Главная

Редакция

Реклама в газете

Подписка

» » Наталия Нарочницкая: «Продолжение России немыслимо без Православия»
Тема номера

 
ДУХОВНУЮ СИЛУ СВЯТИТЕЛЯ УНАСЛЕДОВАЛИ ПОКОЛЕНИЯ СЕВЕРЯН...
 
19 сентября в Магадан были принесены честные мощи святителя Иннокентия Московского, Апостола Дальнего Востока и Сибири и Америки. Мощи в Колымскую столицу доставил епископ Якутский и Ленский Роман. В аэропорту владыку Романа и сопровождаемую им святыню встретил епископ Магаданский и Синегорский Иоанн.
 
Рубрикатор
 

   Наш город

   Политика. Власть

   Городское хозяйство

   Культура. Искусство

   Образование. Наука

   История. Память

   Правопорядок

   Однако. Резонанс

   Актуально

   Лица города

   Событие недели

   Общество

   Новости города

   Духовное поле

 
 
Газетный архив
 
 
«    Март 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
 
 
Сентябрь 2015 (101)
Август 2015 (86)
Июль 2015 (94)
Июнь 2015 (62)
Май 2015 (96)
Апрель 2015 (141)
 
Читаемые
материалы
 
 
 
 
Ваше мнение
 
 
Как вы считаете, какова главная задача школьного образования?



 
 
 
 
 
 

Паспорт РФ - как и где получить, какие документы собирать на паспорт РФ
10-02-2015, 15:34
Многие граждане СНГ мечтают получить паспорт гражданина Российской Федерации.

Не пытайтесь купить паспорт гражданина РФ - лучше получить его легально!
15-01-2015, 01:44
Получить гражданство Российской Федерации быстро, легально, по упрощённой схеме — это мечта сотен и даже десятков тысяч граждан постсоветского пространства, проживающих теперь в странах Содружества Независимых Государств

Интересная информация о паспорте
10-01-2015, 07:24
Мы оказываем услуги по содействию в оформлении документов ( в частности следующих документов: паспорт гражданина РФ, загранпаспорт, СНИЛС, водительское и др. документов) в кротчайшие сроки

читать все материалы
 
 
 
 

Духовное поле

 

Наталия Нарочницкая: «Продолжение России немыслимо без Православия»

 
 
Дата публикации: 12-06-2008, 09:30

Материалы по теме

  • НЕВОСПОЛНИМЫЙ ИЗЪЯН
  • ПАТРИАРХ КИРИЛЛ: «РУССКАЯ ЦЕРКОВЬ НИ С КЕМ НЕ СРАЩИВАЕТСЯ, В ТОМ ЧИСЛЕ И С ГОСУДАРСТВОМ»
  • Федор ДОСТОЕВСКИЙ: «оскорбление народного чувства во всем, что для него есть святого, есть чрезвычайная бесчеловечность»
  • ЧТО БУДЕТ, ЕСЛИ ИЗ МИРА ИЗЪЯТЬ ДОБРО
  • Национальное чувство – творческий инструмент в государственном строительстве
  •    

    С такой темой я сподобилась однажды выступить на семинаре, вернее большом конгрессе «Cultura Europae» в Памплоне, в университете Opus Dei. To, что я там говорила, шокировало аудиторию, но в кулуарах мне все либо целовали руку, либо жали руку, и католические священники раскланивались.

