|
|
|
|
Вернувшись из отпуска и просмотрев местную прессу, была неприятно удивлена статьей Ю. П. Жарова «О сладкой морковке и искушенных театралах» («ВМ», № 34 от 20 августа 2009 г.). Как пишет автор, она появилась в ответ на публикацию читателя и театрала А. Щербакова «Заметки на полях после театрального сезона» («ВМ», № 23 от 4 июня 2009 г.). Напомню читателям, что в апреле этого года вышло постановление губернатора Магаданской области о том, что чиновникам следует давать письменный ответ на критические публикации в СМИ. Ответить-то Юрий Павлович ответил, но подписался как «верный зритель Магаданского муздрамтеатра», забыв упомянуть, что он еще и заместитель начальника управления областного управления культуры. Хитро придумано. Ну да Бог ему судья. Когда уходят известные люди, то, как это часто происходит, они начинают обрастать «друзьями». До глубины души меня возмутило заявление Ю. Жарова о том, что его « с Володей Барляевым связывала дружба в четверть века». Владимир Алексеевич был человеком закрытым. У него было всего два друга, в том числе заслуженный артист России Алексей Петрович Яновский. Что-то я не припомню в этом числе Юрия Жарова. Может быть, это он приносил болеющему артисту продукты, навещал его в больнице, приходил к нему домой, морально поддерживал во время «гунинских баталий»? В это время как раз в «ВМ» появились статьи в защиту всеми нами любимого артиста – моя, бывшей сотрудницы театра Татьяны Лютой, журналиста Ирины Борщевской, художника Валерия Цирценса, руководителя муниципального оркестра духовой и эстрадной музыки Виталия Суховерхого, в «Магаданской правде» на его стороне выступили артисты хоровой капеллы. Ю. П. Жаров, как истинный «друг» в это время молчал. Выжидал, чем дело кончится? Вот и теперь, когда любимца публики уже нет с нами, его нужно защищать от сплетен, слухов и надуманностей разного толка. И уж совсем неприлично говорить о том, что когда артист вернулся в театр в качестве директора, «его должность в управлении культуры сократили за ненадобностью». Думаю, что ни начальник управления культуры мэрии Людмила Горлачева, ни тогдашний ее заместитель Наталья Пежемская не могут сказать о работе Владимира Алексеевича в управлении культуры как о «ненужной». Работая там, он был председателем жюри различных конкурсов для юных артистов музыкальных школ, престижных городских конкурсов, вел большую просветительскую работу. Далее. Чиновник Ю. Жаров безапелляционно утверждает, что «приход Барляева на пост директора театра был его ошибкой. Талант актера и способности менеджера – это разные дарования. Управленец Барляев был посредственный». Я не буду отвечать на эти странные выводы, а дословно приведу слова губернатора области Николая Дудова на открытии мемориальной доски народному артисту России Владимиру Барляеву 15 июля 2009 года: «На праздничном концерте в МЦК, посвященном 70-летию Магадана, все, конечно, увидели, что на сцене нет главного исполнителя, который всегда украшал подобные праздничные мероприятия и радовал нас своим талантом. Нет Владимира Алексеевича Барляева. 28 лет он посвятил нашему музыкальному и драматическому театру, за эти годы он сыграл в огромном количестве спектаклей самые разнообразные роли. В Магаданской области, наверное, нет ни одной точки, где бы он не побывал вместе с труппами театра, где радовал мастерством жителей территории. В качестве руководителя театра он пришел в него в непростое время и смог за достаточно короткий срок заявить о себе как о крепком хозяйственнике. При нем начались масштабные работы по ремонту театра, они будут продолжены, и это лишний раз подчеркивает его многогранность как художника, артиста, руководителя с большой буквы. Каждому из нас его очень не хватает. Светлая память о нем навсегда останется в наших сердцах». Именно губернатор назначал Владимира Алексеевича на эту должность, и к счастью, он не ошибся. Сегодня нас встречает