 |
|
|
|
В «Детской музыкальной школе» Магадана завершился городской конкурс юных исполнителей оркестровых инструментов. В нем приняло участие более пятидесяти юных дарований образовательных учреждений областного центра. С добрым напутствием к конкурсантам и их педагогам обратилась директор ДМШ Анна Николаевна Баранова. Участники конкурса выступали в трех возрастных группах – младшей (достигшие десяти лет); средней (от одиннадцати до тринадцати лет) и старшей. Конкурс включал две номинации – сольную и ансамбль. Открыли мероприятие учащиеся оркестрового отделения по классу скрипки и виолончели. В программе каждого участника три номера. Обязательным является исполнение произведения отечественного композитора. На сцене первый конкурсант Милена Ахмадиева. В ее руках скрипка. Смычок коснулся струн. Зазвучало произведение отечественного музыкального классика Дмитрия Кабалевского «Пионерское звено». Следующий номер «Кукольное представление» Ж. Тротта. Завершила свое выступление Милена вариацией на тему украинской народной песни «Ой, дивчина, дивчина» А. Лысаковского. Концертмейстер Дмитрий Владимирович Петров. По окончании выступления звучат аплодисменты слушателей. Музыканты в знак признательности кланяются. *** На сцене Софья Василенко, скрипка. Звучит концерт, сочинение 4 № 6, 1-я часть Антонио Вивальди (1678-1743 гг.). Думал ли итальянский композитор и скрипач, живший почти три века назад, что его произведения будут звучать здесь, на шестидесятой параллели, среди заснеженных сопок на берегу тогда почти неизвестного никому Охотского моря? Вторым номером звучит «Романс», до минор советского композитора Райнгольда Глиера (1875-1956 гг.). Завершила свое выступление Софья произведением К. Бома «Непрерывное движение». Концертмейстер Александр Михайлович Горностаев. СКРИПКА Скрипка, с виду несложный музыкальный инструмент из дерева, длина – 60 сантиметров, четыре струны. Но в себя включает семьдесят деталей, состоит из разных пород дерева. Струны скрипки прежде, а возможно, где-то и сейчас, делали из кишок животных. В наше время струны изготовляют из нейлона и металла с наружной обмоткой. Длина смычка – семьдесят сантиметров. Прежде он формой походил на лук, что мешало исполнителю. Затем приобрел свой нынешний вид трости, на которую натягивается конский волос. Форму трости ему придал мастер из Франции Турт (1747-1835 гг.). Для лучшего соприкосновения со струнами конский волос смычка натирается канифолью. В Бразилии растет такое дерево как пернамбук. Качественные смычки как раз и делаются из него. Как музыкальный инструмент скрипка родилась в Италии в середине XVI века. Изготовил ее Гаспаро Бертоллои. Покорила она и слушателей, и музыкантов своим выразительным «голосом», воздействующим на чувства человека. В руках мастера-исполнителя скрипка оживает, он неразделим с ней, они единое целое. Вот пальцы музыканта подрагивают на струнах. Прием этот называется вибрато. И звуки скрипки созвучны струнам в вашей душе. В оркестре число музыкантов на скрипке может достигать двадцати четырех человек. В России отечественные скрипки с великолепным звучанием изготовляли мастера – Иван Батов (1767-1839 гг.), Иван Краснощеков (11798-1875 гг.), Даниил Томашев (1875-1926 гг.). В 1911 году на выставке в Риме скрипка Томашева была удостоена золотой медали. «…СТРУИЛСЯ НА УЛИЦУ НЕОБЫКНОВЕННЫЙ ЗВУК» На сцене участник конкурса по классу виолончели Ксения Вайсенберг. В ее исполнении прозвучали произведения – «Мелодия» Антона Рубинштейна, «Виваче» Ж. Сенайе, «Соната -moll» композитора Эккльс. Аккомпаниатор на фортепиано Юлия Молоток. Валерия Руленко (виолончель) исполнила произведения композиторов В. Кочетова, А. Евлахова и Арканжело Корелли. Аккомпаниатор на фортепиано – Татьяна