Главная

Редакция

Реклама в газете

Подписка

» » ЗАЧЕМ ЗВЕРОБОЮ ДИПЛОМ?..
Тема номера

 
ДУХОВНУЮ СИЛУ СВЯТИТЕЛЯ УНАСЛЕДОВАЛИ ПОКОЛЕНИЯ СЕВЕРЯН...
 
19 сентября в Магадан были принесены честные мощи святителя Иннокентия Московского, Апостола Дальнего Востока и Сибири и Америки. Мощи в Колымскую столицу доставил епископ Якутский и Ленский Роман. В аэропорту владыку Романа и сопровождаемую им святыню встретил епископ Магаданский и Синегорский Иоанн.
 
Рубрикатор
 

   Наш город

   Политика. Власть

   Городское хозяйство

   Культура. Искусство

   Образование. Наука

   История. Память

   Правопорядок

   Однако. Резонанс

   Актуально

   Лица города

   Событие недели

   Общество

   Новости города

   Духовное поле

 
 
Газетный архив
 
 
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 
 
 
Сентябрь 2015 (101)
Август 2015 (86)
Июль 2015 (94)
Июнь 2015 (62)
Май 2015 (96)
Апрель 2015 (141)
 
Читаемые
материалы
 
 
 
 
Ваше мнение
 
 
Как вы считаете, какова главная задача школьного образования?



 
 
 
 
 
 

Паспорт РФ - как и где получить, какие документы собирать на паспорт РФ
10-02-2015, 15:34
Многие граждане СНГ мечтают получить паспорт гражданина Российской Федерации.

Не пытайтесь купить паспорт гражданина РФ - лучше получить его легально!
15-01-2015, 01:44
Получить гражданство Российской Федерации быстро, легально, по упрощённой схеме — это мечта сотен и даже десятков тысяч граждан постсоветского пространства, проживающих теперь в странах Содружества Независимых Государств

Интересная информация о паспорте
10-01-2015, 07:24
Мы оказываем услуги по содействию в оформлении документов ( в частности следующих документов: паспорт гражданина РФ, загранпаспорт, СНИЛС, водительское и др. документов) в кротчайшие сроки

читать все материалы
 
 
 
 

Образование. Наука

 

ЗАЧЕМ ЗВЕРОБОЮ ДИПЛОМ?..

 
 
Дата публикации: 4-09-2014, 10:32

Материалы по теме

  • «ВСЕ ХОРОШО» ТЕПЕРЬ БУДЕТ И У НАРОДОВ СЕВЕРА КОЛЫМЫ
  • СТАРТОВАЛ «ДЮРАН-2011»
  • Как живешь, абориген?
  • Счастливая жизнь мальчишки из Уэлена
  • «Русский чукча»
  •    

