|
|
|
|
В английской гимназии Магадана Татьяна Николаевна Саломатина, учитель высшей квалификационной категории, работает с 1996 года. Ее педагогические успехи очень значительны. Так, в 2010 году все ученики девятых и одиннадцатых классов сдали экзамен по русскому языку в формате ЭГЕ на хорошо и отлично, один из них набрал 100 баллов. И в том, что Магаданская область приобрела победителей и призеров городской, областной и Всероссийских олимпиад по русскому языку и литературе, есть большая заслуга Т.Н. Саломатиной. В 2003 году она награждена Почетной грамотой Министерства образования РФ, а в 2006 году удостоена звания Почетный работник общего образования Российской Федерации». За успешную профессиональную деятельность в 2009 году поощрена Магаданской областной Думой Благодарственным письмом. В 2011 году ей объявлена благодарность Президента РФ Дмитрия Анатольевича Медведева.
Т.Н. Саломатина ответила на вопросы корреспондента «ВМ».
ДЕВИЗ: ШКОЛА – ЭТО РАДОСТЬ
– Татьяна Николаевна, а где прошло ваше детство, где сделаны первые шаги на трудовой тропе?
– Детство, юность прошли в Киргизии, в городе Пржевальске, на берегу замечательного озера Иссык-Куль. Школа, которую я закончила, тоже носила имя знаменитого путешественника. Окончила там же с красным дипломом университет. Очень яркое событие – встреча с поэтом Владимиром Высоцким, который у нас лечился. Мне удалось с ним говорить, слышать его песни. Довелось пообщаться и с Юрием Визбором, поскольку в летние каникулы подрабатывала экскурсоводом. Юность была великолепной, так как это было спокойное, доперестроечное время.
– А что вас подвигло вступить на педагогическую стезю?
– Да другой мысли у меня никогда и не было, как стать учителем. В детстве мне всегда нравилось возиться с малышами, я постоянно была пионервожатой: пятиклассницей – у первоклассников, девятиклассницей – у пятиклассников. В другой профессии себя не видела, хотя мама у меня врач.
– Когда, Татьяна Николаевна, вы ощутили себя специалистом достойного уровня?
– Только в этой гимназии, только здесь стала настоящим профессионалом. Когда вместе с мужем из Киргизии переехали на Колыму, где устроилась в школу поселка Спорное, я ничего не умела. И лишь в этой гимназии, где трудится очень сильный педагогический коллектив, и, конечно, очень талантливые дети, я постепенно становилась тем, кто я есть сейчас.
– Кто из педагогических авторитетов служит вам примером?
– В первую очередь, педагог и психолог, академик Амонашвили, который учит идти с радостью к детям. Его система «школа радости» работает, его девиз – учить, не нагружая, сохраняя человеческое лицо, доброту в сердце. Главное – ребенок должен идти в школу с радостью. Ни в коем случае на него не кричать, не наказывать, не ругать, а убеждать добрым словом. Очень многому научилась у директора гимназии Татьяны Николаевны Шмониной. Я ходила к ней на уроки и убедилась: она удивительный педагог, «педагог от Бога». Мне тогда показалось, что таким учителем никогда не смогу стать. Ее пример заставил меня серьезно работать над собой.
– Руководствуетесь ли вы воспитательными установками русских педагогов-классиков Ушинского, Макаренко?..
– Дело в том, что изменилось время, изменились дети, и, естественно, изменился подход к детям.
– В чем же главное различие?
– Главное различие – в отношениях педагога и ребенка мы сейчас работаем в сотрудничестве. И я считаю, что это важно. Раньше педагог стоял над ребенком, а теперь мы на одном уровне.
– А не злоупотребляют ученики таким положением?
– Нет! Они даже помогают, они иногда мудрее нас. Иногда мы учимся у наших детей новым взглядам на жизнь, на проблематику литературных произведений. И этот взгляд, свежий, интересный, не дает нам покрыться корой собственной непогрешимости. Они помогают нам чувствовать ветер времени, чувствовать его изменения и шагать с ними в ногу.
– А русской язык, русскую литературу ваши питомцы любят, уважают?
– Об уважении говорить трудно, они сейчас всё ставят под сомнение. Всё! Таково нынешнее поколение. Но я вижу свою задачу в том, чтобы пробудить это уважение в них. Отношение же разное. Одни считают, что язык просто современное средство общения, с которым можно делать все что угодно, нивелировать, как нам удобно. Другие ученики вообще не задумываются над таким вопросом. Иным английский язык больше нравится.
Моя задача – научить ценить, любить и уважать наш родной язык, пробудить интерес к нему. Думаю, что у меня это получается. Мои дети всегда с удовольствием идут на олимпиады по русскому языку, с удовольствием к ним готовятся.
