Главная

Редакция

Реклама в газете

Подписка

» » «ЕСЛИ СТАРИЦА – НЕ ГОРОД, ТО И ВОЛГА – НЕ РЕКА»
Тема номера

 
ДУХОВНУЮ СИЛУ СВЯТИТЕЛЯ УНАСЛЕДОВАЛИ ПОКОЛЕНИЯ СЕВЕРЯН...
 
19 сентября в Магадан были принесены честные мощи святителя Иннокентия Московского, Апостола Дальнего Востока и Сибири и Америки. Мощи в Колымскую столицу доставил епископ Якутский и Ленский Роман. В аэропорту владыку Романа и сопровождаемую им святыню встретил епископ Магаданский и Синегорский Иоанн.
 
Рубрикатор
 

   Наш город

   Политика. Власть

   Городское хозяйство

   Культура. Искусство

   Образование. Наука

   История. Память

   Правопорядок

   Однако. Резонанс

   Актуально

   Лица города

   Событие недели

   Общество

   Новости города

   Духовное поле

 
 
Газетный архив
 
 
«    Май 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 
 
 
Сентябрь 2015 (101)
Август 2015 (86)
Июль 2015 (94)
Июнь 2015 (62)
Май 2015 (96)
Апрель 2015 (141)
 
Читаемые
материалы
 
 
 
 
Ваше мнение
 
 
Как вы считаете, какова главная задача школьного образования?



 
 
 
 
 
 

Паспорт РФ - как и где получить, какие документы собирать на паспорт РФ
10-02-2015, 15:34
Многие граждане СНГ мечтают получить паспорт гражданина Российской Федерации.

Не пытайтесь купить паспорт гражданина РФ - лучше получить его легально!
15-01-2015, 01:44
Получить гражданство Российской Федерации быстро, легально, по упрощённой схеме — это мечта сотен и даже десятков тысяч граждан постсоветского пространства, проживающих теперь в странах Содружества Независимых Государств

Интересная информация о паспорте
10-01-2015, 07:24
Мы оказываем услуги по содействию в оформлении документов ( в частности следующих документов: паспорт гражданина РФ, загранпаспорт, СНИЛС, водительское и др. документов) в кротчайшие сроки

читать все материалы
 
 
 
Анитистатический паяльник LUKEY-936A имеет рабочее напряжение паяльника всего 24В.. Специальное калибровочное отверстие позволяет достичь наименьшей погрешности при работе. Индикатор состояния нагрева создан для дополнительного удобства при работе (горит постоянно - идет нагрев; мигает - рабочий режим, оборудование готово к использованию; не горит - нагрев отключен, жало остывает).
 

Общество

 

«ЕСЛИ СТАРИЦА – НЕ ГОРОД, ТО И ВОЛГА – НЕ РЕКА»

 
 
Дата публикации: 28-03-2013, 10:40

Материалы по теме

  • «ЗДЕСЬ НЕВОЛЬНО ЧЕЛОВЕК ЗАГЛЯДЫВАЕТ В СЕБЯ…»
  • В КИЕВЕ ПОЯВИТСЯ МАГАДАНСКОЕ ЗЕМЛЯЧЕСТВО
  • В МАГАДАН ПРИБЫВАЕТ НОВЫЙ АРХИЕРЕЙ
  • СВЕТ ХРИСТОВ ПРОСВЕЩАЕТ ВСЕХ
  • «Выбегала-вытекала мать Волга-река...»
  •    