    ВЛАДИЛЕН ЛЕОНТЬЕВ – ПОСЛЕДНИЙ РУССКИЙ ПРОСВЕТИТЕЛЬ
    Владилен Вячеславович Леонтьев (1928-1988) – писатель, учёный-историк и этнограф, педагог и переводчик, автор учебников и методических рекомендаций для школ народов Севера, один из авторов (вместе с К. А. Новиковой) «Топонимического словаря Северо-Востока СССР» (1989). Кроме того, он собирал, записывал и подвергал литературной обработке чукотские легенды, некоторые из них использовал в своём художественном творчестве.
    Круг его художественных и научных интересов широк и разнообразен, но всегда основной темой его научных и художественных поисков оставалась Чукотка, судьба коренных народов Севера. Он был, по мнению В. Задорина, последним русским просветителем на Севере.
    Леонтьев вырос в Уэлене среди чукотских ребят, прекрасно знал чукотский и эскимосский язык (рядом с Уэленом был расположен эскимосский посёлок Наукан), слушал чукотские сказки и предания, видел, как появляются изображения героев национального фольклора на моржовых клыках, слушал песни охотников, выходил в море на байдарах, участвуя в охоте на морзверя.
    Окончив в 1952 г. учительский институт на отделении народов Крайнего Севера при ЛГПИ им. А. И. Герцена, он вернулся в Уэленскую школу, в которой когда-то учился, и стал работать учителем, потом завучем и директором. Позднее, в 1963 г., он закончил заочное отделение филологического факультета Хабаровского пединститута.
    Взаимоотношения коренных жителей Чукотки со школой складывались непросто. В автобиографической повести «Мальчишка из Увэлена» Леонтьев пишет: «Среди увэленцев были и такие, которые считали, что детям не нужна грамота и в школу ходить не обязательно». Но во Владике (так называли его увэленцы) они видели своего и детей ему доверяли. Тем не менее, проблема оставалась.
    Обострилась она, когда произошла история со строительством байдары. Молодой учитель видел, что, обучаясь в школе-интернате, ребята отрываются от семьи, от привычного образа жизни. Дети морских охотников рано начинают трудовую жизнь, уже в 11-12 лет участвуют в морской охоте под присмотром взрослых. Мальчишки в школе скучали, особенно с приходом весны – поры охоты на моржей.
    Леонтьев решил занять их строительством байдары. Школьники с энтузиазмом взялись за дело. Учитель направил их энергию в направление, которое им было понятно, знакомо; эти навыки могли им пригодиться в дальнейшей жизни. Поначалу районо идею поддержал, советами и стройматериалами поддержали уэленцы. 2 месяца, с марта по май, трудились ребята под руководством Леонтьева.
    Когда же дело оставалось за малым, отказались помогать поселковые власти: школа – не колхоз, байдара школе не нужна. Всполошился и районо, и руководители округа: выход в море – дело опасное, Леонтьева предупредили, что учитель несёт судебную ответственность за жизнь и здоровье детей, а потом решили сделать «ход конём»: пригласили его на партийную работу, в Анадырь, в округ.
    Уверенные, что от такого предложения не отказываются, они назначили нового директора Уэленской школы. А он отказался уезжать из Уэлена и несколько месяцев оставался без работы, за что ему собирались объявить выговор по партийной линии за тунеядство. А причиной несогласия с линией РК партии и окроно было не упрямство, не каприз, а идея ранней специализации школьников, приобщения их к общественно-полезному труду под руководством учителя. Тогда, в начале 50-х г.г., эта идея только назревала, ещё не оформилась.
    В середине 50-х г.г. Леонтьев стал работать в Магаданском институте усовершенствования учителей инспектором по национальным школам, затем инспектором облоно, консультантом по национальным вопросам при облисполкоме. В Магадане кругозор его стал шире, он увидел проблемы национального образования в национальных школах Чукотки во всей глубине. Оказалось, конфликт его с руководителями народного образования в районе и округе был не случаен и выходит за пределы Уэленской школы.
    Леонтьев увидел, что дети чукчей и эскимосов не хотят возвращаться после интерната в тундру или в приморские посёлки к отцовскому ремеслу, утрачивается связь с родителями, забываются старинные обычаи и традиции. Значит, дело не только в консерватизме родителей, настороженном отношении стариков к новому образу жизни, но и в том, что учебные программы составляются специалистами из центра без учёта местных, в том числе и национальных, условий.
    Вячеслав Огрызко пишет, что Леонтьев «одним из первых обратил внимание… на перекосы в национальной политике». Молодой учитель считал неправильным нацеливать детей коренных народов Севера на обязательное продолжение учёбы в техникумах и институтах. В справке для руководителей области Леонтьев сообщал, что в национальных школах «в 1957 г. из 101 ученика, окончивших 7 классов, ни один не остался работать в колхозе, все были направлены в другие учебные заведения, а в 1958 г. всех учащихся, окончивших средние школы, даже не хватило для выполнения разнарядок по направлению в другие учебные заведения...» Выпускники-северяне прекрасно знали, что места в Ленинграде, Хабаровске, Магадане, Анадыре для них «забронированы и оплачены государством, как бы они ни учились. В тундру, к традиционным промыслам возвращались единицы, причём, как правило, это были подростки, исключённые за хроническую неуспеваемость…
    В глазах населения авторитет школ стал резко падать. Старые пастухи не понимали, зачем их детям стремиться к учёбе, если грамота не принесёт пользы оленеводству» (Огрызко В., там же). Некоторые родители стали увозить детей подальше в тундру. Леонтьев в записке с тревогой пишет, что к началу учебного года в национальные школы Чукотки не явилось 122 учащихся из коренного населения, а в 1957 г. – 117 учащихся.
    Заглядывая чуть вперёд, в первую половину 60-х г.г., я, обучаясь в пединституте им. Герцена в Ленинграде, замечал рост иждивенческих настроений среди учащихся коренных народов Севера, и, во-первых, я был далеко не единственный, а во-вторых, это касается многих детей коренных народов европейского советского Севера, и эта проблема, к сожалению, остаётся актуальной.
    Леонтьев предлагает готовить учащихся к работе в звероводстве, оленеводстве, в морском и рыбном промысле – словом, в тех отраслях народного хозяйства, которые ждут их после завершения учёбы в школе, знакомы им и связаны с национальными традициями и природно-климатическими условиями. Но готовить молодых людей и девушек надо ещё в школе. Так вызрела идея ранней трудовой специализации.
