|
|
|
|
Историей Магаданской области сегодня занимается довольно узкий круг профессиональных исследователей. И как показывает жизнь, не все безупречно в их работах, не со всеми обозначенными там подходами и выводами можно безоговорочно согласиться. Беда в том, что конъюнктурный подход к теме, чем нередко грешат некоторые историки, заводит историографию в темные углы, откуда очень нелегко выбраться, как говорится, на путь праведный. Тому есть примеры и в магаданской научной действительности…
По этой причине появление каждой новой публикации с анализом общественных процессов на Колыме вызывает острый интерес среди магаданской интеллигенции, студентов-гуманитариев и просто людей, которым не чужда тяга к познанию значимости родного края в судьбах нашей страны и ее поколений. В мае 2007 года в Российской академии государственной службы при Президенте РФ состоялась защита кандидатской диссертации по специальности «Отечественная история». Ее наименование – «Система государственного управления и управленцы на Северо-Востоке России в 1953-1964 гг. (на материалах Дальстроя и Магаданской области)». Ученую степень за нее получил магаданец, выпускник Северного Международного университета – П. Гребенюк.
Отметим, что заседание диссертационного совета проходило, можно сказать, в атмосфере высокого научного накала: научный руководитель диссертанта – доктор исторических наук, профессор В. Попов; официальные оппоненты – доктор исторических наук, профессор С. Леонов и доктор исторических наук Н. Наумов; ведущая организация – Институт российской истории РАН.
В общей характеристике диссертации, имеющейся в автореферате, указывается: «Актуальность темы исследования. Россия, пережив революционные потрясения на рубеже 1986-1990-х годов, вступила в новую эпоху своего развития. Кризис, последовавший после крушения советского государства, наиболее тяжело отразился на северо-восточных окраинах страны. Российский Север, еще недавно производивший значительную часть национального дохода СССР, сегодня испытывает трудности, связанные с интеграцией в развивающийся рыночный механизм российской экономики. Несмотря на огромные сырьевые богатства, которыми обладают недра Севера (золото, олово, редкоземельные металлы, нефть, уголь и др.), вполне обычным явлением стало закрытие шахт, приисков, рудников. В результате миграции численность населения Северо-Востока России за последние 15 лет сократилась наполовину, а сам регион по-прежнему остается сырьевым придатком в общей системе народного хозяйства страны…»
Анализируя предыдущие периоды, автор приходит к выводу: несмотря на огромные трудности, связанные с островным положением региона, сложной транспортной схемой и качеством рабочих кадров, на Северо-Востоке к началу 1950-х годов сложилась система управления, которая позволяла справляться с большинством проблем и развивать край в нужном для правительства направлении. А потому «колоссальный опыт, накопленный за годы советской власти, нуждается во взвешенном историческом анализе». Следует при этом учитывать преемственность между советским управленческим аппаратом и управленцами современной России.
Эти диссертационные положения являются в определенной степени диссонансом с тиражируемыми в последнее десятилетиезаявлениями о полной бесполезности хозяйственного опыта Дальстроя, который за кратчайший исторический срок сумел провести промышленное освоение огромных арктических и субарктических территорий, построил города и села, культурные и социально-бытовые комплексы, которыми и поныне пользуются «продвинутые критики» Дальстроя. И нельзя не согласиться с П. Гребенюком, который полагает:
«Научный анализ советской системы государственного управления на Северо-Востоке страны является одной из важнейших предпосылок понимания современных проблем развития региона и места Северо-Востока в современном российском государстве». Логично все-таки задаться вопросом – в чем научная новизна диссертации? Вот ответ: – впервые введен в научный оборот обширный комплекс архивных материалов, позволяющих анализировать деятельность органов управления Магаданской области в 1953-1964 гг.; – показаны роль и место органов управления – Магаданского обкома и облисполкома как новых органов в системе управления краем; – проведен анализ демографических сдвигов среди населения региона в период 1953-1964 гг.; – определен количественный и качественный состав региональных органов управления Северо-Востока России в 1953-1964 гг.; – раскрыта эволюция специфики форм и методов государственного управления на Северо-Востоке России. Это первое комплексное исследование в данном разрезе, касающееся постсталинского десятилетия.
Ну а кто стоял «у руля» административно-хозяйственного аппарата в Магадане, в Магаданской области? Некоторые историки считают, что это были представители «номенклатуры», куда входил «перечень наиболее важных должностей в государственном аппарате и в общественных организациях, кандидатуры на которые предварительно рассматривались, рекомендовались, утверждались и отзывались партийным комитетом». А вот исследователь Р. Пихоя, уточняет П. Гребенюк, утверждает, что принцип номенклатуры «не был универсальным законом организации власти в стране», поскольку для того, чтобы получить назначение на любую важную должность в государственном или партийном звене, кандидатура должна быть обязательно согласована с соответствующим ведомством. Судя по всему, П. Гребенюк затронул проблему, актуальную и по сей день. Думается, что на повестке исследований значится раскрытие понятия государственной, муниципальной, деловой и финансовой «элиты» – термина, вошедшего в оборот в перестроечные времена. Важно установить реальные механизмы разносторонней управленческой деятельности демократической системы.
Любопытный штрих: диссертант широко пользовался материалами Центра хранения современной документации Магаданской области, содержащими информацию по каждому партийному комитету – Магаданскому обкому, Магаданскому горкому, Чукотскому окружкому и райкомам КПСС. Бумаги бухгалтерии обкома КПСС дали возможность уточнить его штаты, выявить заработную плату обкомовцев, установить количество их отпускных дней, число и период командировок, время, проведенное в Москве и в районах области, льготы и основание их предоставления отдельным работникам и т. д. Полученные сведения позволяют воссоздать повседневную жизнь руководителей Магадана и области.
Но и это еще не все. П. Гребенюк черпал информацию при личных встречах от участников событий 1950-1960-х гг. в Магаданской области. Среди них бывший секретарь обкома И. Каштанов, бывший первый секретарь обкома КПСС А. Богданов, жители Магадана В. Гоголева, М. Этлис, Ю. Жаров и другие.
Заключение диссертации звучит так: создание Магаданской области являлось не только частью преобразований, последовавших после смерти Сталина, но и знаменовало начало новой эпохи на колымской земле. Обращает на себя внимание и такая авторская посылка: специфика форм и методов государственного управления на Северо-Востоке в 1953-1964 гг. определялась сильным влиянием дальстроевских традиций, сформировался такой тип управленца, который внутренне по-прежнему «сохранял чувство хозяина, психологию, выработанную в дальстроевское время».
П. Борисов. |