|
|
|
|
«Я ХОЧУ ПОКАЗАТЬ СВОЙ ДНЕВНИК ЛЮДЯМ»
Верно подмечено, если человек талантлив, то он талантлив во всем. Вот подарил мне на днях магаданский писатель Владимир Данилушкин изданную под его редакторством шикарно-красочную книгу «Здесь все не так» Константина Михаленко, а я ее все листаю и не перестаю удивляться. Дело в том, что предстал передо мной со страниц книги просто необыкновенный человек: участник двух войн, Герой Советского Союза, участник битвы под Москвой, Сталинградского, Курского сражений, Белорусской, Висло-Одерской, Берлинской операций. Боевой летчик, гвардии старший лейтенант, командир звена гвардейского ночного бомбардировочного полка на фанерном самолетике ПО-2 сделал 997 ночных боевых вылетов. И это еще не все. «Крещенный» после войны прославленным И.П. Мазуруком в Полярную авиацию Константин Фомич Михаленко налетал в небе Арктики и Антарктиды более 23 тысяч часов: ледовая разведка, проводка судов, снабжение и эвакуация экипажей Полярных станций. Удостоен звания «Почетный полярник СССР».
Интересный писатель, незаурядный документалист. Отрадно то, что его литературной родиной по праву можно считать Магадан. Ведь именно здесь состоялся его писательский дебют – в Магаданском областном книжном издательстве вышла в свет его первая книга «Кукурузники». Он также автор книг «Служу небу», «Небо стоит верности» (удостоена диплома Всесоюзного конкурса на лучшую детскую и юношескую книгу), «По курсу – полюс», «1000 ночных вылетов», «Четвертый разворот». И вот снова Магадан 2010-го, в котором Константин Фомич рождает свою новую книгу «Здесь все не так». Особо замечу, что 2010 год для К.Ф. Михаленко юбилейный – ему исполнилось 90 лет! В начале этих заметок я назвал «свежеиспеченное» издание шикарно-красочным. И неспроста. Гламурное определение, если выразиться по-современному, связано еще с одним талантом Михаленко – художественным. Знаете, если обычно книги пахнут типографской краской, то эта – акварелями. Страницы буквально пропитаны ими: экзотически-чудесные виды Севера, Антарктики, караваны судов, самолеты и, конечно же, портреты друзей-товарищей, коллег по полярным морям и небесам. Все как-то первозданно и необычно. Некоторые акварели Константина Михаленко вызвали у меня ассоциации с полотнами Рокуэлла Кента. Но это, конечно, не так. У знаменитого американца северные картины суровые и контрастные, а у автора книги «Здесь все не так» Север какой-то высвеченный, живой, радостный. Но сам на свое творчество Константин Фомич смотрит куда как скромнее: «Художник-профессионал из меня так и не получился, но любовь к рисованию полностью завладела мной и стала необходимостью. Дневников, как таковых, я никогда не вел – просто рисовал. Пожалуй, это и есть мой дневник. Обычно дневник – нечто сокровенное, предназначенное только для себя. А я хочу показать свой дневник людям! Эта книга – не просто мемуары. Это документальные рассказы о мужестве и мастерстве, о любви к выбранной профессии, о верности своему долгу моих товарищей по Арктике». …НИЧЕМ НЕ ПРИУКРАШЕННАЯ Я не собираюсь в газетных заметках пересказывать содержание книги «Здесь все не так» – неподъемное это дело. Коротко и метко ее охарактеризовал в послесловии к изданию член Союза российских писателей С. Лившиц, наш земляк: «Произведения полярника биографичны, и нельзя не заметить: он проявляет удивительную скромность и никоим образом не стремится подогреть интерес к своей персоне. Напротив, на первом месте у него коллеги, соратники, друзья, с кем довелось делить тяготы фронтовой жизни либо летать в Арктике и Антарктиде. Для каждого найдены выразительные слова, яркие краски. Проза К. Михаленко производит удивительно цельное