    Если бы у меня в запасе было много лет жизни и денег, я объездил бы все православные монастыри России. Потому что, несмотря на тяжелейшие испытания – духовные и физические – они хранят в себе живую частичку красоты нравственной и материальной.
    «БОЛЬШЕВИК» ЗА РЕШЕТКОЙ
    …В этот раз наш комфортабельный «забугорный» автобус скоренько наматывает на свои шины километры ставшего уже историческим Старицкого шоссе, что в западной части Тверской области. Оно ведет к исконно православному городку Старице, где не раз бывал Александр Пушкин и древнему Старицкому Свято-Успенскому монастырю по-над пологим бережком Волги-речки. Вот наш «Мерседес» аккуратненько вписывается в крутейший поворот, в излучине которого в 60-х стоял голубой просторный пятистенок с вечно помятой и поломанной левой стороной, которую регулярно штурмовали вылетавшие с поворота пьяные водители. Тогда хозяин дома собирал свое семейство и шел к директору совхоза требовать сатисфакции в виде нового жилья, подальше от «смертоубийства» и рычащих моторов «газонов» почти у его подушки… Совхоза того давным-давно нет, а табличка его здравствует по сей день. Вон за окном автобуса по правой стороне дороги появилась она в виде четырехгранного деревянного массивного столба, с идущими сверху вниз черными буквами: «Большевик». Видимо, сей монумент не раз и не два таранили, как и дом у поворота. Поэтому «Большевик» одели в панцирь из крепких стальных прутьев – как за тюремную решетку посадили.
    «RATRIA O MUERTE»
    Д
    линная живописная деревня Даниловское. Как и в любом русском селении дома здесь разномастные: есть хоромины с узорными террасами да мезонинами, есть на «курьих ножках». Но внимательный взгляд подметит, добрую часть Даниловского строили как-будто на заводском конвейере: избы – одна к одной, крылечки одинаковые, окна тоже с белыми наличниками, остальное – зеленого цвета.
    А может в правду на конвейере? Когда Никита Хрущёв решил показать дорогому заокеанскому гостю Фиделю Кастро прелести советского крестьянства на примере обычного селения Даниловское, то там состоялась грандиозная инвентаризация. Избушки, которые «кланялись» в разные стороны, в мгновение ока убрали, а на их месте поднялись статные дома с красивыми калитками. Мало того… Никита Сергеевич приказал убрать подальше из крестьянских «хоромов» постылую «небелю»: щелястые лавки, табуретки, деревянные кровати с подзорами, а вместо них расставить стулья, креслица, никелированные койки с шарами да пружинными матрацами, по стенам развесить «персидские» ковры. И, о чудо, в красном углу каждой возрожденной избы появился телевизор «Рекорд». К визиту высокого гостя все было готово…
    Фидель понравился даниловским своей яркой революционной красотой, рассказом о походе на остров Свободы на шхуне «Гранма», что по-русски означает «бабуся», о победе над диктатором Батистой и американскими империалистами. Закончил он все это пламенным афоризмом: «Ratria o muerte» («Родина или смерть») и отправился вместе с Хрущёвым в близлежайщее знаменитое охотхозяйство «Завидово». А мужики пошли испытывать кубинские сигары-ракеты, которые в красивых шкатулках подарил им верный друг СССР…
    Где-то через недельку в Даниловское нагрянула спецкоманда и погрузила в крытые грузовики телевизоры и ковры из домов. Сами же постройки и «небелю» оставили как подарки в память о Фиделе Кастро.
    КУПИ ДОМИК В ДЕРЕВНЕ!
    С
    мотри, а вот это новое, современное… На полпути к Старице, на огромной площадке опушки празднично-белого березового леса вырос целый городок. Красивый, деревянный! Только в городке том никто не живет, потому что выстроен он на продажу. Своеобразный магазин без прилавка под открытым небом. Четверо крепких молодых мужиков в рубахах в крупную клетку, в вареных синих джинсах и умопомрачительных кожаных штиблетах, постукивая острыми как бритвы и ясными как зеркала топориками о скамейку, на которой сидят (для активизации покупательского интереса, что ли?), презентуют товар лицом.
    Есть на что посмотреть… Не срубы, а игрушки. Бревнышки ровненькие, одинаковые, обточенные вкруговую какой-то чудо-фрезой, кажутся пластмассовыми, а не из дерева, покрашены яркой светло-коричневой краской. Беленькие терраски, такие же оконные стеклопакеты, зеленые крыши из металлочерепицы… Короче, покупай, грузи да вези.
    ЛЮБИМ-ГОРОД
    З
    дравствуй, Старица, мой белый город, как цветок из камня! Мы въезжаем в него. С правой стороны дороги – табличка вязью «Город Старица» в обрамлении православного креста. Слева, по соседству со стеклянным прямоугольником автовокзала, уютная старинная Ильинская церквушка, выкрашенная в розовато-желтый цвет. Рядом – маленькое кладбище. Сколько раз я ездил по этой дороге – не счесть, но Ильинская какой была, такой и осталась, как вросла в века.
    Хорошо помню, как в 50-е, по великим православным праздникам собирались деревенские верующие помолиться Господу Богу в храм. В то время в нашем районе все до единой церкви лежали в руинах после 30-х годов воинствующего атеизма, в Ржеве чудом сохранился лишь старообрядческий храм, выходило, что самая ближняя – Ильинская: от деревушки нашей до райцентра – 40 км, добирались, кто как мог, потом на поезде от Оленина до Ржева – еще 50 км и, наконец, от него до Старицы – добрая тридцатка.

