|
|
|
|
Рассказ о лауреате премии Президента РФ заслуженном учителе РФ Г. В. Антиповой В учителе, преподавателе, педагоге должны органически сочетаться сотни качеств, оттенков, черт характера. Он должен не просто механически выкладывать информацию по какой-то дисциплине, а жить тем предметом, которому он нас учит. Также как гении одержимы своими идеями, так и лучшие учителя должны по-хорошему болеть тем, чем они занимаются. Это - Галина Валентиновна Антипова. Профессор Шахиджанян, ныне преподающий журналистику в МГУ, сказал, что если ученики понимают учителя, тогда они, может быть, чему-то научатся, а вот если учитель понимает учеников, тогда не существует в мире силы, которая помешает ему вложить в своих учеников все свои знания. И это тоже - Галина Валентиновна.
Настоящая, живая любовь к своему предмету, чувство единства со своими учениками, неуемная энергия и неистребимый оптимизм – это все Галина Валентиновна.
Каждый учитель считает, что именно его предмет является самым важным во всей школьной программе, и он имеет на это полное право. Но именно преподавание литературы, а в особенности русской литературы, во все времена считалось тем, что больше всего влияет на ученика изнутри, на его мировоззрение. Мы можем воспитать талантливых математиков, физиков, специалистов банковского или юридического дела, и все они прекрасно проживут свою жизнь без литературы. Но в таком случае мы получим нацию серых, до ужаса похожих друг на друга специалистов (не людей, а специалистов) с абсолютно плоским, статическим мышлением. И Галина Валентиновна вкладывает все свои силы, чтобы в будущем мы стали в первую очередь живыми людьми.
Магадан находится на самом краю России. До него не существует автодорог, пассажирского морского сообщения, не ходят поезда. Расстояние до Москвы примерно десять с половиной тысяч километров. Но, уезжая в центральные регионы страны, все ученики Галины Валентиновны стремятся хоть на время попасть обратно в тот город, где они выросли и где учились в школе. Стремятся попасть обратно, чтобы снова увидеть своего главного учителя. Учиться у Антиповой - это своего рода знак качества, это то, чем можно гордиться. И тот факт, что никто не называет себя бывшим учеником Г. В., говорит очень о многом. «Я закончил школу в 2004 году, уехал в Москву и уже двадцать месяцев не был дома. Я постепенно забываю улицы, по которым когда-то ходил. Начинаю забывать голоса людей, с которыми я был не разлучен. Стираются в памяти дни. Но о вас, Галина Валентиновна, я до сих пор вспоминаю. И в свете всего, что я здесь изложил, фраза «спасибо вам за все, вы сделали из меня человека», которую так любят повторять по поводу и без, уже не выглядит напыщенно или просто-формально-официозно. Это всего лишь малая толика того, чем я могу вас отблагодарить, и самое меньшее, что я могу вам сказать» (из поздравления к Дню учителя, ученика-выпускника 2003/2004 учебного года Уханова Алексея (ныне студента Таможенной Академии г. Москвы).
Такие слова посвящают Галине Валентиновне ученики. Перед ее педагогическим мастерством преклоняются коллеги и родители. И это, действительно, не просто красивые слова!
В этом учебном году исполнилось 25 лет педагогической деятельности Галины Валентиновны. Этот славный юбилей отмечен двумя правительственными наградами: премией Президента РФ В. В. Путина в рамках национального проекта «Образование» в номинации «Лучший учитель РФ», и высоким званием «Заслуженный учитель РФ». Преданность своей профессии, широкий кругозор, неустанный поиск оптимальных форм и методов обучения позволили учителю сделать уроки русского языка и литературы яркими, интересными, несущими актуальную информацию, развивающими интеллект, воспитывающими высоконравственную, духовную, гармоничную личность. Учеников Галины Валентиновны отличает неординарность, системность, образность, критичность мышления, самостоятельность в овладении знаниями, аргументированная, литературная, грамотная речь, уверенность в себе. Галина Валентиновна добивается отличных результатов. И доказательство этому высокое качество знаний в классах по литературе и русскому языку. Среди выпускников Антиповой Г. В. есть медалисты: в 2000-2001 и 2001-2002 гг.(2 золотые медали); в 2003-2004 гг. 3 выпускника получили золотые медали и 1 серебряную медаль; 2004-2005 г. две серебряные медали. Учащиеся Антиповой Г. В. занимают первые и вторые места по русскому языку и литературе в городских интеллектуальных олимпиадах, в городских научно-практических конференциях, в областных конкурсах сочинений.
Выпускники Галины Валентиновны показывают высокий процент поступления и успешно обучаются в Северо-Восточном Государственном университете г. Магадана и высших учебных заведениях центральных районов страны. Галина Валентиновна ведет большую внеклассную работу по предмету, на протяжении многих лет ведет факультативы и спецкурсы.
У учителя прослеживается система в подготовке учащихся, принимающих участие в различных конкурсах и олимпиадах с творческими заданиями.
