|
|
|
|
Председатель Правительства Российской Федерации, лидер «Единой России» Владимир ПУТИН 9 февраля провел совещание по вопросу «Об итогах деятельности топливно-энергетического комплекса Российской Федерации в 2010 году и задачах на 2011 год». На нем были подведены ключевые итоги работы отрасли по всем направлениям в 2010 году, и определены задачи на 2011-й. «Отмечу, что удалось обеспечить рост всех – хочу это подчеркнуть: всех! – ключевых показателей работы ТЭКа в 2010 году, – сказал Владимир Путин.- Увеличилась добыча нефти и газа. По газу прирост добычи составил почти 12%. Что касается нефти, то мы впервые (впервые!) вышли на уровень добычи 505 млн т в год, и это самый лучший показатель в мире: Россия сегодня занимает 1-е место в мире по добыче. Это как раз тот оптимальный объем, который покрывает и внутренние, и экспортные потребности. И такой уровень добычи нефти мы должны удерживать в предстоящие годы. Кроме того, полным ходом идет освоение новых газовых месторождений – Бованенковского, Заполярного. Продвигаются проекты по сжиженному природному газу (СПГ) и освоению шельфа. Меняется и структура поставок нефти и газа. Российские компании выходят на новые экспортные маршруты, укрепляют свои позиции на внешних рынках, прежде всего в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР)». ОТ СЫРЬЕВОЙ СХЕМЫ К ПЕРЕРАБОТКЕ «Мы и дальше будем стимулировать глубокую переработку сырья, выпуск качественных нефте¬продуктов, отвечающих самым строгим экологическим требованиям, – заявил председатель правительства. – Такие производства с высокой добавленной стоимостью дают нам новые рабочие места, увеличивают налоговые поступления в бюджет, позволяют рачительно использовать природные богатства нашей страны. Напомню, что уже с 2011 года все наши НПЗ переходят на выпуск бензина стандарта «Евро-3». Кроме того, заводам, на которых глубина нефтепереработки меньше 70%, запрещено подключаться к магистральным нефтепроводам. Такую политику, подталкивающую компании, бизнес к качественному развитию, внедрению инноваций, будем проводить и впредь. В полной мере. Это касается и угольной промышленности. К концу 2015 года мы планируем завершить программу реструктуризации. Будем направлять средства на переобучение шахтеров, на ликвидацию аварийного жилья и бараков, на переселение людей из поселков вокруг выработанных шахт и разрезов. Добавлю, что в 2010 году угольная промышленность практически вышла на докризисный уровень». БЕЗОПАСНОСТЬ – ПРЕВЫШЕ ВСЕГО Вместе с тем особое внимание мы должны и впредь уделить вопросам безопасности в угольной отрасли – предотвращению аварий, созданию эффективной системы реагирования на чрезвычайные ситуации, – подчеркнул Путин. – Так, в июле прошлого года были внесены поправки в так называемый закон «Об угле», устанавливающие обязательные требования по дегазации шахт. Повышается ответственность собственников предприятий. Расширены полномочия Ростехнадзора. Его инспектора смогут приостанавливать работу предприятий, отстранять от работы их руководителей за грубые нарушения в сфере безопасности до вступления в силу решения суда. Теперь несколько слов о ситуации в электроэнергетике. В 2011 году, в текущем, в большой энергетике должно быть введено 32 объекта. Эти планы, безусловно, должны быть выполнены. Кроме того, прошу Минэнерго постоянно отслеживать график реализации инвестиционных программ и ввода энергоблоков, особенно тех, которые строятся в рамках договоров на поставку мощностей. Здесь срывов быть не должно. Такие масштабные планы развития, ввод большого количества новых станций и энергоблоков потребуют серьезной работы от российских машиностроителей. Мы, конечно же, рассчитываем, что наши машиностроители, энергомашиностроители, обеспечат выпуск современной техники, отвечающей всем мировым стандартам и требованиям. В ближайшее время в рамках отдельного совещания посмотрим, какие меры необходимо принять для поддержки нашего энергомашиностроения. В конце 2010 года – начале этого года мы столкнулись и с масштабными авариями. Без света и электричества остались многие регионы центральной России. Энергетики, ремонтники делали все, чтобы восстановить линии. Однако для ликвидации последствий аварий в некоторых районах и поселках потребовались не один день, и не одна неделя. Были случаи рассогласованных действий, отсутствия должной координации между ведомствами и территориальными энергетическими компаниями. Это чрезвычайное происшествие – следствие не только аномальной погоды. Конечно, это еще и серьезный сигнал, показывающий положение дел в сетевом хозяйстве. Оно у нас сильно устарело. По оценкам, физический износ распределительных сетей достигает 70%. Мы привыкли то тут, то там говорить о каком-то износе, но это действительно серьезный вопрос. Взять Калининград. Там некоторые вышки (опоры) стоят более 60 лет без замены и ремонта. Немцы еще строили. Нужно обновлять сети, оборудование, создавать резервные линии, отстраивать четкую работу региональных энергетических компаний, наводить порядок с лесными просеками вдоль ЛЭП, в том числе решить проблемы с выдачей разрешений на вырубку леса. В целом надо урегулировать все вопросы земельно-имущественных отношений, возникающие при строительстве и ремонте электросетевых и других линейных объектов ТЭКа. Обращаю внимание: следующую зиму мы должны пройти без повторения подобных аварий. Нужно провести детальный мониторинг и заранее локализовать