|
|
|
|
Служил я в эпоху Советского Союза в качестве инспектора дорожно-постовой службы ГАИ. Вернувшись из армии, я устроился в милицию и уже почти год находился в должности сержанта ДПС в городе Магадане. Время то для людей Советского государства, кому посчастливилось стать водителем какого-либо транспортного средства, запомнилось более строгим отношением к правилам поведения на дороге. Когда нарушение этих самых правил каралось не рублем, как сейчас, а дырочкой в водительском удостоверении. Каждому нарушению определялось определенное количество проколов в правах. А за пять дырок нарушитель лишался водительского удостоверения и должен был пересдавать экзамен заново. Людей, имеющих в частной собственности автомобиль, в то время было не так много. Даже наличие мотоцикла уже представлялось за счастье для рядового жителя Советского государства, а если он был еще и с коляской, то ты уже считался полноправным водителем внедорожника вместимостью до трех человек с багажником за спиной у одного из пассажиров. В тот день судьба определила меня нести службу на известном всему нашему городу тринадцатом километре колымской трассы, где до сих пор располагается основной пропускной пункт ГАИ. Я был определен в качестве напарника к старшему по званию инспектору ГИБДД капитану Сидоренко Владимиру Семеновичу. Семеныч, как уважительно называли его в коллективе, имел возраст пятьдесят с хвостиком лет и уже порядочный стаж работы в органах. А круглое лицо и такая же фигура придавали ему вид уважительный и авторитетный, вид, так сказать, бывалого инспектора, стража дорог. Человек он был веселый, с хохмой и любил пошутить. При этом к службе относился педантично, но с человеческим лицом. Тщательно следуя букве закона, он всегда был готов войти в положение остановленного им для проверки водителя. Мог простить человека, допустившего незначительное правонарушение, если видел, что шофер сделал это неумышленно, раскаялся и никогда больше не допустит такой промашки. А о том, чтобы он надолго запомнил свой грех, Семеныч заботился по-особенному. Он не делал прокола в удостоверении, не выписывал штраф, но устраивал такую проработку штрафнику, беседуя с водителем по поводу его оплошности, что после получасовой нотации человек был готов сам сделать себе эту дырку, чтоб только поскорее убраться от назойливого гаишника. Одним словом, Семеныч был большим любителем пообщаться и поучить всех окружающих жизни. В силу своего звания и возраста Семеныч выступал мне в роли наставника, передавая опыт милицейской службы, следил за моими действиями, периодически корректируя работу и вырабатывая мои навыки. На дворе стоял июль месяц. Погода была по магаданским меркам просто исключительная. Солнце и теплый ветерок создавали хорошее настроение и как раз способствовали разговорной активности моего учителя. Мы стояли у дороги. Я только что отпустил проверенный мною «Москвич» 412-ой модели. И слушал оценку моего напарника о проделанной мной проверке. Со стороны города из-за поворота показалась фигура медленно приближающегося транспортного средства. Издалека, по цвету уже стало ясно, что навстречу едет мотоцикл «Урал» с коляской. Беседуя, мы оба смотрели на приближающийся объект. Метрах в двухстах от нас, на повороте, мотоциклист сбавил скорость, почти остановился, но через секунду увеличил темп и снова стал приближаться. Семеныч сказал: - Сомневается, видишь, тормознул, а потом снова прибавил. Значит, в чем-то сомневается. В чем-то виноват. Будем останавливать. Проверять. - Угу, – промычал я в ответ. По мере приближения становилось понятно причину неуверенной езды водителя. Он был без шлема. Лишь головной убор черного цвета, подшлемник, который надевают строители под каску, покрывал его голову. Это было нарушением, но в то время дефицит наблюдался не только в средствах передвижения, он процветал во всех отраслях хозяйства нашей