уютное светлое фойе театра, а актеры служат театру в отремонтированных теплых гримерках. За 4 года директорства этого замечательного человека репертуар пополнился отличными качественными постановками режиссеров Юрия Чернышева, Анны Варпаховской, Алексея Яновского, активно заработал малый зал, стал нарабатываться детский репертуар. Все это уходит, и больно наблюдать за развалом единственного на Дальнем Востоке театра с великой историей. Вопреки всем общепринятым нормам, Ю. Жаров бросает камень в огород человека, который уже не сможет опровергнуть его слова. Брошен камень и в мой огород. Да, несколько лет назад у нас была полемика с Ю. П. Жаровым, но мне, честное слово, и в голову не приходило назвать его «немолодым весьма нахальным чиновником». Полемика есть полемика, здесь каждый, заинтересованный в предмете разговора, может высказать свое мнение. А времена, когда было велено «не пущать», как верно заметила видная общественница и высоко порядочный человек Нина Новохатько, уже прошли. Но метастазы советского мышления еще продолжают бродить в головах иных чиновников. По этому поводу она умно, грамотно и точно ответила в своей статье «Сиди и смотри» («ВМ» 37 от 10 сентября 2009 г). Мне, как журналисту, доподлинно известно, что Владимиру Барляеву в «наследство» от бывшего директора Б. Гунина осталось 2 миллиона рублей долгов театра. Их с трудом погасили, в том числе хорошие сборы принесли сказки, поставленные заслуженным артистом России Алексеем Яновским – «Снегурушка» и «Новогодняя феерия», которые до сих пор вспоминают и дети, и взрослые. Я уже не говорю о чудесной «Золушке», которую Ю. Жаров позиционировал, как «провалившуюся на сдаче и с успехом прошедшую на зрителе, причем детском зрителе, которого не обманешь (это к вопросу о роли худсовета)». Вот именно, Юрий Павлович, это к вопросу о роли худсовета. Как люди, сидящие в нем во главе с и. о. худрука артисткой-кукловодом О. Усовой могли не принять эту прелесть? На самом деле «Золушка» побила все зрительские рейтинги. Эта большая режиссерская удача Алексея Петровича. Своей алогичностью потряс еще один момент. Ю. Жаров пишет: «то, что Ольга Степановна до последнего дня была рядом с Владимиром Алексеевичем, заслуживает, по крайней мере, более уважительного тона замечаний в ее адрес как худрука». Позвольте?! Не надо путать Божий дар с яичницей. Художественный руководитель театра – должность, которая назначается директором театра. Для этого нужно иметь высшее образование, звание, высокие моральные и нравственные качества. Это не должность, которая, как я поняла, исходя из слов Ю. Жарова, передается «по наследству». В последние месяцы жизни Владимир Алексеевич рассказал правду о своих негативных взаимоотношениях с О. Усовой своей сестре, с которой я встречалась этим летом в Москве. Эти отношения закончились еще до обострения болезни Владимира Алексеевича… Заканчивает чиновник статью один в один как Кот Леопольд, мол, ребята, давайте жить дружно. А на то, что в театре большие проблемы, которые, кстати, Владимир Алексеевич успешно решал, он реагировать не будет. Достаточно сместить акценты в другую сторону, сбить с толку читателя. Конъюнктурные выводы сплошь и рядом идут по всей статье «верного зрителя Магаданского муздрамтетра». Чего стоит такой перл: «Я не видел графа Калиостро, но больше доверяю мнению профессионала И. Дадашева, чем дилетанта ЗТ». Не напоминает советские времена? Я Солженицына не читал, но плохой роман, как мне сказали. Можно поздравить Юрия Павловича: он не ЗТ. Он просто «анализирует деятельность учреждений культуры и искусства города и области», а попросту курирует театр. И его мнение, как и мнение профессионала-завлита И. Дадашева, как верно заметила Н. Новохатько, не может быть объективным. Так что, Юрий Павлович, все получается по пословице: кто сеет ветер, тот пожнет бурю. Наталья АЛЕКСЕЕВА, член Союза журналистов России, театрал. |