|
|
|
|
На Руси издревле бытует поверье о том, что с запада хранят ее чудотворные иконы Божией Матери «Смоленская» и «Тихвинская», с севера – «Донская», с юга – «Иверская», а с востока – «Казанская». Город наш, понятно, в стороне восточной. Направляясь в него из аэропорта, по правой стороне трассы невозможно не обратить внимания на ладную бревенчатую церквушку на фоне ряда подпирающих островерхие сопки пятиэтажек поселка Снежный. Как и полагается, храм этот освящен в честь иконы Божией Матери «Казанская».
Образ этот на Руси прославленный, с великой историей. А по своей иконографической композиции принадлежит к типу, именуемому «Одигитрия» - «Путеводительница». Богородица на нем, держа Младенца на левой руке, обращена ликом к молящимся и благословляет их правой. Глава Ее наклонена к Сыну, будто хочет что-то поведать Ему – о нас, наверное, грешных.
Давался этот храм приходу, а особенно его священнику, о. Георгию, большими трудами. Проект церквушки был благословен Патриархом Алексием II, котлован под ее фундамент по благословению владыки Ростислава был вырыт еще в 1997-м. Но как тяжело, беззарплатно жили в те годы горожане, так и стройка у молодого энергичного батюшки двигалась неспоро, несмотря на то, что сам не чурался никакой работы. Прихожане говорят, что руки у него такие, что любое дело в них горит. И вообще они своего батюшку любят, нахвалиться им не могут. Домовитый, хозяйственный. Сейчас вот задворки церквушки завалены у него строительными материалами – возводит сразу два объекта: котельную и трапезную. Сам не боится, говорят, даже на крыши ветхих отданных под снос домов забираться – заготавливает для церкви на зиму дрова.
Бывает, что и не только для церкви. И вообще, не только окормляет, но и во многом по-мирски помогает батюшка своим прихожанам – пожилым и страждущим снежнинцам. И просвещает, образовывает всех тоже – библиотека у прихода растет, видеофильмы вместе смотрят и обсуждают…
Пока строительство церкви шло, отправлял здесь службы в помещении бывшего хозяйственного магазина. А самая первая служба в новом храме состоялась ровно 6 лет назад – 21 июля, в аккурат в день празднования иконы Божией Матери «Казанская». Не знаю, о. Георгий подгадал или самой Богородице так угодно было, но 7 июля, на которое батюшка наметил установку на своем храме нового мозаичного фасадного Ее образа, оказалось единственным солнечным и теплым деньком средь череды непогод. До того ночами даже подмораживало так, что у снежнинцев картофельная ботва на огородах пожухла, а после не просыхало – будто кто-то всю неделю тучи выкручивал. Спустившись по высоким ступеням на паперть после утренней службы, прихожане в этот день не спешили расходиться. С благовением разглядывали разложенный у крыльца на лавках тяжелый мозаичный полукруг надвратной иконы. Как о. Георгий освятил красивую новинку, торопились приложиться к ней до того, как поднимут образ на высоту. Фотографировались с новым образом у крыльца всем приходом. Наблюдали, как мужчины во главе со своим «прорабом»-батюшкой, взобравшись на помост, устанавливают образ над входом в храм. Любовались, как играют на солнышке золотые мозаичные плиточки узора, как гармонирует бирюзовое поле под ним с цветом натурального дерева стен храма.
И по озабоченному лицу о. Георгия пробегает сегодня улыбка:
– Это знаменательный для нашего прихода день, большая радость, – говорит батюшка. – Любая красота создается большими трудами и терпением. Думал ли я, что через какие-то 10 лет со дня начала строительства нашего храма буду стоять здесь вместе с вами и радоваться красоте? Но Господь посылал мне добрых людей с помощью на постройку храма, посылает теперь и на украшение…
Под праздничный перезвон колоколов держит перед прихожанами слово один из таких людей – выделивший средства на создание «Казанской» предприниматель И. М. Субботин. – Я давний прихожанин этого храма, – говорит Иван Михайлович, больше известный в Магадане как депутат, заместитель председателя областной Думы. – Помню все этапы его возведения. Все субботники на строительстве, все сборы помощи по миру – кто чем может. Когда речь зашла о надвратной иконе для этого храма, сердце мое сразу по-человечески, с радостью откликнулось. Люблю этот храм – домашний, уютный. Пусть и тесноватый, когда сюда приезжает помолиться много магаданцев.
