такого, чего следовало бы по-настоящему бояться. Нужно бояться только Бога».
    Если бы это сказал человек изнеженный, какой-нибудь теоретик, который дальше своего кабинета жизни не видел, то, возможно, его слова не прозвучали бы столь убедительно. Но человек, прошедший столько тюрем и ссылок, знал, о чем говорил. В этих словах была значительная и, видимо, очень важная часть его реального религиозного и жизненного опыта. Он был в этом убежден и это убеждение старался передать нам.
    Если говорить о моем отце, то родился он в 1907 году в Лукоянове Арзамасской губернии. Окончил среднюю школу. Был иподьяконом у местного епископа. Желая стать священником, папа мой направился на учебу. В то время все духовные семинарии и академии были закрыты. Но в Ленинграде существовал Богословский институт. Он был создан о. Николаем Чуковым, настоятелем Казанского собора, который позже стал митрополитом Ленинградским и Новгородским Григорием. В бытность его еще священником он создал это замечательное учебное заведение, где преподавали бывшие профессора Санкт-Петербургской Духовной академии и профессора Санкт-Петербургского университета, не пожелавшие оставаться на работе в светской сфере. Поэтому уровень преподавания в этом учебном заведении был очень высоким. Но Богословский институт был закрыт. Отец мой не доучился. Хотел пойти в медицинский институт. Его не приняли, потому что он из Церкви пришел. Служил в армии, окончил механический техникум. Затем – военно-механический институт и работал инженером на одном из военных заводов в Ленинграде.
    Во время войны участвовал в обороне города, занимался строительством укреплений, а потом дошел до полного истощения во время блокады и должен был по всем законам природы умереть. Его привезли в больницу, и врач, проводя беглый осмотр, подумал, что перед ним мертвец, и приказал вынести тело в морг. Но морг оказался переполнен, и отца положили в коридоре. А утром медсестра, проходя мимо, случайно откинула простыню и увидела, что зрачок «покойника» сокращается от света. Она закричала диким голосом, и это спасло отца: огласка такого факта – отправить живого человека в морг – в ту пору могла привести к плачевным последствиям. Отца стали питать более усиленно. Он выжил. Но был в таком состоянии, что не мог ни в армии служить, ни на гражданских работах трудиться. И как специалиста его отправили в Нижний Новгород, где он занимался приемкой танков Т-34. До самого Дня Победы был на этом посту.
    В 1947 году отец пришел к митрополиту Ленинградскому и Новгородскому Григорию, у которого учился, и попросил рукоположить его. Митрополит смутился этим, потому что время было очень непростое, но тем не менее через некоторое время принял решение рукоположить отца и назначил его священником в храм Смоленской иконы Божией Матери на Смоленском кладбище в Ленинграде, где находится знаменитая часовня блаженной Ксении Петербургской. Там, собственно говоря, имело место и мое церковное становление.
    В нашем семействе трое детей. Старший брат – протоиерей Николай, он настоятель Преображенского собора в Санкт-Петербурге, профессор Санкт-Петербургской Духовной академии, преподает патрологию. Младшая сестра Елена является директором православной гимназии, а также возглавляет церковную школу при Санкт-Петербургской Духовной академии, где обучаются дети. Это при том, что отец никак не вмешивался в определение нашего жизненного пути. Просто очень хорошая была атмосфера в семье – интеллигентные и любящие друг друга люди, прекрасная библиотека, никто ни на кого не давил.
    Вообще я не помню, чтобы родители что-то нам приказывали. Все как-то так было правильно поставлено, что развитие в нужном направлении шло само собой. Конечно, огромное влияние оказал на меня пример старших. У нас была замечательная семья. Я не помню ни одной ссоры между родителями. Маму звали Раиса, она родом из Петербурга, была преподавателем немецкого языка в школе. А потом уже занималась семьей, потому что трое детей требовали заботы и внимания. Дом наш такой был – никогда дверь не закрывалась, всегда люди приходили. Жили на Васильевском острове в коммунальной квартире, как и все советские люди. Вот в такой атмосфере мы и выросли.
    Лично для меня пример отца был очень важным и сильным. Я с детства хотел стать священником. Потом, когда задумывался о своем призвании, о жизни, о том, куда пойти после школы, были сомнения – нужно ли сразу идти в семинарию. У меня были склонности к точным наукам, особенно к физике. И я подумал: неплохо было бы мне, наверное, вначале университет окончить. Но от этого шага удержал покойный митрополит Никодим, который сказал, что надо идти сразу в семинарию, не тратить время на физику. Что все необходимое придет само и что физиков у нас в Советском Союзе много, а священников не хватает. Он убедил меня в этом, и я никогда не пожалел, что поступил так. Тем не менее интерес к природе вещей, к законам, которые управляют Вселенной, сохраняется. Я думаю, все это в сочетании с религиозными убеждениями дает определенную основу для моего мировоззрения.