    Но в зале побоялись даже приветствовать, потому что, наверное, то, что я говорила, было неполиткорректным.
    Особенно их, наверное, потрясла моя фраза, я сказала: своей великой, еще христианской классической европейской культурой Европа обязана не прометеевскому духу Возрождения, который в итоге родил персонажей Золя, а кровавому поту Франциска Ассизского и слезам Блаженного Августина. Вот тому первому тысячелетию христианства, которое вы, либералы, презрительно называете сейчас «черным веком», а именно тогда и был выкован высокий христианский дух, который показал свои возможности, но был испорчен гордыней и человекобожием того прометеевского индивида, который и сейчас привел уже к вырождению даже либерализма в либертаризм.
    Конечно, России нужна модернизация. Кто же спорит? Но модернизация без той версии вестернизации, и тем более, дехристианизации, теперь уже с либеральной стороны, которая лишает нас смыслообразующего ядра самого побуждения к истории. В России уникальные явления происходят. Мы оттаяли от заморозки вот в этом атеистическом революционном проекте и затосковали по традиционным ценностям.
    Русская нация, русская, конечно, С Божией помощью, русский народ, который простил в очередной раз, и с помощью нашей Церкви общество само ощутило желание саморехристианизации. А либертарная циничная Европа смотрит на нас с удивлением, с той самой вольтерьянской гримасой, которая уже, собственно, и разделила Запад и Восток. Может быть, я скажу не совсем корректно с точки зрения богословия, но не столько схизма разделила латинский Запад и православный Восток, как цивилизации, а именно вот тот вольтерьянский хохот. Потому что и латинский Запад, и правоcлавный Восток дали свои формы и христианской духовности, и великой культуры, в которой еще метафизические ценности - вера, Отечество, честь, долг, любовь - были выше человеческой жизни. Это сейчас нам воинствующие либералы говорят: нет такой ценности, за которую стоит умирать. И что же, это значит, что отрицаются деяния мучеников за веру, тех, кто всходил на эшафот за те ценности? Это отрицание самого основания человеческой культуры, потому что готовность к самопожертвованию за великие высшие идеалы отличала человека от животного. Культура неразрывно связана с состоянием общества. Она и отражает его состояние, но и она же может быть мощным инструментом как разрушения, так и, наоборот, сопротивления злу. И вот наша задача, безусловно, сделать так, чтобы мы не утратили те самые религиозно-философские основы культуры, которые делают ее побуждением к историческому творчеству, к вечному выстаиванию в мировой борьбе между добром и злом. Именно таковой и сложилась христианская культура в свое время, прошедшая все стадии вырождения, стадию энтропии, и вот та импотенция культуры, которую фиксируют и на Западе, и у нас, той самой атеизированной и полностью дехристианизированой культуры, утратившей нравственное целеполагание. Она и проистекает оттого, что у современного индивида стерлась грань между добром и злом. А вот именно в этом треугольнике добро, зло, свободная воля, вместе с умением различать добро и зло, как Дар Святого Духа, и родили все богатство вот той прежней христианской культуры, в которой царь и раб были судимы по одним критериям. Которую человек осознавал как основу этой культуры, понимая, что земная жизнь - это испытание перед жизнью вечной. И поэтому важно, как ты ее прожил, чему служил, к чему стремился, на чем стоял. И отсюда в романтической высокой культуре герои Шиллера говорили: «честь дороже жизни». А Иван, крестьянский сын, в той же мировоззренческой раме говорил: «двум смертям не бывать, одной не миновать». И это была еще единая по своим нравственным целеполаганиям культура, чего нет уже в XX веке.

