|
|
|
|
ПРОФСОЮЗ И РАБОТОДАТЕЛЬ – В ОДНОЙ УПРЯЖКЕ В сентябре 2009 года исполнилось 90 лет со дня образования профессионального союза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства. История профсоюза неотделима от истории всего нашего государства и общества. За этот период профсоюз прошел трудный путь становления. Наиболее влиятельной активной частью транспортных рабочих были грузчики. В 1905 году насчитывалось около 200 тыс. транспортных рабочих. Это была первая профессиональная организация транспортников, которая пользовалась огромным авторитетом. Первый Всероссийский съезд профессиональных союзов, проходивший в январе 1918 года, провозгласил в качестве основного организационного принципа строительства профсоюзов лозунг: «Одно производство - один профсоюз», то есть объединение в профессиональные союзы не по принципам профессии и специальности, а по месту работы. Работающие на одном предприятии объединялись в один профсоюз. I съезд транспортных рабочих начал свою работу 12 сентября 1919 года. 18 сентября 1919 года съезд избрал Центральный комитет профсоюза в составе 15 человек. Именно этот день принято считать днем основания профсоюза автотранспортников. На настоящий момент профсоюз объединяет 75 территориальных организаций профсоюза, почти 3 тысячи первичных профсоюзных организаций предприятий автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, средних специальных учебных заведений и профессионально-технических училищ с общей численностью членов профсоюза около 500 тысяч человек. Среди членов профсоюза 28,1% женщин, 19% молодых работников до 35 лет, 5,3% учащихся учебных заведений. В настоящее время в отраслях автомобильного транспорта и дорожного хозяйства профсоюзным членством охвачено 75,8% работающих. Свой стратегический курс ЦК профсоюза связывает с развитием социального партнерства. В условиях становления рыночных отношений в отраслях автомобильного транспорта и дорожного хозяйства социальное партнерство между работниками, работодателями и государством как на уровнях федеральном, субъектов Российской Федерации, муниципальном, так и на уровне предприятий получило качественное развитие. Хотелось бы еще раз поздравить с двумя профессиональными праздниками, которые у нас прошли в конце октября, работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства. В сложных условиях рыночных преобразований автотранспортная отрасль достаточно стабильно обеспечивает потребности общества в перевозках грузов и пассажиров, в жестокой конкурентной борьбе отстаивает свои позиции на рынке транспортных услуг, при этом автомобилистов всегда отличает хорошая организованность, преданность профессии, высокая ответственность за порученное дело. Благодаря профессиональному мастерству и стабильной работе специалистов дорожного хозяйства обеспечивается, несмотря на все экономические трудности, содержание и ремонт важнейших участков автомобильных дорог Магаданской области. Обеспечивается бесперебойное движение автотранспорта, а значит, поддерживаются связи с самыми отдаленными точками нашего региона. От всей души желаю всем крепкого здоровья, профессиональных успехов в работе, счастья в личной жизни, стабильности и благополучия в делах. Пусть в ваших домах царят мир и согласие! Н есмотря на меры, принимаемые российскими властными структурами, мировой экономический кризис наращивает свое негативное влияние на российскую экономику, хотя и говорят экономисты и банкиры, что мы достигли дна и скоро потихоньку начнется подъем экономики. Но в нынешней ситуации в это верится с трудом, потому что наши предприятия входят в зиму. Содержание дорог, особенно зимой, в последние время было убыточным для предприятий в финансовом плане, все что заработали они за короткое лето на капитальном строительстве, приходится тратить зимой, чтобы обеспечить проезд, как-то самим выжить в это нелегкое время. Н епонятны двойные стандарты: с одной стороны государство говорит о безопасном движении на транспорте, ужесточает наказания для участников дорожного движения в виде штрафов, а на развитие и поддержку дорог денег с каждым годом все меньше и меньше. Так, может, все-таки вначале надо вложить деньги в дороги, пока наши предприятия совсем не развалились. Поэтому хотелось бы надеяться, что не возродятся факторы, вызывающие тревожные настроения у работников: падение объемов производства, сокращение финансирования. В целях обеспечения сохранения рабочих мест и занятости работников организации в период кризиса профсоюзной организации необходимо обеспечить осуществление контроля за действиями работодателей, используя нормы трудового законодательства, федеральных и региональных отраслевых соглашений, условий коллективных и трудовых договоров, норм локальных нормативных актов, принятых на предприятии. Любые действия работодателей, результатом которых может быть ухудшение социально-экономического положения работников, должны осуществляться только после их проработки с участием органов профсоюза и только в качестве крайней меры. Действия комитетов первичных профорганизаций на предприятиях должны быть направлены на совместный с работодателем поиск и определение комплекса мер, позволяющих уменьшить негативные последствия кризиса для социально-экономического положения предприятия, сохранить трудовой коллектив и материальную базу предприятия. Механизм взаимодействия первичной профсоюзной организации и администрации предприятия в условиях кризиса целесообразно рассмотреть на заседании профкома организации с приглашением руководства предприятия, необходимых специалистов, экспертов. Позицию профсоюза по тем или иным вопросам деятельности предприятия также нужно принимать на заседаниях коллегиального органа – комитета профорганизации с обязательным доведением принятых решений до работников предприятия. Согласно поступающей с мест информации, работодателями избираются следующие пути оздоровления экономической ситуации на предприятии: - изменение размера оплаты труда работников в сторону уменьшения при сохранении объема выполняемой работником