    И там невезуха, во время войны фашисты порушили единственный мост через Волгу и паломникам приходилось выстраиваться к местному «Харону», который (креста на нем нет, говорили старушки) за полтинничек с брата и сестры переправлял их на своем утлом челне по другую сторону. И именно из Ильинской церкви привезли в наш медвежий угол зимой 51-го священника, который крестил нас, 5-6-летних уже в оцинкованном корыте в большом зале у откуда-то затерявшейся среди православных единственной католички бабки Веры.
    Старичане очень любят свою Ильинскую, но вопрос вопросов мучит их даже по сей день: как могла в лихие 30-е она устоять, когда все остальные превращены были в прах? Одни отвечают философски: безграничной любовью, даже среди неверующих, пользуется и почитается святой Илия, вот и устояла. У других ответ с примесью анекдота, дескать, батюшка, который в 30-е годы службу в церкви нес, был коммунистом, вот и не тронули…
    В Тверской летописи сказано так: «6805 (1297) в лето срублен бысть городок на Волзе, ко Зубцову на Старице». Основал его тверской князь Михаил Ярославич.
    Герб Старицы – в серебряном поле согбенная старица с клюкой в руке. Кстати, он один из немногих гербов России, который никогда не переделывался и дошел до нас в первозданном виде.
    Старицу очень любил царь Иван Грозный, ласково называя ее любим-городом. Но в то же время он ни на дух не переносил, как бы сейчас сказали, системной и несистемной оппозиции. Время было неординарное, княжество то отвоевывала под свое владычество Тверь, то Москва.
    И когда Иван Великий прознал, что неверные бояре готовят на великокняжеский престол его родственника – Владимира, то вызвал его в Москву вместе с семьей и всех угостил чашами с ядом. Владыки, придавая большое значение Старице как пограничной крепости, постоянно укрепляли этот «камень преткновения». В скрытых траншеях крепостного вала были установлены батареи «полуторных тюфяков» – весьма мощных орудий. В цокольном этаже Борисоглебского собора хранился запас (ядра) и зелье (порох). Бить было кого: на город непрестанно лезли татары, шведы, литовцы, поляки, Ливонский орден. Но как сказал мне с горьковатой усмешкой о. Владимир, угощая настоящим русским квасом (под окрошечку бы, как в детстве), никто из иноземцев не натворил столько чудовищных бед, как свои же русские люди «с красными звездами».
    Старица любила и умела торговать. Прибывали сюда гости из Твери, Ярославля, Смоленска, Новгорода. Старичане предлагали, в основном, воск, мед, стерлядь (из Волги!), белорыбицу, кафтаны и войлочные армяки, опарники и кувшины, серпы, подковы и замки, белила.
    Что и говорить, искусные люди жили (да и живут) в России. Город на Верхней Волге, город купцов и ремесленников, вел оптовую торговлю хлебом, лесом, пенькой, были развиты кузнечное (из 37 кузниц осталось семь и они отреставрированы), сапожное, гончарное, пряничное и другие ремесла. Многие из них утрачены.
    Особенно жаль забытых и заброшенных каменоломней. Залежи «старицкого мрамора» занимали значительную площадь. Старицкий известняк славился по стране. И сегодня не только на его родине, но и в Твери, Ярославле, Петербурге можно встретить покоящиеся на белокаменных фундаментах старые дома, облицованные «старицким мрамором» фасады, искусную резьбу по белому камню. Никто теперь им не занимается, запасы никому не известны, а облицовочный камень худого качества везут в Тверь из Крыма…
    А как же с хлебом духовным? На 5 тысяч горожан было пять учебных заведений, типография, музей, общественное собрание, где состоятельные старичане «…имели возможность проводить свободное от занятий время с удобствами, приятностию и пользой». Член собрания вносил годовой взнос – 15 рублей и посещал балы, маскарады, литературные вечера, представления, слушал лекции и пользовался библиотекой.
    В ЧЕСТЬ УСПЕНИЯ БОЖИЕЙ МАТЕРИ
    З
    наете, с чего и где я начал свое знакомство со Старицким Свято-Успенским монастырем, который по отношению к милой сердцу и уютной Старице первичен, ибо образован был в 1110 году, тогда как дата рождения города почти на 2 века позднее – 1207 год. «… Именно в 1110 году пришли на урочище Старый бор два инока из Киевских пещер Трифон и Никандр и стали там жить и слову Божию учить приходящих к ним», – так записано в помяннике Успенского монастыря.
    Так вот, на одной из улиц Твери наш гид Катя, попросив водителя остановить автобус, указала ручкой на красного кирпича кинотеатр «Звезда», построенного в стиле неоклассицизма на Волжской набережной. Сие зрелищное заведение по архитектурной мысли похоже на бинокль, поставленный зрительными трубами вертикально к фундаменту. Тверитяне сразу разглядели это и закрепилось за кинотеатром прозвище – бинокль.
    – Посмотрите, какой кирпичок, – обратилась между тем к паломникам Катя, – красный да яркий. Все с этим согласились, высказав свое суждение по поводу вторичной покраски кирпича или замены им старого.
