Главная

Редакция

Реклама в газете

Подписка

» » Уроки народных танцев Лидии Петровой
Тема номера

 
ДУХОВНУЮ СИЛУ СВЯТИТЕЛЯ УНАСЛЕДОВАЛИ ПОКОЛЕНИЯ СЕВЕРЯН...
 
19 сентября в Магадан были принесены честные мощи святителя Иннокентия Московского, Апостола Дальнего Востока и Сибири и Америки. Мощи в Колымскую столицу доставил епископ Якутский и Ленский Роман. В аэропорту владыку Романа и сопровождаемую им святыню встретил епископ Магаданский и Синегорский Иоанн.
 
Рубрикатор
 

   Наш город

   Политика. Власть

   Городское хозяйство

   Культура. Искусство

   Образование. Наука

   История. Память

   Правопорядок

   Однако. Резонанс

   Актуально

   Лица города

   Событие недели

   Общество

   Новости города

   Духовное поле

 
 
Газетный архив
 
 
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 
 
 
Сентябрь 2015 (101)
Август 2015 (86)
Июль 2015 (94)
Июнь 2015 (62)
Май 2015 (96)
Апрель 2015 (141)
 
Читаемые
материалы
 
 
 
 
Ваше мнение
 
 
Как вы считаете, какова главная задача школьного образования?



 
 
 
 
 
 

Паспорт РФ - как и где получить, какие документы собирать на паспорт РФ
10-02-2015, 15:34
Многие граждане СНГ мечтают получить паспорт гражданина Российской Федерации.

Не пытайтесь купить паспорт гражданина РФ - лучше получить его легально!
15-01-2015, 01:44
Получить гражданство Российской Федерации быстро, легально, по упрощённой схеме — это мечта сотен и даже десятков тысяч граждан постсоветского пространства, проживающих теперь в странах Содружества Независимых Государств

Интересная информация о паспорте
10-01-2015, 07:24
Мы оказываем услуги по содействию в оформлении документов ( в частности следующих документов: паспорт гражданина РФ, загранпаспорт, СНИЛС, водительское и др. документов) в кротчайшие сроки

читать все материалы
 
 
 
 

Культура. Искусство

 

Уроки народных танцев Лидии Петровой

 
 
Дата публикации: 8-03-2007, 14:07

Материалы по теме

  • ЯРКИЕ «ЗВЕЗДОЧКИ» МАГАДАНА
  • «ДОБРЫ МОЛОДЦЫ, КРАСНЫ ДЕВИЦЫ»
  • КОНЦЕРТ – ПОДАРОК
  • Премьера «Моя Россия»
  • Премьера «Моя Россия»
  •    

    «… Танец и живопись имеют перед другими искусствами то преимущество, что они принадлежат всем странам, всем народам; что язык их внятен повсеместно, и повсюду способны возбуждать одни и те же ощущения».
    Ж. Новерр, балетмейстер, реформатор и теоретик хореографического искусства.

    Есть в Магадане творческие коллективы, выступление которых непременно вызывают у зрителей восторг. Это хореографические ансамбли «Скоморошина» и «Колымские звездочки». Создатель и руководитель их хореограф Лидия Петрова.


    «Щелкунчик»
    Лидия Павловна родом из шахтерского города Осинники, что в Кемеровской области.
    Хореография, народные танцы, балет заворожили ее с раннего детства. Когда она училась в первом классе, ее отец Павел Михайлович Кирьянов купил дочери проигрыватель и грампластинки с записями классической танцевальной и балетной музыки. Дочь включала проигрыватель и, танцуя под музыку, мечтала о балетной школе.
    Особенно ей нравился балет «Щелкунчик». Танцами Лида постоянно занималась в школьном кружке.
    После окончания восьми классов была четырехлетняя учеба в Новосибирском училище искусств. Здесь же занималась спортивной гимнастикой, в коей добилась первого разряда.

    По окончании училища с дипломом хореографа работала артисткой балета Краснознаменного Сибирского военного округа. Затем переезд в город Краснодар и переход в Кубанский казачий хор.
    Работа в таких именитых коллективах творчески обогащает человека. Приобретается профессиональный опыт.
    В 1982 году супруга Лидии Павловны, Александра Ильича Петрова, мастера спорта международного класса по биатлону, не единожды выступавшего за сборную команду страны, приглашают работать в Магадан. Молодая семья уезжает на Колыму.

