|
|
|
|
Как жильцам многоэтажки заработать деньги на рекламе Теперь рекламным агентствам, прежде чем разместить свой продукт на стене или крыше многоэтажки, придется заручиться согласием жильцов. Такова суть поправок в Жилищный кодекс и Закон «О рекламе», опубликованных в ежедневном выпуске «РГ» 29 сентября. Новые правила запрещают вешать рекламу на домах без согласия хозяев. Жилец-собственник должен дать «добро», а уж на каких условиях – за вознаграждение или просто так – дело его, хозяйское. Если же квартир в доме много, то рекламщики должны заключать договор со специально уполномоченным собственниками лицом, а не каким-нибудь ДЭЗом, ЖЭКом или муниципалитетом. Согласно закону, объявить рекламную паузу для дома можно только на общем собрании собственников, которые и выберут ответственного человека. А он в свою очередь проработает с рекламщиками детали: как долго будет висеть реклама, сколько причитается каждому жильцу и так далее. Конечно, собрать всех квартирантов иной многоэтажки вместе, как правило, непросто, но это проблемы рекламщиков. К тому же не исключено, что, когда дело запахнет деньгами, жильцы проявят, наконец, гражданскую активность. О самом законе мы уже писали, а сегодня подробно расскажем, как действовать жильцам, если рекламодатели позарились на их дом. ПОД ЩИТОМ И НА ЩИТЕ Если реклама уже висит, при этом мнение собственников, когда заключался контракт с рекламодателем, учтено не было. Дело в том, что до сих пор вопросами размещения рекламных конструкций на жилых домах занимались в основном муниципалитеты, собрания ТСЖ (а туда, как правило, входят не все собственники), исполнительные органы жилищных кооперативов, а то и вовсе ДЭЗы с ЖЭКами. «Все эти организации не могут действовать в обход собственников квартир. Это незаконно, поскольку положение об общем имуществе собственников помещений, коим являются стены и крыша дома, прописано в Жилищном кодексе, то есть еще до принятия нынешних поправок», – пояснили в Комитете Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству, в недрах которого и родился новый закон. Загвоздка в том, что нынешние поправки распространяются только на вновь возникшие отношения. Если реклама висит со времен царя Гороха, новый закон на нее не распространяется. В этом случае собственники жилья могут действовать как минимум двумя способами. В первом случае жильцы (после решения общего собрания) могут через суд потребовать снять рекламу либо материально компенсировать оставшиеся месяцы (или годы) до истечения срока договора, а возможно, и все то время, которое прожили бок о бок с «двигателем торговли». Правда, сложно предположить, на чьей стороне окажется суд – исковых заявлений по поводу незаконного размещения рекламных конструкций на жилых зданиях еще не было. Есть шанс это проверить. Либо спокойно дожидаться окончания договора с рекламной фирмой. А пока есть время, начать поиск следующего рекламодателя и моральную подготовку собственников дома к очередной рекламной компании. ПЕРВЫЙ РАЗ – КАК В ПЕРВЫЙ КЛАСС Предположим, что рекламная фирма обратилась к жильцам дома с конкретным предложением. Как надо в этом случае действовать собственникам жилья? 1. Согласно закону объявить «рекламную паузу» для дома можно только на общем собрании собственников. Согласно статье 44-й Жилищного кодекса вопрос считается принятым, если «за» (или «против») размещения рекламы на доме проголосовало не менее двух третей от общего числа собственников в доме, но не от того, сколько человек пришло на собрание. После чего оформляется протокол собрания. 2. На голосование сразу же должен ставиться и вопрос об условиях установки рекламы (как долго будет висеть реклама, сколько причитается каждому жильцу и так далее), а также – кто будет представлять собственников при заключении договора с рекламной фирмой. Это может быть как житель дома, так и представитель местных властей или управляющей компании. 