У меня есть и призер Всероссийской олимпиады по русскому языку – Егор Толокольников. Им я очень горжусь, поскольку он, выиграв олимпиаду, поступил в 2008 году на филологический факультет Московского университета. Это мой будущий коллега. В прошлом году моя ученица Наташа Ларина выиграла Всероссийскую олимпиаду по литературе.
Дети делают успехи, и это дает мне право считать свою работу плодотворной.
– Татьяна Николаевна, кто из русских классиков вызывает интерес у школьников?
Ф. М. Достоевский в первую очередь. Очень любят Тургенева, читают наизусть его стихотворение о великом русском языке, спорят на тему отцов и детей. С трудом, но понимают Льва Николаевича Толстого. И любят Булгакова.
– И все-таки: как воспринимают старшеклассники Пушкина и Лермонтова?
– Сказать, что в них изначально заложена любовь к русской литературе, я не могу. Детям гораздо интереснее Гарри Потер, Властелин колец и т.д. Но педагоги для того и поставлены, чтобы открыть им мир русской классики. И оттого, как мы выполняем эту задачу, зависит их взгляд на русскую литературу.
– Как думаете, малый, так скажем, интерес детей к русской словесности не является ли изъяном дошкольного воспитания, слабым знакомством с русскими народными сказками и другими фольклорными источниками?
– Посмотрите на периодическую печать. Там американские комиксы, это какие-то жуткие издания, напичканные монстрами, трансформерами. И наши дети на них воспитываются. К сожалению, добрая русская сказка уходит из семьи. Изъяны, без всякого сомнения, имеются, но это проблемы всего нашего общества. И поэтому я вижу перед собой цель: хоть как-то исправить тех детей, которые приходят ко мне в класс, показать им другой мир – замечательный, светлый, красивый и чистый.
– Насколько эффективно вам удается соединять теорию и практику?
– Удается по мере сил. Если дети идут на олимпиады, на научно-практические конференции, значит в них пробуждается интерес к предмету. И не все так безнадежно.
– Татьяна Николаевна, в русле затронутой темы, назовите реальные ориентиры своей педагогической деятельности, выскажите отношение к новейшим установкам и веяниям в школьном обучении.
– Модернизация образования – это замечательно. Нужно компьютеризировать процесс обучения, поскольку тогда возрастает его эффективность. Но вызывает озабоченность сокращение часов на преподавание основных предметов. В первую очередь, меня беспокоят русский язык и литература. Считаю, что такое сокращение недопустимо, нужно пересмотреть ситуацию и вернуться к серьезному изучению родного языка и литературы. Литература перестала быть обязательным экзаменом, она постепенно перестает быть необходимой. А это наша культура, наша речь, наша нравственность.
Спасает положение возрождение духовно-нравственного воспитания, интереса к нашей коренной вере… Надо научить детей жить согласно христианским заповедям.
В русской культуре есть замечательные понятия нравственности, такие, какие присущи не только русским людям, но и всему миру… Скажу также, что у нас должна быть детская организация, которая способна заниматься воспитанием. Сегодня никакой подобной организации не существует. И где взять учителю ту опору, которая станет ему надежным помощником в воспитании человека? Именно человека с большой буквы. У педагога единственное, что осталось – могучая литература, которая, кстати, зиждится на христианских заповедях.
– Кем еще из своих воспитанников вы гордитесь?
–Это Влада Прасолова, талантливая девочка. Сейчас в Санкт-Петербурге живет, закончила факультет международных отношений. Это Таисия Алишова, с которой мы ездили на Всероссийскую олимпиаду в Белгород. Данил Пискунов, призер областной олимпиады по литературе. И каждый год нас радуют способные ученики. Назову Ксюшу Козлову, которая в этом году набрала больше всех баллов на областной олимпиаде по русскому языку, таких очень много.
– Как вы относитесь к получившему широкую огласку форсайт-проекту?
– Я категорически против всех его положений. На мой взгляд, он страшен, неприемлем в нашем обществе, особенно в положениях, касающихся семьи, семейного воспитания. Проект разрушает наши национальные устои, наш национальный менталитет. Ни в коем случае такой проект принимать нельзя.
– И такой вопрос Татьяна Николаевна: что значится на вашем рабочем календаре первым пунктом?
– На первом месте стоит задача в 2012 году – подготовить ребят к успешной сдаче Единого государственного экзамена по русскому языку. У меня будет три одиннадцатых класса. Их необходимо достойно выпустить из нашей гимназии.
– Спасибо за откровенный, интересный разговор, успехов вам в вашем воистину благородном труде.
Вел беседу Петр ЛИВАНОВ |