необъятной Родины. Так, обеспечив население мотоциклами, чиновники приняли и ряд мер, обеспечивающих безопасность людей, ими управляющих. Только недавно был принят закон об обязательном ношении головных уборов, защищающих голову мотоциклиста при падении, то есть шлемов. Но вот беда, тогда, как и сейчас, все у нас делается как лучше, а получается как всегда. Закон был принят, изменения внесены, а производство этих самых шлемов не налажено и, соответственно, достать такой важный атрибут мотоциклиста было немногим труднее, чем приобрести мотоцикл. Да что говорить, многие даже не знали, как такой шлем выглядит. Я посмотрел на напарника. Семеныч не отрывал взгляд от мотоциклиста. Стало ясно, он его не пропустит. По мере приближения человека Семеныч выступил вперед и приподнял жезл, подавая команду к остановке. - Капитан милиции Сидоренко, – представился инспектор остановившемуся водителю, – предъявите документы. Мотоциклист расстегнул фуфайку, достал водительское удостоверение из внутреннего кармана одежды и подал инспектору. Семеныч не спеша начал рассматривать документ. - Петров Александр Иванович? – задал вопрос инспектор. - Да, – ответил водитель. - АИР 0229? – снова спросил милиционер. - Что? – удивился Алексей Иванович. - Номер транспортного средства АИР 0229? - А! Да, да, – ответил водитель. - Водительское удостоверение выдано в Магадане,- спокойно читал вслух Семеныч. - Ну да. - Почему нарушаем? - Что? – сделал удивленный вид водитель, как будто не понимая, о чем идет речь. - Почему без шлема? - Да видите ли, товарищ инспектор, – начал было водитель, но был перебит напарником. - Согласно закона о безопасности передвижения транспортных средств..., – затянул свою песню инспектор. Я понял, что бедняге просто так не уйти, а Семеныч уже начинал входить в раж. И решив не тратить время, я остановил идущий следом грузовой автомобиль с прицепом, затем еще один. Когда я, наконец, закончил проверку документов перевозящих груз машин и отпустил последнюю машину, Семеныч еще стоял рядом с мотоциклистом, продолжая разговор. По состоянию водителя было видно, что он получил достаточную порцию нотаций и готов уже просто бросить свой транспорт и дальше идти пешком, когда из-за того же поворота показался еще один мотоцикл. Этот ехал уверенно и без колебаний, выбрав спокойный скоростной режим, он приближался к посту ГАИ. И самое главное, на голове мотоциклиста красовался шлем. - Погоди, – обратился Семеныч к первому водителю, тоже заприметив приближающийся мотоцикл, и, приподняв жезл, двинулся ему навстречу. Второй мотоцикл остановился напротив, в паре метров от первого, таким образом, что блюститель закона оказался как раз между ними. Водителем оказался молодой парень, как сейчас бы сказали – байкер. Красивый мотоцикл «Ява» красного цвета блестел на солнце хромированными деталями. Владелец был одет согласно последней моде крутых мотоциклистов. Кожаная куртка, джинсы и кроссовки подчеркивали модный стиль любителя железных коней, грозу дорог и больших скоростей. На голове у парня красовался новенький шлем темно-синего цвета с двумя красными полосками, идущими ото лба до затылка и разделяющими каску на две пропорциональные части. - Капитан милиции Сидоренко, – снова представился Семеныч, – ваши документы. Байкер расстегнул кожанку и так же, как первый мотоциклист, извлек документы из внутреннего кармана куртки. Инспектор проверял документы, периодически поглядывая то на права, то на предъявившего их человека. Я стоял в стороне, наблюдая за действием напарника. - Ну вот, видите, все в порядке, – повернулся инспектор в сторону первого мотоциклиста, жестом руки с жезлом показывая в сторону второго. Семеныч был доволен неожиданно представившемуся ему случаю продемонстрировать в натуре показательный пример законопослушного гражданина. - И документы в порядке. И техника как с иголочки. И самое