    «Магадан удивил своей молодостью, – рассказывает Лидия Павловна, – в Краснодаре, в центральных районах страны, на скамеечках много пожилых. Сидят, с палочками ходят по городу. А здесь я не увидела этого… Встал вопрос по трудоустройству. Решила учить хореографии детей. Обратилась по поводу работы во Дворец профсоюзов (ныне МЦК). Директором тогда была Инна Борисовна Дементьева. Встретила она меня и спрашивает:
    – Ты работала в балете?
    – В балете.
    – Иди в театр! – отрезала она.

    В театр я и не думала идти. Какой театр? У меня семья – надо семьей заниматься. Нужна другая работа. Направляюсь в Дом пионеров, интересуюсь – есть ли у них вакансия хореографа… Приняли… Двадцать лет учила детишек там».

    «Колымские звездочки» были созданы Лидией Павловной в 1982 году. А вот детский танцевальный ансамбль, который сегодня именуется «Скоморошиной», родился в 1996 году. «Тогда думали – как его назвать. Остановились на «Скоморошине», это ближе в народному творчеству», – говорит Лидия Павловна. «Скоморошина» – это образцовый ансамбль народного танца при «Общеобразовательном культурном центре». Занятия проводятся в школе № 29 (она предоставляет помещение) и в МЦК. В ансамбль принимаются детишки от 3 до 5 лет и занимаются в нем до 14-15 лет, то есть до окончания 8 классов.

    С первых дней занятий дети осваивают технику танца. Для этого существует специальная методика, станок, комплекс упражнений. Изучают современные танцы, классические и бальные. Знакомятся с народными венгерскими, грузинскими танцами. Главное же направление – русские народные танцы.

    Каждые полгода дети показывают, чему они научились, а в конце года проводятся экзамены. По окончании занятий, уже в восьмом классе, выпускник ансамбля получает свидетельство о том, что прошел хореографическое обучение.

    Касаясь постановочной части, Лидия Павловна говорит: «Почему танцы, исполняемые нашими детьми, веселые? Потому что дети должны радоваться жизни. Трагизм для них неприемлем. Его они не покажут, даже если захочешь поставить. Ребенок не раскроет трагического образа в том плане, как это надо сделать. У ребенка на сцене должна быть радость – это ему свойственно. Трагизм показать может только взрослый человек, потому что эмоционально он уже переживал и сталкивался с какими-либо горестями», – убеждена Петрова.

    То есть для того, чтобы воплотить необходимый образ, исполнитель должен обладать жизненным опытом, сопряженным с данным сценическим исполнением. Если исполнитель не обладает таким опытом, то для зрителя будет заметна фальшь.

    Л. Петрова рассказывает: «На занятиях ребята проходят курс, знакомящий их с русской народной тематикой, то есть с фольклорным песенным обрядом, танцевально-песенным. Для наших воспитанников русский народный танец – это норма. Основное направление – русское творчество. … Дети, исполняя народные танцы, преображаются. Сразу видится широта души, ее размах. Душа очень много значит – русская широкая душа. Когда танцуешь русский танец – душа поет».

    Народный ансамбль академического танца «Колымские звездочки» состоит из участников, прошедших школу обучения в «Скоморошине». То есть ребята, освоив технику танца, получив хорошую эстетическую базу, повзрослев, плавно переходят в «Колымские звездочки». Творческий коллектив «звездочек» располагается уже при муниципальном Центре культуры.

    Во время репетиции танца для исполнителя не встает вопрос технического решения той или иной композиции (технический навык после занятий в «Скоморошине» выработан до автоматизма). Все внимание уже сконцентрировано на творческой, художественной стороне создаваемого образа.

