|
|
|
|
Эти слова произнёс митрополит Филарет Московский, когда размышлял о том, что такое государство и нация. А сегодня мы поговорим о семье и семейных ценностях с православным политиком, доктором исторических наук, депутатом Госдумы РФ 4-го созыва – Натальей Алексеевной НАРОЧНИЦКОЙ.
– Наталия Алексеевна, каково ваше понимание материнской любви?
– Именно в семье ребенок получает первый опыт всего, с чем он сталкивается потом в жизни. Но, в отличие от житейского опыта взрослого человека, малыш приобретает это знание в храме любви, потому что семья – прежде всего любовь. Материнская любовь к детям (говорю как мама, имеющая сына) – одно из земных отражений любви Бога к человеку. «Во мне Себя изображаешь, Как солнце в малой капле вод» – вспоминаются слова Державина. Мать учит, требует и наказывает, но всегда верит, всегда прощает. Мать, которая действительно соответствует этому высокому предназначению, никогда не отречётся от своего дитяти, что бы оно ни совершило. Страдая, плача и молясь за него, она верит, что её ребёнок исправится. И потому в трудный час жизни человек именно к матери идёт за утешением. Помню, как мой сынишка за первые три года своей жизни привык, что я ему целовала то место, которое он ушибал. И когда я его нашлёпала, он подошёл и жалобно протянул: «Целю-у-уй, где уда-а-арила!» Комическая ситуация. Но так выразилось его желание помириться со мной. Невозможно передать словами, насколько я счастлива, что у меня есть сын!.. Я была способной девушкой, школу окончила с золотой медалью, поступила в институт, вышла замуж... Буду откровенна: в какой-то момент меня посетила мысль: «Как это – сразу детей?» Но как я была счастлива, когда появился малыш! Однажды мама отпустила нас с мужем к друзьям на день рождения, а сама осталась с пятимесячным внуком. Нам было хорошо и весело, но тем не менее меня всё время не покидала мысль: «Я скоро увижу сынишку!» А когда мы ехали из гостей домой, представляла, как войду в квартиру, подбегу к его кроватке и наконец-то увижу этот розовый комочек с сосочкой во рту. И вот я прибежала и – что вы думаете? – тут же забыла о прошедшем празднике. Какой там вечер с друзьями, когда у меня дома такое чудо растет!..
– Если бы такой светлый образ семьи пропагандировали СМИ...
– К сожалению, сейчас с экранов телевизоров исходит информация, заставляющая зрителей оценивать семейную жизнь как обузу. А ведь это НЕПРАВДА! Семейные, родительские обязанности возвышают человека. Не испытав радостей материнства, я никогда бы не смогла чувствовать себя полноценной женщиной. Конечно, душевные радости, сопутствующие рождению ребенка, сочетаются с трудностями: недосыпанием, стиркой пелёнок, болезнями. Но всё это – вполне естественное проявление нашей жизни, которое телевидением преподносится в непривлекательном виде. С экранов телевизоров непрестанно звучит призыв: «Бери от жизни всё!» Но то, о чём мы сейчас говорим, и есть настоящее, подлинное ВСЁ.
Кстати, большевики, особенно, первые, самые пламенные, в первую очередь были настроены на разрушение семьи. Папа, живший в годы революции, рассказывал, как в то время молодые люди ходили с транспарантами: «Парни и девки, любитесь, сколько угодно! Долой капиталистическую власть родителей!» Звучали призывы ломать исконные понятия о целомудрии. И всё это действительно, ломалось. После революции классическая русская литература была запрещена. Александра Невского называли классовым врагом, потому что он – князь; Толстого – помещиком, юродствующим во Христе; Чехова – нытиком... Лишь в 30-х годах открыли «шлюз»: снова стали издавать классиков. Эмигрантский русский философ Г. Федотов писал: «Россия спасена. Несколько страниц Пушкина перевесят тонны газеты «Правда»... В советское время именно это сохранило нас, ведь в основе русской классической литературы лежат евангельские заповеди. С одной стороны, мы знаем, что можем сами выбрать свой путь, с другой – потом будет Высший суд. Эта дилемма присутствует в русской классике и в сказках. «Двум смертям не бывать, одной не миновать» – говорил в сказках русский Иван и выбирал трудную дорогу добра. Когда во время войны немцы угоняли русских девушек в Германию, они проходили медицинский осмотр. Немецкие медики были удивлены: среди незамужних женщин оказалось более 75% девиц. Врачи сказали, что с такой нацией трудно будет бороться, потому что целомудрие, в изначальном смысле этого слова, способно закрепляться в индивидуальном и общественном сознании в качестве морального принципа. А наличие этого принципа обеспечивает духовную стойкость людей, способность к бескорыстной, героической защите жизней ближних и отстаиванию своего Отечества. – Говоря о полноценной семье, на что бы вы хотели обратить внимание в первую очередь? – Святые Отцы не случайно называют семью малой церковью. Понятия о чести, достоинстве, заповеди: «не убий», «не воруй», «не обманывай» и другие – это всё закладывается в ребёнка в семье. Например, меня с детства приучили, что врать – очень плохо. Так принцип «жить по правде» стал неотъемлемой частью моей души... Помнится, отцу постоянно звонили. И вот однажды он, уже усталый, после очередного звонка телефона попросил: «Скажи, что меня нет дома». Услышав такое, я заревела: «Мама, я должна сказать, что его нет дома. Это же нечестно!..» Я хорошо помню своё детство. Это признак счастливой семьи. Если ты знаешь, что твоё детство было сказочно счастливым, то у тебя нет сомнений, что твой папа – самый умный, великий, а мама – самая красивая, честная, добрая... Мой папа считал, что женщина должна быть и матерью, и женой, и рукодельницей, и хозяйкой, умеющей накрыть стол. Вот и я обожаю дом – полную чашу, люблю печь пироги, пасхальные куличи по старинным семейным рецептам, когда куличи хранятся до Троицы и не черствеют, консервировать овощи, варить варенье! Сама вставляю «молнии» в брюках, шью, укорачиваю, подшиваю шторы и прочее... Характер человека также формируется в семье. В семье закладывается школа гражданственности, воспитываются чувство долга и ответственности, умение требовать, но и прощать, забывая всё плохое. Помните, как в «Сказке о царе Салтане»: «Тут во всем они признались, повинились, разрыдались; Царь для радости такой отпустил всех трёх домой». Такое милосердие – отличительная черта русского характера: «Кто старое помянет, тому глаз вон». За полноценную семью нужно бороться, только без слащавого морализаторства. Семейные ценности необходимо пропагандировать, подавая их в привлекательном виде, в том числе и в рекламе... Помните, была телереклама пива, где мужики постоянно скрываются от своих нудных жен и тёщ... А ведь можно показать другой сюжет: парня мужики зовут выпить, а он идёт домой. Дверь ему открывает красавица – молодая, современная жена. Слышится топот детских ножек и радостные голоса: «Папочка пришёл!» – дети облепляют папу со всех сторон, целуют, обнимают его. И мужчина счастлив: его роль – быть основателем рода и добытчиком. Он должен сознавать, что на нём лежит ответственность за семью. Вон их сколько: мал мала меньше – и все на меня похожи... В семье человек получает первые уроки истинной гражданственности, вырабатывает способность к обузданию своих страстей, обретает чувство долга, а также моральную строгость, ответственность и милосердие. А именно любовь, вкупе с братством, милосердием и требовательностью превращает потом семью в нацию. Беседовал Андрей СИГУТИН, «Славянка». |