|
|
|
|
Год культуры стал особенно «урожайным» на значимые даты для нашей землячки – педагога магаданской детской школы искусств имени Барляева Елены Кочемасовой. Ей предстоит отметить три юбилея: сорок пять лет Елена Николаевна живет и работает на Севере, тридцать пять из них посвятила школе искусств и детям. И, наконец, третий юбилей: в сентябре ей исполнится пятьдесят пять. «Возраста как-то не ощущаешь, когда работаешь с детьми, кажется, что буду молодой всегда», – признается педагог. Елена Кочемасова родилась в Новокузнецке, в Кемеровской области. В 69-м году с семьей переехала в Магадан. Начинала работу в детской школе искусств № 2 на Пионерном, которая после объединилась с образовательно-культурным центром. Впоследствии учреждение было переименовано в детскую школу искусств имени Барляева. Елена Николаевна обучает ребят игре на виолончели и гитаре. Души не чает в своих воспитанниках, и жизни не представляет без них и своего любимого дела. Человек невероятно легкий и позитивный. С первых минут общения с ней понимаешь, что это действительно педагог по призванию: с какой теплотой, с каким трепетом рассказывает она об успехах и достижениях своих воспитанников; как горят при этом ее глаза, как она гордится ими. В свободное время Елена занимается рукоделием: вышивает крестиком картины, и в ее коллекции уже несколько десятков полотен. А еще она способна даже зимой создавать вокруг себя атмосферу лета: и дома, и на работе выращивает на подоконнике помидоры в горшочках. И в школе ребята ей помогают в этом, а потом все вместе собирают урожай. Я встретилась с Еленой Кочемасовой и записала небольшое интервью. - Елена Николаевна, как Вы пришли в профессию, с чего все начиналось? - В семидесятом году я поступила в детскую музыкальную школу на класс скрипки, но, поскольку уже была девочка в возрасте, рослая, то мне предложили заниматься на виолончели: возраст обязательно учитывается при принятии в школу, также как и физические данные. Например, виолончель нужно начинать осваивать в семь – девять лет, потом уже поздновато. А гитару – наоборот, лет с двенадцати, чтобы рука была уже более крепкой, кисть – более гибкой. В то время школа находилась на Парковой, еще в старом-старом здании, со старым красивым деревянным крылечком. В семьдесят пятом году я поступила в училище, окончила его, и вот с тех пор, с семьдесят девятого года, с удовольствием работаю преподавателем. Мне эта работа очень нравится. Был десятилетний перерыв, когда я с 2001-го года работала директором областного методического кабинета по учебным заведениям искусства и культуры Управления культуры администрации Магаданской области. Но через десять лет мне пришлось оставить эту работу из-за болезни мамы, и я вернулась в свою стихию, к виолончели, к детям. Но, надо сказать, что, в принципе, я ее и не оставляла: на протяжении всех этих лет все равно занималась педагогической деятельностью, совмещала с основной работой: днем в управлении, а вечером шла в школу. Конечно, моя работа мне в радость. Я в профессии нашла себя. Почему выбрала виолончель? Знаете, это – особенный инструмент. Из остальных струнных инструментов он ближе всех к человеческому голосу, именно под него удобно петь романсы. Это заметили давно. Например, в XVIII веке, в XIX его очень любили дворяне. Вспомнить Тургенева «Отцы и дети»: главный герой Базаров занимался на виолончели, да и других примеров много. Люди любят этот музыкальный инструмент. Нас часто приглашают на различные мероприятия в школы, детские сады, библиотеки. Также ученики нашей школы выступают с концертами на всех городских праздниках. Гитару я освоила пять лет назад. Тогда педагог этого отделения уехал на материк, и директор предложила мне подхватить класс гитаристов, чтобы сохранить контингент. Я прошла обучение на курсах повышения квалификации, и вот уже пятый год преподаю еще и гитару. - Как складываются отношения с детьми? - Отлично. Потому что я человек неконфликтный, детей люблю, люблю общаться ними, учиться чему-нибудь у них. Классы у нас всегда большие и дружные. Помимо уроков, мы часто собираемся на репетиции ансамблей, устраиваем чаепития, выезжаем на природу. Когда на Пионерном работала, мы с ребятами летом постоянно ходили на сопку, за ягодами, за грибами. Здесь, в школе Барляева, на Магаданку ходим. Коллектив у нас дружный, сплоченный, и, надо сказать, очень мобильный, компактный. Мы легко собираемся на какие-то выступления, на концерты – и пианисты, и виолончелисты, и гитаристы. Нам сказали – мы