    – Ни то, ни другое, – улыбнулась Катя. – Этот кирпичёк из Успенского храма Старицкого монастыря, куда мы с вами и направляемся. Когда власть стирала его с лица земли, то вдруг увидела высокое качество кирпичей, изготовленных давным-давно. Сразу же вспомнили про строящуюся «Звезду» и проявили экономию и хозяйственность…
    … Когда почили Трифон, а потом Никандр, память о первых иноках была увековечена в построенном храме «в честь Успения Божией Матери, да Похвалы Пресвятые Богородицы». Стройка была завершена за один год. При освящении храма в 1165 году был великий князь Суздальский Андрей Боголюбский.
    … Перед самым мостом через Волгу мы съезжаем вправо и… вот она, величественная простота обители под защитой грозных крепостных стен на пологом волжском бережку. Справа в стене «парадные» врата в монастырь, слева – река. В великой русской Волге, почти посередине нее, стоит купальщик. Даже не верится, что в Старице при Петре I был один из главных портов Волжско-Балтийской системы и многочисленнейшие грузы шли отсюда в новую столицу России – Санкт-Петербург.
    – Мы здесь каждые выходные бываем, – говорит незнакомка Анна Николаевна, которая вывела свое семейство из «Жигуленка» на ясно солнышко. – В монастыре красиво, чувствуешь прямо, как наполняешься какой-то доброй и радостной энергией. Молимся Господу Богу нашему, а потом едем на святые источники, они отсюда недалеко.
    Машин на небольшом пятачке у обители – пруд пруди. Откуда? Из Ржева, сам Старицк, из Твери, Великого Новгорода, Старой Руссы, Ярославля, Питера…
    Мирной жизни монастыря помешало татаро-монгольское нашествие. Как повествует летопись, в 1292 году ордынцы убили игумена Серапиона и с ним 124 инока Свято-Успенского. Убитых бросили в Волгу, «но волны речные не смогли унести телеса иноческие». Река не приняла страдальцев и ночью оставшиеся в живых верные христиане «погребоша я честно в доме Пречистыя».
    После страшного татарского погрома обитель, обагренная кровью невинных страдальцев, не исчезла с лица земли, поскольку «дом Пречистыя» не был истреблен от поганых и сама обитель оставалась ненарушенною». Старицкий монастырь стал духовным фундаментом Старицкого городища. По всей видимости, именно в период войны тверских князей с московскими он был разрушен, поскольку упоминания о нем отсутствуют вплоть до ХVI века.
    ИОВ МНОГОСТРАДАЛЬНЫЙ
    К
    ак и его библейский ветхозаветный тезка Иов, лишившийся всего, что имел, благодаря козням Сатаны, но, вопреки всему, не отрекшийся от своего Бога, достоин высокого звания многострадального российского Иова, великий подвижник Русской православной Церкви, жизнь и духовный подвиг которого связан со Старицкой обителью, первый наш Патриарх. Его, как бы их сейчас назвали, оппоненты, отзывались о нем как о человеке со средними умственными способностями. Но этот «средний» читал наизусть длинные каноны и молитвы.
    А вот что сказал об Иове Патриарх Московский и всея Руси Кирилл на Всемирном русском народном соборе 3 мая 2012 года: «… Надо вспомнить святителя Иова, первого Патриарха в нашем Отечестве. Именно он предупредил народ об угрозе Смуты в случае изгнания государя и возведения на престол авантюриста. Он первым назвал Лжедмитрия самозванцем и предал вождей переворота анафеме. В дни, когда неискушенные соотечественники были словно ослеплены и загипнотизированы фигурой Лжедмитрия, Патриарх Иов остался верен единственно законному на тот момент царю – Федору Годунову. Сознавая нависшую над Русью угрозу, Патриарх Иов не побоялся ни гонений, ни смерти. После переворота он был насильно лишен Патриаршей кафедры, заточен в Старицком монастыре, испытал пытки и лишения, потерял зрение, но не отрекся от своих слов. Подвиг Святителя Иова вскоре увенчался первой победой – свержением Лжедмитрия I и его сообщников».
    Да, Иов (в миру Иоанн) родился в Старице. Учился в Успенском монастыре. Настоятель обители архимандрит Герман постриг его и оставил при себе послушником. В 1556 году Иван Грозный познакомился с молодым иноком. Царь благоволил Иову и тот вскоре сделался настоятелем обители. Затем в 1571 году архимандрит Иов переведен в Московский Симонов монастырь, а затем в 1575-м – в Новоспасский и наконец в 1581 г. он был рукоположен во епископа Коломенского. В 1586 г. Иов становится сперва Ростовским, а затем и Московским митрополитом. 26 января 1589 г. Иов избран первым Патриархом Московским и всея Руси.
    Лжедмитрий отстранил Иова и сослал его в Старицу, где опальный святитель был принят настоятелем Успенского монастыря преподобным Дионисием. Здесь, в родном городе, святитель Иов скончался 19 июня 1607 года. Впоследствии мощи перенесли в Успенский собор Московского Кремля.
    … Я долго стоял на какой-то необыкновенной жемчужно-зеленой лужайке у бронзового памятника Иову Многострадальному, с патриаршим посохом в правой руке, а его левая лежит на Евангелии.