    «Гран-При»
    О мастерстве, об уровне подготовки учеников Лидии Павловны говорят успехи «Колымских звездочек» во время фестивалей творческих коллективов России. Выступая в 2004 году в городе Иванове, где было представлено 50 регионов России, «Колымские звездочки» были удостоены «Гран-При» – высшей награды, стали лауреатами I степени, заняв I место.
    Ансамбль «Скоморошина» неоднократно становился лауреатом на фестивалях в таких городах как Владивосток, Хабаровск, Москва. А в ноябре 2006 года в Москве в номинации «Народные танцы» занял высшую ступень.
    Сценическое воплощение танца, балетных спектаклей и называется хореографией. Образ в танце создается за счет пластических движений человеческого тела. На этих движениях и строится хореографический «рассказ».
    В постановке танца задействовано несколько ведущих компонентов, создающих эмоциональный накал на сцене, и уже со сцены передающихся зрителю.
    Три основные фигуры, три сценических лидера в хореографии (если не считать автора либретто), это: сценарист, хореограф и художник. Оттого как они сработают зависит успех сценического действа. Не менее важна фигура композитора. Именно музыка синтезирует, объединяет все. Но ведущий – это хореограф.
    Сейчас ученики Лидии Павловны подготовили хореографический спектакль «Моя Россия». Уроки чередовались с репетициями. А репетиция это тоже урок. Рабочий день Л. Петровой начинается в 9 утра, заканчивается не раньше восьми вечера.
    Успех лежит через труд и любовь к детям.
    … Время за полдень. Здание МЦК. «Скоморошина» проводит занятия в просторном светлом зале с высокими потолками, деревянным полом. Во всю длину одной из стен зала зеркала и станок. Все как в балетной школе. Ребята занимаются в специальных костюмах. Звучит музыка. Сначала разминка, растяжки, затем следует изучение отдельных танцевальных элементов. Лидия Павловна объясняет, помогает девчуркам выполнить те или иные элементы.
    А вот «звездочки» репетируют танец уже в шесть вечера тут же в МЦК. Решили использовать для этого другой зал. Основные композиции в танце поставлены и отработаны. Идет увязка нюансов, дорабатываются штрихи. Звучит музыка. На середину зала выходит молодец-коробейник в красной рубахе, с коробом, в котором товар.
    Вот плавно выплывают девицы-красавицы… И вдруг – все загорелось, закружилось в огненном танце. Сколько удали, задора, силы и нежности в движениях. Глаза горят. Эх, красота, русская красота, дух захватывает.
    Лидия Павловна говорит: «Постановка танца всегда бывает сложной. Иной раз номер на одном дыхании родится. Но случается и так: бьешься над ним и все вхолостую. Оставляешь этот вариант, начинаешь с другого. Порой в процессе постановки и дети предложат свои идеи… Впрочем, у творческого человека всегда есть проблемы. Я ни разу не была довольна собой, а детьми довольна. Смотришь – все получилось, но главное, чтоб номер был душевный».
    Танец, как и музыка, живет во время исполнения. Вот он закончился – и все. Но в человеке осталось ощущение прекрасного. И человек уже живет с этим ощущением, он и сам как бы стал частицей большого, прекрасного, поскольку соприкоснулся с ним: оно вошло в него, стало и его частью.
    На картине художника красота вечна, в танце мимолетна. Но танец, в отличие от живописной картины, живой. В нем тепло души, огонь крови. Танец – сама жизнь.
    «Глазки у всех умные»
    Что дают ребенку занятия в «Скоморошине» или подобном ему ансамбле? Взглянем на это с прагматической стороны.
    Занятия танцами вырабатывают координацию движений, гибкость, выносливость, развивают мышцы, дыхание – в общем, здоровеет весь организм. Причем нет тех перегрузочных и травмирующих моментов, что могут возникать при занятиях спортом.
    В плане моральном, и это сразу отмечается Лидией Павловной, работа над сценическим воплощением какой-либо танцевальной композиции вырабатывает такие качества, как трудолюбие, коллективизм, чувство взаимопомощи, ответственность и стремление к завершению начатого дела, то есть как бы создает определенный монолит этих качеств, формирует характер.
    Нельзя упускать и такого момента, как развитие кругозора – ведь ребенок узнает, почему для этого танца необходим этот костюм, а не другой, и почему постановка народного танца включает в себя именно эти движения, а не другие.
    Танцевальная композиция на определенную тему требует знания эпохи, связанной с ней. Здесь и костюм, и соответствующая музыка, весь антураж. Соприкасаясь с ним, ребенок частично познает то или иное историческое время. Танец – это маленький спектакль, где язык – движение. А хороший театр всегда завораживает.
    Коснулась Лидия Павловна и такого вопроса, как духовное воспитание ребенка. «Дети, занимающиеся у нас хореографией, отличаются от сверстников, что предоставлены самим себе. У наших детей другое поведение. Видится влияние эстетики. Глазки у всех умные».