Может, чаще других выезжая в центральные районы страны, я вижу, как много теперь людей ходит в храмы. Не обходят их и многие представители власти. Сам Президент В. В. Путин в этом – всем нам пример.
В этот храм я прихожу просить у Богородицы помощи во все сложные моменты моей жизни. А в деятельности моей их хватает. Не так давно возглавил Магаданское отделение Всероссийского благотворительного фонда «Мама». Проблемы у него одним человеческим участием неразрешимые – многодетные семьи, дети-сироты, инвалиды… К кому с ними обращаться, если не к Божией Матери?
Недавно спасали девочку из Олы от лейкоза – общими усилиями собрали ее семье 100 тыс. руб. на операцию в Москве. Три месяца после этого прошло. Девочка, слава Богу, жива. Теперь вот 12-летнему мальчику из поселка Снежный на лечение собираем…
Иконописная мастерская находится здесь же, на Снежном – в скиту.
– Вынесли образ и – пусто, будто человека не стало, – разводит руками в просторе светлой студии художник Г. М. Сидоркин. Напарником известного магаданского иконописца В. А. Караваева он последние 3 месяца в буквальном смысле не сходил с этого места – прилаживал примерно 10 тысяч мозаичных плиточек к заполненной керамзитом с цементом тяжелой металлической раме иконы.
Такой квалифицированный помощник у Валерия Александровича появился недавно. На Снежный он перебрался, говорит, из Синегорья. Познакомил художников настоятель Синегорского храма протоиерей Николай. Мозаичная техника Геннадию Максимовичу, как оказалось, хорошо знакома с армейских лет – немало тогда довелось ему выложить из плиточек «съездовских» профилей Ильича. Только теперь понимание пришло, для чего Господь тогда у него в этом деле сноровку вырабатывал.
У Валерия Александровича нынешняя «Казанская» из мозаичных образов – уже пятая. После огромной запрестольной апсиды Господа Вседержателя для Никольского храма в «яме» изготовил для него же фасадный образ Николая Чудотворца. Еще – Ксении Петербургской для Усть-Омчуга и Сергия Радонежского – для одноименного храма в Магадане на 31-м квартале.
– Мозаичная икона в наших условиях для надвратных образов – самый подходящий вариант, – говорит В. А. Караваев. – Прочная, долговечная… Как шла работа над «Казанской»? Как обычно: непросто.
Собственно, с глиной нам работать не пришлось – имелась уже готовая индийская керамическая плитка. Но когда третий из нашей группы художник, Константин (пришел работать, не назвав даже своей фамилии: «Раб Божий Константин» - да и все), выложил фон и по нему – орнамент, стало видно, что для выкладывания ликов у нас не хватает близких по тону цветов. Пробовали плитки переобжигать – не получалось. И красок нужных нет, и муфельная печь у нас слабенькая – школьная…
И благословение на труды получили, а застопорилось дело, не было решимости к нему приступать. Стали мы тогда каждое утро акафист Божией Матери читать, потом включали его магнитофонную запись на весь день и под него работали. И дело пошло, как-то все обстоятельства сложились.
Сегодня день и для нас нерядовой: образ освящен, установлен – можно и порадоваться. Что дальше? Видите эти эскизы во все стены мастерской? Это – иконостас для нижнего храма Святотроицкого кафедрального собора. Я уже 4,5 года его пишу, сейчас дописываю последние три образа. Один большой – храмовый, Новомучеников Российских. Образ сложный, на нем 140 ликов. Такого мне писать еще не приходилось, и приступать страшно…
Наверное, оно всегда так: глаза боятся, а руки делают. При создании образов эта поговорка справедливее во много раз. Потому что умелая рука художника-иконописца на самом деле – вдохновенная кисть самого Творца.
Людмила Сидорова. |