    К концу XX века Европа, по выражению Константина Леонтьева, «уже сама в себе уничтожала все великое, изящное и святое». Персонажи Золя, которых я уже упомянула, теснили уже героев Шиллера которых я уже упомянула. Последние плески романтизма в западноевропейской литературе были ее лебединой песнью - например, Сирано де Бержерак. Не реальный, реальный был другим, а именно тот, романтический, что у Эдмона Ростана. И вот тогда Россия уже не была частью той растущей новой цивилизации, выросшей из декартового рационализма, из протестантской этики мотивации к труду и богатству, из идейного багажа Французской революции! А революционная наша российская интеллигенция бросилась, конечно, догонять, но русское сознание по-своему выразило даже тступление от Бога. Если гетевский Фауст, как это отмечалось, по-моему, в какой-то лекции у Сергея Булгакова, выразил тип отступления апостасии западного человека, в своей гордыни не терпящего над собой никакого судии, этот скепсис, энтропию. В то же время карамазовский вызов Богу — это падение из-зa русской гордыни, которая отрицает милостивого Бога из-за того, что не желает смириться и понять грех и те несовершенства, которые наблюдает, забыв о собственной греховной природе. Но давайте посмотрим: казалось бы, когда революционный проект крушил русскую православную жизнь, прокламировал совершенно новые параметры культуры и, прежде всего, разгромил полностью христианскую этику, объявив, что человек есть продукт социальных условий. И поэтому поведение его определяется социальными условиями, и поэтому нет абсолютных добра и зла, морали и нравственности. Поэтому даже не надо искать вину у представителей нереволюционных классов - это теории Петра Стучки, революционной законности. Это же тоже элемент культуры революционной, большевистской. А нужно лишь просчитать, какое количество этих нереволюционных классов нужно уничтожить, чтобы они не мешали революции!
    На Латинском Западе, даже в его католической, а не либеральной части, который сам отвергал либерализм и отвергал эту дехристианизацию например, консервативный философ права Карл Шмит) - все равно не сочувствовали России. И вот эта дилемма: Россия и Европа - она ведь и сегодня перед нами встает во всей своей полноте. И, конечно, острота тех мнимых и реальных противоречий между Россией и Западом, духовных, геополитических, она, конечно, типична для разошедшихся членов некогда одной семьи.
    Наша нынешняя элита постоянно говорит нам, что мы должны вернуться в лоно общеевропейской цивилизации. Часть ли Россия Европы? Думаю, что да. Но тогда возникает вопрос: что есть Европа, сегодняшняя Европа? И хочется так и сказать нашей элите: ведь наше единство, если можно о нем говорить, зиждется не на современных клише о правах человека, демократии, американской конституции. Что делало нас представителями единой цивилизации до всяких конституций? Нагорная проповедь и «Отче наш». Вот почему мы только можем говорить о единстве Европы. И с этим соглашаются европейские консерваторы, которые в загоне гораздо большем, чем мы, русские сегодняшние консерваторы, в нашей сегодня куда более духовно свободной стране. И так и хочется спросить, куда ушли наполнения всех тех категорий, которые родила вот эта христианская общеевропейская культура?
    Что есть свобода? Работая в Парламентской Ассамблее Совета Европы, я все время спрашиваю об этом своих коллег. Спрашиваю: а для чего сегодняшней Европе нужна свобода - для того, чтобы, как завещал Чингисхан, гнать перед собой своих врагов, грабить их имущество, любоваться их слезами, целуя их жен и дочерей? Или для возвращения на свою звездную родину? Или же для того, чтобы алкать и жаждать правды, как учит Писание, христианское откровение? Или для того, чтобы, как учит сегодняшний либерал, ставший уже либертарием, объявлять зло и добро равночестными, равными красоту и уродство, правду и ложь?! Но ведь это и есть та мировая борьба, сущность которой две тысячи лет перед нами. И мои европейские коллеги как-то замолкают, потому что они уже не привыкли задавать такие вопросы. Такие вопросы задает Россия. Что если бы интеллигент XX века, соблазненный улыбкой Джоконды, жаждой познания Гете, обаятельной триадой (неосуществимой без Бога, а поэтому уже ложной в этой парадигме) - свободой, равенством, братством - оказался на Западе сегодня? Он не увидел бы там ничего, к чему тогда стремились. Узрел бы лишь каббалистические столбики Интернета и следы Его Величества банковского процента, который и определяет, и измеряет все и вся.
    Любую культуру - арабскую ли, исламскую, индуистскую и так далее, -если вы разберете до основания, то обязательно понимаете, что в ней есть те самые каноны, которые отражают картину мира в сознании человека, которую он воплощает потом в своих культурных потребностях. А человек, созданный по образу и подобию, жаждет что-то делать, созидать. И в зависимости от того, какая у него религиозно-философская картина мира, какая мировоззренческая этическая рама, нравственное целеполагание, в зависимости от этого он созидает культуру, которая поднимает человека, или, наоборот, он созидает антикультуру, которая его еще больше и скорее толкает в бездну оскотинивания. Более того, если утрачивается в христианской культуре основа ощущения острой грани между добром, злом и свободой, которая мечется между соблазнами зла и осознаваемым долгом в отношении добра.
    Человек, отринувший Творца, в своем сознании перестает отражать красоту богоданного мира. Его сознание рождает «Черный квадрат» Малевича. Это действительно, если хотите, гениальный, но это политический, я бы сказала, философский манифест эстетики, порвавшей с христианской культурой.
    Поэтому манифест коммунистической партии был философией и в историческом материализме, а «Черный квадрат» - манифест эстетический, сознание творческого человека, утратившего связь с побудительным, с трансцендентным.