    Казалось, с каким-то неизъяснимым, грустно-удовлетворенным выражением он обозревает свою родную обитель, где начинал и закончил земную службу Богу, людей, пришедших в храмы монастыря и к нему, новую мраморную мемориальную доску, на которой высечены слова о том, что святейший Патриарх Кирилл 2 июля 2010 года посетил Свято-Успенский мужской монастырь и освятил великим чином Успенский собор обители.
    Потом пошел к этому собору, открыл в полуподвальной части стены маленькую неприметную дверь. На память о первом Патриархе Иове в усыпальнице сохранилось белокаменное надгробие. А с 2008 года в монастыре ежедневно в 12 часов служится молебен с акафистом святителю Иову…
    Зашел я и в другой склеп-усыпальницу, где покоятся мощи святомученицы Пелагеи. Но, признаюсь, не быть бы мне у ее раки, если бы в самом храме за стеклянной витриной внимание не привлек маленький, истончившийся кусочек черной кожи. Спросил у проходившей матушки, что это такое? «Это, – ответила она, – остаточек подошвы тапочка нашей любимой Пелагеи. Его археологи нашли, когда раскопки производили перед реставрацией Успенского»…
    Но главная тайна Пелагеи остается за семью печатями. Молодой инок Петр, торопившийся куда-то с ящиком лимонада, прочитал мне мини-лекцию о том, что одни уверяют, была Пелагея матерью Иова, другие – сестрой, а третьи – духовной матерью будущего Патриарха. Но не это важно, сказал монах, важно то, что жила она правильно, Бог дал ей богатств, так Пелагея помогала всем нуждающимся. А убили ее подло, выстрелом в затылок – так археологи установили.
    Побывали мы в Троицком соборе, где еще не завершены реставрационные и отделочные работы, а после пошли в просторную Введенскую церковь, на литургию. Введенская, как большая крестьянская изба, много дерева в сенях, террасах, в книгохранилище, в котором под стеклом такие православные фолианты хранятся, таких веков, что дух захватывает! А вот служба проходила… точно в кремлевской Грановитой палате с массивными «сосульками» с потолка, только размером все меньше. Вот чего Иван Грозный недолюбливал сродственничков, Старицких князей Андрея да Владимира, хотят, видите ли, показать, что и они не лыком шиты. Старицкий Успенский собор – точь в точь московский, только поменьше, теперь вот Грановитая палата. Пора с этим архитектурным терроризмом кончать, не то на шею сядут. В результате, князя Андрея уморили голодом, князя Владимира отравили…
    ЭТАПЫ ЗАПУСТЕНИЯ
    С
    обытия Смуты начала ХVII не обошли стороной и Старицкую обитель. В 1609 году грабительское войско Лжедмитрия II подошло к городу. Малочисленные защитники были истреблены, а Старица и монастырь сожжены и разграблены.
    Опустошительный набег поляков нанес непоправимый урон монастырю, после которого он так и не смог восстановить свой былой облик и славу. Из грамоты царя Михаила Федоровича от 1617 г. явствует, что казна монастыря, царские грамоты и другие крепостные акты были отобраны поляками. Монастырские постройки еще долгое время оставались заброшенными. В 1681 году страшный пожар довершил разрушения.
    ***
    Петровские реформы привели к постепенному запустению монастыря. В 1790-е годы, в период правления Анны Иоанновны в монастыре стали размещать на жительство военных инвалидов.
    ***
    Правление Екатерины II ознаменовалось целым рядом реформ, одна из которых предполагала изъятие у монастырей вотчин и введение нового «штатного положения», направленного на значительное сокращение братии. Крестьяне (2888 душ мужского пола), земельные угодья со скотом и все хлебные запасы передавались в ведомство Коллегии экономики.