3. Если дом многоподъездный и для коллективного собрания элементарно нет подходящего места, проводится заочное голосование (статья 47-я Жилищного кодекса). По квартирам разносятся бланки с подробным описанием сути вопроса. Подсчет голосов такой же, как и при очном голосовании. Автор закона, председатель Комитета Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Павел Крашенинников пояснил «РГ», что закон разрешает участие в общем голосовании представителей местной администрации или юридических лиц в том случае, если они имеют в собственности квадратные метры в этом доме. Это может быть как муниципальное жилье, так и квартиры, принадлежащие некой фирме, в которых проживают сотрудники этой организации. Право голоса имеют также собственники магазинов, салонов красоты, стоматологических кабинетов, в общем, – все те, кто обычно занимает в наших домах первые этажи. ЗА ЦЕНОЙ НЕ ПОСТОИМ Законодательство никак не оговаривает финансовую сторону вопроса. Жильцам лучше заранее договориться, как они будут делить прибыль. Самый простой вариант – в зависимости от доли общего имущества, то есть количества квадратных метров, занимаемых собственником. В отдельных случаях может набежать неплохая сумма. Правда, деньги за размещение рекламы на домах по стране распространяются очень неравномерно. Например, в регионах стоимость размещения рекламы на торце многоэтажки доходит до 40 тысяч рублей. В Москве – минимум в 5 раз дороже. Если разделить в условном многоквартирном доме рекламные доходы на число квартир, придется 300-500 рублей на семью в регионах и от 1000 рублей – в столице. «Гражданам советую не делить деньги, полученные с рекламной фирмы, а договориться с компанией на бартерной основе, – говорит Павел Крашенинников. – Сдают под рекламный щит крышу, в обмен получают отремонтированные подъезды, чистые площадки, а то и бесплатную консьержку». Некоторые собственники жилья еще раньше поняли, как работает вся эта система. Например, в городе Белогорске Амурской области жители, чьи балконы украшает социальная реклама, зарабатывают за счет такой аренды до 1000 рублей в месяц. А в Санкт-Петербурге председатель одного из городских ТСЖ сообщил журналистам, что за баннерную рекламу, расположенную на фронтоне дома, товарищество скопило за полгода сумму, необходимую на косметический ремонт дома. И мнение жильцов по поводу развешанных между окнами растяжек изменилось в противоположную сторону. Впору в их доме организовывать клуб любителей рекламы. В Москве же, по данным экспертов, сейчас на крышах и фасадах домов в Москве размещено 1100 рекламных конструкций. На них приходится 25 процентов всего объема рынка наружной рекламы столицы: 17-18 миллионов долларов. При этом на Москву приходится около 50 процентов всего объема наружной рекламы в РФ. *** КОМПЕТЕНТНО
СДАЕТСЯ БЕЗ БОЯ Василий Дикусар, заместитель президента Гильдии российских адвокатов, доктор юридических наук: - Я считаю, это правильное положение: рекламу на домах можно вывешивать только с согласия собственников. Представьте, что на кузове вашего собственного автомобиля ГАИ начнет вешать рекламу. Будет ли это справедливо? Точно так же несправедливо было и когда муниципалитеты разрешали вешать рекламу на домах без согласия и учета интересов жильцов-собственников. В многоквартирных домах права собственности распространяются не только на квартиры, но и на помещения общего пользования – лестницы, подвалы, чердаки и т.п. Но это – совместная собственность всех жильцов. Собственники не только обязаны ее содержать, но имеют право и извлекать выгоду из нее. Если какие-то договора были заключены раньше, владельцы жилья сейчас имеют право требовать их пересмотра. Но каждый случай надо рассматривать в отдельности, в зависимости и от содержания самого договора. Так или иначе, решение об этом должно приниматься на общем собрании владельцев. Требования к проведению собраний и ведению протоколов установлены Жилищным кодексом РФ. По материалам «Российской газеты» подготовила Е. СМИРНОВА. |