впечатление еще и потому, что у нее исповедальный характер. Сотканная из реальных фактов повседневности, писательских размышлений о сокровенном и ничем не приукрашенная, она предельно искренна. Автор совестится обращаться к залихватскому тону, рассказывая о деле, которому служил четверть века. Его обращение к далекому прошлому – это взгляд человека, старавшегося своим трудом и талантом сделать эпоху более пригодной для жизни». А теперь – короткий экскурс в мир слов и акварелей. В первой главе «Немного о Севере и чуть-чуть о себе» автор говорит о том, что в Полярную авиацию он, по сути дела, попал случайно. Приехал бывший военный летчик, Герой Советского Союза в Москву поступать в пилоты гражданской авиации, а в управлении ГВФ не очередь из кандидатов, а очередища… А потом чудесная встреча с Героем Советского Союза, генералом Ильей Павловичем Мазуруком, который и предложил ему Полярную авиацию. Это было в апреле 46-го. И вот впереди Архангельск, Амдерма, Игарка, спасение геологов на реке Котуй… Короче, реальная жизнь и работа. Для любителей историй создания и полетов дирижаблей, самолетов будет интересна вторая глава, в которой, в частности, рассказывается о первых шагах освоения Арктики, о трансарктическом перелете Амундсена, трагедии экспедиции Нобиле на дирижабле «Италия». В главе «Первые» Константин Михаленко живо описывает «встречу» в суровом море с атомным ледоколом «Ленин», разговор капитанов двух судов – воздушного и морского – по рации, просьбу пройти над «Лениным» пониже, чтобы кинооператоры и фотокорреспонденты отсняли исторический материал. Потом Михаленко дает живые зарисовки своих друзей и коллег: Героя Советского Союза М.М. Кириллова, штурмана Н.М. Жукова, летчика, Героя Советского Союза А.Д. Алексеева, летчика Ф.Б. Фариха, штурмана В.П. Падалко, летчика В.В. Малькова и многих многих других. С какой же искренней любовью и добротой он пишет о них, рисует их! И не ошибусь, если скажу, что добрых 90 процентов объема книги состоит из «живого человеческого» материала. Героические и трагические строки сменяют друг друга в главе «Война в Арктике». Автор обращается к архивам Первой и Второй мировых войн, рассказывает о причинах интереса врагов к Советской Арктике и героической защите ее нашими моряками, летчиками. Автор напоминает о беспримерной атаке подлодки «К-24» под командованием Н.А. Лунина фашистского линкора «Тирпиц», о неравном бое в Карском море ледокольного парохода «А. Сибиряков» с мощным крейсером «Адмирал Шеер», который открыл огонь, приказал спустить флаг и сдаться. Тогда по команде раненого капитана А.А. Качаравы, боцман Н.Г. Бочурко открыл кингстоны и пылающий корабль, продолжая отстреливаться, медленно начал тонуть, но не спустил флаг! Чем не повторенный подвиг «Варяга»?! Глава «Ледовая разведка». Мирные, но суровые арктические будни полярных авиаторов, выходы на караваны в море, чтобы указать им наиболее оптимальные курсы. А глава, которая носит название этой книги, посвящена работе К.Ф. Михаленко и его многочисленных друзей в Антарктиде. «Без труб и барабанов» – последняя глава книги. Она о том, как полярные летчики обслуживали СП, как работали на о. Врангеля, мысе Шмидта, в Певеке, в бухте Провидения… Книга заканчивается так же, как и начинается: встречей двух Героев К.Ф. Михаленко и И.П. Мазурука. Только не в Москве, где когда-то генерал благословил старшего лейтенанта в Полярную авиацию, а на мысе Шмидта. И уже теперь командир воздушного судна Михаленко разрешает пенсионеру Мазуруку сесть на свое место, взять штурвал в руки и взлететь… Осталось теперь прочитать эту книгу самым внимательным образом. Чего и вам желаю! Книгу листал Валентин СИДОРОВ. |