    Он предлагает изменить структуру учебного года в национальных школах: начинать учебный год на Чукотке с 15 октября или с 1 ноября, а заканчивать позднее. Весенние и зимние каникулы объединить и проводить их в апреле, приурочив их к началу охоты на нерп и моржей, ко времени добычи рыбы. «Для национальных восьмилетних школ сельского типа разработать вариации программ по труду, физвоспитанию, в предмет биологии включить изучение анатомии оленя и морского зверя, в предмет ботаники – растительного мира Чукотки, уделяя основное внимание растениям, служащим пищей оленей, а также съедобным травам».
    Он предлагает в каждом районе Чукотки, а также в Северо-Эвенском и Ольском районах открыть хотя бы по одной национальной школе, причём в тех посёлках, где есть производственная база, недалеко кочуют оленеводческие бригады. Тогда здесь можно создавать учебные классы и мастерские, в школы набирать по 100-120 детей местной национальности, в классы – по 20-25 человек. По окончании школы местные хозяйства могут пополняться кадрами.
    Конечно, это не значит, что детям коренных народов Севера будет закрыт путь в техникумы и вузы. Среди них немало людей способных и талантливых. Но это значит, что ими надо руководить, к обучению в техникумах и вузах надо готовить, причём готовить будущих студентов не по конвейеру, а штучно, индивидуально, систематически, не накануне или сразу после выпуска из школы, а в ходе обучения.
    К сожалению, нет ни времени, ни возможности здесь привести закрытую (в те годы) записку Чукотского окроно в ЦК ВЛКСМ о тяжёлом положении чукчей и эскимосов в материальном, бытовом отношении, культурно-просветительской работе, в деле с развитием чукотского языка и литературы в середине 50-х г.г. Леонтьеву это было хорошо известно, т. к. он объездил всю Чукотку. В. Огрызко пишет, что Леонтьев обнаружил тревожное положение с национальными школами в 1967 г. Да нет, гораздо раньше, к середине 50-х г.г.
    Но ни одно предложение Леонтьева тогда руководителями области принято не было. Возможно, потому, что учебными программами ведали управления Министерства просвещения РСФСР, а руководство области не хотело или не могло вмешиваться в это.
    К тому же началась всесоюзная кампания по укрупнению сёл и посёлков, коснулась она и Чукотки. Многие национальные сёла и посёлки были объявлены бесперспективными. В 1959 г. было принято решение о переселении эскимосов из древнего посёлка Наукан в другое место. Ничего, кроме озлобления, это не вызвало. В новом посёлке издавна жили чукчи, места для охоты выбраны неудачно, повадок местных животных, мест их обитания эскимосы не знали, осложнились взаимоотношения эскимосов и чукчей. Но власти к возмущению науканцев, к голосам протеста со стороны учёных не прислушались. А ведь ещё в начале 70-х г.г. Зоя Ненлюмкина с тоской вспоминала о своей малой родине.
    Леонтьев делал всё, что мог: печатал учебники, программу по трудовому обучению для начальных классов, методические рекомендации, но, видя, что в народном образовании ситуацию не переломить, в 1964 г. ушёл в чистую науку, по мере сил не забывая школу, продолжая заботиться о сохранении языка, культуры, традиций и обычаев народов Севера.
    Понятно, что ему с болью приходилось наблюдать за сложной, мягко говоря, ситуацией в судьбе дорогого ему народа. В. Задорин пишет, что, несмотря на то, что Леонтьев был награждён орденом Дружбы народов, принят в члены Союза писателей РСФСР, не знал трудностей с публикацией художественных произведений, защитил кандидатскую диссертацию, всё же оставался трагической личностью.
    P. S. Во многом проблемы, стоявшие перед чукчами и эскимосами, эвенами и коряками и другими малочисленными народами Севера и вызывавшие тревогу и беспокойство В. Леонтьева, остаются актуальными и сегодня.
    В 1994 г. я был в командировке в Анадыре – набирал кандидатов для поступления в наш Северо-Восточный государственный университет (тогда Магаданский пединститут). Выпускной экзамен принимали А. А. Бурыкин (тогда кандидат филологических наук, специалист по языкам народов Севера, ныне доктор филологических наук), три преподавателя эвенского, чукотского и эскимосского языков из Анадырского педучилища. Отвечала девушка, как мне сказали позже, отличница, шла на диплом «с отличием». Она выпускалась по специальности «учитель начальных классов».
    Девушка села перед экзаменационной комиссией с букварём, прочитала по-чукотски одну из страниц букваря, на которой три четверти страницы занимал красочный рисунок, а текст занимал 5-6 строчек крупным шрифтом. Я старательно делал вид, что понимаю, о чём идёт речь.
    И тут чёрт дёрнул меня задать вопрос: «А Вы можете этот же текст пересказать по-чукотски?» Девушка смутилась, попросила разрешения подготовиться и минут на 10 пересела за последний стол.
    В это время А. Бурыкин, наклонившись ко мне, тихонько сказал, что задал трудный вопрос. Я поспешил тут же вопрос снять.
    Девушка в конце концов хорошо ответила, получила «отлично», благополучно окончила педучилище, заслужив диплом «с отличием», но уровень знания национального языка у специалиста для обучения школьников в национальных школах уже стал ясен.
    В течение более чем 10-ти последующих лет я принимал участие в приёме абитуриентов на факультет русского языка и литературы нашего университета (Международного педагогического университета, затем Северо-Восточного госуниверситета), на отделение «Русский язык и литература, родной язык и литература» в составе комиссии из специалистов по языкам и литературе народов Крайнего Северо-Востока. Экзамены сдавали в основном эвены, иногда коряки, редко чукчи и эскимосы, довольно часто появлялись дети жителей посёлков Колымы – не коренных народов.
    Преподаватели предлагали абитуриентам рассказать на родном языке о себе: откуда приехали, когда родились, в каком году закончили школу, кто родители. Абитуриенты с трудом слагали отдельные фразы.
    К тому же привлечь абитуриентов-северян на подготовительные курсы для сдачи экзаменов на разные факультеты и отделения СВГУ из года в год оказывается очень трудно: мало желающих, да и подготовка их оставляет желать лучшего, что, естественно, сказывается на дальнейшем обучении в СВГУ.
    Подводя итоги, следует отметить, что проблемы, которые поднимал В. Леонтьев, остаются актуальными для коренных народов Чукотки и Колымы.
    Михаил РАЙЗМАН, кандидат фи-лологических наук, доцент кафедры литературы СВГУ, г. Магадан.