    Петрова убеждена, что свободное от учебы время школьника должно заполняться занятиями, развивающими его как личность. Влияние улицы должно сводиться к минимуму. В этом плане она видит некоторое обособление школьных учреждений.
    «Когда образовательные школы повернутся лицом к культуре – тогда будет результат. Тогда мы будем воспитывать ребенка целостного, не только умного, но и духовно развитого. А пока у нас школа живет сама по себе. … Некоторые программы телевидения играют негативную роль в вопросах воспитания юношества. «Дом 2» – это ужас», – просто охарактеризовала подобные программы Лидия Павловна.
    Тут, как говорится, не поспоришь. Вопрос касается комплексного, сбалансированного воспитания детей, юношества. Не все педагоги в школе понимают, что занятие хореографией, – это эстетическое развитие ребенка. И порой школьник слышит такие третирующие слова: «Вам мешают танцы. Мешают усваивать программу».
    Почему-то лицеистам времен Александра Сергеевича Пушкина обучение танцам не мешало. В лицее это являлось обязательным.
    В советские времена наши специалисты, выезжающие за рубеж в длительные командировки, перед отправкой специально брали уроки танцев. Возраст здесь не играл роли. Почему? Потому что таков был культурный международный «этикет»…
    «Среди славных сынов Отечества»
    Выезжая в отпуск, Лидия Павловна вместе с супругом бывают в Осинниках. «К родителям, повидать их – обязательно», – говорит она.
    Отец, Павел Михайлович Кирьянов – строитель. Мать, Валентина Тимофеевна, работала штукатуром. Вырастили троих хороших детей. Брат и сестра Михаил и Людмила – проектировщики. Дед, Михаил Павлович Кирьянов, в составе Сибирской гвардейской дивизии в 1941 году защищал от фашистов Москву. Погиб в бою под столицей. Прах его ныне покоится в Новосибирске на мемориальной аллее воинов. Имя выбито на граните среди других имен славных сынов отечества.
    «Каждый раз приезжаю в свой город – и не узнаю, – рассказывает Лидия Павловна. – С каждым годом там лучше и лучше. Чисто, аккуратно, много строят, дома современные. В центре выросла большая церковь. Видно, что губернатор Тулеев очень многое делает для людей. По радио он во всеуслышание называет пофамильно каждого нерадивого начальника, который не справился со своим фронтом работ, не сделал для людей того-то и того-то. Потом говорит о тех руководителях, что хорошо работали и также пофамильно их называет, перечисляет, что они сделали, чтоб людям жилось и работалось хорошо. Это надо же, какой молодец!
    И к своим творческим коллективам у него отношение отличное. В прошлом году летом на месяц отправил три детских коллектива отдыхать в Болгарию и заодно на проводимый там конкурс. Организовывает поездки театральным и цирковым коллективам. И все это за счет области. Программа Тулеева четко направлена на то, чтобы дети и старики жили хорошо. Делается в этом плане многое».
    «Работа с детьми – радость»
    Город Осинники стоит в тайге, в горной Шории. В детстве отправиться в лес за грибами-ягодами для семьи Кирьяновых было делом обычным. «Мы были воспитаны на природе, – говорит Лидия Павловна, – тяга эта сохранилась у меня и здесь. На дачу – в любой момент, когда есть возможность. На природе отдыхаешь всей душой, в земле копаешься. Дети (а их у Лидии Павловны трое: сын и две дочери ныне уже взрослые Михаил, Анна и Мария) воспитаны на природе, в походах на сопки. Правда, сейчас их туда не затащишь. У них свои планы. Отвечают: «Что мы, комаров не видели. Они просто еще до природы не «дошли». Дойдут потихоньку».
    Михаил и Анна закончили Северный международный университет, работают. Мария – студентка СМУ. Все трое освоили хореографию. Дочери занимаются хореографией и сейчас.
    Каждому учителю интересна судьба его питомцев. Успех их для педагога – подтверждение его мастерства, своеобразная оценка его труда. На сердце удовлетворение, оттого что твой ученик достиг определенных результатов.
    Успех «Скоморошины» и «Колымских звездочек» безусловно говорит о творческой одаренности их педагога, о том, что им была проделана большая работа. Питомцы растут, выходят на самостоятельный путь. Ученицы Лидии Павловны Татьяна Старостина и Ксения Уварова, став взрослыми, открыли в Москве свои студии. Иван Желнов и Степан Стластников два года назад поступили в Белгородский институт культуры и ныне в нем продолжают учебу. Маша Николаева учится в Новосибирском хореографическом училище и два года подряд на профессиональных конкурсах занимает высшие места.
    Почему выступление «Колымских звездочек», «Скоморошины» вызывает восхищение? В их танцах много красоты, чистоты, видны народные истоки.
    «А красота – это гармония души, тела, мысли, – говорит Лидия Павловна, – и в танце все должно быть слаженно. Если не так сделал комбинацию, то идет нарушение целостности восприятия. В коллективе каждый должен выкладываться. Один за всех и все за одного. Работа с детьми – это огромная нагрузка и одновременно большая радость».
    Сегодня 8 марта. «ВМ» поздравляет Лидию Павловну с праздником и желает ей больших творческих успехов.

