 |
|
|
|
Директор НИЦ «Арктика» ДВО РАН д.м.н., профессор, заслуженный деятель науки РФ Максимов Аркадий Леонидович. Специалист в области экологической физиологии и адаптации человека в экстремальных условиях. Область научных интересов: изучение полифункциональных особенностей отдаленных последствий адаптивных перестроек у уроженцев Крайнего Севера из числа лиц, проживающих там во 2-м и 3-м поколениях, но не относящихся к аборигенным популяциям. Автор и соавтор около 400 научных публикаций, в том числе 9 монографий и учебных пособий, 5 патентов на изобретения.
НИЦ «АРКТИКА» – 20 ЛЕТ
В послевоенные годы, когда Северо-Восток ускоренными темпами развивался, укреплял свой производственный потенциал, Магадан стал одним из крупных научных субъектов Восточной Сибири. Здесь открылись высшие учебные заведения и целый ряд научно-исследовательских институтов. Важным событием явилось и создание в 1991 г. Международного научно-исследовательского центра «Арктика» Дальневосточного отделения РАН. В связи с его юбилеем корреспондент «ВМ» встретился с заведующей отделом научно-технической информации Натальей Николаевной Максимовой, попросил ее ответить на вопросы редакции.
– Наталья Николаевна, что явилось причиной образования центра «Арктика»?
– Международный научно-исследовательский центр «Арктика» был организован в г. Магадане в целях координации и проведения совместной научно-исследовательской деятельности, направленной на изучение северной и арктической зоны Азиатско-Тихоокеанского региона в рамках Соглашения о международном сотрудничестве между Университетом Аляски (США) и Дальневосточным отделением академии наук СССР.
В соответствии с Постановлением Президиума Академии наук СССР от 28 мая 1991 г. № 169 в г. Магадане была создана Советская часть Международного научно-исследовательского центра «Арктика» Дальневосточного отделения Академии наук СССР, правопреемником которой в дальнейшем явилась Российская часть Международного научно-исследовательского центра «Арктика» Дальневосточного отделения РАН. Американская часть центра была представлена Департаментом Университета Аляски по российским связям. Советская часть центра имела статус юридического лица и действовала на правах самостоятельного научного учреждения ДВО АН СССР.
Организатором и первым содиректором МНИЦ «Арктика» от Советской стороны был назначен д.м.н., профессор Айдаралиев Асылбек Акматбекович, который руководил центром с 28.05.1991 г. по 26.05.1995 г. Содиректором центра с американской стороны стал заместитель президента Университета Аляски профессор Виктор Фишер.
С 1995 г. по настоящее время центром руководит заслуженный деятель науки, д.м.н., профессор Аркадий Леонидович Максимов.
– Скажите, а как шло организационное становление «Арктики», какие были ее первые «рабочие» шаги?
– Для решения организационных вопросов по созданию МНИЦ «Арктика» Президиумом ДВО АН СССР была определена первоначальная численность сотрудников центра – всего 4 человека, которая к концу 1991 г. составила 16 человек, и только к декабрю 1992 г. структура центра приобрела завершенный характер с численностью 61 человек.
Необходимо отметить, что научный потенциал центра был сформирован на базе отдела прикладной физиологии, активно функционирующего к моменту создания МНИЦ «Арктика» в структуре Института биологических проблем Севера ДВО АН СССР. Основные научные интересы отдела были сосредоточены вокруг проблемы адаптации человека на Северо-Востоке, изучении его функциональных резервов и работоспособности. Сотрудники отдела, занимающиеся проведением комплексных научных исследований в области экологии и физиологии человека, перешли работать во вновь созданный центр, основной задачей научной деятельности которого стало обеспечение проведения на Северо-Востоке России исследований в области медицинских проблем пришлого, коренного и аборигенного населения.
Помимо проведения собственно научных исследований МНИЦ «Арктика» участвовал в обеспечении российско-американских научных контактов и международного научного сотрудничества между организациями ДВО РАН и научно-образовательными центрами США. Для достижения этих целей заключались договоры с научными учреждениями США и других стран, осуществлялись совместные научные проекты, обеспечивались прием и организационная помощь иностранным ученым.
Наибольшее развитие в качестве научного учреждения, занимающегося фундаментальными и прикладными исследованиями в области экологической физиологии и адаптации человека на Севере, центр получил в 2000-2005 гг. В тот период в структуре центра было 6 лабораторий и 2 группы, численность его сотрудников составляла 78 человек.
– Какие проблемы ваш Центр решает сегодня?
– В настоящее время после проведения серии реформ по совершенствованию структуры Российской академии наук в составе центра имеются следующие научно-исследовательские подразделения: в Магадане – лаборатория физиологии экстремальных состояний и группа функциональной морфологии, во Владивостоке – лаборатория экологической нейрокибернетики, в Санкт-Петербурге – Межинститутская лаборатория сравнительных эколого-физиологических исследований, созданная на базе Института эволюционной физиологии и биохимии им. И.М. Сеченова РАН. Общая численность сотрудников составляет 45 человек, из них научный персонал – 22 человека, в том числе 5 докторов наук и 9 кандидатов наук.
В Центре открыта аспирантура по специальностям «физиология» и «экология», на базе которой возможны послевузовская подготовка и выполнение научных исследований для соискания ученой степени кандидата биологических и медицинских наук.
Российская часть Международного научно-исследовательского центра «Арктика» Дальневосточного отделения РАН в соответствии с Постановлением Президиума РАН от 9 декабря 2008 г. № 625 была переименована в Учреждение Российской академии наук Научно-исследовательский центр «Арктика» Дальневосточного отделения РАН.
