|
|
|
|
К 65-ЛЕТИЮ ВЛАДИМИРА БАРЛЯЕВА Народный артист России Владимир Барляев ушел от нас на шестьдесят первом году жизни в расцвете творческих сил, полный планов и замыслов по преобразованиям в нашем областном театре. Сегодня, накануне его юбилея, мне хочется вспомнить Владимира Барляева в его последней роли – роли Директора театра. Человек, отдавший театру свою жизнь, сам блистательный актер, он понимал, что главные в театре – зрители. Он хотел, чтобы приходя в театр, зрители попадали на праздник. Вот и реализовал свою мечту: в театре появилось зеркальное фойе и все, пришедшие на спектакль, ощущали себя гостями – как на балу в оперетте Иоганна Штрауса «Летучая мышь», ставшей для молодого актера Владимира Барляева своеобразным пропуском в мир оперетты после озвучания одной из ролей в экранизации этого шедевра. Я видела, как радовался он, видя восторг, который высказывали зрители, попадая с мороза в сияющий огнями, многократно отраженными в зеркалах, холл. Они поднимались по лестнице и попадали в портретную галерею театра, рассматривали уникальные макеты спектаклей, попадая в малое фойе. Он знал, как важно сохраняя историю театра, двигаться вперед. Именно при Директоре Владимире Барляеве удалось реализовать почти нереальное – открыть в Магаданском областном театре малую сцену, чем может похвастаться не каждый театр в более крупном городе. Ведь работа на малой сцене – это работа в другом сценическом пространстве, требующая от актеров и режиссеров специальных сценических решений. Здесь зритель невольно ощущает себя участником происходящих в спектакле событий, по сути происходит сотворчество актеров и зрителей. Это был серьезный эксперимент. И он удался! Сегодня все большее число магаданских зрителей стремится попасть на спектакли, проходящие на малой сцене, по сути готовы включиться в игру! И ясно, что зал на 30 мест уже маловат для всех, кого захватывает магия сотворчества. По сути, это «учебная» сцена для молодых актеров. Замечательный актер, он всегда понимал, что сегодня классику надо играть как современный спектакль, но и современный спектакль надо играть как классику. Так возник творческий союз директора Владимира Барляева с актрисой и режиссером Анной Варпаховской, как дань памяти режиссера Леонида Варпаховского, прошедшего ГУЛАГ. Об этом Анна Варпаховская рассказывала в передаче Александра Калягина «Отзвуки театра» в эфире «Радио России». Она с благодарностью вспоминала директора Владимира Барляева, предоставившего ей счастливую возможность поставить в Магадане два спектакля: «Средь бела дня» по пьесе А. Островского «Волки и овцы» и блистательную комедию положений «Коктейль по-французски». Анна Варпаховская передала в подарок театру костюмы и декорации к спектаклю «Средь бела дня». Владимир Барляев вводился в этот спектакль и замечательно сыграл роль осторожного и расчетливого помещика. Жаль, здоровье не позволило ему играть спектакли. Зрители Магадана по достоинству высоко оценили работы режиссера Варпаховской и приняли ее постановки как подарок дочери в память об отце. Обустраивая театр, бережно сохраняя доставшееся ему наследие директор Владимир Барляев стремился, чтобы зритель, приходя в театр, «забывал, что перед ним сцена», как писал Михаил Булгаков в «Театральном романе» – «… В каждом спектакле каждый из актеров должен вызывать у зрителя полную иллюзию». Актер Владимир Барляев в совершенстве владел умением «вызывать у зрителя полную иллюзию». Мы и сегодня живем в плену этой «иллюзии». Мы и сегодня, когда прошло четыре года, во власти его удивительного голоса, часто звучащего в передачах магаданского радио. Мы помним Владимира Барляева, стоящего за режиссерским «пультом» в хоровой капелле и в театре. Мы помним его на городских праздниках, идущим по городу, который он любил и посвятил ему свои песни, свою жизнь. Он сам был как праздник – красив, элегантен, всегда собран. Для небольшого города, каким является Магадан, личность такого масштаба, такого многогранного таланта значила так много. Мы еще не привыкли жить без него. Он действительно – незаменим!
От благодарных зрителей, Нина НОВОХАТЬКО.
|