Алексеевна Крылова. Учащаяся музыкальной школы Елизивета Горелова сыграла произведения Н. Давыдова, Б. Марчелло, Г. Гольтермана. Прежде Лиза с родителями проживала в Ягодном. Училась там пять лет игре на фортепиано. В Магадане три года. Говорит: «По классу виолончели занимаюсь уже три года. Понравился звук и виолончель подходит по моей душе». Хорошие слова «… подходить по моей душе». Словно инструмент живой, с которым по душам общаться можно. А может и впрямь живой. О поселке вспоминает: «В Ягодном пахнет вкусно. Там все в зелени». *** Вот как описывает воздействие виолончели на человека писатель с мировым именем Максим Горький. «Из квадратной форточки окна, вместе с теплым паром, струился на улицу необыкновенный звук, точно кто-то очень сильный добрый пел, закрыв рот. Слов не слышно было, но песня показалась мне удивительно знакомой и понятной… Я сел на тумбу, сообразил, что это играют на какой-то скрипке чудесной мощности и невыносимой потому, что слушать ее было почти больно. Иногда она пела с такой силой, что казалось, весь дом дрожит, и гудят стекла в окне. Капало с крыш, из глаз у меня тоже закапали слезы… Почти каждую субботу я стал бегать к этому дому, но только однажды, весною, снова услышал там виолончель, – она играла почти непрерывно до полуночи…» *** В первый день конкурса также звучали произведения И.С. Баха, И. Гайдна, Д. Шостаковича, Ф. Крейслера, А. Гурилёва, К. Сен-Санса и других композиторов, исполняемые на скрипке и виолончели. (Окончание на стр. 50). (Окончание, нач. на стр. 5). В качестве исполнителей на сцене выступали Анна Бобыкина, Глеб Богданов, Джина Иеясу, Маргарита Зверкова, Ярослава Попова. Несколько слов о виолончели. Инструмент относится к семейству скрипичных. Виолончель появилась на свет на рубеже XVI-XVII веков. Ее создали итальянцы Гаспаро да Сало и Паоло Маджини. Усовершенствовали ее Страдивари, Амати. Прежде чем получить признание композиторов, стать одним из солирующих инструментов, виолончель прошла немалый музыкальный путь. Ни И.С. Бах, ни Моцарт не придавали значения виолончели. Из именитых композиторов она полноправно зазвучала у Бетховена. Следом у Вебера, Глинки, Чайковского, Римского-Корсакова и других как отечественных, так и у зарубежных композиторов. *** Второй день конкурса включал в себя выступления ансамблей скрипачей и виолончелистов. Исполнялись произведения П. Чайковского, С. Рахманинова, И. Дунаевского, Ф. Шуберта и других композиторов. Творчество юных исполнителей по классу скрипки и виолончели определяли члены жюри – почетный работник культуры г. Магадана, председатель жюри Людмила Алексеевна Пинчук, почетный работник культуры Магаданской области Юрий Владимирович Яценко, Лариса Львовна Мельничёнок, Елена Николаевна Кочемасова. ДЕТСКАЯ ФИЛАРМОНИЯ –Такие конкурсы проводятся раз в два года, – говорит директор музыкальной школы Анна Николаевна Баранова, – Участвующие в конкурсе ученики обращают внимание на свое развитие, на развитие своих сверстников. На конкурсе присутствует момент соперничества. С другой стороны, здесь можно услышать много разных музыкальных направлений, что чрезвычайно полезно. Конкурсы способствуют творческому развитию, мастерству участника. Для конкурсантов существуют определенные репертуарные требования. Например: полифония, крупная форма, произведение русского характера. Эти требования прописаны в положении о конкурсах. У нас есть такой проект «Детская филармония». С концертами мы выходим в образовательные учреждения, в том числе и дошкольные. Некоторые школы приходят к нам на концерты. Наша ДМШ ведет активную концертную деятелность. Учащиеся с удовольствием выступают. ИЗ ОПЕРЫ «РУСЛАН И ЛЮДМИЛА» Третий и четвертый дни конкурса включали в себя участие юных пианистов. Концертный