все проблемные места в электросетевом хозяйстве, инфраструктуре. Прошу Министерство энергетики, ФСК, МРСК, а также «Ростехнологии», не откладывая, заняться всеми организационными и техническими вопросами. Параллельно с этим нужно готовить планы общего обновления сетей. Считаю, что здесь нужна специальная долгосрочная программа. Прошу Минэнерго представить свои предложения на этот счет. Работать надо! СИТУАЦИЯ С ЦЕНАМИ НА ТОПЛИВО СЕРЬЕЗНО ИЗМЕНИТСЯ Сегодняшнее совещание – повод обсудить еще одну очень важную проблему. Это ситуация с ценами. Надежное обеспечение внутреннего рынка должно служить для нас безусловным приоритетом. Нужно создать надежную страховку от разного рода скачков, от немотивированного и ни чем не обоснованного вздутия цен, а сам механизм ценообразования должен быть максимально прозрачным. В этой связи не могу не остановиться на ситуации с ценами на дизельное топливо, тем более что это один из ключевых ресурсов для сельхозпредприятий. Обращаю внимание, с декабря 2010-го по январь 2011 года рост цен на дизельное топливо составил более 35% (это отпускные цены с НПЗ). Средняя цена на солярку в январе перевалила за 28 тыс. рублей за тонну. Минэнерго, ФАС, Российская академия наук провели анализ факторов, оказавших влияние на такой бурный рост. И что выявилось на деле? Объективные факторы роста тоже есть, но они оказались совсем не основными. По данным Минэнерго и ФАС, получается, что более 50% в увеличении цены (или в абсолютных цифрах – в январе 3 тыс. 902 рубля, а в феврале 3 тыс. 500 рублей) приходится на так называемый фактор роста спроса. Именно этим объясняют рост цен представители нефтяных компаний. Такая постановка вопроса может привести к оправданию дефицита, а затем, на втором этапе, и к его искусственному созданию. Не хотелось бы думать, что причина скачка цен такая банальная – просто грубо извлечь необоснованную максимальную прибыль. Минэнерго, другие ведомства сейчас ведут работу по стабилизации рынка, взаимодействуют с нефтяными компаниями. В этой связи даю команду ФАС незамедлительно начать антимонопольное расследование по любым фактам необоснованного завышения цен на топливо. Также считаю, что нам необходимо подумать о формировании резервов на нефтепродукты для сглаживания сезонных колебаний. ЛЬГОТЫ ДЛЯ СЕЛЬХОЗПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ И, наконец, сегодня могу сообщить, что мы приняли принципиальное, согласованное с нефтяными компаниями решение: в текущем году продлить льготную цену на ГСМ для сельхозпроизводителей. Скидка должна составить 10% от цены, которая сложилась на 1 ноября 2010 года. Агропромышленный комплекс, который пережил очень трудный 2010 год, нуждается в поддержке. Нужно дать возможность нормально провести весенние полевые работы, заложить базу для будущего урожая. И, конечно, нам нужны системные решения, которые позволят сделать механизм ценообразования на рынке предсказуемым и объективным. Речь идет и об использовании прямых контрактов на поставку нефтепродуктов, и о широком внедрении механизмов биржевых торгов, которые позволяют установить справедливую цену. Мы с вами не раз обсуждали подходы к выработке эффективной модели налогообложения. Считаю, что дискуссия вокруг налогов явно затянулась. Это мешает компаниям выстраивать долгосрочные стратегии развития и планы. Поэтому прошу максимально оперативно проработать вопросы по налогообложению отрасли и представить возможные варианты для рассмотрения на правительственной комиссии по ТЭКу в самое ближайшее время. Весной надо эту работу закончить. ЭНЕРГЕТИКЕ НУЖНА МОДЕРНИЗАЦИЯ И последнее. Прошу Минэнерго совместно с «Газпромом» проработать возможности обеспечения паритетного доступа к трубопроводному транспорту всех независимых производителей – мы много раз уже это обсуждали – в целях заключения долгосрочных договоров поставок газа на энергообъекты, сооружаемые в рамках наших договоров на поставку мощности. Здесь тоже не могу не согласиться с энергетиками. Как же они будут вкладывать сейчас инвестиции, стройки осуществлять, будучи неуверенными в том, что они получат газ на эти объекты? И прошу Министерство энергетики вместе с «Газпромом» обязательно доработать этот вопрос и решить без всяких проволочек. Энергетика в широком смысле этого слова, безусловно, всегда была, есть и будет фундаментом нашей экономики. Собственно говоря, это фундамент любой экономики, нашей в том числе. Результаты работы отрасли в 2010 году говорят о том, что она восстанавливается, практически восстановилась. Теперь нам нужно уделить максимальное внимание выполнению тех задач, которые перед отраслью стоят в 2011 году с упором на модернизацию. Чем эффективнее мы будем работать, тем более конкурентоспособной будет экономика в целом». Напомним, почти половина дохода федерального бюджета приходится на нефтегазовую отрасль – более 4 трлн рублей. Без сомнения, принятые адресно Правительством Российской Федерации меры по созданию инфраструктуры Восточной Сибири, льготные ставки экспортной пошлины позволили ввести новые крупные месторождения и нарастить добычу даже в условиях кризиса. В структуре экспорта увеличилась доля нефтепродуктов, но реализация программ модернизации нефтеперерабатывающих заводов пока еще не завершена. Поэтому рост на данный момент создается за счет дизельного топлива и мазута, что по своей стоимости ниже альтернативной стоимости экспортной поставки нефти. Подготовила Л. ДЛИННЫХ. |