|
|
|
|
На минувшей неделе прошло одно из самых заметных юбилейных мероприятий старейшего высшего учебного заведения территории - двухдневная научно-практическая конференция СМУ "Университет в регионе: наука, образование, культура". С благословения Его Преосвященства епископа Магаданского и Синегорского Гурия и напутственного слова губернатора Магаданской области Н.Н. Дудова ученые приступили к коллективному осмыслению актуальных образовательных проблем региона.
А их, как было озвучено первым руководителем нашей отдаленной от центра территории, сегодня немало. Минули десятилетия, когда кадры специалистов для комплексного освоения Северо-Востока готовили вузы практически всей страны. Теперь, когда работа на Севере утратила былую привлекательность, перед нашим краем стоит задача подготовки необходимых ему кадров на месте. И особенно, как подчеркнул губернатор, для закрытия вакансий в горнодобывающем и строительном комплексах. Половина из 4 тысяч нынешних студентов СМУ получает образование на бюджетной основе и, казалось бы, территория наша вправе надеяться на их последующее трудоустройство здесь. Однако статистика неумолима: только 10-17 процентов получивших в Магадане высшее образование молодых людей остается работать в области. И, вместе с тем, каждый год увеличивается число молодых специалистов, не находящих на территории области своим знаниям применения…
Передав на пленарном заседании участникам конференции приветствие от мэра Магадана В.П. Печеного, заместитель его, Ю.Ф. Гришан, сосредоточился на особой роли СМУ в культурном развитии города, в котором он осуществляет свою деятельность (с этим сообщением мы предлагаем читателю ознакомиться полностью). Как бы продолжая затронутую им тему, заведующая кафедрой СМУ О.А. Леонова посвятила свое выступление образовательной миссии альма-матер в контексте социального заказа и понимания профессионалов. Действительно, рынок, в условиях которого вынуждена функционировать система образования, и вузовскую деятельность превращает в вид бизнеса, что может быть чревато для общества нарушением связи культуры и цивилизации, а то и вообще потерей культурного пространства. По мнению ученого, в реализации образовательной миссии сегодня возможны два подхода: ослабление в системе функции государства с последующими сворачиванием и ликвидацией не сумевших приспособиться к условиям рынка вузов и другой, более целесообразный метод - менеджерский, направленный на опережающий эффект.
Выбор способа претворения миссии в немалой степени зависит от регионального образа жизни. Наряду со СМУ, в Магадане сегодня действует ряд филиалов вузов других регионов страны. Они сыграли свою положительную роль, дав возможность людям, не имевшим дипломов о высшем образовании, повысить свою квалификацию, утвердиться в избранной отрасли. Часть руководителей этих филиалов сами закончили СМУ и обеспечили себе занятость на осмыслении слабых аспектов деятельности родного вуза. А он и сегодня еще - в стадии выбора, который зиждется на выборе потенциального заказчика - местного сообщества, семьи и личности, испытывающих в финансировании образования существенные затруднения. Но именно субъектная активность должна сориентировать СМУ в смыслах образования. Обеспечиваемые им фундаментальность, качественность, непрерывность образования в сопровождении предприимчивости, креативности способны сохранить СМУ статус ведущего вуза нашей территории.
Американская гостья города - профессор-эмеритус Университета штата Аляска Гретчен Т. Берш поделилась с магаданскими учеными собственными методиками применения в обучении студентов новых образовательных технологий. Даже и в наших условиях современные молодые люди все шире пользуются компьютерами и сетевыми возможностями, а американские студенты и преподаватели через библиотеку собственного вуза имеют доступ к фондам библиотек не только штата, но и страны, мира. С помощью Интернет они запросто общаются по научным интересам со студентами и учеными различных стран. Предлагая к использованию компьютерные наработки собственного вуза, американский профессор призвала развивать творческую активность и магаданских студентов с их педагогами - в партнерстве с американскими коллегами им по силам создать много новых интересных сайтов.
Заслушанное на пленарном заседании конференции сообщение "Кадровый потенциал и инновационное развитие территории", которое озвучил старший научный сотрудник СВКНИИ ДВО РАН Г.М. Ядрышников - совместный труд его коллег Н.А. Горячева, Н.В. Гальцевой, Е.М. Шершаковой с заведующей кафедрой СМУ О.В. Акулич. Инвестиционная привлекательность территории, по коллективному мнению ученых, обеспечивается ее инновационным потенциалом, состоящим из портфеля (идей и разработок), капитала (пригодных для приоритетной реализации проектов) и соответствующих им кадров. Согласно отраслевой структуре области и ее перспективам, инновационный портфель магаданской науки должен быть наполнен идеями и разработками в области освоения местного минерально-сырьевого комплекса, биоресурсов и развития социально-культурной сферы. Несмотря на повсеместные нынешние сокращения НИИ и количества ученых, магаданской исследовательской науке пока удается сохранять свои достаточно серьезные позиции. Есть даже некоторый плюс - прирост в числе аспирантов. Однако имеющийся научный потенциал используется на территории недостаточно. Сегодняшняя задача - активизация прикладного сектора науки, для чего необходимы областные гранты на доведение перспективных проектов до стадии внедрения, открытие должностей патентоведов, специальных внедренческих компьютерных сайтов и т.п.
В числе рекомендаций, выработанных магаданскими учеными, - создание региональной инновационной системы, занимающейся разработкой стратегии, реализацией идей на рынке, осуществлением мониторинга и оценкой эффективности внедряемых новаций. Необходимо, считают ученые, принимать специальный областной закон о развитии инновационной деятельности, а также формировать областные совет и агентство по ее управлению, образовывать специальный инновационный фонд с привлечением средств ОЭЗ. Высказанные на пленарном заседании идеи нашли свое продолжение во многих сообщениях участников конференции на 7 ее секциях, которые в этот раз формировались не по научным интересам. Во всех разговор шел о региональных проблемах непрерывного образования, стимулировании научно-исследовательской работы студентов, диалоге культур проживающего на территории области населения.
Л.СИДОРОВА. |