С 2000 г. Галина Валентиновна готовит школьную команду для участия в городской интеллектуальной олимпиаде. Команда школы дважды становилась призером (I место – 2002 г., III место – 2004 г.) и входила в десятку лучших. В личном первенстве Бычкова Татьяна, Терновская Ирина (учитель Антипова Г. В.) заняли I и II места в секции «Русский язык» (2002-2003, 2004-2005 гг.). Уханов Алексей, Терновская Ирина (учитель Антипова Г. В.) заняли первые и вторые места в секции «Литература» (2002-2003, 2005-2006 гг.). Свой педагогический опыт учитель совмещает с использованием опыта педагогов-новаторов Е. Ильина и Ш. Амонашвили. С 1994 года она активно включилась в опытно-экспериментальную работу: сначала по апробированию региональной программы под редакцией Э. Д. Шантиной «Литература Северо-Востока» для 5-11 классов, затем - по разработке интегрированных подходов к обучению. За время реализации эксперимента Антиповой Г. В. были даны открытые уроки, прочитаны лекции для учителей города и области, слушателей курсов Магаданского областного института повышения квалификации педагогических кадров, председателей методических объединений русского языка и литературы. С 1995 г. под руководством Антиповой Г. В. над проблемой интеграции в обучении в школе работает творческая группа учителей-единомышленников. В результате работы этой группы апробированы и применяются на практике различные нестандартные формы проведения уроков: практикумы, конференции, праздники, исследования, эксперименты, альманахи, прогулки, сказки, поиски...
Педагогическое мастерство учителя помогает раскрыться творческому потенциалу коллег, воодушевляет инициативой проведения интегрированных уроков учителей школы, города и области. В период с 1998 г. по 2003 г. опыт работы учителя по теме: «Интеграция как один из путей развития творческих способностей и формирования у учащихся целостного мировоззрения» был обобщен в школе, городе, области и рекомендован Магаданским областным институтом повышения квалификации педагогических кадров и городским методическим кабинетом к изданию для дальнейшего распространения среди учителей русского языка и литературы.
Антипова Г. В. более 10 лет возглавляет кафедру гуманитарного цикла. Опыт кафедры дважды обобщался городским методическим кабинетом: в 2002-2003 гг. - по проблеме интеграции, в 2003-2004 гг. - по развитию речевой интеллектуальной культуры учащихся. В 2003-2004, 2004-2005, 2005-2006 гг. для слушателей Магаданского областного института повышения квалификации педагогических кадров были проведены семинары-практикумы по проблеме интеграции в обучении, активным участником и одним из организаторов которых была Антипова Г. В.
В 2002 - 2005 гг. Антипова Г. В. приняла участие в работе областных научно-практических конференций: «Проблемы и перспективы естественно-математического образования». «Основные тенденции филологического образования», где выступила с докладами и дала открытые уроки. Также приняла активное участие в городских педагогических чтениях «Воспитание гражданственности» в 2005 году и в октябре 2005 года выступила с докладом на научно-практической конференции «Повышение профессионализма педагогических кадров: современные требования и пути совершенствования в свете модернизации системы образования». В течение последних трех лет, Антипова Г. В., совместно с учителем истории Дацко Л. Е. разработала и апробировала авторскую программу факультативного интегрированного курса «Патриот России», программа заняла II место на городском конкурсе авторских программ в марте 2006 года.
Результатом творческого поиска, неустанного труда и целеустремленности явились публикации в методических сборниках: конспекты уроков Галины Валентиновны вошли в «Методические рекомендации к программе спецкурса «Литература народов Крайнего Северо-Востока» для 5-6 классов. Материалы стажировки из опыта работы Антиповой Г. В. для учителей русского языка и литературы Магаданской области, работающих по региональной программе, вошли в учебно-методическое пособие «Российские писатели о Северо-Востоке России» для 8 класса, изданное Магаданским областным институтом повышения квалификации педагогических кадров в 2002 году. В 2005 году вышел сборник «Из опыта работы учителей средней общеобразовательной школы № 14 с углубленным изучением отдельных предметов города Магадана (Антиповой Г. В., Макаренко С. И.) по интегрированному подходу к образовательному процессу». Галина Валентиновна – один из лучших классных руководителей школы, осуществляющих принцип единства в обучении и воспитании учащихся. Учитель воспитывает патриотов, людей отзывчивых, добрых, принципиальных и самокритичных. Работает в постоянном контакте с родителями учащихся. В 1999 году опыт работы классного руководителя Антиповой Г. В. обобщен в школе. Антипова Г. В. пользуется заслуженным авторитетом у коллег, учащихся и их родителей. В этот день мы, администрация, педагогический состав, учащиеся и родители школы, поздравляем Галину Валентиновну с профессиональным праздником - День Учителя! Хочется пожелать ей оставаться такой же энергичной и жизнерадостной! Мы гордимся вами! Со словами поздравления обращается и Галина Валентиновна: |