|
|
|
|
5 октября вся педагогическая общественность будет отмечать один из самых важных праздников - День учителя. Недавно начался новый учебный год. Какие результаты были достигнуты и какие задачи ставятся перед системой образования города? Об этом мы и поговорим с начальником управления образования мэрии города Магадана Светланой Леонидовной Колмогоровой. – Новый учебный год начался с яркого праздника - шествия первоклассников. Отрадно, что это стало доброй традицией в нашем городе. В нем приняли участие около 2-х тысяч человек. Какое количество первоклассников переступило порог школ в этом учебном году? Сколько учащихся обучаются в них? – В этом учебном году в муниципальных образовательных учреждениях обучается более 9,5 тысяч человек, в том числе около 1000 первоклассников. – Сколько всего учреждений составляют систему образования Магадана? – Система образования в Магадане – это тридцать дошкольных и двадцать два общеобразовательных учреждения. В детских садах воспитываются почти пять с половиной тысяч детей, школы посещают почти одиннадцать тысяч. В городе функционируют учреждения дополнительного образования: детский экологический Центр и Дворец детского и юношеского творчества. В 2007-2008 учебном году в учреждениях дополнительного образования города обучались 3861 человек, что составляет 39 % от общего числа учащихся школ города. Оба учреждения дополнительного образования – многопрофильные. – Каким образом реализация приоритетного национального проекта «Образование» отражается на деятельности школ? Можно ли говорить о значительных изменениях в системе образования города? – С начала реализации приоритетного национального проекта в городской системе образования произошли различные изменения. В основном, конечно, в общеобразовательной сфере. Благодаря поддержке инновационных общеобразовательных школ и лучших учителей, увеличилось количество участников в конкурсных отборах. Заявки на участие в конкурсах в 2007-2008 учебном году – 7 школ, 16 педагогов. Победа и участие в конкурсах на Грант Президента РФ позволили школам качественно изменить материально-техническую базу образовательного процесса, обновить лабораторное оборудование и программно-методическое обеспечение. Школы приобретают комплекты мультимедийного оборудования, мобильные многовариантные мультимедийные образовательные комплексы, цифровые лаборатории для учебных кабинетов, операционные системы, программно-методическое обеспечение (виртуальная школа Кирилла и Мефодия, «Репетитор», тренажеры ЕГЭ и др.). Национальный проект «Образование» одной из главной задач ставит повышение заработной платы работников образования, способствует дальнейшему развитию отраслевой системы оплаты труда, которая позволит оценивать педагога за его высокий профессионализм и качество работы, а не за количество проведенных уроков. Так, в эксперименте по применению новой системы оплаты труда в 2006-2007 учебном году принимали участие 2 общеобразовательных учреждения: гимназия (английская) и гимназия №30, в 2008-2009 учебном году на новую систему оплаты труда перейдут еще 5 учреждений. В 2006-2007 годах за счет средств областного и местного бюджетов приобретен автобус для СОШ № 23, 1 микроавтобус для СОШ № 20, в 2008 году муниципалитетом города приобретены в лизинг 7 автобусов для подвоза обучающихся из отдаленных микрорайонов города. Лучшие школьники города получают Гранты Президента РФ (2006 г. – 3, 2007 г. – 5, 2008 г. – 3), стипендии губернатора и мэра Магадана, причем в 2006 г. (с момента реализации ПНПО) квота на награждение от главы муниципалитета увеличилась с 30 до 50. 2007-2008 учебный год стал годом активизации работы с родителями, развития практики попечительских и управляющих советов в школах. Возросло участие общественности в жизни самих образовательных учреждений. В плане эксперимента в пяти общеобразовательных учреждениях отрабатывается модель общественного (управляющего) совета, главной целью которого является создание открытой для общества системы образования. – В связи с развитием системы образования в целом, в последние годы возникла необходимость повышения уровня, совершенствования дошкольного образования. Что делается в нашем городе в этом направлении? – Необходимо отметить, что дошкольное образование является фундаментом образовательной системы. Именно здесь проводится работа по формированию личности юных магаданцев, охране и укреплению их