|
|
|
|
Как-то, находясь в картинной галерее клуба «Металлист», где экспонируются полотна магаданских художников, вглядываясь в их сюжеты, отметил, да ведь нет среди них тех, что рассказывали бы хоть краем кисти о российских казаках-первопроходцах на Колыме, о том, как закладывались первые православные храмы в восемнадцатом веке на Колыме. Нет картин, рассказывающих о геологах Колымы, о Юрии Билибине, его сплавах по Бохапче, о его сподвижниках, последователях. Не видно холстов о мореходах, о пилотах, аэронавигаторах, строителях, тружениках морпорта нашего времени. А как великолепно бы смотрелся триптих о строителях Среднеканской ГРЭС, о том, как возводили плотину, машинный зал. Разве нечего рассказать кистью художника о горняках нового поколения, о работе «Полиметалла», «Кинросс ДВ», старательских артелях, об экипажах ледоколов, что трудятся в акватории Нагаевской бухты и за ее пределами во время проводки судов в Магадан. Подумалось, – а как воспринимались бы полотна, ретроспективно охватывающие период освоения российских земель Колымы и Чукотки от легендарного Семена Дежнева до наших дней. Интересно было бы увидеть на полотне, как по узкоколейке от Магадана к Палатке мчится паровоз, в народе за подаваемые сигналы прозванный Кукушкой. Базировалось паровозное депо в районе речки Магаданки там, где находились теплицы. Хотелось бы увидеть картины о начале развития Колымы, связанные с именем первого руководителя Дальстроя Берзина. Полотна, отражающие жизнь и деятельность ученых, внесших значительную лепту в становление и развитие науки о Севере. Об исследователе Северо-Востока России Сергее Владимировиче Обручеве. О докторе филологических наук Георгие Алексеевиче Меновщикове. Нет полотен с изображением известных всей стране и за рубежом магаданцев Елены Вяльбе, Александра Лебзяка. Весьма значимые были бы картины, посвященные колымчанам-фронтовикам, участникам Великой Отечественной войны. Среди них семья Бойко Александра Леонтьевна и Иван Федорович, воевавшая на танке, построенном за свои средства. Работникам ГАИ Г.А. Глинко, И.С. Голубеве, И.Л. Митюшине, также бивших фашистов на танке, построенном за свои средства. У авиаторов своя тема: развитие воздухоплавания на Колыме от первых гидросамолетов, что приводнялись в бухте Нагаево, до наших дней. О командире 1-й перегоночной авиадивизии начальнике Красноярской авиатрассы генерал-майоре авиации, герое Советского Союза И.П. Мазуруке. Авиатрасса от Аляски до линии фронта составляла 14 тысяч километров и проходила через Чукотку и Колыму. Бесспорно, в свете экономических взаимоотношений с зарубежными странами, была бы весьма интересна тема русской Аляски, об ее открытии и освоении россиянами. Эта тема обширна, весьма значима, интересна и способствует более глубокому взаимопониманию между людьми разных континентов. К тому же она познавательна для различной аудитории от школьников и студентов, до граждан, чьи интересы в силу тех или иных причин мало соприкасаются с историей. Эта тема дает столько великолепных сюжетов и знаменитых имен, достойных, чтобы об их деятельности на полотнах увидели современники. Первые правители русской Аляски: Александр Баранов, годы правления 1790-1818 г., Фердинанд Врангель, правление с 1830 по 1835 г. Отважные российские исследователи Дальневосточных морей: Гавриил Сарычев, Иосиф Биллингс, Иван Купреянов. О предпринимателях: директоре Главного правления Российско-Американской компании и члене-корреспонденте Петербургской Академии наук Кирилле Хлебникове, купце и предпринимателе, исследователе Русской Америки Григории Шелихове. О первых плаваниях российских судов в 1911 году «Колымы», и в 1912 году «Ставрополя» из Владивостока в НижнеКолымск. Сам художник вряд ли один «потянет» это дело. Здесь нужен ему заказ. Исходить он должен от организации – партнера художника на договорных условиях. В условиях должно быть оговорено: как провоз к месту работы художника, где делаются наброски, крыша над головой, питание и прочие бытовые условия. Заказчиками могут выступить крепкие организации, ведущие свою деятельность в области. К примеру: ГОК «Полиметалл», сильные золотодобывающие артели, то есть организации, связанные с добычей и переработкой полезных ископаемых, выступили бы с инициативой, чтобы художники подготовили по их заказам ряд полотен о геологах-первопроходцах, геологах нашего времени, горняках, о том, как сейчас ведутся горные работы. Разумеется, ряд полотен заказчик бы оставил для себя, а часть презентовал бы для истории, для постоянной или периодической экспозиции. Постоянная экспозиция могла бы размещаться в здании «Бизнес центра». Такое современное здание городу и области, с учетом развития Дальневосточного региона, подошло бы. С местом возведения его определиться несложно. Допустим, напротив Магаданского музыкально-драматического театра. Возможны другие районы города. Заказчиком ряда полотен могла бы выступить как мэрия города Магадана, так и областная администрация. В таких работах художник должен глубоко вникнуть в тему. Порой, возможно, потребуются консультации историка, специалиста определенного профиля. Чтобы писать такие картины необходимо уметь изображать человека, моделировать, уметь найти ему место в картине. Сюжет картины должен быть читаем, ясен и передавать дух своего времени. Это решается через действие изображаемого, психологическую трактовку события, связанную с действительностью трактуемого времени. Уметь передавать настроение через колорит и правильно расставлять акценты. В каждом полотне, желает этого живописец или нет, но будет присутствовать он сам, его ощущение передаваемых через кисть событий. Это, в том числе и его понятие тех событий, его темперамент, отношение к изображаемому, его мысли. И еще, полотна художников всегда остаются ценными и со временем их ценность только возрастает. Они становятся частью истории, а сюжеты ее неисчерпаемы. Что касается класса магаданских художников, то он весьма и весьма высок. О. МИХАЙЛОВ |