    ***
    После октября 1917 года монашеская жизнь продолжалась недолго. Новая власть закрыла монастырь, период забвения продлился 80 лет.
    ***
    Великая Отечественная война также оставила свой разрушительный след в монастыре. Драматические события произошли во Введенской церкви: фашисты заморозили здесь 78 пленных красноармейцев. Почти все постройки обители были разрушены и полуразрушены.
    ***
    25 августа 1918 года был арестован и посажен в тюрьму архимандрит Павел. А через три дня президиум Старицкого исполкома предложил ликвидировать монастырь и устроить в нем гостиницу, столовую и постоялый двор.
    ***
    В постановлении от 19 мая 1925 года Старицкого исполкома прямо говорилось: «Выселить из монастыря всех монахов… Богослужения прекратить. Окончательно из древней обители иноков изгнали лишь в 1928 году.
    ***
    В конце 20-х годов ХХ века интерьер Троицкого собора представлял собой унылое зрелище Председатель Общества изучения русской усадьбы А.Н. Греч по этому поводу писал: «В темной глубине усыпальницы Тутолминых среди других более ремесленных надгробий начала прошлого столетия доживает свои последние дни произведение искусства, погибающее на наших равнодушных или, может быть, слишком усталых глазах».
    ПОВОРОТ НАСТУПИЛ
    Т
    ак почти на 70 лет прервалась монашеская жизнь. Наступил долгий варварский период разрушения. Наши дни наглядно показывают, что без веры в Бога, любви к ближним, жить совершенно бессмысленно. И надо оглядеться вокруг, увидеть, что храмы, часовни, монастыри, как путеводные звезды, несут свой глубокий и жизненный смысл. Именно они обращают внутренний взор человека на то, что питает и радует его сокровенный дух.
    ***
    18 апреля 1997 года произошло событие, которое придало новый смысл жизни Старицы. Святейший Синод под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II постановил: «Благословить открытие в городе Старице Тверской епархии Успенского мужского монастыря для возобновления в нем монашеской жизни».
    ***
    Виктор Христенко, Председатель Совета Фонда возрождения Старицкого Свято-Успенского монастыря:
    «На средства фонда возрождения Старицкого Свято-Успенского монастыря проведены масштабные работы по возрождению обители. Сегодня строители, проектировщики, ученые-реставраторы вписывают новые страницы в летопись монастря.
    Не менее важная миссия – это возрождение духовной жизни в обители и вокруг нее. Благотворительные программы фонда способствуют пробуждению интереса к одному из древнейших монастырей России, служившему источником духовности для многих поколений.
    Ничто из воссозданного и рожденного вновь не должно пропасть втуне: это наша ответственность перед историей и перед нашими потомками, которые, надеюсь, будут испытывать то же чувство благодарности, что и мы, – к тем летописцам, стараниями и усердием которых до нас дошли сведения об обители из далеких глубин истории.
    В Библии (Екклесиаст. 3,3,5) говорится: «Время разрушать и время строить… Время разбрасывать камни, и время собирать камни». Хочется верить, что никогда больше не вернется то время разрушений и разбрасывания камней: своей истории, своей веры, своих святынь.
    ЖЕМЧУЖИНА В КРАСНОМ
    – Е
    сли вы уедете из Старицы и не побываете в селе Красном, это недалеко отсюда, жалеть потом будете, – сказала нам женщина, которая пропалывала клумбу у монастырского кладбища.
    – А что там такого интересного? – раздались вопросы паломников.
    – Езжайте, сами увидите…