физического и психического здоровья, развитию индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития. Сеть МДОУ представлена такими видами дошкольных образовательных учреждений, как: детские сады компенсирующего, комбинированного и общеразвивающего вида, присмотра и оздоровления; центры развития ребенка; начальная школа – детский сад. Охват дошкольным образованием в нашем городе составляет 82%, что выше среднероссийского и областного показателя. В городе функционируют группы для детей с речевой патологией, задержкой развития, нарушением зрения, для тубинфицированных детей, для детей часто и длительно болеющих, для детей с детским церебральным параличом. Организованы группы кратковременного пребывания: «Особый ребенок» для детей со сложными нарушениями в развитии; группы присмотра и ухода в вечернее время. Такими группами пользуются более 250 семей города. Фактически наша сеть сегодня соответствует и потребностям населения, и экономическим особенностям города, и демографическим особенностям. К нашему сожалению, национальный проект «Образование» не затронул детские сады, которые нуждаются в ремонтах, пополнении материально-технической базы. Не стимулируется инновационная и экспериментальная работа ДОУ и педагогических работников. Замечено, что перед поступлением в школу, здоровье детей ухудшается. Мы попытались найти решение самостоятельно и разработали городскую целевую программу «Совершенствование системы дошкольного образования в муниципальном образовании «Город Магадан» на 2008-2011гг.». В первую очередь, документ предусматривает увеличение количества детских садов, которые в последние годы перегружены в полтора раза. В очереди на оформление почти 400 детей в возрасте до 3-х лет, то есть не хватает как минимум двух ДОУ. В этом году мы ввели новый детский сад, переоборудованный из бывшей начальной школы. Намерены открыть дополнительные дошкольные учреждения за счет приема в муниципальную собственность бывших ведомственных детских садов. До тех пор, пока это не произошло, планируется организовать группы кратковременного пребывания для детей, не посещающих ДОУ. Городская целевая программа предусматривает строительство и капитальный ремонт игровых веранд и площадок, замену игрового и спортивного оборудования. Для детей пяти с половиной - семи лет мы создадим программу предшкольной подготовки «У порога школы». В этой сфере также актуальна кадровая проблема. – Насколько мы знаем, в современной школе большое внимание уделяется профильному и предпрофильному обучению. Какие профили распространены в нашем городе и как это обучение организовано в школах? – В 2007-2008 учебном году предпрофильная подготовка и профильное обучение было организовано в 15 общеобразовательных учреждениях города в 48 классах. Наиболее распространенные профили: социально-гуманитарный, социально-экономический, информационно-технологический, технический. Предпрофильной подготовкой в 2007-2008 учебном году было охвачено 50 % выпускников. Общеобразовательные учреждения заключают договоры с учреждениями среднего, начального профессионального и высшего профессионального образования, согласно которым осуществляют взаимодействие в реализации задач непрерывного образования, усиления профильного обучения. Преподаватели центров, училищ, техникума и вузов читают курсы дисциплин учебного плана (профильных предметов), элективные и спецкурсы. Кроме того, данные учебные заведения предоставляют учебно-лабораторную, материально-техническую базы для организации учебно-воспитательного процесса по профильным дисциплинам (СВГУ, учебный центр УВД, учебный центр МЧС, УФСБ по Магаданской области, вычислительный центр г. Магадана, профессиональные лицей 1-й, 4-й, медицинский колледж и др.). В 2008-2009 учебном году СВГУ начинает реализацию комплексной программы по развитию инженерного образования в регионе. В рамках осуществления данной программы планируется сотрудничество с инженерно-геологическим институтом СВГУ ряда школ с целью выявления учащихся, заинтересованных в получении инженерно-технических знаний и стимулирования интереса к высшему техническому образованию. Преподаватели института будут читать элективные курсы для учащихся 9-х – 10-х классов. (Окончание. Нач. на стр. 5) Планируется открытие политехнических классов в лицее № 1 им. Н.