 |
|
|
|
Мы публикуем в день праздника конкурсную работу второклассника английской гимназии Захара Колчакова, которая отмечена грамотами Всероссийского детского творческого конкурса «Святые заступники Руси», посвященного равноапостольным братьям Кириллу и Мефодию. Конкурс проводится благотворительным фондом Серафима Саровского, Саввино-Сторожевским монастырем при поддержке аппарата полномочного представителя Президента РФ в Центральном федеральном округе и правительства Московской области. С великой благодарностью произносят все славяне имена святых первоучителей своих Кирилла и брата его Мефодия, которые подарили нашему славянскому народу слово на славянском языке. Если нам любопытно знать жизнь людей, которые прославились воинскими подвигами, которые распространили прадеды своего государства и возвеличили его славою, то еще большего сочувствия заслуживают те люди, которые старались распространить слово, рассеять мрак неведения и заблуждений, просветить души вечным светом истины. «Бог, по своей милости, каждому роду и времени дает своих учителей, и нам даровал учителя Константина, который просветил народ наш». Так начинается древнее славянское повествование о жизни философа Константина (он был назван Кириллом при принятии схимы, незадолго до смерти), который был изобретателем славянской грамоты и проповедником слова Божия в славянских землях. В Византии в старинном греческом городе Фессалоники жили родители Кирилла и Мефодия. Достоверно неизвестно, были ли родители их славяне или греки, отца его звали Львом, а мать Марией. Отец принадлежал к знатному роду и был храбрым воином. Мария любила Льва и, когда тот уходил на войну, с нетерпением ждала от него вестей. Семейство было многочисленно и воспитывалось в благочестии и вере. В семье подрастали два сына: старшего звали Мефодий, а младшего – Константин. Лев мечтал, что сыновья тоже станут военными. С малых лет обучал он их верховой езде, соколиной охоте, воинским приемам. Мефодий охотно осваивал эту науку, а Константин рос другим. Ему полюбились книги. Он и читать научился сам, никто ему не помогал. А потом также самостоятельно выучил латинский язык, на котором писали древние римляне. Из военного похода отец привез книгу знаменитого христианского писателя Григория Богослова, написанную на латыни. В доме была подобная книга, но на родном языке семейства – греческом. Константин целыми днями стал просиживать над обеими книгами, положив их рядом и что-то шепча про себя. Домашние удивлялись: чем он там занимается? А сын сравнивал латинские слова с греческими и запоминал незнакомые. И как же поразились родители, когда маленький сын взял книгу, писаную латынью, и начал читать вслух! Константин был очень добрым мальчиком, любил животных. Однажды мальчишки гоняли по улице бездомную собаку, швыряя в нее камни. Константин хотел защитить собаку, но не смог и тихо плакал, стоя за деревом. Когда мальчишки убежали, он привел избитую собаку в укромное место и приласкал. А потом он долго носил ей еду, и она выздоровела. А играть в войну и драться он не любил. Старшему брату Константина, Мефодию, греческий император поручил управлять славянскими племенами, жившими в то время в окрестностях Солуни. Мефодий поступил на воинскую службу, а Константин остался дома, наедине с книгами. И ждал вместе с матерью вестей теперь не только от отца, но и от брата. Но через несколько лет Мефодий пожелал удалиться от мира. Он оставил княжество славянское и поселился на горе Олимп, где постригся в иноки и стал проводить дни в молитве и изучении Священного Писания. Между тем Константин воспитывался в родительском доме и с ранних лет проявлял замечательный ум и удивительные способности к наукам. В десять лет он видел сон, предзнаменовавший его будущность. Ему приснилось, что воевода города, собрав множество девиц, повелевает ему избрать себе невесту, и что он избирает красивейшую из всех, имя которой София, то есть божественная премудрость. С любовью и усердием изучал Константин науки, и в особенности Священное Писание, которое есть источник истинной мудрости. Вскоре представились ему средства развить ум свой и великие способности. Малолетний император Михаил вступил на престол с матерью своей Феодорою. К юному императору были приставлены два знатных сановника, которые должны были заботиться о его воспитании, один из них, Логофет Феоктист, знал родителей Константина. Услышав о замечательных способностях отрока, он выпросил его у родителей, чтобы воспитывать его вместе с молодым царем, Константину был тогда тринадцатый год. Под руководством ученейших мужей Царьграда, и в особенности Фотия (впоследствии сделавшегося патриархом Цареградским), юноша делал быстрые успехи. В течение нескольких лет он изучил основательно науки, словесность, языки: греческий, латинский и сирский. Все дивились необыкновенному уму его. Молодой Константин не гордился ученостью своей, и столько же, как в науках, преуспевал в кротости, благочестии и смиренномудрии. Он понимал, что истинная и высшая премудрость – есть уразумение закона Господнего, и к этой высшей премудрости стремился он всеми силами и способностями. Молитва и учение привлекали его более богатства и радостей земных, он желал уединения, чтобы вполне посвятить себя Богу, Логофет с согласия императрицы назначил Константина книгохранителем при храме св. Софии, но он вскоре после этого тайно удалился и постригся в одной обители близ Босфора. Однако в скором времени Логофет отыскал его и уговорил возвратиться в Царьград, он стал преподавать философию, и вскоре, под именем Константина Философа, приобрел всеобщее уважение и великую славу. Прошло с тех пор более тысячи лет. Кириллу и Мефодию обязана Россия духовным просвещением своим. Все славянские племена, разделенные судьбою, сознают общий источник духовной мудрости и просвещения, все они с одинаковым чувством благоговения и благодарности повторяют имена блаженных учителей своих Кирилла и Мефодия, даровавших им всем высшие блага: познание закона Господнего и начало грамотности. Воссиял свет разума и над государством Русским. И пришли на Русь учителя из Болгарии. Были они учениками учеников Кирилла и Мефодия. И каждый, кто учился славянской грамоте, хранил в памяти имена первых учителей – Кирилла и брата его Мефодия. От меня великим просветителям славян тоже вечная память и низкий поклон. Захар КОЛЧАКОВ, ученик второго класса английской гимназии. Рисунок автора. |