зал школы. В мягких креслах родители, педагоги. На сцене два черных рояля с открытыми крышками. Они приподняты для лучшей восприимчивости звука. Его диапазон шире, чем у пианино за счет того, что струны длиннее, чем у пианино. Дека пианино вертикальная, у рояля горизонтальная. Дека усиливает звук и образует тембр. Только во время концерта можно услышать тот звук, что образует музыкальный инструмент или голос. Здесь он идет в первозданной форме исполнителя. Дети аккуратно, строго-празднично одеты, собранны. Лица серьезны, сосредоточены. Учащиеся понимают свою ответственность перед педагогами, что их учат, перед родителями, перед слушателями. Занятие классической музыкой воспитывает человека, культивирует в нем возвышенное, дает высшую эстетическую базу, на которой основывается, в том числе и мировоззрение, расширяет интеллектуальный горизонт. *** Полина Ишина, младшая возрастная группа, исполнила сонатину G соль мажор, соч. 36 № 21 ч. М. Клементи, «Мимолетность» С. Прокофьева, «Шуточку» Д. Кабалевского. Анна Рассказова сыграла произведения Д. Кабалевского, Д. Чимароза, Б. Кейль. Творчество юных исполнителей на фортепиано оценивали жюри в составе: Валентины Николаевны Фиготиной, Людмилы Алексеевны Герасимчук, Ирины Вячеславовны Тристановой, Надежды Николаевны Кайль, Галины Аркадьевны Смеренко. ЧЕТВЕРТЫЙ ДЕНЬ КОНКУРСА Дуэт фортепианных исполнителей открылся украинской народной песней «Дивлюсь я на небо» и Каватиной Людмилы из оперы «Руслан и Людмила». Исполнители – Елизавета Крылова и Диана Тарабрина – 2 класс. В финале конкурса прозвучали вальс «Расставание» Н. Смирнова и музыкальная часть «Охота» к драме В. Шекспира «Гамлет» Д. Шостаковича. Дуэт учащихся в составе Георгия Гончаренко и Иосифа Селиванова выступил на конкурсе с музыкальными номерами «Армейский радиопередатчик» музыка Н. Невина и «Джазовой миниатюрой» № 20. Георгий говорит: – В музыкальную школу пришел сам, сказал «хочу учиться». Сейчас занимаюсь в 5-м классе… К разговору подключается Иосиф: – Игрой на фортепиано занимаюсь шесть лет. Дома играю для себя. С ребятами выступаю на концертах у нас в школе, в детских садах. В Магадане мне нравится снег, зима. *** Конкурс закончен. Победителями стали: Оркестровое отделение МБОУДОД г. Магадана «ДМШ»: I место – Василенко Софья 3-й класс, скрипка, Богданов Глеб 8-й класс, виолончель, струнный ансамбль старших классов. II место – Ахмадиева Милена 1-й класс, Иеясу Джина 5-й класс, Бобыкина Анна 7-й класс, дуэт скрипачей Бобыкина Анна 7-й класс и Василенко Софья 3-й класс. III место – Зверкова Маргарита 5-й класс, Горелова Елизавета 3-й класс, струнный ансамбль «Акварель». Диплом – Руленко Валерия 4-й класс. МБОУДОД г. Магадана «ДШИ им. В.А. Барляева»: II место – Попова Ярослава 7-й класс, ансамбль виолончелистов Попова Ярослава 7-й класс и Вайсенберг Ксения 7-й класс. III место – Вайсенберг Ксения 7-й класс. Лауреаты конкурса юных пианистов в номинации «Ансамбль»: II место – Стряхилева Наталия 7-й класс, Стряхилева Анастасия 7 класс. III место – Кан Яна 5-й класс, Федосеева Софья 4-й класс. Дипломанты: IV место – Манолидис Майя 6-й класс, Сальманова Анастасия 7-й класс, Сулимов Станислав 4-й класс, Цейтва Ольга 4-й класс. Среди юных пианистов места распределились – старшая группа Баранцев Андрей и Сальманова Анастасия – I место. Стряхилева Анастасия – III место. Средняя группа – Старовойт Дарья – I место, Манолидис Майя, Иванов Артем – II место, Кан Яна, Сулимов Станислав и Панферова Диана – III место. Младшая группа – Рассказова Анна и Оглоблина Валерия – II место, Конарев Максим, Михайлова Вероника и Кузьмина Анна – III место. *** Мероприятие прошло в рамках 2014 Года культуры. Пожелаем учащимся дальнейших творческих успехов. О. МИХАЙЛОВ |