    Главный тезис современной культуры - это безграничная свобода, и мнение, что человек имеет право и должен пробовать все. Более того, в наше время мы уже достигли того, что красота, гармония, норма, объявлены скукой и пошлостью.
    Гармония и какофония в музыке и архитектуре лишний раз показывают, что во всех проявлениях есть понятия: высокое - низкое, норма - извращение, гармония - какофония, хороший вкус - плохой вкус. Заметьте, именно это отрицает современная эстетика, современные литературные каноны. Поэт, который пишет, например, воспевая природу и попутно себя выражая, станет сейчас, пожалуй, в Доме литератора посмешищем. Потому что это архаично, нужно воспевать порок. Но наше общество само начало отторгать это.
    Это очень отрадно, потому что в середине 90-х годов в центре общественной дискуссии еще был тезис «осваиваем безумство гибельной свободы». Через десять лет общество само на повестку дня выдвинуло дискуссию о чести и бесчестии, о праведности и неправедности, о культуре и антикультуре. И вот эта борьба и идет сейчас, и это говорит о том, что в России сейчас решается очень много не только для русского, не только для Православия, но и для Европы в целом. Я имею в виду Европу как явление мировой культуры, о которой трубят и бьют в колокола европейские интеллектуалы-консерваторы. Скажем, немецкий философ Гюнтер Розмозер прямо говорит, по-моему, вслед за Шиллером, что главная причина упадка культуры - это дехристианизация европейского сознания. Но, конечно, посмотрите, что сегодня является кредо современного европейца! Я не раз уже шутила, что мне очень грустно в Совете Европы чувствовать себя почти единственной, кто знает баллады Шиллера по-немецки наизусть. Они никто этого уже не знают и не изучают. Это у нас в России, в советской школе 3, на улице Марины Расковой мы проводили вечера немецкой классики, где даже ставили отрывки из пьес «Эмилия Га-лотти», «Минна фон Барнхельм» Лессинга. И делали свои переводы Шиллера. Вот какие парадоксы.
    Я прожила и проработала в Америке почти 8 лет и именно там незаметно для себя стала убежденным славянофилом, хотя, как многие советские и российские интеллигенты, училась читать по дореволюционной книге «Живое слово» с ятями, но, тем не менее, баллады Шиллера, наверное, читала раньше, чем «Слово о полку Игореве». И вот, поглядев на это стерильное мышление и удивительное упрощение восприятия мира в Америке, стала славянофилом. Хотя я не буду отрицать - за рядовым американцем очень много и хороших черт: доброжелательность, открытость, в целом - честность, но вот это упрощение, какая-то, простите, дебилизация общей картины мира буквально до уровня третьеклассника меня поражала. Конечно, страшно, но это и есть ответ на тот вопрос, который задавал владыка Кирилл. А кому нужно, спрашивается, почему вот так борются против всего того, за что мы выступаем? Это предсказал еще Алексис де Торквиль в книге «Демократия в Америке». Кстати, которая совершенно ошибочно считается одой Америке. А там после каждой главы в течение шести страниц рассуждения, грустные размышления о том, что будущее, увы, за средним классом, за бюргером-лавочником с его приземленными потребностями. Ему эта завидная рациональность, которая организована американским обществом, очень подходит. Но в европейских обществах с фундаменталистскими устоями народа, с высокими стремлениями аристократии, с постоянным поиском новых идей и их столкновением, борьбой внутренних побуждений, это только приведет к дебилизации. Де Торквиль пишет: я вижу перед собой огромные толпы людей, суетящихся и тратящих время в мелких радостях, мелких и пустых занятиях, а над всем этим возвышается всевидящая власть, которая заботится об удовлетворении каждой потребности вплоть до физиологической, но держит сознание в младенческом состоянии. Вот оно - держать сознание в младенческом состоянии, не осознавать, но при этом пребывать в эйфории, будучи свободным индивидом, а на деле - рабом своей плоти и гордыни! Эка доблесть, видите ли, извините - помочиться там, где тут же захотелось. Вот до чего можно дойти. Но при этом составляя абсолютно порабощенные нации, которые неспособны на согласие по вопросам своего прошлого, настоящего и будущего. А значит, не способны осознать ни свои национальные интересы, ни задачи своей истории, то есть цели и ценности исторического бытия, которые невозможны без осознания себя как народа в Боге. И, конечно, того, что Россия родилась не только не в 1991-м, она и не в 1917-м родилась. Она существует тысячи лет с Божией помощью, и ее продолжение в мировой истории абсолютно немыслимо и невозможно без духовной скрепы Православия. Поэтому Россию попытались без всякого вольтерьянского хохота уже в 1917-м году заковать в цепи и зарубить. Но оковы, как всегда, пали. Освободившийся дух в масштабах нации, может быть, и оскудел, но он так же жив. Более того, он, может быть, наиболее пассионарен сейчас во всей европейской цивилизации. И поэтому наша страна - почти единственная, где еще идет спор по великим вопросам. Его задают герои Распутина, его задают наши люди: живем ли мы, чтобы есть, или едим, чтобы жить? А пока такие вопросы задаются, значит, не иссякает ручеек человеческого духа, стремящегося к Богу, стремящегося постичь, зачем он живет, и для чего мир и история. И пока это так - не будет конца!
    Будущее Европы, на самом деле, заключается не в том, насколько они принудят Россию принять выхолощенные постулаты сегодняшнего дня, а, напротив, сможет ли Россия опять стать форпостом христианства. Тогда это может придать всей Европе импульс и силу для того, чтобы встретить демографические, геополитические и духовные вызовы нашего столетия.
    Низко кланяюсь нашей Церкви за ее титанические усилия и думаю, что все политики и общественные деятели должны помогать нашей Церкви нести свой крест, быть гласом религиозной совести и напоминать всегда любой власти о том, что надо думать не только о том, что нужно, рационально и правильно, но и о том, что должно и праведно. И тогда политика будет христианской.