    На каком-то узком повороте наш «немец» смело ныряет в густую пыль и, поднимая ее до неба, несется вперед, рассекая передними колесами дорожную муку на две стороны, как корабль воду. А вот и крыши селения замелькали среди почти что тропической зелени.
    То – справа. А слева… о, чудо, в обрамлении высоченных берез, сосен, кленов, тополей и прочей живности перед нами явилась, как выпорхнула откуда-то, стройная да изящная, уходящая в синее небо, красная церковь. Как стрела, как гарпун! Господи, да эта красавица еще и готическая. Куда мы попали, может, в Прибалтику к костелу или в Германию?
    – Не бойтесь, вы в Старицком районе, – знакомится с нами такая же стройная и высокая как эта церковь Анна Дмитриевна, руководитель активистского движения за реконструкцию вот этой самой церкви Преображения Господня. Когда мы вошли в храм, сразу поняли, что если этим храбрым (человек 10-15) никто не поможет, Преображения – не преобразится. Ничего не видать из-за складированных здесь стройматериалов. И только по центру, от стенки до стенки натянуты лески, на которых как на вернисаже висят иконы.
    – И все же, откуда в этом медвежьем углу готика?
    – Далась вам эта готика, – слегка сердится Анна Дмитриевна, – как будто в ней нельзя исповедывать Православие. И исповедуем, даже сейчас, в этой неразберихе. С 1790 года исповедуем, тогда построена по личному разрешению самой Екатерины II. По просьбе какого-то ее фаворита.
    – Тогда понятно, Екатерина – немка, а они до готики…
    – Вот и разобрались…
    После этого Анна Дмитриевна на правах гида начинает рассказ среди пыльных солнечных столбов, идущих откуда-то сверху. Христом Богом предупредив, чтобы мы не смели доставать здесь фотокамеры, иконы уникальны и они не хотят приключений на свои головы.
    – Я уже вам доложила, что это оригинальное культовое сооружение построено в селе Красном в 1790 году. Кому приходилось видеть знаменитую церковь при Чесменском дворце в Питере? Если видели, то сразу отметите удивительное сходство между ними. Оба храма созданы архитектором Ю.М. Фельтеном, главным помощником В.В. Растрелли при постройке Зимнего дворца. Ему же принадлежит Старый Эрмитаж, ограда Летнего сада, Тронный зал в Большом Петергофском дворце.
    Только хочу вас предупредить, уважаемые паломники, что наша Преображенская – не копия созданного ранее шедевра, а совершенно самобытное творение зодчего. Благодаря тому же старицкому камню, из которого выполнены цокольная часть, узорные детали фасада, обрамление портала, наличники дверей и окон. Здание выглядит теплее, изысканнее петербургской церкви, где применены металл и гипс. Легкое, устремленное вверх, со стрельчатыми окнами и дверьми сооружение возникает из деревенского пейзажа как прекрасная диковинка, как некая жемчужина, нарядностью своей веселящая душу. Но, видимо, никто не нашел для церкви оригинального эпитета, вот и нарекли ее – «Жемчужина в Красном».
    Пока руководитель актива еще что-то втолковывает нашей группе, я начинаю вертеть головой между лесками с иконами. А что? Таких таинственных и запыленных нигде больше не видел: «Николай Чудотворец», ХVIII век, «Божия Матерь», «Взыскание погибающих», «Моисей со скрижалями», «Молимся за безвинно убиённых»…
    – А теперь куда направляетесь? – слышу голос Анны Дмитриевны.
    –Теперь домой, в Тверь…
    – Вы что, вы что? Загляните в Иваниши, в церковь Успения. Это вам по пути из Старицы в Тверь. Ее в 1540 году построил боярин Иван Шигона, фаворит Василия III.
    Боже, как мы богаты и как бедны…
    Валентин СИДОРОВ.

