|
|
|
|
Президент Всероссийского фонда образования Сергей Комков о реформе бюджетных организаций и российском образовании… «В этом законе заложена серьезная концептуальная ошибка, которая может привести к очень серьезным изменениям в стране. Важнейшими социальными функциями государства являются образование, здравоохранение и социальная защита. Во всех странах мира, даже при самом диком капитализме, даже в США, система образования не является коммерческой сферой», – заявил в интервью «Русской народной линии» президент Всероссийского фонда образования, профессор Сергей Комков, комментируя намерение правительства провести в жизнь реформу социальной сферы в стране, в том числе и образования. Как пишет ИА «Новый регион», думское большинство экстренно приняло во 2-м и 3-м чтениях закон о реформе бюджетных организаций. Закон с туманным названием «О совершенствовании правового положения и реформе финансирования государственных и муниципальных учреждений» затрагивает интересы практически всех жителей страны. Он вводит новое разделение бюджетных учреждений в стране и предполагает радикальные изменения в финансировании таких организаций, как школы, детские сады, больницы. Все остальные госучреждения получают статус «автономных», чье финансирование будет осуществляться на основе госзаказа. При этом, частично им будет позволено оказывать платные услуги. В законе не прописаны гарантии оказания бесплатной медицинской помощи и обучения в школах и институтах. Противники закона сравнивают его возможные последствия с результатами ваучерной приватизации и монетизации льгот. Государство, с одной стороны, отказывается от субсидиарной ответственности перед бюджетными учреждениями, заменяя сметы на финансирование госзаданиями, которые можно легко урезать. Одновременно, бюджетным организациям оставляется возможность компенсировать недостаток финансирования платными услугами. Стандарты обучения ученика в школе (количество предметов и часов на их преподавание) можно не менять, но при этом сократить госзадание на количество выпускников. Тем самым всех детей сверх установленного госзадания школа должна будет обучать за деньги родителей. Запоздалая общественная кампания против уже принятого Госдумой законопроекта вызвала беспокойство у думского большинства и в правительстве, пишет «Новый регион». Ради обсуждения реализации законопроекта о реформе бюджетных учреждений депутаты фракции «Единая Россия» провели общее собрание фракции (315 депутатов), первое в истории Госдумы нынешнего созыва. Выступавшая перед единороссами замминистра финансов Татьяна Нестеренко (одна из главных инициаторов реформы) назвала мифами прогнозы о том, что переход на госзадание приведет к резкому сокращению бесплатных и расширению платных услуг в медицине, образовании и других сферах. Эти «мифы должны быть развеяны», заявила она. Участникам собрания были розданы информационные материалы, которые в стиле слайд-презентации показывали, что с принятием этого закона не изменится ничего, кроме того что повысится эффективность бюджетных расходов на социалку и улучшится качество оказываемых услуг. А первый вице-спикер Госдумы Олег Морозов, который председательствовал на собрании, заявил еще, что «эту искаженную картину» распространяют «не только оппозиция, но и деструктивные силы». Профессор Сергей Комков (который, согласно позиции депутата Морозова, и является элементом этой «деструктивной силы») считает, что перевод школы хотя бы даже на частичное самообеспечение – это серьезная концептуальная ошибка государственного уровня. «Даже вся система образования в США существует на бюджетные средства, за исключением небольшого количества частных элитных школ, которые есть во всех странах. Во всех развитых странах Европы образование является не просто бесплатным, – образовательным учреждениям категорически запрещено зарабатывать какие-либо деньги, потому что главной их функцией является образование и воспитание подрастающего поколения», – подчеркнул ученый. «Сегодня в России пытаются поставить во главе образовательных учреждений каких-то менеджеров-экономистов, которые будут изобретать какие-то способы зарабатывания денег. Но руководитель образовательного учреждения – это руководитель педагогического коллектива, это старший педагог. Он не должен ломать голову над тем, как ему обеспечить образовательный процесс, – его должно обеспечивать государство. А если государство перестает выполнять эту важнейшую социальную функцию, это означает, что государство прекращает свое существование, и в таком случае стране не нужна ни оборона, ни государственная безопасность. Все отдается в руки рынку, а рынок будет формировать такую личность, которая не пойдет оборонять и защищать свою страну», – подчеркнул С. Комков. Он заметил, что сегодня никто не знает, каков будет уровень минимального образовательного стандарта, который будет финансироваться за счет бюджета. «Этот стандарт будут определять где-то к концу этого года. Кто и каким образом – никто не знает, – сказал профессор. – У меня есть серьезные опасения, что за рамки этого обязательного образовательного стандарта вылетит большая часть развивающих предметов – изобразительное искусство, музыка, хореография, хоровое пение, спортивные занятия, техническое творчество, рукоделье. То есть то, что развивает творческую личность. Будет предложено все это оплачивать за счет родителей. Во всех развитых странах мира развивающие уроки являются не просто