|
|
|
|
О традиционных и ложных ценностях «Выживание нашего народа и возможность его плодотворного творческого развития зависят главным образом от сохранения традиционной христианской системы ценностей, которая на протяжении тысячелетия исторического бытия России являлась неколебимым фундаментом, на котором выросла подлинно великая государственность и культура.
Сегодня мы сталкиваемся с ситуацией, когда не просто разрушаются традиционные ценности, но и активно внедряются в общественное сознание ценности ложные, например, толерантность, возведенная в ранг фундаментальной основы современного западного общества. Все существующие программы по формированию толерантности нацелены не столько на воспитание в людях «терпимости», сколько на изменение духовных основ личности и характера межличностных взаимоотношений.
По отношению к сложившимся в России духовно-нравственным ценностям и религиозно-культурным православным традициям сторонники толерантности настроены негативно. Идеологи толерантизма характеризуют его как светскую духовность, которая превосходит традиционную религиозную (прежде всего христианскую) духовность. Они требуют «отказа от догматизма, от абсолютизации истины» и в то же время благосклонно относятся к распространению на территории России зарубежных духовно-ценностных систем.
Исторически толерантность как моральная норма возникла на определенном этапе развития западных государств и является рационалистической попыткой хотя бы как-то обеспечить стабильность охваченного религиозными противостояниями общества. Отторгающая всякую сердечность толерантность исторически родилась на совершенно другой почве, да и там не принесла никаких достойных плодов, и нам странно было бы подменять ею привычные еще и сегодня на Руси сочувствие, сострадание, гостеприимство, в основе которых лежит восприятие человека как образа Божия.
Как можем мы говорить о формировании толерантности, о принятии другой культуры, если у нас самих, у наших детей не сформированы основы своей собственной культуры, собственного национального мировоззрения? Не зная своего, узнавать чужое небезопасно, к тому же существуют определенные механизмы наследования культурного опыта. Как писал замечательный русский педагог К. Д. Ушинский, «прежде чем перейти к твердой пище, ребенок вскармливается молоком матери; прежде чем учить ребенка любить другие страны и другие народы, надо его научить уважать свою страну и свой народ». Воспитание детей должно быть культуросообразным. Только тогда можно сформировать патриота и гражданина своей страны.
К сожалению, в настоящее время патриотизм и гражданственность занимают одно из последних мест в системе ценностей молодежи. В целом по России до 70% призывников не желают служить в Вооруженных Силах, значительная часть молодежи выражает желание покинуть родину (20% российских старшеклассников и студентов затрудняются ответить, в какой стране они хотели бы жить, а 31% участников опроса заявляют, что хотели бы жить не в России, а в другой стране). В общественном сознании продолжают сохраняться устойчивые негативные стереотипы социального поведения, нигилистическое отношение к праву, низкая правовая культура и маргинальное правосознание. Отсюда и гражданская индифферентность, неисполнение законов, пренебрежение исполнением гражданского долга и конституционных обязанностей. Все это является следствием длительного периода идеологизированного воспитания молодых поколений, основанного на негативном отношении ко многим отечественным гражданско-патриотическим и духовно-нравственным традициям.
В сознании и действиях многих детей, подростков и молодых людей устойчивы такие негативные явления, как высокий уровень нигилизма, эгоизм, неуважительное отношение к старшему поколению и человеку труда, стремление к наживе, невысокий культурный уровень, утрата чувства ответственности и долга перед родителями, семьей, коллективом, обществом, отечеством.
Ситуация еще более усугубляется недостаточной развитостью гражданского общества, а также существующим кризисом семьи, низким уровнем правовой, психологической и духовно-нравственной культуры большинства современных родителей, их некомпетентностью и небрежностью в вопросах гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания своих детей. Зачастую это вызвано необоснованными ожиданиями патернализма от государства и перекладыванием на него такого воспитания.
Существенный вклад в развал гражданско-патриотического воспитания и умаление ценностей гражданственности и патриотизма на протяжении ряда лет вносило массовое распространение через прессу, телевидение, радио, Интернет, наружную рекламу пропаганды отрицательного или пренебрежительного отношения к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей, в том числе к обязанности защиты государства, патриотизму, гражданственности, истории и традициям страны, пропаганды безнравственности, праздного образа жизни, насилия, преступности. И только сейчас ситуация стала постепенно меняться. Можно привести немало реальных свидетельств того, что в ходе реализации социокультурной политики, осуществляемой совместными усилиями государства, общества и Церкви, отношение населения к прошлому и настоящему нашей родины становится более позитивным и однозначным. Это важно, так как в структуре сознания молодежи наиболее конструктивным является традиционное культурно-историческое понимание патриотизма как чувства любви к родине, ее истории, культуре, обычаям и традициям.
Когда мы говорим об истории, то часто сталкиваемся с совершенным незнанием нашими гражданами истории Государства Российского. Когда в 2005 году было принято решение о введении в качестве государственного праздника Дня народного единства, в день этого праздника, 4 ноября, я был в Нижнем Новгороде и тогда почувствовал, что нижегородцами он воспринимается органично, потому что в 1612 году призыв к спасению России прозвучал именно в Нижнем Новгороде. Люди должны знать свою историю – это укрепляет их духовно, и мы должны учить истории тех, кто приходит к нам – и детей, и взрослых. Страна наша имеет тысячелетнюю историю, которая может нас многому научить.
Церковь, православная вера остается величайшей святыней для огромного большинства населения России и великой исторической силой, созидавшей Государство Российское. Ныне нам предоставлена возможность свободно совершать свое служение в общенациональном масштабе. Это не только поможет нашему народу выжить, но и будет способствовать его плодотворному творческому развитию».
(«Церковный вестник», №1-2, 2008 г.). |