Основными научными направлениями, сформировавшимися за весь период деятельности Центра, в рамках которых проводятся научные исследования, являются:
– комплексное развитие фундаментальных и прикладных исследований в области морфофизиологии, экологии человека и животных, медико-социальных основ жизнедеятельности коренного и пришлого населения в арктических и субарктических зонах Азиатско-Тихоокеанского региона;
– разработка математических моделей функциональных состояний человека в процессе его адаптации и жизнедеятельности в экстремальных условиях.
Научно-исследовательский центр «Арктика» является единственным научным учреждением Дальневосточного отделения РАН, занимающимся систематическими исследованиями в области адаптации и экологической физиологии аборигенного и пришлого населения, жизнедеятельность которого протекает в экстремальных природно-климатических условиях Северо-Востока России.
Сотрудники Центра проводят комплексные физиологические исследования параметров кардиогемодинамики, терморегуляции, макро- и микроэлементного обмена, показателей физического развития, гормонального, биохимического, психофизиологического статуса организма различных контингентов, проживающих в условиях Крайнего Севера при воздействии на них выраженных физических нагрузок, измененных газовых и температурных условий, социальной изоляции. Выполняются работы по исследованию соматометрических параметров и функции внешнего дыхания детей и подростков из числа аборигенного и пришлого населения.
– Что можно сказать о важнейших результатах научной деятельности «Арктики»?
– Участие в разработке концепции федеральных законов «Об основах государственной политики РФ в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» и «О районировании территории Российской Федерации», основанной на применении интегрального индекса дискомфортности среды проживания для человека с учетом возможной потери им здоровья и адаптационного потенциала. Предложена унифицированная методика расчета величины индекса дискомфортности в зависимости от климато-географических, социально-экономических, техногенных и медико-биологических факторов, позволяющая объективно, на строго научной основе, проводить районирование северных территорий с той или иной степенью выраженности воздействия на человека негативных факторов среды.
В целях установления роли экологических факторов в формировании зобной эндемии у жителей Магаданской области проведены исследования йодурии, морфологии щитовидной железы и биосред на содержание микро- и макроэлементов. Было установлено, что экстремальность природно-климатических условий Магадана приводит к деформации микроэлементного профиля человека, что лежит в основе формирования эндемичного зоба, не имеющего йоддефицитной природы.
При обследовании аборигенного и пришлого населения Северо-Востока России доказано, что у мигрантов даже спустя 15–20 лет пребывания на Севере не формируется состояние полной адаптации, аналогичные явления характерны и для уроженцев этих регионов. Фактически происходит процесс истощения функциональных резервов организма человека.
На основании натурных высокогорных исследований в горах Памира, Тянь-Шаня и Аляски здоровых спортсменов и лиц с поражением спинного мозга впервые изучены особенности физиологических механизмов, определяющих ритмическую деятельность сердца при длительном перераспределении кровотока в верхней части тела, что может лечь в основу формирования нового направления в спорте для лиц с ограниченными физическими возможностями.
По результатам исследований разработаны и внедрены в практику учреждений Департамента здравоохранения Магаданской области региональные нормативы эндокринных, иммунных и морфофункциональных показателей жителей Северо-Востока России.
В последние годы начаты комплексные исследования по изучению особенностей взаимосвязей личностных психологических характеристик индивидуума с параметрами его физического здоровья в зависимости от факторов окружающей среды.
На основе сравнительных исследований психофизиологических характеристик аборигенов и уроженцев Севера из числа европеоидов установлено, что среди подростков жителей труднодоступного Северо-Эвенского района по сравнению с их магаданскими сверстниками ярко выражены явления астенизации, тревожности и невротических состояний, которые развиваются на фоне более низкой самооценки своей личности и уровня нервно-психической адаптации. Показатели напряжения и активности регуляторных систем кардиогемодинамики у подростков п. Эвенска достоверно выше, а уровень функциональных резервов организма ниже, чем у их сверстников в г. Магадане, что связано с более выраженными негативными природно-климатическими и социальными факторами жизнеобеспечения жителей отдаленных поселков Колымы.
– Хотелось бы услышать о самых последних исследованиях ваших сотрудников.
– С 2009 г. начаты сателлитные исследования в рамках эксперимента «Марс-500», в процессе которого в динамике двухгодичных мониторных наблюдений изучаются параметры функции внешнего дыхания и сердечно-сосудистой деятельности у испытуемых, добровольцев г. Магадана, в сравнении с показателями участников моделируемого полета на Марс, находящихся при полной изоляции в специальном герметическом модуле в Институте медико-биологических исследований РАН (г. Москва).
Сотрудниками лаборатории экологической нейрокибернетики (г. Владивосток) разработана технология мониторинга здоровья здоровых и больных лиц «Компьютерная дермография», в которой реализован принцип дифференцированной оценки волновых характеристик биопотенциалов мозга. В результате решены задачи унифицированной количественной оценки состояния здоровья, включающей характеристику напряженности адаптационных механизмов, выраженности дисфункции висцеральных органов, и разработан алгоритм для топической диагностики патологических процессов.
Разработан и готов к серийному производству образец аппаратно-программного комплекса (АПК) «Лучезар-АЭКС», не имеющий аналогов в России и за рубежом, на базе которого реализована технология «Компьютерная дермография» с автоматизированной системой формирования диагностических медико-биологических данных, на которую получен патент. Аппаратно-программный комплекс «Лучезар-АЭКС» прошел апробацию при массовом обследовании детского и взрослого контингента гг. Владивостока, Магадана и центральных районов Колымы.
Записал Петр ЛИВАНОВ. |