бесплатными, – они обязательные. Все это – бесплатно. Выводя предметы творческого цикла за рамки общего образования, государство дает понять, что оно не озабочено развитием творчески активной личности». Сергей Комков напомнил, что почти 40% жителей России живет за чертой бедности. А это означает, что у большей части населения не будет возможности оплачивать для детей школу. «Постепенно создастся система, при которой будет узкая категория людей, имеющая доступ к творческому развитию детей, и будет большинство, лишенное этой возможности. Тем самым совершается серьезный раскол общества. Система образования, в частности, должна работать на то, чтобы нивелировать социальные противоречия, в этом же случае они только усугубляются», – считает президент Всероссийского фонда образования. По его мнению, вместо этих реформ правительство должно принять решение об увеличении финансирования образования с 3,5% ВВП до 8-9%, т. е. до среднеевропейского уровня. «Вместо того, чтобы это сделать, наши реформаторы хотят предоставить школам право зарабатывать самим и вместо педагога посадить туда бухгалтера, который будет не планировать образование подрастающего поколения, а только считать деньги. Это может кончиться весьма плачевно. Большая часть школ, особенно сельских, со временем может попросту умереть. В отличие от школ больших городов им не на чем зарабатывать, некому сдавать свои площади, некого дополнительно обучать. Поэтому этот закон должен подлежать пересмотру и отмене. Нам нужна умная, грамотная, сбалансированная государственная политика в области образования и увеличение финансирования образования в два-три раза. Иначе попытки «финансового лобби» в образовании протолкнуть эти реформы кончатся для нас трагично», – заключил Сергей Комков.
25 –26 мая состоялся XIV Всемирный русский народный собор «Национальное образование: формирование целостной личности и ответственного общества», сообщает Патриархия.Ru. Церемонию открытия возглавил глава ВРНС Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. В президиуме заседания ВРНС также находились С.В.Медведева, председатель Попечительского совета целевой комплексной программы «Духовно-нравственная культура подрастающего поколения России»; В.Н.Ганичев, заместитель главы ВРНС, председатель Союза писателей России; Г.С.Полтавченко, полномочный представитель Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе; С.В.Лавров, министр иностранных дел России; А.А.Авдеев, министр культуры; А.А.Фурсенко, министр образования и науки; А.П.Торшин, заместитель председателя Совета Федерации; Л.К.Слиска, заместитель председателя Государственной Думы; А.М.Бабаков, заместитель председателя Государственной Думы; С.А.Попов, председатель Комитета Государственной Думы по делам общественных объединений и религиозных организаций; Ю.М.Лужков, мэр города Москвы и др. В работе Собора приняли участие старообрядческий митрополит Московский и всея Руси Корнилий; главный раввин России А.С.Шаевич; председатель Центрального духовного управления мусульман России Талгат Таджуддин; руководитель фракции КПРФ в Государственной Думе Г.А.Зюганов. К участникам XIV Всемирного русского народного собора обратился Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. В своем слове Его Святейшество обратил особое внимание на значимость нравственной составляющей в образовательном процессе и охарактеризовал попытки «превратить образование в сферу коммерческих услуг» как опасные и чуждые национальной традиции и народному менталитету. Патриарх Кирилл призвал помнить, что образование «не сводится к просто накачке ребенка житейски полезной информацией». По его словам, «миссия образования, в первую очередь, заключается в передаче не только знаний, но и моральных норм», сообщает Интерфакс. Предстоятель РПЦ отметил, что каждая культура обладает собственным духовным кодом, который влияет на систему ценностей того или иного народа, и дело образования, по его словам, заключается в том числе и в воспитании детей в рамках этой системы ценностей. Он призвал участников собора задуматься над тем, «могут ли глубинные внутренние вопросы предлагаться просто как предметы в условиях рынка». На открытии Собора было оглашено приветствие Президента России Дмитрия Медведева, которое зачитал Г.С.Полтавченко, и приветственное послание председателя Правительства России Владимира Путина, которое зачитал А.А.Фурсенко. «Нашим детям необходим нравственный фундамент, составляющий основу для принятия ключевых жизненных решений, – подчеркнула в своем выступлении Светлана Медведева. – Ведь безнравственность, отсутствие моральных ориентиров может стать препятствием на пути развития общества и государства». Указав на то, что нравственный компонент образования «требует огромных педагогических усилий и даже введения новых учебных предметов», Светлана Владимировна выразила уверенность в том, что детям знать о существовании «объективного нравственного закона» столь же необходимо, как и о законах Ньютона. «В России естественно обратиться к традициям, во многом определяющим ход отечественной истории и развития культуры – это традиции православного христианства и других традиционных религий», – отметила С.В.Медведева. Многолетняя дискуссия на тему, нужно ли в школе преподавание религиозных культур, завершена – «найдено решение, устраивающее всех», в том числе и тех, кто хочет изучать нерелигиозные основания нравственности, с удовлетворением констатировала супруга Президента. |