|
|
|
|
«Хоть игрушка и детская забава, да вам придется по нраву». (Так говорили в ХIX веке на ярмарке). В Магадане есть много замечательных мест, куда тянутся дети, где они занимаются тем, к чему лежит их детская душа. Одно из самых увлекательных, творческих объединений города, где дети познают мир, учатся рисовать, где перед ними каждый день, каждое занятие открываются горизонты прекрасного – это детский экологический центр. В ГЛАЗАХ ЗАЖИГАЕТСЯ ТЕПЛЫЙ СВЕТ Заглянем в один из его классов, где ребята мастерят из глины и других материалов всевозможные поделки, будь то отдельная фигурка, панно или объемная композиция. Занятия с учащимися ведет выпускница Магаданского педагогического института, ныне СВГУ, Анна Борисовна Байдарова, дочь легендарного северного летчика Бориса Петровича Комкова. В свое время она организовала в детском экологическом центре творческое объединение «Истоки». К «Истокам» потянулись дети. От желающих заниматься отбоя нет. Талантливый человек, она умеет увлечь детей, зажечь в них интерес к творчеству, развить его. В классе находятся работы, выполненные учащимися. Они расположены на полках, панно – на стенах, яркие, красочные, привлекающие внимание. Вот работа учащейся Евгении Бельмас «Магаданских окон негасимый свет». Композиция выполнена из пенопласта и глины. Перед нами фрагмент фасада жилого дома. Окна рядышком, от этажа к этажу. За ними жизнь людей. Каждый в комнате занят своим делом. Комнаты словно освещены изнутри, наполнены уютом. Видна домашняя утварь. В этой работе очень много сердечного тепла. Оно передается тому, кто смотрит в эти окна, они завораживают, находя отклик в вашей душе. Назовем несколько работ, находящихся в классе. Вот скульптурная композиция «Хор ветеранов». Выполнена она ребятами младшей группы. Каждый из учащихся мастерил из глины фигурку, затем раскрашивал, и получилась великолепная композиция. Количество фигурок соответствует реальному хору, те же светло-зеленоватые платьица, позы. Хорошо получилось. Вот работа «Ангел-хранитель» Людмилы Благодырь. «Аборигены» – Дианы Михеевой. Привлекает внимание композиционно великолепно выполненная работа Н. Колесниковой «Русалка». А вот другой экспонат – возлегающий человек с лицом мыслителя. Возникает желание поближе познакомиться с этим философом. Работа так и называется «Философ». Автор ее обозначил себя как Анна К.С. Рядышком другой милый экспонат – «Человек на Луне», работа одиннадцатилетней Арины Рыжковой. «С МАЛОЛЕТСТВА И ДО ЮНОШЕСТВА» Анна Борисовна говорит: – Дети обычно начинают заниматься в объединении с 10 лет. Почему? Мы, в основном, работаем с глиной. Глина – материал тяжелый, ее надо разминать. А у маленьких детей ручки слабые, не всегда справляются. Магаданская глина у нас не готовая, когда мы ее берем – она со всякими примесями, камнями. Ее надо вымешивать, убирать примеси. У маленьких детей не всегда хватает сил. Но есть энтузиасты-малыши, которые просто вгрызаются в наше отделение. Их уже не «выковыряешь». Даже четырехлетние приходят изначально с родителями. Они врастают в наше объединение. Есть ребята, начавшие ходить с малолетства и так до юношества. Есть девочки, что отучились у меня, они уже студентки, закончили вуз, вышли на работу, Наташа Колесникова сейчас работает художником оформителем в Магаданском кукольном театре. Но все они приходят ко мне. «ЧТОБЫ ДЕТИ РАБОТАЛИ АВТОРСКИ» Какой материал используется в классе при работе? Это песок, камни, папье-маше, кожа, нитки, глина, материя, проволока, коряги. Анна Борисовна говорит: – В один год в бухте Нагаева выбросило на берег очень много пемзы. Мы собрали кусков восемь. Если дети отдыхают с родителями за городом, на сопке или у моря – они знают, что нам для занятий нужны камешки, коряги. Они сами собирают их, приносят также и ракушки, и шишки. Как уже говорилось, основной материал, с которым занимаются дети, – глина. Глину Анна Борисовна добывает сама. Идет к морю, на побережье и во время отлива в определенных местах копает ее и несет на работу в класс. Здесь эта глина смешивается с другой глиной, что приобретается в магазине. В результате получается хороший материал для лепки. Анна Борисовна поясняет. – Глина для лепки, что продается в магазине, очень жирная. Если из нее лепить крупную фигуру, то при обработке в печке для сушки ее разорвет. Наша магаданская глина очень сухая. Мы смешиваем обе глины. Получается изумительная глина для лепки. Сделанная фигурка сохнет при комнатной температуре. Тонкая фигурка сохнет два дня, толстая – от семи до десяти дней. Большая фигура, с деталями разной толщины, для равномерной просушки накрывается целлофаном. Делается это для того чтобы она не потрескалась.