    По материалам газеты
    «Республика Башкортостан»,
    подготовил Василий МИКТАСОВ.

     
    версия для печати 

     

     
     
    Статью читали: 3554 раз
     
    Последние материалы  
       

    Общество

    БОЛЕЕ СЕМИДЕСЯТИ ЛЕТ ОТДАЛА МАГАДАНУ...
    Мэр Магадана Сергей Абрамов поздравил с 90-летним юбилеем ветерана Великой Отечественной войны, труженицу тыла Александру Петровну Курьянову.ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ
    24-09-2015, 10:45

    Образование. Наука

    ОПЕРАЦИЯ «ШКОЛА»
    В Магадане комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав в сентябре рассмотрела 11 административных дел в отношении родителей, уклоняющихся от обеспечения детей образованием.ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ
    24-09-2015, 10:45

    Культура. Искусство

    «ЛАДУШКИ» – В «ОКЕАН», МОДЭМ – В СЕВАСТОПОЛЬ
    Два творческих коллектива Магадана примут участие во всероссийских конкурсах. Фольклорный ансамбль лошкарей «Ладушки» вылетел во Всероссийский детский центр «Океан» в городе Владивосток, 31 учащийся «Детской музыкальной школы» столицы Колымы примет участие во Всероссийском фестивале-конкурсе «Моя федерация».ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ
    24-09-2015, 10:45
     

    Наш город

    Безопасный город
    Противопожарное состояние объектов образования, культуры, спорта, социальной поддержки в Магадане значительно улучшилось.ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ
    24-09-2015, 10:44
       
       
    Магаданское время  
       

    ДВА НОВЫХ СВЕТОФОРА
    24-09-2015, 10:45
    В рамках программы «Повышение безопасности дорожного движения» в Магадане в 2015 году установлены два светофора.

    В Магадане готовятся отметить День пожилого человека
    24-09-2015, 10:44
    Мероприятия проведут учреждения управления культуры, образования, социальной поддержки семьи и молодёжи мэрии Магадана.

    «ВЕЛОСИПЕД» ДОЕХАЛ ДО ФИНАЛА
    24-09-2015, 10:43
    Команда КВН «Велосипед», представляющая Магадан, прошла в финал Центральной Тихоокеанской лиги Международного Союза КВН.

    ФСБ БЫСТРЕЕ ВСЕХ
    24-09-2015, 10:42
    Сотрудники Управления ФСБ России по Магаданской области стали лучшими в соревнованиях по легкоатлетическому кроссу, посвященных 70-летию Победы в Великой Отечественной войне.

    КАК ВЫЛЕЧИТЬ ОТ БЕСПЕЧНОСТИ?
    24-09-2015, 10:39
    В магаданской поликлинике у беспечного пациента похищены документы и деньги.

    ПОМОЩЬ ПОДОСПЕЛА ВОВРЕМЯ
    24-09-2015, 10:39
    Очередную спасательную операцию провели 19 сентября 2015 года сотрудники Пожарно-спасательного центра Магаданской области в районе бухты Светлая.

     
     
     
     

     

     © © 1996-2007 "Вечерний Магадан"

     



    При перепечатке ссылка на газету обязательна.

    Разработка, поддержка
    Информационное агентство "Колыма-Информ"

    685000 г.Магадан, пр. Карла Маркса, 40
    Тел./факс: (4132) 620478
    e-mail: evenmag@citylink.ru

    Отдел рекламы:
    Тел./факс: (4132) 627456
    E-mail: paul_5@rambler.ru