главное,- сделал он паузу, чтобы обозначить важность момента, – средство защиты имеется. Первый мотоциклист еле заметно улыбнулся, при этом стараясь держать серьезное выражение лица. Другой же, замученный длинной беседой, только виновато качал головой. - Да я понимаю, начальник, – снова оправдывался нарушитель, – только ее днем с огнем не сыщешь, эту каску. Я бы с удовольствием купил, да где взять, ну пойми ты... Но Семеныч еще не закончил. Согласно его методе пример должен быть показательным. Так, чтобы он закрепился в голове штрафника не только с помощью длительного инструктажа, но и был запечатлен его собственными глазами на наглядном примере, доказывавшем безапелляционную верность суждений инспектора. Поэтому, недолго думая, он решил продемонстрировать водителю первого мотоцикла пример, так сказать, на наглядном пособии. - Вот смотри, – сказал Семеныч, перебивая виновника происшествия, внезапно подняв руку с жезлом вверх, занес ее над его головой. – Если ты, допустим, упал и ударился головой,– с этими словами он опустил жезл на голову первому мотоциклисту. Бедняга инстинктивно дернул череп чуть в сторону и зажмурился, но палка уже достигла своей цели и больно ударила его по верхней части лба. Человек протянул руку, потирая ушибленное место. - Больно?- спросил Семеныч и тут же, сделав заключение, ответил сам себе, – больно. А если он упал и ударился головой,- инспектор быстро развернулся, и, сделав взмах, приготовился опустить палку на голову второго водителя. Мотоциклист, не ожидавший такого поворота событий, удивленно, с испугом, посмотрел на милиционера, желая что-то произнести, но не успел, так как жезл уже достиг цели и с удвоенной энергией опустился прямо ему на макушку. Раздался глухой звук и в то же мгновение бедняга рухнул на землю вместе с мотоциклом. Падая, он завалился на сторону милиционера, оторопевшего и инстинктивно пытавшегося подхватить падающего на него человека. Семеныч, недоумевая, начал оттаскивать потерпевшего в сторону от мотоцикла. Я поспешил на помощь. Первый мотоциклист, боясь пошевелиться, в недоумении, молча наблюдал эту непонятную картину. Оттащив человека от мотоцикла, мы первым делом стали снимать с бедняги шлем. Каково же было наше удивление, когда каска при снятии растянулась у меня в руках и, как-то странно изогнувшись, слезла с головы владельца. - Что это? – испуганно произнес Семеныч, смотря на меня и принимая из моих рук средство защиты головы. - Не знаю, – удивленно произнес я. - Что это? – снова спросил он и посмотрел на человека, выдержавшего первый удар его палки. - По-моему, это мячик, – произнес первый мотоциклист, приподымаясь на подножках, чтобы лучше разглядеть предмет. - Что? – протяжно произнес инспектор, не отрывая от него взгляд. Семеныч был настолько потрясен, что даже забыл про упавшего в обморок из-за него человека. Я же стал приводить потерпевшего в чувство. - Ну, мячик. Резиновый мячик, – отвечал мотоциклист. – У моей дочки в садике полно таких. - Мячик? – спросил инспектор с такой гримасой, будто сам себе заехал палкой где-то промеж собственных глаз и посмотрел на свисавший с его руки резиновый предмет. В эту минуту пострадавший начал приходить в себя. Через пару минут он уже сидел на земле, придерживаемый нами, осторожно почесывая свою голову, на которой вскочила огромная шишка. Оказалось, что мотоциклист действительно вместо каски надел на голову детский резиновый мяч, который продавался в любом магазине, и вырезал его по форме шлема. Тут-то и я тоже вспомнил, что в это время в детских садах как раз были широко распространены такие мячи, синие с двумя красными полосками по кругу. Человек был приведен в чувство, благо удар не разбил ему голову, но шишка оказалась внушительной. Оба мотоциклиста были отпущены с миром. А перепуганный Семеныч надолго потерял интерес к показательным примерам на натуре. Александр БЕЛИЧАН. |