     
    версия для печати 

     

     
     
    Статью читали: 2122 раз
     
    Последние материалы  
       

    Общество

    БОЛЕЕ СЕМИДЕСЯТИ ЛЕТ ОТДАЛА МАГАДАНУ...
    Мэр Магадана Сергей Абрамов поздравил с 90-летним юбилеем ветерана Великой Отечественной войны, труженицу тыла Александру Петровну Курьянову.ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ
    24-09-2015, 10:45

    Образование. Наука

    ОПЕРАЦИЯ «ШКОЛА»
    В Магадане комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав в сентябре рассмотрела 11 административных дел в отношении родителей, уклоняющихся от обеспечения детей образованием.ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ
    24-09-2015, 10:45

    Культура. Искусство

    «ЛАДУШКИ» – В «ОКЕАН», МОДЭМ – В СЕВАСТОПОЛЬ
    Два творческих коллектива Магадана примут участие во всероссийских конкурсах. Фольклорный ансамбль лошкарей «Ладушки» вылетел во Всероссийский детский центр «Океан» в городе Владивосток, 31 учащийся «Детской музыкальной школы» столицы Колымы примет участие во Всероссийском фестивале-конкурсе «Моя федерация».ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ
    24-09-2015, 10:45
     

    Наш город

    Безопасный город
    Противопожарное состояние объектов образования, культуры, спорта, социальной поддержки в Магадане значительно улучшилось.ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ
    24-09-2015, 10:44
       
       
    Магаданское время  
       

    ДВА НОВЫХ СВЕТОФОРА
    24-09-2015, 10:45
    В рамках программы «Повышение безопасности дорожного движения» в Магадане в 2015 году установлены два светофора.

    В Магадане готовятся отметить День пожилого человека
    24-09-2015, 10:44
    Мероприятия проведут учреждения управления культуры, образования, социальной поддержки семьи и молодёжи мэрии Магадана.

    «ВЕЛОСИПЕД» ДОЕХАЛ ДО ФИНАЛА
    24-09-2015, 10:43
    Команда КВН «Велосипед», представляющая Магадан, прошла в финал Центральной Тихоокеанской лиги Международного Союза КВН.

    ФСБ БЫСТРЕЕ ВСЕХ
    24-09-2015, 10:42
    Сотрудники Управления ФСБ России по Магаданской области стали лучшими в соревнованиях по легкоатлетическому кроссу, посвященных 70-летию Победы в Великой Отечественной войне.

    КАК ВЫЛЕЧИТЬ ОТ БЕСПЕЧНОСТИ?
    24-09-2015, 10:39
    В магаданской поликлинике у беспечного пациента похищены документы и деньги.

    ПОМОЩЬ ПОДОСПЕЛА ВОВРЕМЯ
    24-09-2015, 10:39
    Очередную спасательную операцию провели 19 сентября 2015 года сотрудники Пожарно-спасательного центра Магаданской области в районе бухты Светлая.

     
     
     
     

     

     © © 1996-2007 "Вечерний Магадан"

     



    При перепечатке ссылка на газету обязательна.

    Разработка, поддержка
    Информационное агентство "Колыма-Информ"

    685000 г.Магадан, пр. Карла Маркса, 40
    Тел./факс: (4132) 620478
    e-mail: evenmag@citylink.ru

    Отдел рекламы:
    Тел./факс: (4132) 627456
    E-mail: paul_5@rambler.ru