     
    версия для печати 

     

     
     
    Статью читали: 31066 раз
     
    Последние материалы  
       

    Общество

    БОЛЕЕ СЕМИДЕСЯТИ ЛЕТ ОТДАЛА МАГАДАНУ...
    Мэр Магадана Сергей Абрамов поздравил с 90-летним юбилеем ветерана Великой Отечественной войны, труженицу тыла Александру Петровну Курьянову.ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ
    24-09-2015, 10:45

    Образование. Наука

    ОПЕРАЦИЯ «ШКОЛА»
    В Магадане комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав в сентябре рассмотрела 11 административных дел в отношении родителей, уклоняющихся от обеспечения детей образованием.ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ
    24-09-2015, 10:45

    Культура. Искусство

    «ЛАДУШКИ» – В «ОКЕАН», МОДЭМ – В СЕВАСТОПОЛЬ
    Два творческих коллектива Магадана примут участие во всероссийских конкурсах. Фольклорный ансамбль лошкарей «Ладушки» вылетел во Всероссийский детский центр «Океан» в городе Владивосток, 31 учащийся «Детской музыкальной школы» столицы Колымы примет участие во Всероссийском фестивале-конкурсе «Моя федерация».ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ
    24-09-2015, 10:45
     

    Наш город

    Безопасный город
    Противопожарное состояние объектов образования, культуры, спорта, социальной поддержки в Магадане значительно улучшилось.ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ
    24-09-2015, 10:44
       
       
    Магаданское время  
       

    ДВА НОВЫХ СВЕТОФОРА
    24-09-2015, 10:45
    В рамках программы «Повышение безопасности дорожного движения» в Магадане в 2015 году установлены два светофора.

    В Магадане готовятся отметить День пожилого человека
    24-09-2015, 10:44
    Мероприятия проведут учреждения управления культуры, образования, социальной поддержки семьи и молодёжи мэрии Магадана.

    «ВЕЛОСИПЕД» ДОЕХАЛ ДО ФИНАЛА
    24-09-2015, 10:43
    Команда КВН «Велосипед», представляющая Магадан, прошла в финал Центральной Тихоокеанской лиги Международного Союза КВН.

    ФСБ БЫСТРЕЕ ВСЕХ
    24-09-2015, 10:42
    Сотрудники Управления ФСБ России по Магаданской области стали лучшими в соревнованиях по легкоатлетическому кроссу, посвященных 70-летию Победы в Великой Отечественной войне.

    КАК ВЫЛЕЧИТЬ ОТ БЕСПЕЧНОСТИ?
    24-09-2015, 10:39
    В магаданской поликлинике у беспечного пациента похищены документы и деньги.

    ПОМОЩЬ ПОДОСПЕЛА ВОВРЕМЯ
    24-09-2015, 10:39
    Очередную спасательную операцию провели 19 сентября 2015 года сотрудники Пожарно-спасательного центра Магаданской области в районе бухты Светлая.

     
     
     
     

     

     © © 1996-2007 "Вечерний Магадан"

     



    При перепечатке ссылка на газету обязательна.

    Разработка, поддержка
    Информационное агентство "Колыма-Информ"

    685000 г.Магадан, пр. Карла Маркса, 40
    Тел./факс: (4132) 620478
    e-mail: evenmag@citylink.ru

    Отдел рекламы:
    Тел./факс: (4132) 627456
    E-mail: paul_5@rambler.ru