ух! Подорвались и пошли, выступили. Этот год – Год культуры – для школы был особенно удачным; у нас проводились городские и региональные конкурсы юных исполнителей на струнных инструментах: ребята выступили на городском конкурсе, заняли призовые места. А в марте проходил региональный конкурс, приезжало представительное жюри из Владивостока, из Академии искусств. Мы заняли Гран-при (Ярослава Попова); наш ансамбль взял первое место, и Ксения Вайзенберг – четвертое. Эти девочки – Ярослава и Ксения – из выпускного класса. Они выступили очень удачно, достойно. - Выпускники навещают Вас? - Многие наши выпускники уехали из Магадана, но есть несколько ребят, которые еще здесь. Они приходят к нам вечерами, мы пьем чай, беседуем. Бывает, встречаемся с нашими ребятами в других городах. Вот в прошлом году мы с дочерью отдыхали в Находке. Туда же приехала из Владивостока моя выпускница, уже со своим сыном, и мы четыре дня прекрасно провели вместе, купались в море, загорали. Сейчас переписываемся, перезваниваемся. Есть девочка Оля Белега, она закончила училище имени Ипполитова-Иванова в Москве, когда уехала из Магадана. И мы, когда бываем проездом в столице, навещаем ее. По возможности, всегда поддерживаем отношения и это, скажу вам честно, очень приятно. Приятно, что дети не забывают нас. Я не представляю себя в какой-то другой профессии: инженером, продавцом или офисным работником… Это абсолютно не мое. А «мое» – это дети и музыка, я бы даже сказала, мое все. Безумно их люблю, и благодарю судьбу за то, что так все сложилось. - У каждого педагога, наверное, есть свои секреты, своя методика общения с детьми. Что главное для Вас? - Секретов особых нет. Все просто. Терпение. Умение найти индивидуальный подход к каждому ребенку, потому что без этого никуда. И, конечно, любовь – к ученикам, к своему делу. Тогда все у нас получится, тогда мы горы свернем. - Сколько нужно времени, чтобы обучиться игре на виолончели? И нужны ли для этого какие-то музыкальные задатки, способности? - Вообще учатся семь – восемь лет. Потом идет музыкальное училище, консерватория или институт искусств – уже по желанию. Если желания или возможности нет, то приходят ребята в школу и работают здесь. А что касается обучения, если у человека есть цель, то он всего добьется и всему научится. Особых задатков здесь не нужно, только желание и труд. И слух, и память, и музыкальное восприятие развиваются сами собой при регулярных тренировках. - У нас, в Магадане, востребованы ли такие творческие профессии среди молодежи? Много ли желающих освоить какой-либо музыкальный инструмент? - Я бы не сказала, что дети идут на виолончель большим потоком. Нет, за тридцать пять лет работы не могу этого сказать… Сейчас популярны такие зрелищные отделения, как хореография, вокал. Ребята на сцене, в красивых костюмах… Родители умиляются, все довольны. Что касается именно инструментальных отделений – фортепьяно, скрипка, виолончель, то приходится делать набор: мы идем по школам, по детским садам с концертами, агитируем. Тем более о таких инструментах как виолончель, домра, не так уж много знают родители. Все почему-то хотят идти на фортепиано. Им кажется, что стоит за него сесть, нажать клавишу – и все, музыка сама польется! Нет, во всем нужен труд. Причем огромный труд, как физический, так и моральный. Вообще, хорошо бы, если бы у нас было вечернее отделение, чтобы и взрослые могли осваивать инструменты. У нас такое отделение было, когда я еще училась в музыкальной школе. Приходили люди разного возраста, и двадцать, и сорок, и пятьдесят лет. И я знаю, у многих есть такое желание. Конечно, не большую группу, а человек пять – семь мы обучили бы. Жаль, что нет такой возможности. - Елена Николаевна, о семье своей расскажите... - У меня замечательная мама с таким красивым именем – Октябрина. Дедушка был коммунист, и, поскольку мама родилась в октябре, седьмого октября был праздник, так и назвали. Она на пенсии. Дочка Дария закончила нашу школу по классу скрипки, потом училище искусств, отделение «Социально-культурная деятельность». Потом уехала в Хабаровск, вышла замуж и сейчас живет там. Работает ведущим специалистом Краевого научно-образовательного творческого объединения. Все у нее складывается, работа ей нравится. Она занимается и режиссурой спектаклей, и ведет концерты, и административной деятельностью. - Что бы Вы пожелали себе, своей семье в преддверии юбилея? - Конечно здоровья. Любви и понимания близких, новых побед ученикам, а что еще надо?.. Анна СЕРГЕЕВА |