    О. Михайлов.

     
    версия для печати 

     

     
     
    Статью читали: 7630 раз
     
    Последние материалы  
       

    Общество

    БОЛЕЕ СЕМИДЕСЯТИ ЛЕТ ОТДАЛА МАГАДАНУ...
    Мэр Магадана Сергей Абрамов поздравил с 90-летним юбилеем ветерана Великой Отечественной войны, труженицу тыла Александру Петровну Курьянову.ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ
    24-09-2015, 10:45

    Образование. Наука

    ОПЕРАЦИЯ «ШКОЛА»
    В Магадане комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав в сентябре рассмотрела 11 административных дел в отношении родителей, уклоняющихся от обеспечения детей образованием.ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ
    24-09-2015, 10:45

    Культура. Искусство

    «ЛАДУШКИ» – В «ОКЕАН», МОДЭМ – В СЕВАСТОПОЛЬ
    Два творческих коллектива Магадана примут участие во всероссийских конкурсах. Фольклорный ансамбль лошкарей «Ладушки» вылетел во Всероссийский детский центр «Океан» в городе Владивосток, 31 учащийся «Детской музыкальной школы» столицы Колымы примет участие во Всероссийском фестивале-конкурсе «Моя федерация».ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ
    24-09-2015, 10:45
     

    Наш город

    Безопасный город
    Противопожарное состояние объектов образования, культуры, спорта, социальной поддержки в Магадане значительно улучшилось.ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ
    24-09-2015, 10:44
       
       
    Магаданское время  
       

    ДВА НОВЫХ СВЕТОФОРА
    24-09-2015, 10:45
    В рамках программы «Повышение безопасности дорожного движения» в Магадане в 2015 году установлены два светофора.

    В Магадане готовятся отметить День пожилого человека
    24-09-2015, 10:44
    Мероприятия проведут учреждения управления культуры, образования, социальной поддержки семьи и молодёжи мэрии Магадана.

    «ВЕЛОСИПЕД» ДОЕХАЛ ДО ФИНАЛА
    24-09-2015, 10:43
    Команда КВН «Велосипед», представляющая Магадан, прошла в финал Центральной Тихоокеанской лиги Международного Союза КВН.

    ФСБ БЫСТРЕЕ ВСЕХ
    24-09-2015, 10:42
    Сотрудники Управления ФСБ России по Магаданской области стали лучшими в соревнованиях по легкоатлетическому кроссу, посвященных 70-летию Победы в Великой Отечественной войне.

    КАК ВЫЛЕЧИТЬ ОТ БЕСПЕЧНОСТИ?
    24-09-2015, 10:39
    В магаданской поликлинике у беспечного пациента похищены документы и деньги.

    ПОМОЩЬ ПОДОСПЕЛА ВОВРЕМЯ
    24-09-2015, 10:39
    Очередную спасательную операцию провели 19 сентября 2015 года сотрудники Пожарно-спасательного центра Магаданской области в районе бухты Светлая.

     
     
     
     

     

     © © 1996-2007 "Вечерний Магадан"

     



    При перепечатке ссылка на газету обязательна.

    Разработка, поддержка
    Информационное агентство "Колыма-Информ"

    685000 г.Магадан, пр. Карла Маркса, 40
    Тел./факс: (4132) 620478
    e-mail: evenmag@citylink.ru

    Отдел рекламы:
    Тел./факс: (4132) 627456
    E-mail: paul_5@rambler.ru