Затем фигурки обжигаются в муфельной печке при температуре тысяча градусов. Потом фигурка расписывается. О своем подходе в работе с детьми Анна Борисовна говорит: – Основное направление, которого я придерживаюсь, заключается в том, чтобы дети работали авторски. Если ученик станет копировать только педагога, то его личное творчество уходит в тень, глохнет, не развивается. Если у них есть вдохновение, я не вмешиваюсь – пусть трудятся. Когда дети не лепят, а хотят рисовать, пусть рисуют. Они на холст переносят свое настроение. НА ПЕРСОНАЛЬНОЙ ВЫСТАВКЕ В областном молодежном центре прошла персональная выставка Анны Борисовны. Народ шел и шел. Некоторые по три раза приводили своих друзей и знакомых. Сложно сказать, какой из выставочных экспонатов более привлекал посетителей. Каждый из них хорош и притягателен. Куклы выглядят по-доброму комично. Название экспонатов с юмором. И взрослые, и дети с улыбкой любуются экспонатами. Особенно притягивала к себе балерина на сцене. Размер композиции 42х42 см. Причем сцена с открывающимся красным плюшевым занавесом. Поза балерины вызывала улыбку. Работа называется «Прима Жизель Карловна Батман тандю». Каждый из посетителей мог открыть и закрыть занавес. Особенно это действо нравилось детям. Анна Борисовна не возражала, пусть детвора радуется. Малышне нравилась и табуреточка с игрушечным теленочком, на которую можно сесть, что они и делали. *** Куклы общаются с вами, показывают всем своим видом из какого мира они пришли, рассказывают о себе. Игрушки – это сестры и братья сказок, детства, нашего быта, оживающие страницы ушедшего времени. Вот прекрасная композиция «Сказка о рыбаке и рыбке». Целая картина, выполненная из глины, холста и дерева. Многие работы, как, например, «Демонстрация» сработаны из обыкновенной речной гальки. Выбивается из общего ряда такой экспонат как ксилофон, выполненный из гальки. Этот оригинальный инструмент издает приятные звуки. Мастерски выполнены фигура Пьеро по сказке Алексея Толстого «Золотой ключик», «Аквариум» (глина, окаменевшее дерево). Вот изображены Он и Она. Называется работа «Знакомство по объявлению». Фигуры моментально вызывают у зрителя теплую улыбку. Напротив этой пары кукла – этакая сельская «барышня» в деревенской одежде. Барышня смеется. Рот от уха до уха. В руке ведро. Зовут эту барышню «Дунька с водокачки». Вот рыба, очевидно еще неизвестная ихтиологам «Супероктальмус». Выполнена она из пемзы. Вызывают располагающую улыбку такие работы как «Женщина с огоньком», «Медаль «ни за что», «Дама с собачкой». Завораживает панно «Ожидание чуда». Экспонат выполнен из глины. Внимательно, словно изучая, посетители с улыбкой рассматривают работу, выполненную из текстиля, размер 50х40, «Анна в позитиве». На этой полной Анне, на ее объемном теле метром указаны идеальные женские пропорции. Одна из дам на выставке, рассматривая Анну, с горчинкой в голосе произнесла: «Мы тут как Анна нерпообразные. Купаемся в холоде». На выставке сразу же замечалось, что с первых шагов лица людей наполнялись улыбками. Если суммировать впечатления посетителей о работах, представленных на выставке, то это можно определить словами одной из посетительниц: «Выходишь с позитивом». Фигурки, куклы, при взгляде на них зажигают теплый свет в глазах и взрослых, и детей. Как так получается? Очевидно, многое зависит оттого, какими глазами автор работ смотрит на мир. Что он несет в своей душе. И еще Анна Борисовна говорит: «Куклы сами диктуют сюжет». Но надо видеть, как при посещении выставки навстречу учителю радостно бросались ее ученики-дети. Куклы диктуют сюжет, но в каком свете этот сюжет будет выглядеть – зависит от автора. Разные на территории России есть куклы, игрушки. На Руси это семеновские, федосеевские, филимоновские и другие. Теперь вот мы видим магаданские. Во всяком случае, хотелось, чтобы они были. Северо-Восток с его реками, морями, горными хребтами имеет свой образ. Может быть на последующих выставках магаданцы увидят изображения старателя, рыбака, геолога, учителя. Желательно, чтобы выставки, подобные этой, участвовали в днях микрорайонов города. О. МИХАЙЛОВ |