     
    версия для печати 

     

     
     
    Статью читали: 3585 раз
     
    Последние материалы  
       

    Общество

    БОЛЕЕ СЕМИДЕСЯТИ ЛЕТ ОТДАЛА МАГАДАНУ...
    Мэр Магадана Сергей Абрамов поздравил с 90-летним юбилеем ветерана Великой Отечественной войны, труженицу тыла Александру Петровну Курьянову.ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ
    24-09-2015, 10:45

    Образование. Наука

    ОПЕРАЦИЯ «ШКОЛА»
    В Магадане комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав в сентябре рассмотрела 11 административных дел в отношении родителей, уклоняющихся от обеспечения детей образованием.ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ
    24-09-2015, 10:45

    Культура. Искусство

    «ЛАДУШКИ» – В «ОКЕАН», МОДЭМ – В СЕВАСТОПОЛЬ
    Два творческих коллектива Магадана примут участие во всероссийских конкурсах. Фольклорный ансамбль лошкарей «Ладушки» вылетел во Всероссийский детский центр «Океан» в городе Владивосток, 31 учащийся «Детской музыкальной школы» столицы Колымы примет участие во Всероссийском фестивале-конкурсе «Моя федерация».ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ
    24-09-2015, 10:45
     

    Наш город

    Безопасный город
    Противопожарное состояние объектов образования, культуры, спорта, социальной поддержки в Магадане значительно улучшилось.ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ
    24-09-2015, 10:44
       
       
    Магаданское время  
       

    ДВА НОВЫХ СВЕТОФОРА
    24-09-2015, 10:45
    В рамках программы «Повышение безопасности дорожного движения» в Магадане в 2015 году установлены два светофора.

    В Магадане готовятся отметить День пожилого человека
    24-09-2015, 10:44
    Мероприятия проведут учреждения управления культуры, образования, социальной поддержки семьи и молодёжи мэрии Магадана.

    «ВЕЛОСИПЕД» ДОЕХАЛ ДО ФИНАЛА
    24-09-2015, 10:43
    Команда КВН «Велосипед», представляющая Магадан, прошла в финал Центральной Тихоокеанской лиги Международного Союза КВН.

    ФСБ БЫСТРЕЕ ВСЕХ
    24-09-2015, 10:42
    Сотрудники Управления ФСБ России по Магаданской области стали лучшими в соревнованиях по легкоатлетическому кроссу, посвященных 70-летию Победы в Великой Отечественной войне.

    КАК ВЫЛЕЧИТЬ ОТ БЕСПЕЧНОСТИ?
    24-09-2015, 10:39
    В магаданской поликлинике у беспечного пациента похищены документы и деньги.

    ПОМОЩЬ ПОДОСПЕЛА ВОВРЕМЯ
    24-09-2015, 10:39
    Очередную спасательную операцию провели 19 сентября 2015 года сотрудники Пожарно-спасательного центра Магаданской области в районе бухты Светлая.

     
     
     
     

     

     © © 1996-2007 "Вечерний Магадан"

     



    При перепечатке ссылка на газету обязательна.

    Разработка, поддержка
    Информационное агентство "Колыма-Информ"

    685000 г.Магадан, пр. Карла Маркса, 40
    Тел./факс: (4132) 620478
    e-mail: evenmag@citylink.ru

    Отдел рекламы:
    Тел./факс: (4132) 627456
    E-mail: paul_5@rambler.ru