работы; - пересмотр применяемых на предприятии мер стимулирования труда в целях уменьшения расходов на оплату труда работников; - принуждение работников к оформлению отпусков без сохранения заработной платы; - сокращение численности (штата) работников организации и др. В соответствии с Федеральными отраслевыми соглашениями по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту и по дорожному хозяйству на 2008-2010 годы профкомы предприятий обладают правом согласования решений работодателя по ряду вопросов трудового характера. Прежде чем давать согласие на временное снижение уровня гарантий работников предприятия, профком предприятия должен разобраться в экономической ситуации, в которой находится предприятие, убедиться в действительном наличии объективных экономических трудностей. Не секрет, что под прикрытием кризиса отдельные работодатели предпринимают попытки улучшить финансовое положение за счет ущемления трудовых прав работников. Обсуждение за столом переговоров предлагаемых работодателями мер следует осуществлять с использованием первичных документов, представленных работодателем. Затребование документов предусмотрено Федеральным законом «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», Трудовым кодексом Российской Федерации, федеральными отраслевыми соглашениями по автомобильному транспорту и дорожному хозяйству. Работодатель должен предоставить объективные доказательства необходимости предлагаемых им мер (мероприятий), обосновать их положительное влияние на финансово-экономическое положение предприятия. Прежде чем обсуждать вопрос экономии средств фонда оплаты труда, надо убедиться в отсутствии других источников экономии средств (например, отказ от убыточных работ, производств и др.). Хотелось бы отметить, что профсоюзом представляется возможным затребовать от работодателя разработку нескольких вариантов развития событий (например: оптимистичный (при незначительном снижении доходов предприятия), пессимистичный (большое снижение (30-50%) доходов, критическое развитие событий, приводящее к неплатежеспособности предприятия, и т.п.), с тем, чтобы каждый вариант сопровождался мероприятиями, направленными на поиск и реализацию внутренних резервов. В зависимости от сложности ситуации должны быть приняты меры по адекватному снижению расходов, в первую очередь, непроизводительных. Предметом экономии может быть отказ от части автомобилей, используемых для нужд административно-управленческого аппарата. Рассматривая предложения работодателя (при недостаточной экономии по другим статьям) по проведению мероприятий, направленных на сокращение социальных выплат, также необходимо рассматривать в первую очередь те из них, которые не связаны непосредственно с трудом (например, компенсация части стоимости обедов, оплата стоимости проезда, частичная оплата образования в высших и средних образовательных учреждениях для работников – студентов, др.). Обо всех принятых изменениях работники должны быть проинформированы, желательно, если это будет сделано на профсоюзных собраниях. Изменения, затрагивающие конкретных сотрудников, должны быть отражены в трудовых договорах. Нельзя всем действовать по одному шаблону. Необходимо учитывать специфику, особенности каждого предприятия и дифференцировать предлагаемые работодателем мероприятия в зависимости от тяжести финансово-экономического положения предприятия в конкретной ситуации. Любой секвестр (будь то сокращение рабочей недели, рабочего дня, кадров или социальных выплат) может осуществляться только при условии предоставления коллективу, профсоюзу достоверной информации об экономической ситуации. Работники должны знать объективную картину и идти на добровольные самоограничения, только если работодатель доказал, что сам прилагает все усилия и вкладывает деньги в разрешение кризисной ситуации. В противном случае позиция профсоюза и рекомендации всем трудящимся – никаких заявлений на отпуска без содержания, никаких нарушений колдоговора, никаких заявлений на сокращенную неделю и тем более на увольнение по собственному желанию! В период кризиса необходимо усилить контроль за соблюдением прав членов профсоюза. При рассмотрении предложений работодателей профкомам необходимо иметь в виду следующее. При получении информации о том, что работодатель предлагает работникам изменить ранее определенные условия трудовых договоров, профком обязан проверить факт соблюдения работодателем процедуры изменения условий трудового договора, предусмотренные статьей 74 ТК РФ, а именно: – имеют ли место причины, позволяющие работодателю изменить определенные сторонами условия трудового договора по его инициативе; – был ли работник уведомлен работодателем о предстоящих изменениях определенных сторонами условий трудового договора и причинах, вызвавших необходимость таких изменений, в письменной форме не позднее чем за два месяца до их изменения; – при несогласии работника работать в новых условиях предлагалась ли ему в письменной форме другая работа, как соответствующая квалификации работника, так и вакантная нижестоящая должность или нижеоплачиваемая работа, которую работник может выполнять с учетом состояния его здоровья. Предлагалась ли работнику вакансия в других местностях, если эта обязанность работодателя предусмотрена коллективным договором, соглашениями или трудовым договором. В случаях несоблюдения работодателем вышеуказанной процедуры изменения определенных сторонами условий трудового договора, профсоюзные комитеты обязаны внести представление об устранении работодателем допущенных нарушений трудового законодательства и восстановлении нарушенных трудовых прав работника. В соответствии со статьей 135 ТК РФ системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок (окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами. В качестве стороны коллективного договора работники выступают в лице своего представителя – комитета первичной профсоюзной организации. Дмитрий ЛЯХОВ, председатель областной профсоюзной организации автомобильного транспорта и дорожного хозяйства. |