К. Крупской, лицее (технологическом) № 7; в сотрудничестве с ООО «ДВ Транзит» – морского класса в гимназии № 13. В дальнейшем предполагается создание условий для льготного приема в инженерно-геологический институт выпускников школ. Анализ поступления в ссузы и вузы показывает, что большинство выпускников выбирают специальности, соответствующие профилю общеобразовательного учреждения. Такое сотрудничество общеобразовательных учреждений и с учреждениями среднего, начального профессионального и высшего профессионального образования способствуют самоопределению учащихся при выборе профессии, в дальнейшем – формированию грамотного специалиста. – Стал ли Интернет частью образовательного процесса? Как магаданские школы обеспечены компьютерным оборудованием? – Все школы подключены к сети Интернет. Предполагается за ближайшие два года завершить работу по созданию муниципальной информационной сети «Сетевой город». Ресурсы сети Интернет в настоящее время широко используются учителями при подготовке к урокам и на уроках для поиска информации, погружения в языковую среду, создания мультимедийных презентаций, тестирования, подготовки к единому государственному экзамену, отработки общеучебных навыков. Большинство учреждений образования имеют электронную почту, в 8-ми созданы школьные интернет-сайты. В двух школах (СОШ с УИМ № 15, гимназии № 30) проходит эксперимент по построению информационного пространства и созданию сетевой организации управления, что позволяет более качественно управлять школой, повышать уровень компьютерной грамотности и информационной культуры учащихся и их родителей, обеспечивает открытость и доступность информации о деятельности школы для всех участников образовательного процесса. В учебных заведениях создается локальная беспроводная сеть с разными степенями доступа к информации. В гимназии № 13 , гимназии № 24, лицее № 1 им.Н.К.Крупской разработан и готовится к внедрению проект «Информатизация образовательного пространства», предполагающий построение единой информационно-педагогической среды, ориентированной на инновационное развитие школ, а также широкое распространение обучения с использованием интерактивного и мультимедийного оборудования. Произведен монтаж локально-вычислительных сетей в гимназии № 13, СОШ с УИМ № 15, гимназии № 24, гимназии № 30. На базе 8-ми общеобразовательных учреждений в 2008-2009 учебном году будут созданы информационные ресурсные центры. В гимназии № 24 и гимназии № 30 созданы информационно-издательские центры с современным мультимедийным оборудованием, типографией. Педагогические работники школ города все шире внедряют новые образовательные, в том числе информационно-коммуникативные технологии, в учебно-воспитательный процесс, сами повышают свою компьютерную грамотность. – Педагог-профессия творческая. Нужно всегда экспериментировать, находить что-то новое, поэтому наши педагоги всегда в поиске. Несколько слов об экспериментах, которые в настоящее время проводятся на базе магаданских школ. – Всего в системе общего образования города в 2008 году реализуется 21 инновационная площадка: 2 федеральные, 3 областные, 16 городских. В течение 2007 года открыто 4 новые экспериментальные площадки, в том числе 3 по организации воспитательной работы. В 2008-2009 учебном году мы продолжим активно работать по тем направлениям, которые в настоящее время уже запущены. В первую очередь это относится к реализации ПНП «Образование», являющегося катализатором системных изменений в отрасли. Активные шаги будут предприняты и в сфере внедрения инноваций. – Ваши пожелания коллегам в день профессионального праздника? –День учителя – это поистине всеми любимый, очень искренний и трогательный по эмоциональному настрою праздник, ведь по своей сути профессия учителя не менее творческая, чем труд писателя или художника, но более тяжелая и ответственная. Быть учителем – это искусство. Обычно в преддверии этого дня всех, кто связал свою судьбу с обучением и воспитанием подрастающего поколения, легко узнать по улыбкам и огромным букетам цветов в руках. И кто как не учитель смотрит в будущее, ведь от Вашего профессионализма и творческой энергии во многом зависит, каким вырастет новое поколение россиян. А это значит, что Ваш труд не напрасен, и те душевные качества и нравственные принципы, которые вы воспитали в своих учениках, останутся у них навсегда. От всей души желаю вам крепкого здоровья, терпения, благодарных учеников, творческих свершений, благополучия и личного счастья! Интервью провела Дарья ТЕМИНА. |